Основные этапы в развитии науки конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы в развитии науки конституционного права



В развитии науки конституционного права выделяются несколько периодов. Зарождение данной науки в России, в составе которой находилась и Беларусь, относится к XIX в. Однако долгое время она пребывала в «зачаточном» состоянии, поскольку в условиях существования в стране всевластия монарха и бюрократического аппарата всякие попытки теоретического обоснования некоторых начал выборного правления, сочетаемого с монархической властью, т. е. конституционной монархией, которые к тому времени уже сложились в некоторых европейских государствах, заканчивались безрезультатно.

Определенный толчок развитию науки конституционного права дали начавшиеся в 60–70 гг. XIX в. коренные изменения в общественном строе, организации управления, судебной системе. Отмена крепостного права, введение земского самоуправления, получение судами определенной независимости стали предметом научных изысканий. Начинаются обсуждения вопросов, касающихся политической свободы, наделения отдельных групп населения политическими правами, появляются высказывания о целесообразности преобразования абсолютной монархии в конституционную.

Очередной этап в развитии науки конституционного права был связан с радикальными государственными реформами начала XX в., которые в значительной мере стали результатом и научных разработок. В науке начинается широкое обсуждение царских манифестов 1905 г., которые даровали народу основные политические права и свободы; был учрежден первый общегосударственный представительный орган власти – Государственная дума с правом законодательной деятельности; утверждены общегосударственные законы – прообраз российской Конституции. В стране начинают появляться различные политические партии, общества и союзы. Начинают активно обсуждаться проблемы, касающиеся гражданского общества, демократии, прав личности, прав партий и иных общественных объединений, свободы совести, избирательного права и иных жизненно важных вопросов, требовавших научного обоснования.

Среди известных ученых-государствоведов конца XIX – начала XX в. можно назвать А. С. Алексеева, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, В. М. Гессена, Б. Н. Чичерина, А. Д. Грановского, В. В. Ивановского, М. М. Ковалевского и др.

Несколько этапов в развитии конституционного права выделяются и в советский период.После свершения Октябрьской революции 1917 г. любая область обществоведения и, в первую очередь, наука конституционного права обязаны были пропагандировать идеи классиков марксизма-ленинизма как основного инструмента решения всех стоявших перед государством задач. В работах ученых «доказывалась» обреченность буржуазного строя и его права, неизбежность победы во всем мире социализма, преимущества новой социально-политической системы в форме диктатуры пролетариата. На эти позиции вынуждены были перейти и некоторые дореволюционные ученые.

Следует отметить, что с основанием в 1921г. Белорусского государственного университета в нашу республику прибыла группа известных ученых из России, среди которых были В. Н. Дурденевский и Г. С. Гурвич, явившиеся авторами ряда работ, посвященных конституционному праву зарубежных стран. Так, в 1925 г. был издан первый учебник по иностранному конституционному праву, подготовленный В. Н. Дурденевским. В 1927–1929 гг. были опубликованы три работы Г. С. Гурвича, посвященные политическому строю Великобритании, США и Франции, в которых с позиций марксизма-ленинизма критиковались основные институты конституционного права этих стран. В этот период активно трудились и такие ученые, как Г. Е. Поречин, И. И. Крыльцов и др.

Очередной этап в истории советского государства начинается с приходом к власти И. Сталина, с чьим именем связывается установление в стране тоталитаризма, беззакония и массовых репрессий. Данные обстоятельства привели к свертыванию научных исследований по государственному праву. В 30–40 гг. XX в. были изданы единичные исследования, которые в основном базировались на государственной идеологии. И лишь отдельные ученые, занимаясь чисто академической наукой, в своих работах проповедовали нейтральную позицию, т. е. и не критикуя, и не восхваляя правящий режим и проводимую им политику, внося тем самым определенный вклад в развитие науки государственного права. Это работы И. Д. Левина, С. Л. Ронина, С. Я. Ошерова и др.

По окончании Второй мировой войны в исследованиях государственного права зарубежных стран выделяется новое направление и связано это было с возникновением стран т. н. народной демократии и учреждением системы социализма. В 1949 г. профессор Н. П. Фарберов подготовил учебник «Государственное право стран народной демократии», который явился первым изданием подобного рода. Опыт данных стран рассматривался как повторение курса СССР. Тем не менее, данный учебник, как и другие работы, изданные в конце 1940-х – начале 1950-х гг., несли в себе и объективную информацию, касавшуюся содержания, тенденций развития, особенностей общественного и государственного устройства этих стран, состояния науки государственного права. В данном плане можно отметить работы В. Е. Чиркина, В. Ф. Котока, Д. Л. Златопольского и др.

Очередной этап в развитии науки государственного права начинается с периода после сталинской «оттепели». Новым руководством компартии и страны принимаются определенные меры по демократизации общественной жизни. Реабилитируются жертвы политических репрессий, принимаются меры по повышению роли представительных органов власти. В силу изменений, произошедших в характере политической системы общества, в стране началось довольно активное развитие государственно-правовой науки, которая стала носить более объективный характер. Однако в работах 60­–80-х гг. XX в. в значительной мере сохранялись утопические идеи марксистско-ленинской теории, идеализация советского социалистического строя как самого гуманного и справедливого в мире. Тем не менее, нельзя полагать, что ученые данного периода в полной мере оправдывали прошлое в жизни своей страны. Ими был разработан ряд конституционно-правовых проблем, касавшихся правого института личности, гражданского общества, местного самоуправления, непосредственной и представительной демократии и т. д. В этот период становятся известными имена десятков ученых-государствоведов (С. А. Кравчук, А. И. Лепешкин, В. С. Основин, Н. В. Витрук, Г. В. Барабашев, Б. Н. Габричидзе, А. И. Ким, Б. А. Страшун, С. А. Авакьян, А. А. Мишин, А. Е. Коз­лов, В. Е. Чиркин и др.).

Значительный вклад в развитие науки конституционного права внесли и такие белорусские ученые как С. Р. Вихарев, Л. А. Рудзицкий, В. А. Дорогин, А. А. Головко, А. Т. Лейзеров, чьи имена были хорошо известны и за пределами республики.

  С распадом СССР наука конституционного права освободилась от «идеологических пут», перед ней открылись новые возможности. Современное конституционное право развивается в русле положений Конституции, идей демократического правового социального государства. Данное положение в полной мере относится и к Республике Беларусь. Проводимые здесь исследования способствуют дальнейшей демократизации политической системы общества, развитию гражданской инициативы, претворению в жизнь национальной идеи по построению сильной процветающей Беларуси. Весомую лепту в развитие науки конституционного права вносят такие современные отечественные ученые, как: Г. А. Ва­си­левич, Д. М. Демичев, В. И. Шабайлов, А. Г. Тиковенко, М. Ф. Чудаков и др.

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:

- отрасль конституционного права;

- основы науки конституционного права.

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в учебных заведениях. Иными словами, данная учебная дисциплина базируется на достижениях науки конституционного права. В свою очередь, и наука конституционного права не может развиваться без учебной дисциплины, поскольку без обучения конституционному праву невозможно ожидать, что в стране будут пополняться ряды ученых, развивающих науку. То есть становление ученого невозможно без предварительного изучения учебного курса конституционного права.

Вместе с тем между наукой конституционного права и одноименным учебным курсом имеются и существенные отличия, поскольку они решают разные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей.

Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе обучающиеся овладевают уже добытыми наукой знаниями.

 

Вопросы темы

1. Понятие и предмет науки конституционного права, ее отличие от отрасли конституционного права.

2. Источники и методы науки конституционного права.

3. Основные задачи и функции науки конституционного права.

4. Основные этапы в развитии науки конституционного права.

5. Конституционное право как учебная дисциплина, ее связь с наукой конституционного права.

 

Задания

1. Попытайтесь выяснить, кто из белорусских ученых, занимавшихся наукой конституционного права, работал в Белорусском государственном университете с момента его открытия?

2. Приведите примеры наличия взаимосвязи и отличий между понятиями конституционного права как отрасли, как науки и как учебной дисциплины?

3. Найдите отличия между системой конституционного права как отрасли и системой конституционного права как учебной дисциплины?

4.Назовите имена известных современных  российских ученых, занимающихся проблемами науки конституционного права.

Вопросы для обсуждения

1. В связи с чем предмет науки конституционного права не остается неизменным?

2. Как Вы можете прокомментировать выражение, что «наука конституционного права – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее»?

3. Наука конституционного права является более динамичной в сравнении с одноименным учебным курсом. С чем бы это могло быть связано?

4. Оказывает ли влияние на развитие науки конституционного права характер существующего в государстве политического режима?

 

Задачи

1. Студент Петров, отвечая на вопрос преподавателя отметил, что конституционное право как наука и как учебная дисциплина решают одни и те же задачи. Согласны ли Вы с данной точкой зрения? Свой ответ обоснуйте.

2. На вопрос преподавателя студент Хромов верно отметил, что между задачами и предметом науки конституционного права имеется определенная взаимосвязь. Однако каких-либо примеров в подтверждение сказанному он не смог привести. Изложите свою позицию по данному вопросу.

3. Студент Сидоров справедливо полагает, что наука конституционного права имеет ярко выраженное прикладное значение. Какие доводы в пользу этого он мог изложить?

4. Как Вы полагаете, можно ли отнести к предмету науки конституционного права одноименную учебную дисциплину? Свой ответ аргументируйте.

5. Студент Петров, отвечая на вопрос преподавателя отметил, что система конституционного права как науки, учебной дисциплины и отрасли в полной мере идентичны. Разделяете ли Вы данную позицию?

6. Студент Петровский верно полагает, что одной из функций конституционно- правовой науки является прогностическая функция. Поддерживаете ли Вы данную точку зрения и если – да, то почему?

7. Отвечая на вопрос преподавателя, студент Земцов отметил, что наука конституционного права занимает ведущее место в системе юридических наук. Однако аргументировать свою позицию он не смог. Согласны ли Вы с мнением студента? Свой ответ обоснуйте.

 

Темы рефератов, докладов

1. Значение науки конституционного права в развитии государства и общества.

2. Предмет науки конституционного права.

3. Основные задачи и функции науки конституционного права.

4. Общее и особенное между конституционным правом как отраслью права, как наукой и как учебной дисциплиной.

5. Основные этапы в развитии науки конституционного права.

6. Система конституционного права как отрасли, как науки и как учебной дисциплины.

 

Тема 4

ПОНЯТИЕ КонституциИ как основноГО законА государства

Основные положения

В литературе приводятся различные определения конституции – более или менее развернутые. В самом общем виде ее можно определить как Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой. При этом следует отметить, что применительно к Республике Беларусь, определение Конституции получило здесь законодательное оформление в законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии с ним, «Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений». Таким образом, именно в силу особой значимости регулируемых общественных отношений Конституции нередко сопутствует другое название – Основной Закон.

Конституция - обязательный компонент современного государства. Ее принятие свидетельствует о демократизации общества и государства, поскольку конституция предусматривает определенные ограничения государственной власти, создание возможностей для саморегулирования общественных отношений.

Основной задачей конституции является закрепление прав и свобод человека и их гарантированность.

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, которые в последствии получают детальное правовое регулирование в текущем законодательстве. Содержание конституции позволяет говорить о ней как об основе всей правовой системы государства, так как ее нормы являются основополагающими для различных отраслей права. Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и роль личности в этом процессе.

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, государственное и административно-территориальное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и законов Республики Беларусь.

Конституция как основной закон призвана выполнять ряд функций.

Функции Конституции – основные направления ее воздействия на общественные отношения, т. е. ее общественное предназначение и способы его реализации. Конституция выполняет следующие функции:

- юридическую – являясь Основным Законом и обладая высшей юридической силой регулирует основополагающие общественные отношения, функционирующие в обществе;

- политическую – определяет политическое устройство государства, регулирует политический процесс в обществе, служит правовой основой политической системы, определяет отношения государства с гражданами;

 - идеологическую (воспитательную) – отражает господствующую в обществе социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение; прививает гражданам уважение к Закону, к общепризнанным в мире ценностям.

Кроме того, конституция выполняет и другие функции: учредительную, регулятивную, систематизирующую, охранительную, социальную, экологическую, организационную, информационную и т. д.

Все функции конституции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга. Четкую грань между ними провести сложно. Это деление носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмысливанию социальной значимости и предназначения конституции.

Конституции присущи следующие характерные черты:

- принимается особым субъектом, т.е. народом или от имени народа;

- учредительный, первичный характер ее положений;

- всеохватывающий объект регулирования.

Юридические свойства конституции:

- обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам;

-выступает в качестве основы формирования всего текущего законодательства;

- является основным источником конституционного права;

- предусмотрена особая охрана, в чем задействована вся система государственных органов;

- предусмотрен особый порядок принятия и внесения изменений и др.

Классификация конституций.

1. По форме, т. е. способу организации заключенного в ней материала:

– состоящие из одного нормативного акта (кодифицированные);

– состоящие из нескольких нормативных актов (некодифицированные, например, Конституции Швеции, Дании, Австрии и др.).

2. По способу внешнего выражения конституционных норм:

– писаные;

– неписаные (некоторые авторы называют их смешанными).

 Неписаные конституции встречаются редко (например, в Великобритании, Новой Зеландии, Израиле).

3. По способу принятия:

– принятые путем народного голосования (референдумом). К примеру, таким способом были приняты конституции во Франции, в России, Монголии и др.);

– принятые законодательным органом (наиболее распространенный способ);

– принятые специально создаваемым для этого органом, например учредительным собранием, конституционной ассамблеей (конституции Бразилии, Португалии и др.);

– принятые законодательным органом (или учредительным собранием) с последующим утверждением на референдуме (таким способом были приняты конституции Испании, Швейцарии, Турции и др.);

– октроированные, или дарованные (монарх дарует конституцию своему народу; или метрополия предоставляла конституцию своим колониям, так называемые колониальные конституции).

4. По порядку внесения изменений и дополнений:

– гибкие (изменяются как обычные законы);

– жесткие (для внесения изменений необходимо соблюсти ряд установленных требований, что усложняет этот процесс).

В качестве гибких конституций выступают неписаные конституции.

5. По времени действия:

– постоянные (срок действия не оговорен);

– временные (принимаются на определенный срок: конституции Индонезии 1950 г., Португалии 1974 г.).

 В литературе можно встретить и иные критерии классификации конституций. При этом следует иметь ввиду, что классификация конституций носит довольно условный характер, поскольку совершенно одинаковых конституций в мире нет. Они отличаются спецификой принятия, расстановкой политических сил во время их разработки и принятия, существующими в данной стране обычаями, традициями и др. Использование классификации конституций облегчает восприятие общей картины конституционного строительства.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Иными словами, структура конституции – это порядок ее организационного строения, внутренняя последовательность расположения ее составных частей.

Наряду с основной частью и заключительными переходными положениями, конституции многих государств содержат и преамбулу (введение).

Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. В них обычно излагаются цели конституции, исторические обстоятельства и причины ее принятия, иногда провозглашаются принципы государственной политики и иные положения. Эта часть конституции важна в политическом и идеологическом плане. Ее положения могут применяться для толкования и применения последующих статей конституции, т. е. выступать в качестве своеобразного ориентира направлений этого толкования. Что же касается юридической силы преамбулы, то этот вопрос является несколько дискуссионным. К примеру, И.А. Алебастрова отмечает, что в большинстве стран положения преамбулы не имеют нормативной природы и прямого действия, они могут применяться лишь для толкования остальных норм конституции. Однако в тех случаях, когда преамбулы содержат провозглашаемые права и свободы, как, например, преамбула французской Конституции 1946г., продолжающая действовать и после вступления в силу ныне действующей Конституции Франции 1958г.,  имеет нормативное значение (см. И.А. Алебастрова.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – с. 20.). Аналогичную позицию высказывают и авторы учебника «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», изданного под редакцией доктора юридических наук, профессора Б. А. Страшуна (см. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учеб. для вузов /Рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005г. - с. 96.).

Построение основной части (собственно текста конституции) всегда не случайно. Авторы конституций всегда идут от важнейших институтов к менее важным. Долгое время на первое место «ставили» парламент, главу государства, затем правительство и другие органы государства – суд, местные органы и т.д. Однако после второй мировой войны появилась тенденция на первое место ставить разделы о правах и свободах гражданина.

Заключительные и переходные положения позволяют обеспечить плавный переход к реализации тех норм конституции, которые не могут быть исполнены с введением в действие конституции. Иными словами, данный раздел конституции обычно включает нормы, закрепляющие сроки и порядок перехода от правил, закрепленных в предыдущей конституции, к новым правилам, а также сроки избрания (формирования) новых органов государства и т.д.

 

Вопросы темы

1. Понятие конституции как Основного Закона государства. Ее социальная, политическая и правовая сущность.

2. Юридические свойства конституции.

3. Функции конституции.

4. Классификация конституций.

5. Структура конституций.

 

Задания

1. Раскройте понятие и сущность конституции как юридического, политического, идеологического и научного документа.

2. Укажите основные способы принятия конституции. Какой из них, на Ваш взгляд, более демократичен?

3. Пользуясь тестом Конституции Республики Беларусь, укажите положения, направленные на обеспечение ее верховенства и стабильности.

 

Вопросы для обсуждения

1. В настоящее время конституции имеются практически во всех государствах. Что, на Ваш взгляд, явилось причиной и с какой целью стали приниматься конституции?

2. По порядку изменения различают «гибкие» и «жесткие» конституции. Всегда ли «жесткие» конституции отличаются большей стабильностью в сравнении с «гибкими» конституциями?

3. Как Вы считаете, почему Конституция выполняет роль основы идеологии государства?

4. Согласны ли Вы с утверждением, что «жесткость» конституции имеет как плюсы, так и минусы?

 

Задачи

1. Студент Горошко, раскрывая содержание сущности конституции отметил, что она определяется объемом закрепленных прав и свобод, т. е., чем их больше – тем конституция демократичнее.

Ответ: *нет, не согласна. Т к демократия – это политический режим, подразумевающий под собой власть народа, кол-во стате й не зависит от содержания.

Разделяете ли Вы точку зрения студента?

2. Разрешите спорный вопрос, возникший между студентами Цвирко и Коз­ловым. Первый из них утверждает, что Конституция – это юридический доку­мент, а второй – что политический. Кто из них прав? Либо каждый из них прав отчасти?

Ответ: Отчасти правы оба, конституция – это не только юридический, политический, но ещё и идеологический документ.

3. Студент Иванов полагает, что Конституция является источником не только конституционного права, но и других отраслей национальной правовой системы. В связи с этим он делает вывод о неправомерности считать конституционное право основополагающей отраслью. Прокомментируйте позицию студента. Прав ли он?

Ответ: Студент не прав. Да, конституция включает в себе права других отраслей, но это лишь для того, чтобы задать ориентир политического движения страны. В других источниках права положения конкретизируются, обретают более чёткую форму и не противоречат конституции. Сама же Конституция же остаётся основным законом государства, обладающим высшей юридической силой.

4. Студент Матвеев отметил, что в качестве источников конституционного права, наряду с нормативными актами государства, могут выступать также акты санкционированного и делегированного правотворчества. Однако конкретных примеров на сей счет он назвать не смог. Прав ли студент и, если да, то приведите примеры обозначенных актов.

Ответ: Нет. Конституция- это высшая юр сила

5. Между студентами возник спор в отношении наличия либо отсутствия юридической силы у преамбулы конституции. Один из них полагает, что преамбула не обладает юридической силой, а другой – что обладает. Разрешите возникшую спорную ситуацию.

Ответ: Существует несколько подходов к пониманию вопроса. Одни учёные утвержают, что да, а другие, напротив, отрицают данный факт. Всё зависит от содержания в конституции.

 

Темы рефератов, докладов

1. Конституция – важнейший источник конституционного права.

2. Функции конституции.

3. Юридические свойства конституции.

4. Прямое действие конституции, ее соблюдение и правовая защита.

 

Тема 5

Конституционное развитие Беларуси

Основные положения

История конституционного законодательства Беларуси неразрывно связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Беларуси (как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

В течение советского периода времени в Беларуси было принято четыре Конституции, которые, безусловно, имели свои характерные особенности. В то же время им был присущ и ряд общих черт. В частности:

- все они носили классовый характер (в особенности первые две);

- закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм;

- исключали многопартийность, политический плюрализм, многообразие идеологий и мнений;

- не закрепляли принцип разделения властей, т.е. в качестве единственных органов власти формально провозглашались лишь Советы депутатов различных уровней;

- не допускалось многообразие форм собственности;

- не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности;

-не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права;

- многие их нормы носили декларативный характер, т.е. не действовали на практике;

- принимались по инициативе и лишь после предварительного одобрения со стороны партийных органов.

Первая Конституция Беларуси (тогда – Социалистической Советской Республики Белоруссии)была принята 3 февраля 1919 г. Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование ССРБ. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и трех разделов: «Общие положения Конституции», «Конструкция советской власти», «О гербе и флаге». В ней провозглашалось полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Высшим органом власти объявлялся съезд Советов Белоруссии, а в период между съездами – избираемый съездом Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) численностью не свыше 50 человек. Функции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом для общего управления делами Республики.

Была отменена частная собственность на землю, леса, недра, воды, а также весь живой и мертвый инвентарь; образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявлялись национальным достоянием.

Устанавливалась всеобщая воинская повинность, однако почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только рабочим и крестьянам. На нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Конституция была в значительной степени идеологизированной, утверждала диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, признавала применение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.

Устанавливалась всеобщая трудовая повинность, провозглашался лозунг: «Не трудящийся да не ест».

Некоторые положения Конституции содержали и позитивные моменты. Так, церковь отделялась от государства и школы, провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности, закреплялось право на объединение в организации. Для рабочих и беднейшего крестьянства предоставлялось бесплатное образование.

Конституция провозглашала возможность предоставления права убежища иностранцам, подвергавшимся преследованию за политические и религиозные убеждения.

Однако в целом Конституция 1919 г. характеризуется как Конституция революционного типа, принимаемая в результате насильственного изменения общественного и государственного строя.

Вторым Всебелорусским съездом Советов, проходившем в Минске 13-17 декабря 1920 г. в Конституцию были внесены изменения и дополнения, касавшиеся конкретизации системы, структуры, порядка комплектования центральных органов власти и их взаимоотношений. В частности, количественный состав ЦИКа был увеличен до 60 человек. Был определен и численный состав Президиума ЦИКа, в который входили председатель и 4 его члена.

В особенности важным явилось учреждение Совета Народных Комиссаров (СНК), т.е. Правительства, структурными звеньями которого стали 12 народных комиссариатов, формировавшихся по отраслевому принципу. На правах комиссариатов в состав СНК вошли также Совет Народного хозяйства, Рабоче-крестьянская инспекция и чрезвычайная комиссия.

Вторая Конституция Беларуси была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и принятие 31 января 1924 г. Вторым съездом Советов СССР Конституции СССР.

Конституция закрепила факт вхождения БССР в состав СССР, с передачей Союзу соответствующих полномочий.

Новая Конституция БССР в значительной степени сохранила черты Конституции 1919 г. Республика продолжала оставаться государством диктатуры пролетариата, вся власть в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

В Конституции впервые на конституционном уровне шла речь о построении коммунистического общества.

Новая Конституция содержала и ряд иных новелл как по ее структуре, так и по содержанию. Так, в ней отсутствовала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа Белоруссии». Конституция содержала лишь упоминание о ней, отмечая, что Конституция исходит из основных положений данной Декларации. Конституция 1927 г. была более объемной и структурно состояла из 13 глав и 76 статей.

 В качестве государственных устанавливалось равноправие четырех языков: белорусского, еврейского, русского и польского.

Конституция 1927г. более развернуто закрепила компетенцию органов власти и управления, что можно объяснить вхождением БССР в состав СССР, вызвавшем необходимость разграничить их полномочия.

Высшим органом власти являлся Всебелорусский съезд Советов. В период между съездами Советов верховным органом власти оставался избираемый съездом ЦИК.

В период между сессиями ЦИКа высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти являлся избираемый им Президиум Центрального Исполнительного Комитета. Им же созывались сессии ЦИКа.

Функции Правительства осуществлял Совет Народных Комиссаров (СНК), который формировался Центральным Исполнительным Комитетом.

Отраслевыми органами государственного управления являлись народные комиссариаты, возглавляемые народными комиссарами.

Высшими органами власти в пределах округов и рай­онов являлись окружные и районные съезды Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. При формировании данных съездов Советов делегаты от городских Советов имели пятикратное преимущество по отношению к представителям от сельских Советов. В период между съездами Советов высшими органами власти на соответствующей территории являлись избираемые съездами их исполнительные комитеты, которые в свою очередь для управле­ния всей текущей работой на соответствующей территории избирали президиумы, пользовавшиеся в период между заседаниями исполкомов их права­ми.

В городах, селах, деревнях и местечках высшими органами власти являлись Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые для текущей работы избирали исполнительные комитеты. В период между заседаниями исполнительных комитетов их функции исполняли избираемые ими Президиумы исполкомов.

 Избирательного права лишались т.н. «не трудящиеся элементы». К таковым относились:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков;

д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в Рос­сии дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;

е) лица, признанные в установленном порядке душевно-больными или умалишенными;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок (ст. 71 Конституции).

Третья Конституция Беларуси. К середине 30-х годов в СССР были построены основы социализма, было объявлено о полной ликвидации эксплуататорских классов и невозможности реставрации капитализма. Наступивший новый этап в развитии общества предполагал необходимость и конституционных изменений. Текст новой Конституции СССР был подготовлен конституционной комиссией во главе со Сталиным И.В., после чего она была опубликована для всенародного обсуждения (что было сделано впервые), которое продолжалось более 5-ти месяцев. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию, вошедшую в историю как « сталинская ».

Данная Конституция принималась в условиях сформировавшегося в стране тоталитарного режима, построенного на жесткой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.162 с.)