Конституционно-правовой статус депутатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус депутатов



Местных Советов депутатов

Общие положения

Статус депутата местного Совета депутатов (далее- депутат; Совет) определяется Конституцией Республики Беларусь, законом «О статусе депутата местного Совета депутатов», другими актами законодательства Республики Беларусь, в т. ч. регламентами Советов. Депутатом Совета может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет. Срок осуществления его полномочий начинается со дня открытия первой сессии вновь избранного Совета и заканчивается в день открытия первой сессии Совета нового созыва.

Депутат Совета осуществляет свои полномочии без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, кроме председателя Совета, который осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.

Депутат Совета не может быть одновременно депутатом Палаты представителей, председателем областного, Минского городского, районного, городского (кроме городов районного подчинения) исполнительного комитета, а также судьей.

Председатель Совета не может занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, а также заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Депутат поддерживает связи с избирателями, трудовыми коллективами и общественными объединениями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с коллективами других предприятий, учреждений, организаций, государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа. Он ответственен перед избирателям и им подотчетен.

Депутат Совета имеет служебное удостоверение и нагрудный знак депутата Совета, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

Лица, посягающие на честь и достоинство депутата либо оказывающие противоправное воздействие на него, членов его семьи или родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо против воли депутата склонить его к принятию решения в чью-либо пользу, подлежат ответственности в соответствии с законом.

Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета в связи с (со):

- признанием выборов недействительными;

- избранием или назначением депутата на должность, занятие которой согласно законодательным актам Республики Беларусь несовместимо с осуществлением полномочий депутата;

- несогласием депутата в течение трех месяцев после его избрания депутатом освободить должность, занятие которой согласно законодательным актам Республики Беларусь несовместимо с осуществлением полномочий депутата;

- письменным заявлением депутата о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их осуществлению;

- прекращением гражданства Республики Беларусь;

- признанием депутата по решению суда недееспособным;

- вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении депутата;

- отзывом депутата;

- изменением административно-территориального устройства.

Полномочия депутата по решению соответствующего Совета могут быть досрочно прекращены при несоблюдении им ограничений в части запрета на получение от иностранных государств документов, предоставляющих депутату право на льготы и преимущества, а равно пользованием такими льготами и преимуществами либо не передачей соответствующих документов на время осуществления своих полномочий в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Депутат Совета обязан участвовать в работе сессий Совета и заседаниях его органов, в состав которых он избран или входит по должности. В случае невозможности прибыть на сессию Совета или заседании его органа он должен заблаговременно информировать об этом председателя Совета, президиум Совета или руководителя органа Совета. При систематическом неучастии депутата в работе сессий Совета и заседаниях его органов без уважительных причин или нарушении норм депутатской этики Совет информирует об этом избирателей соответствующего избирательного округа.

Совет вправе заслушать сообщение депутата о его работе в Совете, о выполнении им решений Совета и его органов.

Депутат вправе участвовать с правом совещательного голоса в работе сессий других Советов и заседаниях их органов при принятии ими решений, затрагивающих интересы граждан, проживающих на территории административно-территориальной единицы, в состав Совета которой он избран.

На сессиях Совета и заседаниях его органов депутат имеет право:

- решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом и его органами, в состав которых он избран или входит по должности;

- избирать и быть избранным председателем Совета или его заместителем, в органы Совета;

- выдвигать кандидатуры, в т. ч. и свою собственную, в состав образуемых Советом органов;

- предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами;

-вносить предложения и замечания по повестке дня сессии Совета, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

- участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессиях Совета и заседаниях его органов, задавать вопросы, давать пояснения, доводить до сведения депутатов Совета свое мнение и мнение избирателей по указанным вопросам;

- оглашать на сессии Совета обращения граждан, в т. ч. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющие общественное значение;

- обращаться с запросами в пределах своих полномочий;

- вносить проекты решений Совета и его органов, а также поправки к ним;

- осуществлять иные полномочия.

Депутат вправе обратиться на сессии Совета с письменным запросом к председателю Совета, президиуму Совета, руководителю (заместителю руководителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, руководителям его структурных подразделений, а также к руководителям других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории, руководителям их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории, их структурных подразделений и касающихся важнейших общественных интересов соответствующей административно-территориальной единицы.

Запрос подлежит оглашению на сессии Совета самим депутатом или по его просьбе председательствующим на сессии Совета и включается в повестку дня сессии. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в десятидневный или иной установленный Советом срок в письменный форме.

Руководители республиканских государственных органов, расположенных на подведомственной Совету территории и подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь или Совету Министров, Национального собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и других республиканских государственных органов (руководители их структурных подразделений), к которым обращен запрос, рассматривают его в сроки и порядке, установленные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

Депутат на сессии Совета вправе дать оценку ответа на его запрос. По решению Совета письменный ответ на запрос может оглашаться на сессии Совета и доводиться до сведения граждан через средства массовой информации или иным путем.

Для осуществления своих полномочий, в т. ч. для коллективного обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Совета, реализации предвыборных программ депутаты (кроме председателя Совета) в количестве не менее трех человек вправе объединяться на добровольной основе в постоянные и временные депутатские группы.

Формы деятельности депутата в избирательном округе.

1. Рассмотрение депутатом обращений граждан и юридических лиц.

Депутат рассматривает полученные им обращения граждан и юридических лиц, принимает меры для их полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц. При этом депутат по согласованию с должностными лицами соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, а также организаций, расположенных на территории избирательного округа (за исключением республиканских государственных органов), может привлекать их к рассмотрению этих обращений по вопросам, отнесенным к компетенции данных должностных лиц.

2. Осуществление депутатом личного приема граждан, их представителей и представителей юридических лиц.

Личный прием осуществляетсядепутатом не реже одного раза в месяц. При этом депутат, как и в предыдущем случае, может привлекать к участию в личном приеме должностных лиц соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, а также организаций, расположенных на территории избирательного округа (за исключением республиканских государственных органов) по вопросам, отнесенным к их компетенции. Указанные лица не позднее чем за три дня до начала личного приема уведомляются депутатом о дате, времени и месте его проведения.

3. Проведение депутатом встреч с гражданами.

Встречи с гражданами проводятся депутатом в целях информирования их о своей деятельности в Совете и его органах, изучения общественного мнения по вопросам, рассматриваемым на сессиях Совета и заседаниях его органов, потребностей населения, а также содействия развитию различных форм местного самоуправления. Встречи с гражданами могут быть организованы как по инициативе самого депутата, так и по инициативе граждан или соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

4. Отчеты депутата перед избирателями.

Депутат ответствен перед избирателями и им подотчетен. Он обязан периодически, но не реже двух раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы, о работе Совета и его органов, в состав которых он избран или входит по должности. Отчет депутата может быть заслушан также по письменному требованию группы избирателей численностью, установленной регламентом Совета.

Отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей либо их делегатов. Собрание, на котором заслушивается отчет депутата, может принимать решение, содержащее предложения и замечания депутату, которые доводятся до сведения граждан через средства массовой информации или иным путем.

Деятельность депутата в избирательном округе может осуществляться также в иных формах, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

В целях осуществления своих полномочий депутат имеет право:

- на изложенное в письменной форме обращение к государственным органам, другим организациям или должностным лицам (за исключением республиканских государственных органов и их должностных лиц) о предоставлении депутату информации и (или) разъяснений по вопросам, отнесенным к их компетенции и связанным с деятельностью депутата. Республиканские государственные органы, их должностные лица рассматривают обращение депутата в сроки и порядке, установленные законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц.

- требовать устранения нарушений законности. При обнаружении нарушения законности депутат вправе обратиться к должностным лицам правоохранительных, иных государственных органов и других организаций с предложением об устранении нарушения законности. Данные должностные лица обязаны принять меры к устранению нарушения законности, а при необходимости - к привлечению виновных к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь с последующим информированием об этом депутата.

- в установленном порядке участвовать в проводимых государственными органами проверках работы государственных органов и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов), по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Основные гарантии деятельности депутата:

Депутату Совета при осуществлении полномочий, предусмотренных Конституцией и другими актами законодательства Республики Беларусь, государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для их беспрепятственной и эффективной реализации.

Депутат обеспечивается документами, принятыми Советом, а также другими информационными и справочными материалами.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, учрежденных Советом. При этом материалы, представляемые депутатом по поручению Совета и его органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению этими средствами массовой информации в срок, согласованный с депутатом. Редактирование представленных депутатом Совета материалов без eго согласия не допускается.

Председатель Совета, президиум Совета, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, иные государственные органы и другие организации, расположенные на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов), обеспечивают депутату возможность пользоваться служебными помещениями, библиотечными фондами и архивами, средствами связи и opгтехникой, иными средствами, необходимыми для осуществления его полномочий, а также предоставляют депутату по его просьбе материалы и иную информацию, необходимые для проведения встреч с гражданами, отчетов перед избирателями, за исключением материалов и иной информации, содержащих государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения.

Соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган выделяет помещение, необходимое для проведения встречи депутата Совета с гражданами, отчета перед избирателями, заблаговременно извещает их о дате, времени и месте проведения.

На время подготовки и проведения сессий Совета и заседании его органов депутат освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей на срок и в порядке, определяемые Советом. В течение указанного, срока за ним сохраняется средняя заработная плата (денежное довольствие).

Для осуществления деятельности в избирательном округе депутат Совета освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей (но не более одного дня в месяц) по его заявлению по месту работы (службы) с сохранением средней заработной платы (денежного довольствия).

В случае выезда депутата для осуществления своей деятельности в Совете за пределы места жительства (района, города) ему компенсируются расходы по нормам возмещения расходов при служебных командировках, установленным законодательством Республики Беларусь.

Депутат в период осуществления своих полномочий не может быть уволен с работы (службы) по инициативе нанимателя, исключен из учреждения образования без предварительного согласия Совета.

Председателю Совета по истечении срока полномочий, а также в случае ликвидации или реорганизации Совета в месячный срок предоставляется прежняя работа (служба), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (служба).

Время работы председателя в Совете засчитывается в стаж работы и стаж государственной службы, а также в стаж работы (службы) по специальности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Депутат пользуется правом первоочередного приема должностными лицами соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов).

За нарушение законных прав депутата местного Совета либо создание препятствий в осуществлении им своих полномочий в соответствии со ст. 23.26 КоАП предусмотрено наложение штрафа в размере от 4-х до 10 базовых величин. Этой же статьей КоАП предусмотрено наложение штрафа в размере от 2-х до 20 базовых величин за оставлением должностным лицом без официального ответа запроса или обращения депутата, а также несвоевременное их рассмотрение либо умышленное представление по ним ложной, неполной или неточной информации.

Установление особого порядка привлечения депутата к ответственности.

В соответствии со ст.468-2 Уголовно-процессуального кодекса решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается:

- в отношении депутата областного, Минского городского Совета -прокурором соответственно области, г. Минска или вышестоящим прокурором либо Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности;

- в отношении депутата районного, городского, поселкового, сельского Совета - прокурором соответственно района, района в городе, города, межрайонным и приравненным к нему транспортным прокурором или вышестоящим прокурором либо Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности.

В соответствии со ст. 8.2.(п.6) Процессуально-исполнительного Кодекса об административных правонарушениях в отношении депутатов местных Советов не допускается административное задержание. Депутат, задержанный за административное правонарушение, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности.

                                        Вопросы темы

1. Общие положения статуса депутатов местных Советов.

2. Формы деятельности депутата в Совете и его органах.

3. Деятельность депутата в избирательном округе.

4. Основные гарантии деятельности депутата. 

5.Депутатская неприкосновенность. Содержание особого порядка привлечения депутатов местных Советов к ответственности.

 

Задания

1.Выясните, в чем состоит суть императивного депутатского мандата (действующего в Республике Беларусь) и свободного депутатского мандата (действующего в зарубежных странах)?

2.В чем состоит отличие депутатского запроса от права депутата на обращение к государственным органам, другим организациям или должностным лицам?

3.Проанализировав соответствующие Законы, найдите общее и особенное в правовом статусе парламентариев и депутатов местных Советов.

 

Вопросы для обсуждения

1.Подумайте, каково предназначение предоставляемых депутатам гарантий их деятельности?

2. Как известно, в составе местных Советов обычно имеется определенное количество переизбранных депутатов, т. е. работавших в Совете предыдущего созыва. Каким образом можно оценить подобную практику?

3. Чем на Ваш взгляд, можно объяснить тот факт, что депутаты местных Советов, в отличие от парламентариев, работают не на профессиональной основе, т.е. осуществляют свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности?

4. Почему, на Ваш взгляд, председатель Совета не может быть членом депутатской группы?

5. В соответствии с действующим законодательством депутат Совета не может быть одновременно судьей. С чем это может быть связано?

Задачи

1. Депутат районного Совета депутатов Иванов после объявления председательствующим повестки дня сессии внес предложение о снятии одного из вопросов с повестки дня, мотивируя это тем, что повестка дня очень насыщена и депутаты не смогут все вопросы рассмотреть на данном заседании. Но председательствующий отметил, что повестка сессии согласована с вышестоящими органами и ее нельзя изменять.

Разрешите возникший спорный вопрос.

2. Депутат сельского Совета депутатов Задорный обратился к участковому инспектору милиции Смольскому с просьбой, чтобы он привлек к ответственности заведующую магазином Надину, которая продает спиртные напитки несовершеннолетним и на его требование прекратить это делать не реагирует. Участковый ответил, что депутат для него не начальник, да и вообще у него нет времени заниматься его просьбами.

Дайте юридическую оценку данной ситуации.

3. Депутат Гомельского областного Совета депутатов Квач, находясь в Минске, совершил мелкое хулиганство, за что участковый инспектор милиции Хомич составил на него административный протокол. Начальник РОВД Старинкевич, рассмотрев материалы дела, вынес постановление о наложении на депутата штрафа. Последний, сославшись на депутатскую неприкосновенность, обратился с жалобой в районный суд на неправильные действия работников милиции.

Какое решение должен вынести суд?

4. По инициативе гражданина Иванова районный Совет депутатов принял решение о проведении в избирательном округе, от которого избран депутатом Голович, голосования по отзыву последнего, так как он не оправдывал доверие своих избирателей. В результате состоявшегося голосования большинство избирателей округа, включенных в списки, высказались за отзыв депутата. Однако областной Совет депутатов отменил решение райсовета и результаты голосования как не соответствовавшие закону.

Правомерно ли решение областного Совета депутатов? Каков порядок отзыва депутатов?

5. У депутата Логойского районного Совета депутатов Хвостова возникла необходимость побывать на приеме у директора Минского тракторного завода. Однако секретарь директора заявила, что депутат будет принят в порядке общей очереди.

Не нарушено ли право депутата на первоочередной прием руководителями предприятий, учреждений и организаций?

6. Депутат районного Совета депутатов Богодяж, управляя личным автомобилем, нарушил правила дорожного движения, за что госавтоинспектор Сорока составил на него административный протокол. Начальник отделения ГАИ, рассмотрев материалы дела, вынес постановление о наложении на депутата штрафа в размере 50 руб. Однако суд, куда обратился Богодяж с жалобой на работника ГАИ, отменил вынесенное постановление о наложении штрафа, мотивируя это тем, что депутат не может быть привлечен к ответственности без согласия районного Совета.

Правомерно ли поступил суд?

7. Депутат областного Совета депутатов Павлов, присутствовавший на сессии райсовета, записался для выступления в прениях. Однако председательствующий на сессии депутат отказался предоставить ему слово, мотивируя это тем, что Павлов не является депутатом райсовета и как депутат областного Совета может только присутствовать на сессии.

Прав ли председательствующий?

8. Депутат городского Совета депутатов Федоров за совершение административного правонарушения, выразившегося в распитии спиртных напитков в общественном месте, был задержан работниками милиции и доставлен в отдел внутренних дел. Начальник РОВД, ознакомившись с материалами в отношении депутата, распорядился направить их в районный суд для последующего их рассмотрения. Судья Морозова, приняв дело к производству, вынесла решение о привлечении депутата к административному аресту сроком на 10 суток. Однако прокурором района распоряжение судьи было опротестовано как не соответствующее законодательству.

Разрешите конфликтную ситуацию с юридической точки зрения.

9. В отношении депутата областного Совета депутатов Зорченко прокуратурой района было возбужденно уголовное дело. Однако прокурор области отменил вынесенное в отношении депутата постановление как незаконное и привлек прокурора района к дисциплинарной ответственности. Последний, не согласившись с принятыми в отношении его мерами, обратился с жалобой к Генеральному прокурору.

Какое решение должен принять Генеральный прокурор в соответствии с действующим законодательством?

10. Депутат городского Совета депутатов Федоров за совершение административного правонарушения, выразившегося в распитии спиртных напитков в общественном месте, был задержан работниками милиции и доставлен в отдел внутренних дел. Начальник РОВД, ознакомившись с материалами в отношении депутата, распорядился направить их в районный суд для последующего их рассмотрения. Судья Морозова, приняв дело к производству, вынесла решение о привлечении депутата к административному аресту сроком на 10 суток. Однако прокурором района распоряжение судьи было опротестовано как не соответствующее законодательству.

Разрешите конфликтную ситуацию с юридической точки зрения.

 

Темы рефератов, докладов

1. Права депутата на сессиях Совета и заседаниях его органов.

2. Формы деятельности депутата в избирательном округе.

3. Основные гарантии деятельности депутатов.

4. Общее и особенное в правовом статусе депутатов Палаты представителей Национального собрания и депутатов местных Советов.

 

Литература

1. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 20 февр. 1991 г., № 108-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2016г., № 348-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. О статусе депутата местного Совета депутатов [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 марта 1992 г., № 1547– ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2014г., № 229-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21апр. 2003г., №194-З: принят Палатой представителей 17 дек.2002г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017г. № 16-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4.Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 20 дек. 2006г., №194-З:принят Палатой представителей 9 нояб. 2006г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2017г. № 439-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июля 1999г., №295-З:принят Палатой представителей 24 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.04.2016г., № 358-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

6.О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 апр. 2013 г., № 168: в ред. Указа от 25.07.2017г., № 258 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

 

Тема 25

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.083 с.)