Конституционные основы финансово - кредитной системы Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы финансово - кредитной системы Республики Беларусь



Основные положения

Сущность финансово-кредитной системы Республики Беларусь можно определить как совокупность экономических отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся по поводу движения целевых фондов денежных средств.

Согласно ч.1ст.132 Конституции Республики Беларусь, финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средств внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Кроме того, в ч.2 данной статьи Конституции закрепляется, что на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Бюджетные отношения это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Понятие бюджета как правовой категории дано в ст.2 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь. Бюджетплан формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Таким образом, бюджет представляет собой финансовый план по доходам и расходам. Структурно бюджет состоит из доходной и расходной части.

Бюджетная система Республики Беларусь есть регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся на:

1 – бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2 – бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3 – бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Банковская система является составной частью финансово-кредитной системы Республики Беларусь, она состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Субъектами банковских правоотношений, согласно ст.6 Банковского Кодекса банка Республики Беларусь являются Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, в т. ч. в лице государственных органов, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств физических и (или) юридических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Банк вправе осуществлять иные виды деятельности.

Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни и иные ценности.

Под банковской деятельностью понимается совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется Национальным банком, которыйявляется центральным банком и государственным органом.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом с согласия Совета Республики сроком на пять лет. Одно и то же лицо может назначаться Председателем и членом Правления Национального банка не более двух сроков подряд.

Представитель Правительства Республики Беларусь может принимать участие в заседаниях Правления Национального банка с правом совещательного голоса.

 

Вопросы темы

1. Сущность финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

2. Бюджетная система. Виды бюджетов.

3. Государственные внебюджетные фонды.

4. Банковская система. Обеспечение стабильности банковской деятельности   

5. Субъекты, участники и принципы банковских правоотношений.

6. Роль и функции бюджета.

7. Принципы бюджетной системы.

8. Структура бюджета.

9. Функции Национального банка Республики Беларусь.

10. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Задания

1.Схематически изобразите структуру бюджета.

2.Графически представьте порядок разработки и утверждения республиканского бюджета.

3.Назовите меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства.

4.Назовите принципы банковской деятельности в Республике Беларусь.

5.Раскройте содержание банковской тайны.

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

2. Взаимоотношения Национального банка с Правительством – Советом Министров Республики Беларусь.

3. Порядок формирования Правления Национального банка Республики Беларусь.

4. Защита прав и интересов вкладчиков.

 

Задачи

1. Правительство приняло постановление о назначении нового Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь. Правильно ли поступило Правительство? Обоснуйте со ссылкой на соответствующие нормы законодательства.

2. Министерство финансов Республики Беларусь приняло решение о снижении ставки рефинансирования. Национальный банк отказался исполнять данное решение. Разрешите ситуацию.

3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в связи с кризисными проявлениями в финансовой сфере приняло решение о формировании нового состава Правления Национального банка и своим постановлением назначило новое Правление. Правильно ли поступил Парламент? Внесите ясность.

        

Литература:

1. Банковский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 25окт. 2000 г., № 441-З: принят Палатой представителей 03. 10. 2000 г.,: одобр. Советом Респ. 12.10 2000 г.: в ред. Закона от 13.07.2016 г. № 397-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 16июля 2008 г., № 412-З: принят Палатой представителей 17. 06. 2008 г.,: одобр. Советом Респ. 28.06 2008 г.: в ред. Закона от 30.12.2015г., № 339-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

РАЗДЕЛ II

курсовая работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.232.74 (0.015 с.)