Конституционно - правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно - правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры



Основные положения

Прокуратура Республики Беларусь– это единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, а также выполняющих иные функции.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Систему органов прокуратуры образуют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, г. Минска, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные прокуратуры и приравненные к ним транспортные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь (далее - Генеральный прокурор).

Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. В своей деятельности он подотчетен Президенту и может быть освобожден им от должности с уведомлением об этом Совета Республики.

Заместители Генерального прокурора назначаются на должности и освобождаются от должностей Генеральным прокурором по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Прокуроры областей, г. Минска назначаются на должности и освобождаются от должностей Генеральным прокурором по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Заместители прокуроров областей, г. Минска, а также прокуроры и заместители прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонные прокуроры назначаются на должности и освобождаются от должностей Генеральным прокурором по представлению соответственно прокурора области, г. Минска.

Порядок и условия прохождения службы прокурорскими работниками регулируются Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, законодательством о государственной службе, а также законодательством о труде.

 На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе. На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области и г. Минска - лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

Лица, впервые назначаемые на должность прокурорского работника, приносят Присягу,текст которой изложен в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь».

Прокурорскому работнику выдается служебное удостоверение, которое является документом, удостоверяющим личность прокурорского работника и где указываются его должность, классный чин, а также право на ношение и хранение служебного или боевого оружия, боеприпасов к нему и специальных средств.

               Основные принципы деятельности прокуратуры

1. Принцип законности, который означает, чтов своей практической деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь и соответствующими ей актами законодательства.

2. Принцип равенство всех граждан перед законом состоит в том, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям, а также от иных обстоятельств.

3. Принцип независимости прокурора  состоит в том, что прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.

4 .Принцип подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам  означает, что деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в т. ч. Генеральному прокурору.

5. Принцип деполитизации и департизации в деятельности прокуратуры заключается в том, чтопрокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

6. Принцип гласности в деятельности прокуратуры состоит в том, что прокурорский работник действует гласно и открыто. Однако в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

7. Принцип обязательности исполнения требований прокурора заключается в том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями.

Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» определяет 5 основных направлений осуществления прокурорского надзора:

1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, должностными лицами и гражданами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями.

2. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Предметом данного направления прокурорского надзора является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.

3. Надзор за исполнением законодательства в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

Предметом данного надзора является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц.

4.Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении

Предметом данного вида надзора является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

5.Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом данного надзора являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав находящихся там лиц и выполнение ими своих обязанностей.

                    Координационное совещание

В соответствии со ст. 12 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный прокурор, нижестоящие прокуроры территориальных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители  соответствующих государственных органов и иных организаций.

Согласно ст.46 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование, выступая в суде в качестве государственного обвинителя.  Полномочия прокурора при этом устанавливаются Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также участие в административном процессе и его полномочия при этом устанавливаются процессуальным законодательством - Гражданским процессуальным кодексом, Хозяйственным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

                Коллегии в органах прокуратуры

В Генеральной прокуратуре, в прокуратурах областей и г. Минска образуются коллегии, которые являются совещательными органами при соответствующем прокуроре. Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь. Персональный состав коллегий прокуратур областей и г. Минска утверждается Генеральным прокурором. На заседаниях коллегий:

- рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;

- обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;

- заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;

- заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.

Генеральный прокурор, его заместители, а также нижестоящие прокуроры и их заместители вправе в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.

 Генеральная прокуратура принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор и его заместители вправе принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики и образуемых ими комиссий и иных органов, Конституционного Суда, Пленума и Президиума Верховного Суда, Совета Министров и его Президиума, коллегии Комитета государственного контроля. Кроме того, Генеральный прокурор, его заместители и нижестоящие прокуроры, а по их поручению и иные прокурорские работники вправе участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, органов Комитета государственного контроля, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов и иных государственных организаций.

Контроль за соблюдением прокуратурой прав и свобод личности осуществляют судебные органы в ходе рассмотрения уголовных дел, дел о правонарушениях, совершенных прокурорскими работниками, заявлений, направленных прокурорами в судебные органы, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

 

Вопросы темы

1. Понятие прокуратуры, ее задачи и принципы деятельности.

2. Порядок образования и система органов прокуратуры.

3. Назначение на должность и освобождение от должности прокурорских работников.

4. Основные направления прокурорского надзора.

5. Акты прокурорского надзора как формы воздействия на субъекты, нарушающие законность.

6.Взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными и иными государственными органами в деле укрепления законности и правопорядка.

 

Задания

1. Схематически изобразите систему органов прокуратуры Республики Беларусь.

2. Изучите полномочия прокурора при осуществлении общего надзора.

3. Назовите основные задачи органов прокуратуры.

4. Подумайте, в каких формах осуществляется взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными и иными государственными органами.

 

Вопросы для обсуждения

1. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь прокурорский надзор не распространяется в отношении Совета Министров, Национального собрания и Президента.

Как Вы считаете, чем объясняется подобная практика?

2. Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

а) страны, где прокуратура находится в составе Министерства юстиции (США, Япония, Польша); министр юстиции одновременно является и Генеральным прокурором;

б) страны, где прокуратура состоит при судах (Франция);

в) страны, где прокуратура выделена в отдельную систему (Россия, Италия, Испания, Беларусь);

г) страны, где прокуратура отсутствует (Великобритания). Министр юстиции возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо – директор публичных слушаний.

Какой из вариантов организации прокуратуры, на Ваш взгляд, предпочтительнее?

3. Одним из принципов деятельности органов прокуратуры является принцип законности, что предполагает необходимость осуществления контроля и за ее деятельностью.

Кто же в таком случае уполномочен осуществлять данный контроль?

 

Темы рефератов, докладов

1. Прокурор области привлек к дисциплинарной ответственности некоторых прокурорских работников, допустивших нарушения служебной дисциплины. Однако члены коллегии прокуратуры высказались против этого, заявив, что нарушения не существенны и приняли решение не привлекать сотрудников к ответственности.

Чье решение является законным? Почему?

2. Президент своим указом освободил от должности Генерального прокурора. Однако Совет Республики высказался против решения Президента.

Дайте правовую оценку ситуации.

3. Прокурор области за серьезные нарушения в служебной деятельности своим приказом освободил от занимаемой должности прокурора района. Однако начальник финансового отдела продолжал начислять последнему заработную плату, считая что приказ прокурора области не имеет юридической силы.

Прав ли начальник финансового отдела? Почему?

4. Прокурор района, принимавший участие в заседании областного исполнительного комитета, решил выступить в прениях. Однако председательствующий отказал ему в этом, сославшись на то, что прокурор не является членом облисполкома.

Прав ли председательствующий?

5. Прокурор области накануне судебного заседания вызвал к себе прокурора района и устно приказал ему отказаться от выдвинутого обвинения в отношении одного из подсудимых. А если он этого не сделает, то будет уволен с должности.

Оцените данную ситуацию с правовой точки зрения.

6. Прокурор района, зайдя в РОВД, обнаружил, что в помещении для административно задержанных без законных на то оснований содержится гражданин Надин. Прокурор потребовал, чтобы дежурный немедленно освободил задержанного. Однако последний ответил, что начальник РОВД приказал ему не отпускать задержанного до утра.

Как должен поступить дежурный по РОВД?

7. Прокурору района стало известно, что несмотря на то что исполнительный комитет отказал в даче разрешения на проведение митинга и демонстрации, руководители политической партии все равно намерены их организовать и провести.

Какие меры реагирования в данной ситуации может предпринять прокурор, чтобы не допустить планируемых противоправных действий?

8. Заместитель прокурора области в ходе проводимой проверки на мясокомбинате обнаружил, что в результате грубых нарушений оформления документов бухгалтером Скоковым с предприятия длительное время похищались мясопродукты.

Какие действия должен предпринять прокурор?

9. Прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований трудового законодательства на предприятии, потребовал, чтобы администрация проработала вопрос об увеличении размера выплат премиальных вознаграждений некурящим работникам.

Оцените данную ситуацию с правовой точки зрения.

 

Темы рефератов, докладов

1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры в Республике Беларусь. 

2. Общий надзор органов прокуратуры.

3. Акты прокурорского надзора.

4. Правовые основы организации и деятельности координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией при прокурорах.

5. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

Литература

    1. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016г., № 401-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. Об утверждении Положения о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 6 июля 2001г., № 372: в ред. Указа от 22.10.2012г., № 484  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. О геральдическом знаке – эмблеме Генеральной прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 21 марта 2001г., № 156: в ред. Указа от 28.05.2008г., № 286  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 27 марта 2008г., № 181: в ред. Указа от 23.02.2015г., № 95  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5. Об утверждении Положения о координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 17 дек. 2007г., № 644: в ред. Указа от 23.02.2015г., № 95  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

 

Тема 26

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Основные положения

Комитет государственного контроля Республики Беларусь является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Территориальными органами Комитета государственного контроля  Республики Беларусь являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля.

 

В структуру Комитета государственного контроля Республики Беларусь (центрального аппарата) входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.

Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, его заместители, а также руководители департаментов назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.

Председатели комитетов государственного контроля областей назначаются на должности и освобождаются от должностей Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Президентом. Председатели межрайонных комитетов государственного контроля назначаются на должности и освобождаются от должностей Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь единолично.

Деятельность Комитета государственного контроля и его территориальных органов осуществляется на принципах:

- законности;

- соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в т.ч. индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, - граждане), и организаций;

- единства системы органов Комитета государственного контроля и централизации управления ими;

- открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан и организаций, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне;

- презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых в соответствии с законодательными актами проводятся контрольные мероприятия;

- равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

-ответственности Комитета государственного контроля и его территориальных органов (их работников) за нарушение законодательства при осуществлении контроля.

Основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются:

- защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

- проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;

- осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;

- осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

- выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;

- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;

- принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;

- выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента.

Работники Комитета государственного контроля и его территориальных органов в целях выполнения возложенных на них задач имеют право:

- самостоятельно определять методы и способы проведения проверок;

-беспрепятственно входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения проверяемого субъекта при предъявлении служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки (за исключением случаев, когда законодательными актами предписание не предусмотрено), а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством - также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты;

- производить личный досмотр (обыск) представителей проверяемого субъекта и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

- проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;

- проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей;

- задерживать транспортные средства проверяемого субъекта на время проверки;

- проводить отбор проб и образцов товаров (сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и др.) и направлять их в установленном порядке на экспертизу (исследование);

- проводить контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

- изымать для направления на техническое освидетельствование кассовое оборудование;

- опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места нахождения (хранения) документов или имущества проверяемого субъекта, а также требовать представления копий документов (выписок из них), иных носителей информации, а в случаях, определенных законодательными актами, изымать их оригиналы;

- на время проведения внеплановой проверки приостанавливать до двух суток розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств, осуществления валютных операций и использования кассового оборудования;

- требовать от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других граждан представления устных и письменных объяснений по вопросам, входящим в компетенцию органов государственного контроля;

- вызывать руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других граждан для дачи объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства, а также по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве органов государственного контроля;

- передавать материалы о выявленных нарушениях законодательства на обсуждение коллективов работников, рассмотрение государственных органов, иных организаций;

осуществлять иные права, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Законные требования работников Комитета государственного контроля, его территориальных органов обязательны для исполнения всеми организациями (их работниками) и другими гражданами.

Работники Комитета государственного контроля при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под особой защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то законодательными актами.

В Комитете государственного контроля Республики Беларусь и комитетах государственного контроля областей образуются коллегии.   На заседаниях коллегий рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов Комитета государственного контроля, требующие коллективного обсуждения и выработки согласованных решений. На данных заседаниях могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросам, входящим в компетенцию органов Комитета государственного контроля.

Органы государственного контроля осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями, в т. ч. иностранных государств, международными организациями и гражданами. При этом граждане могут участвовать в реализации задач, возложенных на органы государственного контроля как добровольно, так и на конфиденциальной основе.

Председатели Комитета государственного контроля, его территориальных органов и их заместители, а также уполномоченные ими должностные лица вправе принимать участие в заседаниях государственных органов, иных организаций (их органов) при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Решения (предписания, постановления) Комитета государственного контроля, его территориальных органов, постановления коллегии Комитета государственного контроля, коллегий комитетов государственного контроля областей являются обязательными для исполнения в установленный Комитетами срок всеми государственными органами, иными организациями (их работниками) и другими гражданами.

Работники государственного контроля за злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, в т. ч. необоснованное назначение проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, иные нарушения законодательства несут ответственность, установленную законодательными актами.

Организации и граждане, считающие, что действия (бездействие) работников государственного контроля, решения (предписания, постановления) Комитета государственного контроля, его территориальных органов, постановления коллегий комитетов государственного контроля ущемляют их права и законные интересы, вправе обжаловать их в вышестоящий орган Комитета государственного контроля (вышестоящему должностному лицу), прокурору и (или) в суд.

Надзор за точным и единообразным исполнением Комитетом государственного контроля и его территориальными органами законодательства осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.

 

Вопросы темы

1. Система, структура и порядок образования органов государственного контроля.

2. Принципы деятельности, основные задачи и функции Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

3. Компетенция Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

4. Полномочия работников Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

5. Взаимодействие Комитета государственного контроля с органами прокуратуры, МВД, судами и другими государственными органами.

 

Задания

1. Схематически изобразите системуорганов государственного контроля.

2. Назовите основные задачи органов государственного контроля.

3. Выясните, какова юридическая сила решений, выносимых органами государственного контроля.

4. В чем заключается ответственность работников органов государственного контроля.

Вопросы для обсуждения

1. Как известно, во всех органах правоохранительной направленности созданы подразделения собственной безопасности. Чем можно обосновать необходимость наличия такой службы?

2. До образования Комитета государственного контроля (1996г.) в штатах контролирующих органов, в т. ч. и в советское время, не имелось сотрудников милиции. Чем можно объяснить тот факт, что в современном КГК в качестве структурного звена функционирует финансовая милиция?

3. В соответствии с действующим законодательством Комитет государственного контроля осуществляет свои полномочия и в отношении органов прокуратуры. В свою очередь прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства органами государственного контроля. Не может ли подобное обстоятельство вызывать конфликтные ситуации между названными ведомствами?

4. Некоторые авторы выдвигают идею о признании контрольно-надзорной власти органов прокуратуры и государственного контроля, которая выступала в бы качестве самостоятельной четвертой ветви власти. Как Вы относитесь к подобному предложению?

Задачи

1. Президент своим указом назначил на должность Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Однако обе Палаты Национального собрания заявили, что они не поддерживают кандидатуру Председателя КГК и не одобряют сделанное Президентом назначение.

Дайте оценку возникшей ситуации с правовой точки зрения.

2. Члены Комитета государственного контроля проводили проверку расходования бюджетных средств в одной из областей и выявили серьезные нарушения. В связи с этим Председатель КГК своим приказом освободил от должности председателя областного исполнительного комитета.

Оцените действия Председателя КГК с юридической точки зрения.

3. Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь своим приказом назначил на должность председателя комитета государственного контроля одной из областей. Однако Президент дал указание отменить данный приказ.

В связи с чем мог так поступить Президент?

4. Согласны ли Вы с мнением, что коллегии образуются как в Комитете государственного контроля Республики Беларусь, так и в комитетах государственного контроля областей и в межрайонных комитетах государственного контроля?

5. Один из работников комитета государственного контроля в беседе с гражданином Фроловым предложил ему, чтобы тот информировал его о финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой руководством предприятия, на котором он работал. Однако Фролов ответил отказом на данное предложение. Тогда работник госконтроля сказал ему, что в таком случае у него могут возникнуть неприятности.

Прокомментируйте данную ситуацию с правовой точки зрения.

6. Студент Петров полагает, что в случае нарушения требований законодательства по обеспечению пожарной безопасности угрожающее жизни и здоровью работников органы государственного контроля вправе запретить производство соответствующей продукции. Однако студент Сидоров возразил своему товарищу отметив, что подобными полномочиями работники госконтроля не обладают, поскольку это находится в компетенции сотрудников государственного пожарного надзора.

Кто из студентов прав?

7. Работник госконтроля, прибыв на предприятие с проверкой соблюдения законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности и, предъявив представителям охраны свое служебное удостоверение, сообщил им о цели своего прибытия и необходимости, в связи с этим, пройти ему на территорию. Однако работники охраны заявили, чтобы сотрудник госконтроля выписал в отделе кадров пропуск на право прохода на предприятие.

Разрешите данную ситуацию.

8. Сотрудник комитета госконтроля, будучи на предприятии с проверкой, внес его руководителю предложение, чтобы тот отменил изданный им приказ как несоответствующий требованиям законодательства. Однако последний заявил, что предложение сотрудника госконтроля не является для него обязательным и он не намерен отменять свой приказ.

Кто из них прав?

9. Сотрудник госконтроля, во время ознакомления представителей проверяемого предприятия с результатами проведенной им проверки, непреднамеренно сказал, что у начальника цеха Ветрова сложились неприязненные отношения с его сыном, вызванные злоупотреблением последним спиртными напитками. Узнав об этом, начальник цеха подал жалобу на сотрудника госконтроля его руководителю. Однако последний отказался ее рассматривать, мотивируя э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.116 с.)