Тара, упаковка и маркировка грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тара, упаковка и маркировка грузов



Большинство грузов требуют упаковки или тары. Тарой называется внешняя упаковка, в которую помещают продовольственные и промышленные товары для того, чтобы сделать груз удобным при перемещение, транспортабельным, и обеспечить его сохранность при перевозке и хранении.

Грузы предъявляют к перевозке в таре или упаковке, за исключением навалочных и насыпных грузов (руда, уголь, зерно и др.), а также отдельных штучных грузов, которые можно перевозить в неупакованном виде (металлоконструкции, трубы, автомашины и т.п.). Без тары перевозят жидкие (наливные) грузы в специализированных судах-танкерах.

На груз в процессе доставки (погрузки, выгрузки, перевозки и хранения) оказывают влияние три основных группы внешних воздействий: механические (удары, толчки, вибрация, нагрузка, трение), климатические (атмосферные осадки, влажность воздуха, солнечная радиация, изменение температуры, ветер) и биологические (микроорганизмы, насекомые, грызуны). С учетом этих воздействий и свойств грузов к таре предъявляются определенные требования:

-      должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать динамическую и статическую нагрузку при укладке грузов в несколько ярусов;

-      обладать инертностью - не вступать в реакцию взаимодействия с упакованным веществом;

-      быть плотной, не допускать просыпания и других потерь грузов;

-      обеспечивать сохранение товарного вида упакованного груза.

Кроме того, тара должна обеспечивать удобство погрузочно-разгрузочных и складских работ, максимальное использование транспортных и перегрузочных средств, иметь аккуратный внешний вид и обладать портативностью, легкостью и экономичностью.

Помимо этого, тара предохраняет груз от хищения, т.к. каждая изъятая в любом ряду коробка сразу же становится заметной. При укладке коробок одна на другую в несколько рядов их прочность должна быть достаточной, но не превышать необходимого уровня с тем, чтобы излишне не увеличивать вес отправки. Для предупреждения хищений тара должна иметь непрозрачное покрытие, скрывающее содержимое.

На тару установлены обязательные государственные стандарты (ГОСТ) для каждого груза в зависимости от его свойств и условий транспортировки. Описание этих стандартов приведено в специальном Справочнике на тару и упаковку грузов. При приеме грузов к перевозке складские работники проверяют соответствие тары и упаковки установленному стандарту. Груз, для которого ГОСТ на тару не установлен, может быть по согласованию с пароходством принят портом в предъявленной таре при условии, что эта тара достаточно прочная, доброкачественная и обеспечит сохранность груза при перевозке.

Приведем некоторые из основных соображений, определяющих политику в области упаковки:

а)    характер товаров, их хрупкость, опасность, устойчивость против

сжатия или других воздействий, удобство хищения и длительность хранения;

б)    характер и длительность перевозки, вид транспорта и

накладываемые им ограничения;

в)    ценность грузов и соотношение между стоимостью груза и

упаковки. Нецелесообразно применять дорогостоящую упаковку для

малоценного груза;

г)    законодательные и другие правила перевозки отдельных грузов,

их осмотра таможенной, страховой и другими службами.

Тару, в зависимости от свойств и особенностей товара, классифицируют по различным признакам:

-      материалу изготовления - металлическая, деревянная, стеклянная, синтетическая, текстильная, картонная, бумажная, комбинированная;

-      форме - ящики, бочки, барабаны, баллоны, фляги, бутылки, решетки, корзины, мешки, кипы, тюки и др.;

-      прочности и жесткости - жесткая (ящики), хрупкая (баллоны), мягкая (мешки).

Перевозки грузов в отдаленные районы Крайнего Севера и Востока характеризуется, как правило, большим числом перевалок с одного вида транспорта на другой, длительным нахождением в пути и значительными изменениями климатических условий в процессе транспортировки. Поэтому к таре и упаковке таких грузов предъявляют повышенные требования.

При заграничных перевозках в судах смешанного плавания к таре и упаковке экспортных грузов также предъявляют повышенные требования. Не допускается перевозка экспортных грузов в таре, бывшей в употреблении, не имеющей надлежащего товарного вида, допускающей перемещение груза внутри емкости, с маркировкой, не удовлетворяющей требованиям стандартов.

Даже когда упаковка создана для данного товара и применительно к условиям его перевозки, это не значит, что груз удобен для погрузочно-разгрузочных операций. Традиционно автомобильным, морским, речным и железнодорожным транспортом перевозят случайные наборы пакетов, корзин и неупакованных предметов. Такие грузы невозможно погрузить или выгрузить легко и с малыми затратами. Улучшение работы в этом направлении ведется по пути совершенствования пакетирования грузов.

Поддоны. Наиболее удобной системой для пакетирования являются поддоны, которые представляют собой деревянные или металлические каркасы, которые могут быть подняты вилочными погрузчиками или другими механическими устройствами. Двухзаходные поддоны могут быть подняты спереди и сзади, поскольку для вил погрузчика оставлены зазоры между брусьями. Четырехзаходные поддоны вместо брусьев имеют короткие деревянные кубики для разделения верхней и нижней плоскости поддона, так что, с какой бы стороны поддона ни находился погрузчик, он может надежно поднять поддон. Имеются так же восьмизаходные поддоны, которые могут быть подняты с каждой из четырех сторон и в направлении каждой из четырех полудиагоналей. В стесненных условиях, например внутри контейнера, это иногда создает большие удобства, но дополнительные затраты не всегда оправданы.

Поддон состоит из следующих частей: верхний настил, на который укладывают грузы;три бруса, обычно деревянные, сечением 7,5 х 5 см или меньшего размера металлические, которые в случае двухзаходных поддонов проходят по всей длине поддона, а в случае четырехзаходных превращаются просто в девять кубических брусков, обеспечивающих заход вил погрузчика со всех четырех сторон; продольные балки, представляющие собой горизонтальные элементы для соединения деревянных кубиков в четырех - и восьмизаходных поддонах; нижний настил (необязательный). Он обеспечивает дополнительную прочность, а также полезен при штабелировании, распределяя вес грузов на всю поверхность нижележащих грузов. Этот нижний настил создает, однако, неудобства, когда используется погрузчик поддонов (в отличии от вилочного), поскольку такие погрузчики могут ввести рабочий орган только в зазор между верхним и нижним настилами.

Существует еще ряд типов поддонов, имеющих свою сферу применения.

Поддоны с консолями. Они имеют настил, консольно выступающий за брусья, для обеспечения захвата стропами при подъеме краном.

Каркасные поддоны. Имеют решетчатый настил для размещения легковесных грузов.

Разовые поддоны. Применяют для грузов, перевозимых на дальние расстояния, когда окупаемость поддонов маловероятна. Такие поддоны изготовляют максимально простыми и дешевыми. Получатель в дальнейшем распоряжается ими по своему усмотрению.

Стоечные поддоны. Их используют для перевозки хрупких, неудобных по форме или легко повреждаемых предметов, которые по экономическим соображениям необходимо штабелировать. Стойки создают жесткий каркас, обеспечивающий опору для опирания на расположенные ниже стойки, в результате могут быть удалены с поддонов и в собранном состоянии возвращены к месту отправки.

Ящичные поддоны. Это ящики, у которых боковая или торцевая стенка откидывается. Они удобны для защиты небольших предметов, которые иначе выпали бы или были бы похищены. Часто в качестве стенок используют проволочные сетки. В ряде случаев такие поддоны имеют съемочное дно для облегчения выгрузки содержимого под действием силы тяжести, если это допустимо по условиям сохранности.

Большинство поддонов изготовляют из древесины, но используют стальные и алюминиевые поддоны, особенно в случае разборных и многоразовых поддонов. Алюминиевые поддоны устойчивы против коррозии и легче, но более дорогие.

Использование поддонов стандартных геометрических размеров обладает многими преимуществами, особенно если стеллажи, транспортные средства, склады специально приспособлены для этого.

Для более эффективной перевозки широко используются контейнеры. Перевозка грузов в контейнерах более подробно будет рассмотрена в теме «Перевозка грузов укрупненными единицами».

Маркировка - это надписи и условные знаки, наносимые на отдельные грузовые места для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при транспортировании, хранении и погрузочно-разгрузочных работах. Маркировка - это своего рода “ИМЯ” грузового места, зарегистрированное в накладной.

Существо маркировки как коммерческой операции заключается в том, чтобы установить связь между грузом и относящимися транспортными документами. Маркировка имеет целью предупредить случаи неправильной засылки грузов и дать возможность быстро определить на складе порта или в трюме судна, к какому транспортному документу относится тот или другой груз.

Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.

Товарная маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.

Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе - порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки) и рядом с дробью номер грузовой накладной.

ГОСТ на маркировку требует, чтобы на каждом грузовом месте была нанесена маркировка, содержащая: основные, дополнительные и информационные надписи, а также манипуляционные знаки.

Основные надписи содержат:

1.    Полное или условное наименование грузополучателя.

2.    Пункт назначения.

3.    Число мест Дополнительные надписи содержат:

1.    Полное или условное наименование грузоотправителя.

2.    Наименование пункта отправления.

Информационные надписи содержат:

1.    Массу грузовых мест.

2.    Габаритные размеры. Манипуляционные знаки содержат:

1. Способы обращения с грузом (рис.3). Располагают маркировку следующим образом:

1.    На ящиках - на боковой стороне. Если есть знак “Верх. Не кантовать”, то, он должен быть нанесен сверху.

2.    На мешках - в верхней части у шва.

3.    На тюках - на боковой поверхности.

4.    На пакетах - на двух боковых соседних поверхностях.

Надписи делают от руки или трафаретом непосредственно на таре

или упаковке, на бумажных наклейках, пластмассовых или фанерных бирках, прикрепленных к каждому месту груза. Эти надписи должны быть четкими и хорошо видны на перевозимом грузе.

Располагают маркировку следующим образом:

1.    На ящиках - на боковой стороне. Если есть знак “Верх. Не кантовать”, то, он должен быть нанесен сверху.

2.    На мешках - в верхней части у шва.

3.    На тюках - на боковой поверхности.

4.    На пакетах - на двух боковых соседних поверхностях.

Надписи делают от руки или трафаретом непосредственно на таре

или упаковке, на бумажных наклейках, пластмассовых или фанерных бирках, прикрепленных к каждому месту груза. Эти надписи должны быть четкими и хорошо видны на перевозимом грузе.

 

 

Тема 2.2. Подготовка судна к погрузке. Грузовые документы

Согласно Кодексу ВВТ Глава XI действуют следующие требования.

Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте (далее - правила перевозок грузов), утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - правила оказания услуг), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица, является перевозчиком общего пользования.

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.

Грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.

Транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.

Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.

В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

Грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством Российской Федерации, и правилами перевозок грузов.

Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются правилами перевозок грузов.

. Суда и контейнеры должны подаваться перевозчиком под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки предъявляемого груза.

Пригодность в коммерческом отношении судов и контейнеров (состояние грузовых помещений судов, контейнеров, пригодных для перевозок определенных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при их погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций грузовых помещений судов, контейнеров) для перевозок предъявляемых грузов на основании требований, установленных правилами перевозок грузов, определяется в отношении: судов - грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, перевозчиками во всех остальных случаях; контейнеров - грузоотправителями во всех случаях.

Способы размещения и крепления грузов на судах с указанием необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособлений и материалов, а также нормативов предоставления таких приспособлений и материалов устанавливаются техническими условиями погрузки и крепления грузов, разработанными и утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а при их отсутствии - планами размещения грузов на судах, разрабатываемыми перевозчиками.

В случае, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, необходимые для погрузки, крепления и перевозки груза приспособления и материалы предоставляются, устанавливаются и снимаются соответственно грузоотправителем, грузополучателем за свой счет. В случае, если выгрузка груза осуществляется перевозчиком, такие приспособления и материалы выдаются грузополучателю вместе с грузом.

Судно должно подаваться перевозчиком в порт погрузки груза, определенный заявкой грузоотправителя или договором перевозки груза.

О времени прибытия судна в порт погрузки или выгрузки груза перевозчик извещает соответственно грузоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под погрузку или выгрузку груза не позднее чем за 6 часов до подачи судна, если погрузка или выгрузка груза осуществляется грузоотправителем или грузополучателем.

Грузоотправитель или грузополучатель, получившие извещение о времени прибытия судна, обязаны заблаговременно (не позднее чем через 2 часа с момента извещения) указать место, к которому должно быть подано судно под погрузку или выгрузку груза.

Перевозчик обязан подать судно к указанному грузоотправителем, грузополучателем месту погрузки или выгрузки груза.

Подача судна под погрузку в состоянии, непригодном для перевозки определенного груза, приравнивается к неподаче судна. В этом случае перевозчик обязан по требованию грузоотправителя предоставить судно, пригодное для перевозки такого груза.

В случае, если судно подано без извещения о времени его подачи или с нарушением установленных пунктом сроков извещения, к нормативному времени загрузки и разгрузки судна добавляется время на подготовку к погрузочно-разгрузочным работам продолжительностью не более чем 6 часов.

Погрузка или выгрузка груза осуществляется перевозчиком или грузоотправителем, грузополучателем в порядке, предусмотренном договором, если иное не установлено правилами перевозок грузов. Погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем.

Сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу.

Порядок исчисления сроков загрузки и разгрузки судна устанавливается в соответствии с правилами перевозок грузов, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

В случае, если соглашением сторон не установлено иное, загрузка судна или контейнера по вместимости должна быть не ниже технических норм загрузки судов, установленных правилами перевозок грузов, при отсутствии таких норм - до полной грузоподъемности или грузовместимости судна или контейнера.

Правила, установленные настоящим пунктом, не применяются, если установлены ограничения осадки судна в порядке, установленном статьей 77 Кодекса ВВТ.

При невыполнении условий погрузки груза на судно и размещения груза на судне погрузка груза может быть остановлена перевозчиком и им может быть составлен соответствующий акт согласно правилам перевозок грузов, а виновной стороной в установленном законодательством Российской Федерации порядке возмещаются причиненные убытки.

Место, указанное грузоотправителем или грузополучателем, должно быть пригодно для погрузки и выгрузки груза, не должно представлять опасность для судна и (или) его экипажа. В случае, если грузоотправителем или грузополучателем указано место, непригодное для погрузки и выгрузки груза либо небезопасное для судна и (или) его экипажа, грузоотправитель или грузополучатель обязан по требованию перевозчика указать другое место погрузки или выгрузки груза. Расходы, связанные с подачей судна, а также с подвозом груза к другому месту погрузки груза или вывозом груза из другого места выгрузки груза, в указанном случае несет грузоотправитель или грузополучатель.

Загруженные трюмы судов, контейнеры с грузами должны быть опломбированы грузоотправителем, если погрузка грузов осуществлялась грузоотправителем.

Загруженные трюмы судов могут быть опломбированы перевозчиком по его усмотрению, если погрузка грузов осуществлялась перевозчиком.

Контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд при оказании услуг физическим лицам должны быть опломбированы перевозчиком или транспортно-экспедиторской организацией по усмотрению и за счет грузоотправителей.

Перечень грузов, допускаемых для перевозок в трюмах судов без запорно-пломбировочных устройств, и порядок опломбирования судов и контейнеров устанавливаются правилами перевозок грузов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.061 с.)