Павлюшин, С. Е. Недвижимое историко-культурное наследие республики коми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Павлюшин, С. Е. Недвижимое историко-культурное наследие республики коми.



Красная книга [Текст]: науч.-попул. издание / С. Е. Павлюшин, А. В. Крутиков. – Сыктывкар: Седьмая печать, 2007. – 95 с.

10. Рощевская, Л. П. Архитектура и строительство в Коми крае в конце XIX – начале XX веков [Текст]: очерки истории / Л. П. Рощевская. – Сыктывкар: Изд-во СыктГу, 2005. – 79 с.

11. Рябушин, А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий [Текст] / А. В. Рябушин. – М.:

Искусство XXI в., 2005. – 287 с.

12. Тайны соборов, или Соборы тайны [Текст] / под ред. А. Черинотти. – Москва: Вече: Ниола-Пресс, 2007. – 127 с.

13. Шуази, О. История архитектуры [Текст]. Т. 1 / О. Шуази; пер., доп. и коммент.

В. Д. Блаватского, Б. П. Денике, В. В. Павлова, А. С. Стрелкова; под общ. ред.

А. А.Сидорова. – 3-е изд. – М.: В. Шевчук, 2002. – 575 с.

Использованная литература и интернет-ресурсы При составление УМКД были использованы материалы из следующих источников без конкретных ссылок в тексте:

1. Баторевич, Н. И. Малая архитектурная энциклопедия [Текст] / Н. И. Баторевич, Т. Д. Кожицева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 704 с.

2. Бирюкова, Н. В. История архитектуры [Текст]: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 367 с.

3. Грубе, Г.-Ф. Путеводитель по архитектурным формам [Текст] / Г.-Ф. Грубе, А. Кучмар. – М.: Архитектура-С, 2005. – 216 с.

4. Гуляницкий, Н. Ф. История архитектуры [Текст]: учебник для вузов. В 5 т. / Н. Ф. Гуляницкий. – М.: Стройиздат, 1984. – Т. 1. – 334 с.

5. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры [Текст] / А. Э. Гутнов. – М.: Мол. Гвардия, 1985. – 350 с.

6. Любимов, Л. Д. Искусство Древнего мира [Текст]: кн. для чтения. – 2-е изд.. – М.:

Просвещение, 1980. – 320 с.

7. Смолицкая, Т. А. Архитектура и градостростроительство [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А. Смолицкая. – М.: Архитектура-С, 2005. – 256 с.

8. Черняк, В. З. Уроки старых мастеров [Текст] / В. З. Черняк. – М.: Стройиздат, 1989.

238 с.

При написании курса лекций были использованы материалы, рисунки и фото со следующих сайтов:

http://all-art.do.am;

http://andrey1965.fotki.com;

http://artclassic.edu.ru;

http://artyx.ru;

http://arx.novosibdom.ru;

http://bse.sci-lib.com;

http://egypt.mylivepage.ru;

http://egypt-sights.blog.com;

http://enc.lib.rus;

http://forum.academ.org;

http://kanidi.blogspot.com;

http://lebendige-ethik.net;

http://luxaur.narod.ru;

http://malva.ucoz.ru;

http://moroka2009.livejournal.com;

http://samara.name;

http://smallbay.ru;

http://www.holidaym.ru;

http://www.liveinternet.ru;

http://www.liveinternet.ru;

http://www.miracle.ge;

http://www.picsru.eu/domain/prishvinka.narod.ru;

http://www.radosvet.net;

http://www.ruschudo.ru;

http://www.terminarc.com;

http://www.trianon.ru;

http://www.vladtopalov.ru;

www.olympic-history.ru.

При составлении тезауруса были использованы рисунки и фото со следующих сайтов:

http://aivazovski.ru;

http://all-photo.ru/;

http://al-spbphoto.narod.ru;

http://archunion.com.ua;

http://arhitekturafotki.narod.ru;

http://autoclub.z66.ru;

http://babs71.livejournal.com/;

http://bse.sci-lib.com;

http://build.rin.ru/;

http://chandra.jimdo.com/;

http://commons.wikimedia.org/;

http://cor.edu.27.ru;

http://demiart.ru;

http://dic.academic.ru;

http://e-kopilka2.narod.ru/;

http://enc.lib.rus.ec;

http://forlit.ru/;

http://fotki.yandex.ru;

http://foto.mail.ru/ http://gatchina3000.ru;

http://greta105.narod.ru/f;

http://ibud.ua;

http://kazimirmalevich.ru/;

http://keyb.ru/info/227;

http://knosh17.narod.ru/;

http://kohtla-jarve.h18.ru/;

http://kp.md/;

http://lit-mram.narod.ru/;

http://lori.ru/;

http://maat.ru/;

http://mosday.ru;

http://opionteke.narod.ru/ l;

http://parusa.narod.ru/;

http://remacle.org/;

http://rom-skaya777.ya.ru/;

http://ru.wikipedia.org;

http://samstar.ucoz.ru/;

http://school.ort.spb.ru/;

http://search.photo.qip.ru/;

http://slovari.yandex.ru;

http://sovarh.livejournal.com/;

http://stroykoff.ru/;

http://thearcheology.wordpress.com/;

http://uk.wikipedia.org/;

http://vernak.narod.ru/;

http://walkspb.ru/;

http://wsh.mybb.ru/;

http://www.allmuseums.spb.ru/;

http://www.allofremont.com/;

http://www.alphadesign;

http://www.archi.ru/;

http://www.archmuseum.ru/;

http://www.arhitekto.ru/;

http://www.biblioclub.ru/;

http://www.cnrpm.ru/i;

http://www.cultinfo.ru/;

http://www.cult-turist.ru/;

http://www.dachi100km.ru/;

http://www.edgardega.ru/;

http://www.euromakler.ru/;

http://www.good-cook.ru/;

http://www.help-rus-student.ru/;

http://www.iskusstvu.ru/;

http://www.israeltoday.ru/;

http://www.kolizejinfo.ru/;

http://www.m-byte.ru/;

http://www.metalsk.ru/;

http://www.nowa.cc/;

http://www.opeterburge.ru/;

http://www.parket-orel.ru/;

http://www.photoforum.ru/;

http://www.photoshare.ru/;

http://www.poedem.ru/;

http://www.regent-decor.ru;

     

http://www.rusbarokko.ru/;

http://www.spb-guide.ru;

http://www.spiriturs.com/;

http://www.suvenirograd.ru/;

http://www.touristplaces.ru/;

http://www.vash-gid-v-bavarii.ru/f;

http://www.vitalminerals.ru/;

http://www.winchester-cathedral.org.uk/;

http://www.wm-painting.ru/;

http://www.zdanija.ru/;

http://zbi.su/.

ТЕЗАУРУС

Абак (греч. – доска) – верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Акант, аканф (греч. akanthos – название растения) – декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев;

акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акведук (лат. от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акротерий (греч. – уголок) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары и т. д.).

Алтарь (лат. altarium – жертвенник (от altaria – навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: altus – высокий, ara – возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол («престол»), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках.

В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV–XV вв.) – иконостасом.

Амфипростиль (греч.: амфи – с двух сторон, про – впереди, стилос – колонна) – тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Амфитеатр (от греч. µ – досл. «круглый театр») – 1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ансамбль (от фр. ensemble – целостность, связность, единство) – группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Построение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Антаблемент (фр. entablement от table – стол, доска) – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, – составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз.

Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Антефикс (лат. atefixum, от ate – спереди и fixus – прикрепленный) – украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом).

Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Анты (мн. ч. лат. antae, возможно от ante – перед, впереди) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название «храм в антах».

Анфилада (фр. enfilade, от enfiler – нанизывать, ставить рядами) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида (от др.-греч. – дуга, свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой (полукупол в виде раковины) или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арка (лат. arcus – дуга) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева.

Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.

Арка триумфальная – монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н. э., Септимия Севера, 203 г. н. э., Константина, 315 г. н. э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на площади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806–1837 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827–1834 гг., архитектор О. И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В. П. Стасов).

Аркада (фр.) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура (от нем. Arkatur, фр. arcature – ряд арок) – вид аркатуры, пластически наложенной на стену.

Аркбутан (фр. arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т. д.

Архивольт (фр. archivolte, от лат. arcus – свод и volutus – закругленный) – декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

Архитектоника (от греч. architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т. п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитрав (итал. architrave, от греч., «архи» – над-, главный и лат.

trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.

Астрагал (лат. Astraglus – крупный род растений семейства Бобовые) – гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

Атриум, атрий (лат. atrium, от ater – «закопченный», «черный», т. е. помещение, почерневшее от копоти) – закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

Аттик (от др.-греч. – надбарабанное пространство) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

База (от греч. basis – основание) – основание, подножие колонны или столба. Базы различаются по высоте и профилю (см. Ордера архитектурные, Обломы архитектурные). Особенно разнообразны готические базы, отличающиеся сложностью рисунка.

Базилика (греч. – царский дом) – вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

Балюстрада (фр. balustrade из итал. balaustrata) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

     

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Баптистерий, крещальня (итал. baptisterio – крестильная купель) – помещение для совершения обряда крещения. В западноевропейских странах баптистерий – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой;

посредине находилась купель для крещения.

Барабан (вероятно, слово тюркского происхождения) – цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда – декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Балдахин (итал. baldacchino) – нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем; первоначально матерчатый, позднее – из камня, дерева, металла (балдахин в соборе Св. Петра в Риме, XVII в.).

В русском зодчестве известен с XI в. (см. Сень и Киворий).

Башня – сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны). Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и телебашни) и др. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.

Бельведер (итал. Belvedere – букв. прекрасный вид) – надстройка над зданием, обычно круглая в плане; павильон, беседка на возвышенном месте; название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане).

Вал (в мелкомасштабных профилях – валик) – криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.

Вальмовая крыша – четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

Венец – в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки – с выступающими концами («в обло») или без них («в лапу», «в шип»).

От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.

Вестверк (нем.) – поперечная постройка в западной части храма (с 2– башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначльно появляется каролингских и романских храмах Германии).

Виадук (фр. Viaduc, от лат. Via – дорога и duco – веду) – мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает виадук от эстакады.

Вилла (лат. Villa – усадьба, поместье) – загородный дом с садом или парком.

Вимперг (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Волюта (лат. и итал. voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

Восьмерик – в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип «восьмерик на четверике»), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Выкружка – криволинейный вогнутый облом, профиль архитектурнопластической детали, по очертанию – четверть окружности.

Галерея (фр. galerie, от итал. galleria) – длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания; удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен; верхний ярус зрительного зала (т. н. галерка); название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.

Гипостиль, гипостильный зал (от греч. hupostulos, от hupo – «под» и stulos – колонна, т. е. поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Гирька – фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI–XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Гостиный двор – в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XVI–XVII вв. гостиный двор – обычно прямоугольная площадь, обнесенная каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами.

Гридница (др.-рус. гридь – дружина) – в Киевской Руси большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда гридница была отдельным сооружением.

Гробница – архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память.

Грот (фр. grotte, от итал. grotta) – тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII–XVIII вв. (в России – с XVIII в.).

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI–XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

Гурт (нем. gurt, букв. пояс, подпруга) – профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере; в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней (см. также Нервюра).

Гусек – архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг:

в прямом гуське – верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське – наоборот.

Гутты (от лат. gutta – капля; другое название – регулы) – украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул.

Дворец (от «княжий двор» – жилище князя) – парадное здание, отличающееся большими размерами и монументальными формами.

Детинец – см. Кремль.

Донжон (фр. donjon) – главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

Дорический ордер – один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки – эхина и толстой квадратной плиты – абак. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы.

Доходный дом – многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830–1840-хгг. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья.

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII–XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.

Змок (польск. zamek) – укрепленное жилище феодала. Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы.

Закомара (от др.-рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, по очертанию соответствующее форме внутреннего свода, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. В зависимости от количества сводов фасад здания имеет несколько закомар.

Зальный храм – вытянутый в плане храм с нефами равной высоты либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (т. н. псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта. Типичны готические северо-немецкие, чешские и польские зальные храмы XIII – нач. XVI в. (костел Девы Марии в Гданьске).

Замковый камень – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки.

Звонница – отдельно стоящее или надстроенное на стене храма вытянутое в плане сооружение с несколькими проемами в виде сквозных арок, расположенных в один, иногда в два яруса. Звонницы являлись ранней формой колоколен.

Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu – вершина, в т. ч. вершина горы) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3–7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами.

Изба – русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII–XVIII вв. – и городской), в узком смысле – отапливаемое помещение (древнерусское «истьба», «истобка», упоминается в летописях с X в.).

     

Крестьянский дом мог состоять из одной избы; избы с сенями; избы, сеней и клети; двух изб с сенями.

Иконостас (от греч. – изображение и – местоположение) – перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма.

Импост (фр. imposte) – профилированная архитектурная деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента), служащая опорой для пяты арки; узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.

Интерколумний (лат. intercolumnium, от inter – между и columna – колонна, столб) – пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре.

Величина интерколумния (постоянная для каждой данной колоннады) зависит от масштабов сооружения, характера и ордера колоннады, а также от размера и материала колонн и архитрава.

Интерьер (от фр. interieur – внутренний) – внутреннее пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т. д.) и характер убранства, которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера.

Ионический ордер – один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, прорезанным вертикальными желобками – каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков – волют. Антаблемент иногда без фриза, архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Ионический ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей.

Каблучок – архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) – в базах колонн, цоколях.

Каланча (тюрк., от араб. kaa – крепость) – возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров.

Кампанила (итал. campanile – колокольня) – в итальянской архитектуре Средних веков и Возрождения четырехгранная или круглая многоярусная башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.

Каннелюры (от фр. cannelure – желобок) – вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Капелла (позднелат. capella, итал. capella – часовня) – в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д.

Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора – «венец капелл» в готической архитектуре), а также в замках и дворцах.

Капитель (от позднелат. сapitellum – головка) – пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре).

Кариатида (греч. karyаtides – буквально жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII– XIX вв.

Карниз (нем. Karnies; первоисточник: греч. korwnis – заключение, конец) – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение.

Карниз бывает верхний (венчающий, например, в антаблементе) и промежуточный.

Картуш (фр. cartouche, от итал. cartoccio – сверток, кулек) – украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы.

Были распространены в XVI–XVIII вв.

Каскад (фр. сascade, от итал. cascata, от cascare – стремительно падать вниз) – естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами.

В парковой архитектуре каскады создаются расположением на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает вода.

Кассеты, кассетоны, кессоны (итал. cassetta, фр. caisson – ящик) – квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.

Катакомба (итал. сatacomba, от позднелат. catacumba – подземная гробница) – подземные помещения искусственного или естественного происхождения. Узкие (обычно около 1 м ширины) подземные коридоры катакомб с двумятремя ярусами ниш для захоронения выдалбливались в мягкой каменной породе. В них часто выделялись квадратные помещения для саркофагов с арочными нишами по трем сторонам. Использовались в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших.

Кафедра (греч. kathedra – сидение, скамья) – в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами.

Квадр (от лат. quadrum – четырехугольник) – каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.

Клеть, сруб – простейшая конструкция в деревянном строительстве, которая образуется положенными друг на друга венцами из бревен. Клетью также называют неотапливаемую часть избы.

Клуатр (фр. cloitre, от лат. claustrum – закрытое место, позднее – монастырь) – закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей. Характерен для романской и готической архитектуры.

Кокошник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» – курица-наседка, в отличие от «кокот» – петух) – в русской церковной архитектуре XVI–XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию.

Колонна (фр. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров.

Колоннада (фр. colonnade) – ряд или ряды колонн, антаблементом, часто – общим перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих в к зданию, соединяющих его обособленные объемы и зрительно связывающих его с пространством двора или площади, а также с окружающей природой.

Конек, конь, князек, князь – в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение венчающего крышу бревна – охлупня в виде изображения коня или птицы. В современном употреблении конек – верхнее ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши.

Консоль (фр. console) – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. д.

Контрфорс (от фр. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание).

Конха (от греч. konch – раковина) – полукупол, служащий для перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания (экседр, апсид, ниш).

Коринфский ордер – один из трех основных архитектурных ордеров.

Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.

Коттедж (англ. сottage, первоначально – крестьянский дом) – сельский или городской одноквартирный индивидуальный жилой дом, при котором имеется небольшой участок земли.

Крабб (от нем. Krabbe) – декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов на щипцах, вимпергах и других элементах архитектурного декора готики.

Красная линия – в градостроительстве обозначает условную границу, отделяющую территорию улиц, проездов, магистралей и площадей от территорий, предназначенных под застройку, которая может осуществляться как по красной линии, так и с отступом от нее.

Кремль (крем, кремник стар. и кром (от кромить, кромленое место), детинец, город – центральная укрепленная часть русского средневекового города.

Кремли располагались на высоких местах, обычно у берега реки или озера, окружались глубокими рвами и стенами. В кремле находились соборы, дворец князя, дворы бояр и церковной знати.

Крепость – укрепления, защищающие город, населенный пункт или определенную территорию.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане.

Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения.

Крестоцвет, флерон – декоративная деталь, завершающая башни, вимперги, пинакли в архитектуре готики. Имеет вид стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями. Мотив крестоцвета применяется также в декоративно-прикладном искусстве.

Крещальня – то же, что Баптистерий.

Крипта (лат. crypta, от греч. krupth – крытый ход, сокровенное место) – в Древнем Риме – сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре – часовня под алтарной частью храма для почетных погребений.

         

 

         

Купол (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa – бочка) – вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Каменные (кирпичные) купола могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов – парусов или тромпов.

Курватура (лат. curvatura – кривизна, округленность) – нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры.

Курдонер (фр. cour d`honneur – букв. – почетный двор) – парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями (флигелями), реже – колоннадой. От улицы, площади, дороги курдонер обычно отделяется сквозной оградой.

Лемех – в русской деревянной архитектуре продолговатые, слегка изогнутые дощечки в форме лопатки или плоской уступчатой пирамидки, служащие для покрытия глав, барабанов, шатров и др.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Лоджия (итал. loggia, от древневерхненем. laudjia – беседка) – помещение, открытое с одной или нескольких сторон, где стену заменяет колоннада, аркада, парапет и т. д. Лоджия может быть отдельным сооружением (Лоджия деи Ланци во Флоренции, ок. 1376–80 гг.) или частью здания (балкон, углубленный в стену, вход), пластически его обогащающей.

Лопатка, лизена – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.206 (0.135 с.)