Цели:
Обучающая:
-Создать условия для формирования понятия числа 6.
Развивающая:
-развивать умение сравнивать предметы, обсуждать, делать выводы, учить строить определения и записывать цифру 6.
Воспитывающая:
-учить детей договариваться между собой, учить распределять работу, осуществлять взаимоконтроль.
I Этап актуализации знаний
| Математический диктант.
1. Запишите число, которое получится, если (5-4) от 5 отнять 4. (1)
2. Отступите на 1 клетку вправо, поставьте точку. Запишите число, которое стоит перед числом 3. (2)
3. Отступите на 1 клетку вправо, поставьте точку. Запишите число, которое стоит между числом 2 и 4. (3)
4. Отступите на 1 клетку вправо. Число, следующее за числом 3. (4)
5. Отступите на 1 клетку вправо. Первая часть 2, вторая часть – 3. Запиши целое. (5)
6. Отступите на 1 клетку вправо. (6+1) Сколько будет, если к шести прибавить 1? (7)
7. Отступите на 1 клетку вправо. Запишите число, следующее за числом 5. (6)
Поменяйтесь тетрадками. Проконтролируйте работу соседа.
1,2,3,4,5,7,6
|
II Этап разрыва
| На доске «Числовой луч»
0 1 2 3 4 5 6 7
Учащиеся сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом соседа и сверяют правильную запись с доски. (ставят «+» и «-»)
-Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»? (6)
|
III Этап постановки вопроса
| - Почему? (Число 6 должно стоять между числами 5 и 7)
-Кто догадался, с каким числом мы сегодня будем работать? (с числом 6)
-А как получить число 6?
|
IV Этап поиска ответа на поставленный вопрос
| На парковке стояло 5 машин. Приехала ещё 1 машина. Сколько стало машин? (6)
(Придвинуть и пересчитать)
Как мы получили 6? (К 5 прибавили 1)
Это же самое покажем на геометрических фигурах
- Положите на стол 5 больших треугольника
- Добавьте один большой треугольник
- Сколько в этом целом предметов? (6) I
- Стало больше? (Да)
- На сколько больше? (На один)
(Сначала было пять предметов, потом добавили еще один предмет)
Это же запишем с помощью знаков 5+1=6
Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1)
Какие есть другие способы получения числа 6? (От семи убрать 1)
|
V Работа с числовым лучом
| «Числовой луч»
0 1 2 3 4 5 6 7
1) Давайте найдем место числа 6 на числовом луче.
2) Предшествующее число 5, последующее 7.
Между числом 5 и 7 (соседи)
3) Он стоит правее, чем число 5, значит больше. 6>5
И левее, чем 7, значит меньше 6<7 5<6<7
Если к числу прибавить 1, то получится последующее число, а если от числа отнять 1, то получится предыдущее число.
|
VI Предметный уровень (в парах)
| Физминутка
Работа в парах
(У) один ученик кладет на парту 6 разных предмета на стол
(Уч) другой ученик рисует на листочке любые геометрические фигуры
(Уч) проверяет, если правильно записано – ставит +. Затем дети меняются ролями.
|
VII Моделирование (в тетрадях)
| Нарисуйте 6 квадратиков
6 кружочков
6 треугольников
- Сколько мы нарисовали ? (6)
- Сколько мы нарисовали ? (6)
- Сколько мы нарисовали ? (6)
- Как называется этот значок? (Цифра 6)
Показ цифры 6 на доске
- Откроем тетради (дети пишут цифру 6)
|
IX Подведение итогов
| Чему мы учились сегодня на уроке? (Число 6)
Что такое число 6? (Число 6 – это целое, состоящее из шести предметов)
Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1)
Оценочная шкала: 1) Умею ли я называть число, которое стоит перед и после числа 6?
2) Умею ли я писать цифру 6?
3) Знаю ли я состав числа 6?
|
Тема: Состав числа 6
Цели:
Обучающая: создать условия для открытия других способов получения числа 6 с помощью числового луча.
Развивающая: развивать умение сравнивать предметы, обсуждать, делать выводы, учить строить определения.
Воспитывающая: учить детей договариваться между собой, учить распределять работу, осуществлять взаимоконтроль.
I Этап актуализации знаний
| Давайте вспомним, чему учились на предыдущем уроке. (Узнали число 6)
Что такое число 6? (Число 6 – это целое, состоящее из шести предметов)
Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1)
5+1=6
|
II Этап разрыва
| 4+1=5
4+2=? (6) Значит, чтобы получить число 6, можно не только к 5 прибавить 1.
|
III Этап постановки вопроса
| - Как другим способом получить число 6?
|
IV Этап поиска ответа на поставленный вопрос
| - Положите на стол 5 больших треугольника в первом ряду
- Положите на стол 4 маленьких треугольника во втором ряду
- Положите 3 квадрата в третьем ряду
- Добавьте в I ряд один большой треугольник
- Сколько в этом целом предметов? (6)
- Стало больше? (Да)
- На сколько больше? (На один)
- Добавьте во II ряд еще два маленьких треугольника
- Сколько в этом целом предметов? (6)
- Стало больше? (Да)
- На сколько больше стало? (На два больше)
- Добавьте в III ряд еще три квадрата
- Сколько в этом целом предметов? (6)
- Стало больше? (Да)
- На сколько больше? (На три)
- Что их объединяет? (Число 6)
- О чём говорит число 6? (Это одно целое, состоящее из шести предметов)
|
V Работа с числовым лучом
| Это же покажем на «Числовом луче» 1) Из каких частей состоит число 6?
+1
0 1 2 3 4 5 6 7
5+1=6 6-1=5
Если к 4нужно прибавить 2, то сначала 4+1+1=6 делаем 2 шага
+2
0 1 2 3 4 5 6 7
4+2=6 6-1-1=4
Если к 3 нужно прибавить 3, то сначала 3+1+1+1=6 (3 шага)
+3
0 1 2 3 4 5 6 7
3+3=6 6-1-1-1=3
Если к 2 нужно прибавить 4, то сначала2+1+1+1+1=6 (4 шага)
+4
0 1 2 3 4 5 6 7
2+4 =6 6-1-1-1-1=2
Если к 1 прибавить 5, то сначала 1+1+1+1+1+1=6 (5 шагов)
+5
0 1 2 3 4 5 6 7
1+5 =6 6-1-1-1-1-1=1
Переместительное свойство сложения
5+1=6 4+2=6
1+5=6 2+4=6
|
VI Моделирование
(в тетрадях)
работа в парах
| На трех клумбах распустились цветы. В первой клумбе – 6 роз, во второй – 3 лилии, в третьей – 2 ландыша. Сколько должно распуститься цветов во второй и третьей клумбах, чтоб стало везде поровну?
Нарисуйте 6 квадратиков
3 кружочка
2 треугольника
- Сколько мы должны дорисовать ? (ни одного)
- Сколько мы должны дорисовать ? (3)
- Сколько мы должны дорисовать? (4)
По сколько должно быть цветов во всех трёх клумбах? (во всех трёх клумбах должно быть по 6 цветов)
|
VII Подведение итогов
| Чему мы учились сегодня на уроке? (Узнали как другими способами можно получить число 6)
Оценочная шкала
1) Умею ли я называть число, которое стоит перед и после числа 6?
2) Умею ли я писать цифру 6?
3) Знаю ли я состав числа 6?
|
СОДЕРЖАНИЕ
Егорова С.В. Формирование понятия числа 4 и обозначение его цифрой 4
Егорова С.В. Состав числа 4
Захарова О.А. Формирование понятия числа 9. Образование числа 9
Захарова О.А. Формирование понятия состава числа 9. Образование числа
разными способами
Иванова М.Л. Формирование понятия числа 7
Иванова М.Л. Состав числа 7
Ноговицына М.С. Формирование понятия числа 5 и обозначение его цифрой 5
Ноговицына М.С. Состав числа 5, как разные способы
Трофимова Н. М. Состав числа 5, как разные способы
Трофимова Н. М. Число и цифра 8
Фу-Це Е.В. Формирование понятия числа 6
Фу-Це Е.В. Состав числа 6