Формирование понятий «число» и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование понятий «число» и



Формирование понятий «число» и

«состав числа»

(конспекты уроков)

 

 

Составители: Егорова Н.Е., Егорова С.В., Захарова О.А., Ноговицына М.С., Иванова М.Л., Трофимова Н.М., Фу-Це Е.В.

  

В сборнике представлены конспекты уроков для обучения состава числа. Авторы разработок на примере конкретных тем показывают основные этапы конструирования занятий. Пособие предназначено для учителей начальных классов, методистов, студентов.

 

Егорова Светлана Викторовна, учитель начальных классов.  

Тема урока: Формирование понятия числа 4 и обозначение его цифрой 4

Цели урока:

 Создание условий для открытия способов образования числа 4 путем присчитывание и отсчитывание по 1.

Задачи:

1. На предметном уровне показать способы получения числа 4.

2. Учить графически изображать способ действия.

3. Учить выражать эти способы через числа.

Ход урока

Этап Организационный момент

- Какой у нас урок? (математика)

Этап Актуализация знаний

1. Ребята, отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет

- О чем идет речь?

- Перечислите времена года (зима, весна, лето, осень)

- А сколько времен года? (4)

- Какое сейчас время года? (осень)

-Подул ветерок, и полетели листочки.

- Как называется природное явление, когда падают листочки?

Этап

- Три пушистые кошечки

Улеглись в лукошечке,

Тут одна к ним прибежала,

Сколько вместе кошек стало? (4)

- Покажите ответ карточкой (у детей карточки с цифрами: 1, 2, 3)

  3 этап Постановка проблемы

- Почему вы показываете разные числа, а кто-то не показал число?

- Назовите тему урока.

- Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать все о числе 4 и научиться писать цифру 4)

Этап Открытие нового знания

(Предметы на столе.)

- Сколько кошечек улеглись в лукошечке? (3)

- Возьмите сколько кошечек, столько же предметов

- Сколько кошечек к ним прибежала? (1)

- Добавьте сколько кошечек прибежала. 

- Сколько всего стало кошек?

- Посчитайте сколько стало у вас предметов?

-                                        

 

- Давайте договоримся, кошек сколько было напишем кружочками, а сколько прибежала запишем треугольником.

 

 


- Молодцы. А вот это же запишем с помощью знаков – цифрой.

3 + 1 = 4

2 способ

 Задача:

У Лены в корзине было 5 яблок. 1 яблоко она съела. Сколько яблок осталось у Лены в корзине?

- Давайте договоримся, яблок сколько было напишем кружочками, а сколько съела зачеркнем.

- Запишите с помощью знаков – цифрой.

5-1=4

1. Присчитывание и отсчитывание по 1

Прием выполняется с предметами.

- Как получить число 4?

 - Положите  3 палочки, затем положите еще 1 палочку

- Сколько палочек стало? 4

- А теперь обратно: из 5 палочек убирайте 1 палочку

- Как получили 4 палочки?

Делают вывод: чтобы получить 4, надо из 5 отнять 1.

2. Числовой луч

- Найти место этого числа на числовом луче

Дети 1, 2, 3, 4

 3 +1 =4

5-1=4

- Назовите предыдущее число 4

- Назовите последующее число 4

- Назовите соседей этого числа.

3.. Сравнение чисел

3<4

4 =4

5 >4

Физминутка

Этап подведение итогов

- Как образуется число 6?

 

Тема: Состав числа 4

Цели: создать условия открытия способов образования числа 4 и раскладывать по составу.

Задачи:

1.  Учить получать число 4 путем прибавления единицы к предыдущему числу.

2. Показать разными способами получение числа 4 (2+2=4)

3. Учить составлять задачу.

Ход урока

Этап Организационный момент

Этап Актуализация знаний

Сюжетная задача:

- Составьте рассказ по картинке.

- Как мы получили 4?

3 +1=4

- Можно ли по другому получить число 4.

Этап  Открытие нового знания

Было у Ани два мяча и у Вани было два мяча. Сколько всего было мячей?

 

      

 

- Как мы получили 4?

2 +2 =4

- В виде каких двух чисел представлено число 4? (2 и 2)

- Как образуется число 4?

Было у Ани два мяча. Утром Ваня подарил еще 1 мяч, а вечером еще 1 мяч. Сколько всего стало мячей у Ани?

        

 

- Как мы получили 4?

 2+1+1=4

- Есть еще другие способы получения числа 4?

3+1=4

2 +1+1=4

2+2=4

- Из каких частей состоит число 4?

Этап Первичное закрепление

Парная работа

1 ученик – составляет задачу

2 ученик- зарисовывает с помощью геометрических фигур

 

Карточка 1.

                             

 


                                   

 

 

- Так назовите состав числа 4.

 1 + 3 = 4

2 + 2 =4

Итог. Рефлексия.

- Расскажите, что вы знаете о числе 4.

- Как можно обозначить число 4.

Захарова Оксана Анатольевна,

Учитель начальных классов.

 

Тема: Формирование понятия числа 9. Образование числа 9.

Цели:

1) Создать условия, для формирования понятия числа 9.

2) Изучить внутренние связи и отношения между числами 8 и 9.

3) Продолжить работу по определению места числа 9 на числовой прямой.

4) Учить детей задавать вопросы.

Ход урока

Актуализация знаний.

1) Математический диктант: (учитель диктует ч/выражения, дети записывают их значения)

1. Первое слагаемое 2, второе – 3. Запишите сумму.

2. Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Запишите разность.

3. Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 4. Какое число я задумала?

4. Я задумала число, вычла из него 2 и получила 6. Какое число я задумала?

5. Уменьшите 6 на 3. 

6. Увеличьте 3 на 3.

7. На сколько 6 больше 2?

8. На сколько 5 меньше 7?

Проверка (Сличение с эталоном на эл/доске)

У. Проверьте свои ответы с ответами на доске.

( 5, 7, 1, 8, 3, 6, на 4, на 2)

2) Запишите эти числа в порядке возрастания.

- Назовите числовой ряд.

Этап разрыва 

У. Решите задачу «Малышки из Цветочного города очень любили цветы. Когда они посадили 8 цветов, им осталось посадить ещё 1 цветок. Сколько всего цветов посадили малышки?»

Постановка вопроса.

Д. Мы не проходили ещё число 9.

Целеполагание.

У. Чему будем учиться на уроке?

Д. Число 9. Как получить число 9.

Этап решения проблемы.

У. Что нам известно в задаче?

Д. Что малышки посадили 8 цветов. Что осталось посадить 1 цветок.

(Учитель показывает на доске предметы 8 цветочков и добавляет ещё один)

У. Что нам неизвестно?

Д. Сколько всего цветов посадили малышки?

У. Посчитаем, сколько всего цветов посадили малышки.

Д. (Дети пересчитывают все цветочки называя числа по порядку 1,2,…9) Всего посадили 9 цветов.

Этап моделирования

У. Покажем это же самое в тетрадях. Как можно обозначить посаженные цветочки?

Д. Треугольниками. 

У. А цветок который ещё нужно посадить?

Д–кружочком.

                                                                                         

 

(Дети выполняют в тетрадях, учитель на доске)

У. Сколько всего геометр фигур получилось? (9)

Постановка вопроса

У. Как же обозначить новое число?

Д.Число 9 обозначает цифра 9.

Работа с числовым лучом.

1) У. Определим место числа 9 на числовой прямой.

Д. Число 9 стоит за числом 8.

Д.Чтобы получить число 9, от числа 8 делаем шаг вправо – это место числа 9.

У. Чем является число 8 по отношению к числу 9?

Д. Число 8 – предыдущее число числу 9

У. А число 9 по отношению к числу 8?

Д. Число 9 – следующее число числу 8

У. Небойсик и Авосик тоже выполнили это задание. Проверьте, всё ли они выполнили правильно?

 

9
Небойсик

Авосик                                                                                  

Д. (варианты ответов)

2) Составление взаимообратных примеров с помощью числовой прямой)                     

8 + 1 = 9      8= 9 - 1

9 – 1 = 8 1 =9 - 8

9 – 8 = 1  

Рефлексия.

У. Чему учились на уроке?

 

Тема: Формирование понятия состава числа 9. Образование числа разными способами 9.

Цели:

1) Создать условия, для формирования понятия состава числа 9.

2) Сформировать разные способы образования числа 9. Учить составлять схемы состава числа 9.

3) Учить формулировать вопросы, строить умозаключения. Учить распределять обязанности в паре.

Ход урока

Актуализация знаний.

(Учащиеся работают с сигнальными карточками)

У. Покажите цифру, о которой идет речь.

а) Гляди-ка, цифра эта- стул,
Который я перевернул?

-Что это за цифра?(4)

-Покажите число, предыдущее числу 4?

Б) Похожа цифра на гусёнка
С длинной шеей, тонкой-тонкой.

-Что это за цифра?(2)

-Покажите число, которое на 1 меньше, чем 2?

В) Похожа цифра на замочек-
Сверху крюк, внизу кружочек?

-Что это за цифра?(6)

-Покажите число, которое стоит справа от 6? (7)

-Покажите число, которое стоит слева от 6? (5)

Г) Цифра эта так вкусна:
Из двух бубликов она?

-Что это за цифра?(8)

У. Решите задачу: «Винни - Пух очень любит мед, который хранит в горшочках. Каждый раз он ставит горшочки с мёдом на полках в своём шкафчике».

Посчитайте сколько горшочков ему нужно расставить?

Целеполагание.

- Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Д. Как разделить число 9 по – разному?

Д. Какие части у числа 9?

Д. Состав числа 9?

Постановка вопроса.

У. Как можно расставить 9 горшочков на 2 полки, по какому признаку?

Д. По цвету, по размеру, по форме.

Этап моделирования

У. Покажем это же самое в тетрадях. Обозначим горшочки геометрическими фигурами.

У. По какому признаку мы поставили горшочки в первом случае? (по цвету) Сколько было оранжевых? Желтых? (Проговаривают два способа 7 и 2, 2 и 7 и т.д.)

                                                                                             

У. По какому признаку мы поставили горшочки во втором случае? (по форме) Сколько было круглых? А продолговатых?

                                                                                              

У. По какому признаку мы поставили горшочки в третьем случае? (по размеру) Сколько было больших? А маленьких?

                                                                                              

У. Что заметили?                                               

Д. Мы получили число 9 разными способами.?

(Дети выполняют в тетрадях, учитель на доске)

  6) Определение состава числа 9.

У. Запишем примерами то, что у нас получилось.

У. Каким примером можно записать первый способ?

Д. 7 + 2=9 или 2 + 7

У. Каким примером можно записать второй способ?

Д. 6 + 3=9 или 3 + 6

У. Каким примером можно записать третий способ?

Д. 5 + 4=9 или 4 + 5

У. Каким ещё способами можно узнать число 9?

У.Запишем схемой, из каких частей состоит число 9

        9                          9                             9                       9

1                8    2               7      3              6   4                 5

Рефлексия.

У. Чему учились на уроке?

Д. Как получить число 9. Из каких чисел состоит число 9.   

У. Как получить число 9 разными способами?

Д. (варианты ответов) (Оценивание работы на «волшебных» линеечках.

 

Иванова Марина Лукинична, учитель начальных классов.

Цель:

Обучающая: создать условия для формирования понятия числа 7, обозначения предметных действий геометрическими фигурами и числовыми выражениями;

Развивающая: учить ставить цель урока, учить применять имеющиеся знания, учить делать выводы;

Ход урока

Этап актуализация знаний

Дети работают с числовым веером. Учитель показывает карточки с равенствами.

6-1 5+1 6-3 5-3 1+4 3+1 5+1 3-1

3+3 4-2 2+2 3+2 3-2 4+2 5-2 4-1

Этап целеполагания

1 2 3 4 5 6 8 9

Какое число пропущено?

С каким числом мы сегодня познакомимся?

Что мы узнаем о числе 7?

на доске:

узнаем…….(как пишется число7)

узнаем…….(как образуется число7)

узнаем……..(где находится число 7 на числовом луче)

Этап постановки вопроса

Как получить число 7 другим способом?

Итог

Что узнали сегодня на уроке?

Оцените себя:

Умею ли я писать число 7.

Знаю как образуется число 7.                    

Знаю где находится число 7.

 

Тема: Состав числа 7.

Цель:

Обучающая: создать условия для открытия способов получения числа 7

Развивающая: развивать умение классифицировать предметы, делать выводы, учить моделировать (графическое и знаковое моделирование)

 

Ход урока

Этап актуализации знаний

По какому признаку разложили фигуры на 2 группы.

В первой группе фигуры разложили по форме, во второй группе фигуры разложили по цвету, в третьей группе фигуры разложили по размеру.

Этап постановки вопроса

Какие равенства можно составить к этим рисункам?

Этап первичного закрепления

Запиши равенства, которые изобразили на числовом луче.

Работа в парах(взаимопроверка).

Итог

Что узнали?

Что учились делать сегодня на уроке?

Оцените себя:

Умею ли я работать на числовом луче.

Знаю ли я состав числа 7.

 

 

Ноговицына Марфа Сергеевна, учитель начальных классов.  

 

Этап: Актуализация знаний.

- Запишите полученные числа на числовом луче:

По алгоритму:

1. Отмечаю место точкой

2. Считаю… шагов

3. Отмечаю ответ точкой.

 


- Уменьшаемое 4, вычитаемое 2, найти разность? (2)

- Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, найти сумму? (3)

- Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 4. Какое число я задумала? (1)

- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найти сумму? (4)

(Дети по алгоритму отмечают числа на числовом луче)

Этап. Постановка задачи

- Сформулируйте нашу тему? (Узнать, что такое число 5 и учиться писать цифру 5.)

1. В первом конверте 4 марки, а во втором 1 марка. Сколько всего марок в двух конвертах?

      (на доске)

- Посчитайте (стало 5).

Этап. Моделирование.

- Теперь это же самое покажем на геометрических фигурах (работа в тетради)

- Открываем тетради и записываем:

 


- Теперь это же самое запишем с помощью цифр (знаками).

4+1=5 (мы их соединили).

- Значит, как образуется число 5? (сложением)

- Как мы получили число 5? (к 4 прибавили1).

- Есть еще другой способ, как получить 5. Как по - другому можно получить число 5?

- Разложите 6 фигур и подумайте, как получить число 5?

                                                            

(6-1=5) – получим пять

Этап: Контроль.

Шкала линий: Аккуратность, правильность.

Самооценка самого себя по образцу.

Что сегодня мы нового узнали?

(место числа 5 на числовом луче, цифру 5, как получить число 5.)

Цель:

1. Обучающая: Создать условия для успешного усвоения состава числа 5.

2. Развивающая: Учить выявлять проблему, учить моделировать, учить искать решения, учить планировать.

Этап. Мотивация к уроку.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Этап. Актуализация знаний

На доске:

 

 


- Что вы видите на доске? (геометрические фигуры).

- Сколько геометрических фигур? (5)

- На какие группы можно их разделить? (по цвету, по форме)

Этап. Ситуация разрыва.

- Разделите эти геометрические фигуры по цвету.

(У детей у каждого на столе фигуры)

 


- А теперь посчитайте. (1,2,3,4,5)

- как мы получили 5? (в первой группе три красные формы, а во второй два синих)

- можно их поменять местами? (да)

- Тогда в первой группе сколько фигур? (3)

- Во второй группе? (2)

Этап. Поиск решения

- Значит, из каких частей состоит число 5? (3и 2)

- Если используя математические знаки, как напишем выражение? (3+2=5 или 2+3=5)

(вместе с учениками заселяем в домик)

- Теперь разделите по форме.

 


                                           

 

 


- Посчитайте сколько фигур в первой группе? (1)

-Во второй? (4)

- А теперь как мы получили число 5? (1+4=5, 4+1=5)

(Заселяем в домик)

- Можно еще другим способом получить 5? (нет)

-Теперь наш домик полный, все цифры заселились.

Этап моделирования.

 (работа в тетради)

- Рисуем числовой луч.

 

                                                                                                                                         

 

 


(Учитель диктует, ученики на числовом луче отмечают точки пошагово используя алгоритм)

- 3+2, 2+3, 1+4, 4+1    

6 этап Первичное закрепление.

Игра «Место».

(У детей карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Они должны найти место своих чисел. Один ребенок выходит с карточкой 5, остальные выстраиваются в порядке натурального ряда чисел. Также можно обыграть и с  составом чисел 4 и 5).   

Этап. Итог

- Что нового мы узнали?                                                                                                                                                          

 

 

Учитель начальных классов.

 

I. Организационный момент

У. Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

III. Физкультминутка

У. Закройте все глаза. Не открывая глаз посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте! (

А) Числовой отрезок

 У. На доске изображена линейка. Какие цифры на ней пропущены? Покажите с помощью веера недостающие цифры.

Сначала класс с помощью веера показывает пропущенную цифру, а затем учитель вписывает ее.

– Покажите, каким числом заканчивается наш числовой ряд. Расскажите, как получить число 8.

- Какое число стоит впереди числа 8? (7)

- Какое число больше 7? Почему? (оно расположено правее)

- Выясняется, чтобы получить число 8 нужно сделать один шаг вправо, что 8 это 7 + 1

- Значит, 8 больше 7, но меньше 9.

- Итак, вывод, какой? (Если к числу прибавить 1, то получится последующее число, а если от числа отнять 1, то получится предыдущее число).

Б) графическая модель числа

- какой наш следующий шаг?

- Как получить графическую модель числа 8? (при помощи точек)

- Как получить 8, сколько надо добавить? (1 зеленым карандашиком)

VI I. Запись цифры 8

У. Покажите, какой цифрой обозначается число 8. (На доске прикреплены цифры 1-8).

-Где в окружающем мире можно увидеть цифру 8?

Д. Номер автобуса, номер квартиры, номер дома, на часах, на линейке.

У. Расскажите все, что вы знаете о числе 8.

Д. Число 8 стоит за числом 7, между числами 7 и 9.

У. На что похожа цифра 8? Что она вам напоминает?

Д. Цифра 8 похожа на снеговик, на очки, на два бублика, на крендель.

Ученики называют свои ассоциации, а учитель вывешивает таблицы со словами:

Слайд 2. Цифра 8 так вкусна

Из двух бубликов она.

У восьмерки два кольца

 Без начала и конца.

К этой цифре ты привык:

Эта цифра – снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру 8.

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи снежок.

Слайд 3. На экране образец написания цифры 8 и рисунок Мальвины.

У. Мальвина будет учить вас писать цифру 8. Посмотрите на образец ее написания. Назовите элементы, из которых она состоит.

Д. Из двух овалов.

У. Начинаю писать цифру немного ниже и правее середины верхней правой стороны клетки. Веду линию вправо верх, закругляю, касаясь правой стороны клетки. Веду справа налево, закругляю и веду к середине нижней стороны клетки. Далее линию закругляю, веду вверх к исходной точке.

У. Напишите цифру 8 в воздухе. Объясните последовательность написания цифры 8 и покажите указкой на образце.

Работа в тетрадях

Откройте тетради, внизу – пропиши цифры 8.

- Посмотрите внимательно на образец, обведите ручкой написанные цифры 8, а затем продолжите самостоятельно писать цифру 8, напишите в тетради столько цифр, сколько видите их здесь.Найдите самую красивую цифру и подчеркните ее.

Физкультминутка.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки верх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

IV. Итог урока.

У. Какая у нас была тема урока?

- Какое число мы окружили вниманием?

- Что можете рассказать о числе 8 ?.

- Где можно встретить число 8?

- Мальвине и Буратино очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу –

СПАСИБО.

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

              силы новой наберите.               
Это нужно детворе

для здоровья, при игре

 

 

Тема: «Состав числа 8.

Цель: Изучить состав числа 8, отрабатывать вычислительные навыки.

 

Ход урока.

I Орг. момент.

II Актуализация урока.

 - Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие, посетим ваших давних знакомых, и при этом получим новые знания. А на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, если правильно выполните графический диктант. (машина) 

- А чтобы узнать к кому мы сегодня отправимся, вы должны соединить все точки в правильном порядке. (Счёт в прямом порядке, соединение точек по цифрам)

- В каком порядке будем вести отсчёт в прямом или обратном? (в прямом)

- Кто уже догадался, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (К Смешарикам)

- Посмотрите, они уже нас встречают. Сосчитайте, сколько Смешариков нас встречает. (8) (На доске цифра 8 и восемь Смешариков)

- Кто поставит учебную задачу? (Разобрать состав числа 8)

- Смешарики очень любят учиться, но у них нет школы. Давайте поможем им её построить.

- Герои мультфильма будут предлагать нам различные задания. Причём, заданий будет тоже 8. Чем лучше вы будете их выполнять, тем быстрее сможете помочь Смешарикам.

- Вы согласны помочь друзьям?

1. Первое задание от Кроша.

Запишите равенство, соответствующее каждому числовому лучу. (работа в паре) на слайде

1 + 7 = 8          7 + 1 = 8

- Чем похожи эти равенства?

- Сегодня на уроке нам предстоит научиться представлять число 8 в виде суммы двух слагаемых.

- Первое задание мы уже выполнили. Следующее приготовил Лосяш. 

2. Второе задание от Лосяша.

- Лосяшу интересно, знаете ли вы соседей какого числа он задумал.

(4...6, 6…8, 3…5, 5…7, 7…8)

 

  1. - Какие молодцы! Вот уже и фундамент у школы появился. Кто же приготовил для нас следующее задание? (задание от Карыча) карточки.

4. Совунья приготовила для вас сюрприз – физкультминутку. Давайте отдохнём.

5. - Новое задание. Один из Смешариков оставил для нас подарок. Хотите узнать кто это?

 - Найдите значения выражений и тогда вы узнаете, кто играет с нами в прятки. Выбирайте выражение и находите его значение. (Нюша)

2 + 3 3 + 3 1 + 6
5 + 2 1 + 7 4 +2

 Открытие нового знания     

6. - А вот и наш старый знакомый Копатыч. А почему его так назвали? (Он любит копать огород, сажать растения и ухаживать за ними)

- Правильно, Копатыч посадил плодовые деревья, хорошо ухаживал за ними. Теперь настала пора собирать урожай.

- Скажите, какие плодовые деревья растут у Копатыча? (Яблони и груши)

- Правильно, у него созрели яблоки и груши. Как одним словом называют яблоки и груши? (Фрукты)

- Сколько всего фруктов он собрал? (8) Нам предстоит узнать в виде суммы каких двух слагаемых можно представить число 8.

- Как можно разложить 8 фруктов на две тарелки? По какому признаку?

(Дети выходят к доске по одному, называют признак, по которому будут делить фрукты на группы, делят их)

1) По цвету: красные и жёлтые – 3 + 5 = 8, 5 + 3 = 8

2) По форме: яблоки и груши – 2 + 6 = 8, 6 + 2 = 8

3) По размеру: маленькие и большие – 4 + 4 = 8

4) По наличию листика: есть или нет – 1 + 7 = 8, 7 + 1 = 8

- Итак, в виде суммы каких двух слагаемых можно представить число 8?

- Посмотрите внимательно на пары этих выражений.

- Что вы заметили. Какое математическое правило мы использовали? (Переместительное свойство сложения)

- Вот так вы сами выявили все случаи состава числа 8.

- Их нужно постараться запомнить! Знать состав числа 8 нужно всем и хорошо!

- Вы замечательно справились с заданием, поэтому у нашей школы появилась 3 этажа.

6. А) Работа с числовым лучом (Задание Бараша)

Давайте тоже попрыгаем как зайчики по числовому лучу.

-“Встаньте” глазками на число 2, сделайте шесть шагов вправо. На каком числе оказались? Как математическим выражением записать это действие? 2 +6 =8

-“Встаньте” глазками на число 6. Сколько шагов вам нужно сделать, чтобы оказаться на числе 8? Как математическим выражением записать это действие? 6 + 2 = 8

-“Встаньте” глазками на число 5. Сколько шагов вам нужно сделать, чтобы оказаться на числе 8? Как математическим выражением записать это действие? 5+3 = 8

-“Встаньте” глазками на число 3. Сколько шагов вам нужно сделать, чтобы оказаться на числе 8? Как математическим выражением записать это действие? 3 + 5 = 8

-“Встаньте” глазками на число 7. Сколько шагов вам нужно сделать, чтобы оказаться на числе 8? Как математическим выражением записать это действие? 7 + 1= 8

-“Встаньте” глазками на число 1, сделайте семь шагов вправо. На каком числе оказались? Как математическим выражением записать это действие? 1 + 7 = 8

8. - Посмотрите, какая красивая крыша появилась на нашей школе.

Б ) Повторение состава числа 8.

- Что изображено на рисунке? (отрезки, разделенные на части)

- Чему равны части? (одна часть равно 3, другая 5)

- Выполните 1 задание с комментированием (в 1 пустой квадрат я впишу число 8, потому что 3 + 5 = 8. Потом поменяю слагаемые местами и получу 5 + 3 = 8. В третью строчку вписываю 5 потому что 8 – 3 = 5. В 4 строчке записываю 8 – 5 = 3

 Итог урока

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и Смешарики вам благодарны.

 - Что нового вы узнали на уроке? Кто может рассказать состав числа 8?

 

Фу-Це Екатерина Вячеславовна, учитель начальных классов  

 

Тема: Состав числа 6

Цели:

Обучающая: создать условия для открытия других способов получения числа 6 с помощью числового луча.

Развивающая: развивать умение сравнивать предметы, обсуждать, делать выводы, учить строить определения.

Воспитывающая: учить детей договариваться между собой, учить распределять работу, осуществлять взаимоконтроль.

I Этап актуализации знаний Давайте вспомним, чему учились на предыдущем уроке. (Узнали число 6) Что такое число 6? (Число 6 – это целое, состоящее из шести предметов) Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1) 5+1=6
II Этап разрыва 4+1=5 4+2=? (6) Значит, чтобы получить число 6, можно не только к 5 прибавить 1.
III Этап постановки вопроса - Как другим способом получить число 6?
IV Этап поиска ответа на поставленный вопрос - Положите на стол 5 больших треугольника     в первом ряду - Положите на стол 4 маленьких треугольника    во втором ряду - Положите 3 квадрата         в третьем ряду - Добавьте в I ряд один большой треугольник - Сколько в этом целом предметов? (6) - Стало больше? (Да) - На сколько больше? (На один) - Добавьте во II ряд еще два маленьких треугольника - Сколько в этом целом предметов? (6) - Стало больше? (Да) - На сколько больше стало? (На два больше) - Добавьте в III ряд еще три квадрата - Сколько в этом целом предметов? (6) - Стало больше? (Да) - На сколько больше? (На три) - Что их объединяет? (Число 6) - О чём говорит число 6? (Это одно целое, состоящее из шести предметов)
V Работа с числовым лучом Это же покажем на «Числовом луче»    1) Из каких частей состоит число 6?                           +1                      0 1 2 3 4 5 6 7                 5+1=6                            6-1=5      Если к 4нужно прибавить 2, то сначала 4+1+1=6 делаем 2 шага                  +2   0 1 2 3 4 5 6 7   4+2=6             6-1-1=4 Если к 3 нужно прибавить 3, то сначала 3+1+1+1=6 (3 шага)                +3                 0 1 2 3 4 5 6 7              3+3=6         6-1-1-1=3 Если к 2 нужно прибавить 4, то сначала2+1+1+1+1=6 (4 шага)           +4           0 1 2 3 4 5 6 7                 2+4 =6      6-1-1-1-1=2 Если к 1 прибавить 5, то сначала 1+1+1+1+1+1=6 (5 шагов)      +5                  0 1 2 3 4 5 6 7                  1+5 =6 6-1-1-1-1-1=1   Переместительное свойство сложения 5+1=6 4+2=6 1+5=6 2+4=6
VI Моделирование (в тетрадях) работа в парах На трех клумбах распустились цветы. В первой клумбе – 6 роз, во второй – 3 лилии, в третьей – 2 ландыша. Сколько должно распуститься цветов во второй и третьей клумбах, чтоб стало везде поровну? Нарисуйте 6 квадратиков 3 кружочка 2 треугольника - Сколько мы должны дорисовать ? (ни одного) - Сколько мы должны дорисовать ? (3) - Сколько мы должны дорисовать? (4) По сколько должно быть цветов во всех трёх клумбах? (во всех трёх клумбах должно быть по 6 цветов)
VII Подведение итогов Чему мы учились сегодня на уроке? (Узнали как другими способами можно получить число 6) Оценочная шкала 1) Умею ли я называть число, которое стоит перед и после числа 6? 2) Умею ли я писать цифру 6? 3) Знаю ли я состав числа 6?

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Егорова С.В.           Формирование понятия числа 4 и обозначение его цифрой 4

Егорова С.В.           Состав числа 4    

Захарова О.А.         Формирование понятия числа 9. Образование числа 9

Захарова О.А.         Формирование понятия состава числа 9. Образование числа

                                 разными способами

Иванова М.Л.         Формирование понятия числа 7

Иванова М.Л.         Состав числа 7   

 

Ноговицына М.С.  Формирование понятия числа 5 и обозначение его цифрой 5

 

Ноговицына М.С.    Состав числа 5, как разные способы

 

Трофимова Н. М.    Состав числа 5, как разные способы

 

Трофимова Н. М.    Число и цифра 8

 

Фу-Це Е.В.             Формирование понятия числа 6

Фу-Це Е.В.             Состав числа 6

 

 

 

    

Формирование понятий «число» и

«состав числа»

(конспекты уроков)

 

 

Составители: Егорова Н.Е., Егорова С.В., Захарова О.А., Ноговицына М.С., Иванова М.Л., Трофимова Н.М., Фу-Це Е.В.

  

В сборнике представлены конспекты уроков для обучения состава числа. Авторы разработок на примере конкретных тем показывают основные этапы конструирования занятий. Пособие предназначено для учителей начальных классов, методистов, студентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.312 с.)