Практики конструирования субъекта речи в дискурсе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практики конструирования субъекта речи в дискурсе.



Практики исключения:

1. Запреты для субъекта речи: табу на объект высказывания (например, коммерческая тайна); ритуал обстоятельств (на похоронах из общения исключаются шутки и веселые разговоры); привилегированное или исключительное право говорящего субъекта (выписать рецепт имеет право только врач).

2. Разделение в речи истины и безумия (то, что выглядит бессмысленным, считается симптомом болезни или заблуждением, которое лежит за пределами научно признанного знания).

3. Разделение истинных и ложных высказываний. Истиной обычно признается: объективное знание, изложенное по правилам научного дискурса; искреннее высказывание (в журналистике, в межличностном общении); правдоподобные утверждения, то есть соответствующие исторически сложившимся культурным нормам (в литературе, кино, театре). Ложные высказывания рассматриваются как результат сознательного обмана или заблуждения, некомпетентности, невежества.

Практики классификации текстов, которые влияют на то, как именно проявляет себя субъект речи.

1. Практики разделения текстов несохраняемых (устное повседневное общение) и сохраняемых (тексты делового, научного, художественного дискурсов).

Требования к строгости стиля и содержания в сохраняемых текстах выше, чем в несохраняемых. В последних говорящий может быть более небрежен. Граница между этими группами подвижна, что подтверждают такие коммуникативные формы, как аудиозапись устной речи или обмен бытовыми репликами в мессенджерах (форма письменной, сохраняемой коммуникации).

2. Практики комментирования: различение первичных и вторичных текстов и связанные с ним правила комментирования.

Каждый дискурс вводит свои правила, каковы должны быть форма, вид, обстоятельства повторения текстов (правила цитирования в научном дискурсе; одобряемые практики толкования Библии в религиозном общении; правила комментирования в журналистике).

3. Практики приписывания авторства – важная часть дискурсивных правил. Тот, кто читает вслух чужое стихотворение, не становится его автором. “Я” или «мы» в тексте молитвы означает реального человека, который молится, но не автора молитвенного текста. Социально значимо различать тексты, автор которых известен, и анонимные тексты (тосты, поздравления, лозунги).

4. Различение автора и повествователя в художественных произведениях (фильмах и романах). Чаще всего встречается позиция немого повествователя, когда события развиваются как бы сами по себе, однако некоторые характеристики такого повествователя можно определить по деталям сюжета. В таком случае важно, позиции какого героя (героев) наиболее близка оценочная позиция повествователя: кто из персонажей изображен с сочувствием и более подробно, чем другие; чьими глазами адресат видит главные события. Второй распространенный вариант: повествование ведется от лица одного из героев. Так, в повести А.Пушкина «Капитанская дочка» все события рассказаны главным персонажем Петром Гриневым. А в популярном сериале «Секс в большом городе» в начале и в конце каждой серии адресат слышит закадровый голос повествовательницы – журналистки Кэрри Бредшоу, которая рассказывает истории о себе и своих подругах.

Практики конструирования субъектной позиции адресата тесно связаны с типом дискурса, а также с жанром произведения. Например, часто адресат в тексте конструируется как воображаемый идеальный собеседник, единомышленник автора.

Практики конструирования истины.

Условия истинности текстов дискурса:

а) Высказывание истинно, если имеет соответствующий дискурсу объект. Например, «душа» не может быть объектом научного знания, а «психика» может; дискурсы науки, религии, искусства имеют каждый свой набор объектов, которые отбираются из внедискурсивной реальности и описываются по правилам своего дискурса.

б) Высказывание истинно, если формулируется субъектом речи, соответствующим правилам дискурса. Автор в научном дискурсе должен иметь диплом об образовании, в дискурсах искусства и литературы автор произведения должен получить признание со стороны общества, чтобы действительно приобрести статус художника или писателя.

в) Высказывание истинно, если оно поддается верификации (проверке на истинность) по правилам дискурса. Например, свои практики верификации используются при рецензировании художественных произведений или в способах проверки достоверности журналистского текста (фактчекинг).

г) Высказывание истинно, если сформулировано в соответствии с обязательным для дискурса ритуалом. Таковы правила оформления рецепта на лекарство, процедура защиты выпускной работы в университете.

Ведущие практики конструирования истины:

1. Истина конструируемой в дискурсе реальности организуется с помощью системы ключевых концептов.

Концепт – это знак, имеющий фиксированное значение в пределах одной специфической области (дискурс или его часть). В качестве такого знака, несущего важный смысл, выступает слово, словосочетание, иногда целый текст или его фрагмент. Дискурсивные концепты функционируют в пределах своего дискурса безотносительно к структурам мышления реальных авторов или адресатов текстов.

В ходе анализа произведения, принадлежащего определенному дискурсу, необходимо выделить систему его ключевых концептов, часто они указывают на основные ценности субъекта речи или персонажей текста.

Кроме того, ключевые концепты конструируют уникальный мир произведения, живущий по собственным законам. Так, магия определяет события в романах и фильмах о Гарри Поттере, наличие магических способностей разделяет волшебников и обычных людей, однако нравственные законы одинаково действуют среди маглов и магов. Наличие технологий, которые еще недоступны в современном мире, создает научно-фантастическую реальность, в которой живут герои сериала «Черное зеркало».

2. Конструирование истины в научных дискурсах – это нахождение объективных закономерностей опытным, эмпирическим путем либо с помощью логически строгой системы теоретических доказательств. Существуют строгие системы верификации утверждений в сфере науки.

3. Конструирование истины в фикциональных дискурсах.

Вместо научной объективности истина опирается на принципы правдоподобия и логической непротиворечивости. Так, важно, ясна ли адресату мотивация поступков персонажей, причины их внутренних изменений. В сюжетах не должно быть лакун или внезапных, немотивированных поворотов.

Важен ответ на вопрос, кто главный носитель истины в тексте. Это может быть повествователь, однако прямое выражение оценок со стороны повествователя считается признаком слабости художественного произведения. Часто носителем истины выступает один из персонажей – ему принадлежат ключевые фразы, которые отражают истину произведения. Иногда в тексте выведены несколько персонажей, у каждого из которых своя истина. В сатирических произведениях бывает, что никто из персонажей не вызывает симпатии, не манифестирует никакой значимой для адресатов истины (криминальные истории про воров или мошенников), тогда истина выявляется через подтекст, по принципу «от обратного».

Рассмотрим некоторые практики конструирования истины жанра в литературе и кино.

Жанр текста характеризуется единством композиционной структуры, своеобразием темы и отношения к ней субъекта речи (повествователя, автора). Кроме того, жанр – это договор автора с адресатом: чего ждать от произведения, каковы правила игры. У каждого жанра своя система дискурсивных практик конструирования истины, нарратива, персонажей.

Мелодрама – жанр, в котором главной функцией наделен персо­наж, репрезентирующий свой личностный мир, душевные переживания. Для мелодрамы типичны: яркие страсти; динамическая интрига, в которой велика роль случая; морально-нравственная проблематика; открытая дидактичность финала, когда добродетель торжествует, а порок наказан. Обычно персонажи однозначно положительны или отрицательны, их отличает повышенная эмоциональность поведения. Истина тесно связана с искренностью, подлинностью чувств главных героев.

Фантастика – жанр, в котором изображено будущее, которое отличается от настоящего развитием науки и технологий – демонстрируются научные открытия, которые еще не сделаны, новые технологии и социальные проблемы, которые они порождают. Антиутопия – вид фантастики, в котором острые проблемы настоящего переносятся в будущее, окрашенное в мрачные тона. Истина жанра связана с тем, как герои отвечают на вызовы нового технологического мира, как решают вечные нравственные проблемы.

Фэнтези – жанр, в котором вымышленный мир отличается от реальности действием законов магии. Отношения этого мира с миром современных людей устанавливаются по-разному: иногда это мир, существующий рядом с обычным (мир Гарри Поттера или «Ночного дозора» С.Лукьяненко; иногда – альтернативная вселенная («Игра престолов»). Истина в произведениях жанра фэнтези, как и в народных сказках, показывает непреложность нравственных законов для героев, победу добра над злом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.)