Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массовая культура как объект дискурс-анализа.
Массовая культура (поп-культура, масскультура, культура большинства) – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе; включает в себя СМИ, массовую литературу, кинематограф, музыку, изобразительное искусство, спорт и т. д. Она возникла в индустриальном обществе в результате распространения грамотности, рассчитана на большую аудиторию, формирует у людей стандартные вкусы и формы культурного потребления. Ее появление породило представление о том, что культура большинства менее ценна, чем культура, доступная образованному меньшинству. Обсуждается оппозиция высокой (элитарной) и низкой (массовой, упрощенной) культуры. В постиндустриальном (постмодерном) обществе деление на высокую и низкую культуру постепенно утрачивает актуальность, научные исследования и художественные практики показывают, что граница между так называемой элитарной и массовой культурой относительна, отнесение конкретного произведения к одной из групп часто зависит от точки зрения и глубины анализа. Тем не менее взгляды, согласно которым массовая литература и массовое кино, например, произведения в жанре мелодрамы или детектива, – это нечто второсортное, широко распространены. Такую позицию можно объяснить в том числе привычкой к ранжированию, выстраиванию иерархий и противопоставлений: первосортное / второсортное. Между тем разные культурные формы и жанры могут сосуществовать вне иерархии, мирно располагаясь рядом друг с другом. Когда мы говорим о популярной музыке (попса) или литературе (беллетристика, трэш-литература), то их популярность означает не только «упрощенность» формы и содержания, но и востребованность, распространенность таких произведений. Массовая культура (МК), появившаяся в индустриальном обществе, сохраняется и развивается в постиндустриальном. С конца Х1Х века широко тиражируемые произведения литературы, музыки, а затем и кино стали товаром, который потребляют наряду с сотнями других товаров. И сегодня фильмы, сериалы, комиксы, компьютерные игры – это всё товары, которые имеют рекреативную функцию: помогают снять напряжение, расслабиться, получить удовольствие. Оригинальность текстов МК всегда хорошо дозирована: она призвана усиливать ожидания аудитории, давать ей чуть больше привычного, но ни в коем случае не разрушать эти ожидания радикально. МК, рассказывая одни и те же истории с небольшими вариациями, дает адресату чувство стабильности, устойчивости окружающего мира и тем самым избавляет от тревог, вселяет уверенность, что хорошие люди всегда победят плохих, что зло будет наказано, а добро восторжествует. Типичные, стереотипные герои поддерживают в адресате чувство его собственной «нормальности». Поэтому и ценности МК консервативны: любовь и дружба, семья, патриотизм.
Тем не менее именно тексты массовой культуры часто первыми формулируют общественные страхи и предубеждения и тем самым способствуют тому, чтобы они осмыслялись и, по крайней мере частично, преодолевались. Кроме того, массовая культура – ресурс для развития культуры высокой, и наоборот. Подтверждение этому – постоянно появляющиеся новые фильмы о Шерлоке Холмсе, новые экранизации «Анны Карениной», «Войны и мира». Возрастающая роль массовой культуры определила и то, что с начала ХХ века писательство окончательно определяется как профессия, и это снимает с художника, писателя, драматурга ореол пророка, учителя нации, морального авторитета. Зато сегодня автор популярного романа, режиссер и актеры фильма-блокбастера становятся звездами: дают интервью, участвуют в шоу, дают кулинарные советы. То есть они являются лидерами мнений. Типология дискурсов Теория дискурса позволяет формировать в лингвистике, философии, социологии, культурологии объекты исследования разного объема и по разным основаниям. Это обеспечивает гибкость подходов и большую свободу исследователя. Приведем некоторые основания для классификации дискурсов и обусловленные ими разновидности конкретных дискурсов. По сфере коммуникации: Научный, Деловой, Публицистический, Повседневный (бытовой), Художественный. По области объектов, которые описываются: Научный: медицинский, биологический, филологический, философский и др. Деловой: юридический, политический, административный. По тематике текстов: дискурс войны, дискурс мигрантов, дискурс романтической любви и другие.
Внутри одного тематического дискурса могут быть представлены дискурсы, разные с точки зрения глубины и аспекта рассмотрения темы. Так, тема мигрантов может обсуждаться внутри научного или политического дискурса, а также в дискурсе массмедиа или дискурсе повседневности (бытовые разговоры). По типу соотношения с реальностью: фикциональные и нефикциональные дискурсы (non-fiction). К фикциональным, то есть «вымышленным», относятся, например, дискурсы художественной литературы, кино, театра. Нефикциональные дискурсы – журналистский, исторический, мемуарный. Мы воспринимаем их тексты как информирующие о реальных событиях. По историческим периодам функционирования: античный, средневековый, дискурс модерна (современности), дискурс постмодерна (постсовременности). Границы между разными дискурсами часто бывают нечеткими, они проницаемы и подвижны, и это объясняется тем, что коммуникация никем не регулируется из какого-нибудь единого центра, это область живой речевой практики. Итак, существует множество оснований для типологии дискурсов, в рамках конкретных типологий может быть несколько оснований классификации. Субъектные позиции дискурса. Ведущие позиции дискурса как способа организации коммуникации – это позиция Субъекта речи и Адресата. Более подробного рассмотрения требуют разновидности позиции Субъекта речи, прежде всего позиция автора, которая многим кажется простой и очевидной. «Автор» – это функция некоторых видов дискурса, результат конструирования в тексте образа некоего разумного существа, которое и называют автором. Исторически авторство стало приписываться текстам далеко не сразу. Например, мифы, летописи, иконы создавались вне представления, что у них может быть какой-то автор. В настоящее время понятие «автор» также применимо далеко не ко всем дискурсам и текстам, однако для большого числа текстов она представляется естественной. Мы не нуждаемся в представлении об авторе уличного объявления «Проезд закрыт» или рецепта на лекарство от простуды. А вот имя режиссера популярного фильма важно, по крайней мере, для части зрителей. Наличие функции-автор делает текст объектом присвоения. Из права собственности на текст для того человека, которого называют автором, следует определенный риск (он несет ответственность за сказанное или написанное), но есть и выгода (гонорар, литературная известность). Функция-автор выступает критерием истинности текста. Истина текста по-разному выглядит в разных дискурсах: в художественных текстах это индивидуальная, принадлежащая автору истина, а в научном тексте, пусть и имеющем автора, истина «найдена», считается, что она объективна, независима от автора, не связана с его личностью. Кроме того, автор некоторой группы текстов, особенно в фикциональных дискурсах, гарантирует стилистическое единство принадлежащих ему произведений и постоянный уровень их ценности: любой текст А. Пушкина считается обладающим особенными художественными достоинствами. В научном, публицистическом и некоторых других дискурсах автор должен гарантировать концептуальную, теоретическую связность и непротиворечивость своих текстов. В некоторых дискурсах мы воспринимаем субъекта речи-автора как реальную биографическую личность: журналист, рэпер, собеседник в бытовом общении. Часто они используют прямое обращение к адресату как такой же реальной личности. В фикциональных дискурсах субъекта речи называют повествователем, лирическим героем, подчеркивая тот факт, что его нельзя приравнивать к личности человека, который создал текст. Поэтому нет смысла в ходе дискурсивного анализа уделять специальное внимание биографической личности автора текста или сценариста, режиссера в кино. Субъектная позиция конструируется в ходе реализации специфических дискурсивных практик, она всегда анонимна и безлична. Реальный говорящий, конечно, существует во внедискурсивной реальности, но в пространстве дискурса он говорит в соответствии с правилами дискурсивных практик.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.174 (0.011 с.) |