Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискурс и дискурсивная практика
Понятие «дискурс» используется в разных научных областях и имеет несколько значений. Междисциплинарный характер его употребления может приводить к теоретическим затруднениям, поэтому, используя термин «дискурс», следует строго придерживаться концептуальных рамок, в которых он изучается. Теория дискурса, которую мы рассматриваем, является частью теории социального конструкционизма. Этот термин ввели Бергер и Лукман в 1966г. Повседневные привычки, традиции, стереотипы мышления и поведения каждый человек использует и воспроизводит практически, в основном неосознанно. Благодаря этому нам кажется, что поступать и говорить определенным образом – естественно. Такие практики усваиваются в процессе социализации без специального обучения, это и есть процесс конструирования реальности в мышлении и речи. Кто занимается конструированием реальности? Нет отдельного субъекта или социального института, сознательно планирующего и осуществляющего насаждение повседневных практик – они воспроизводятся анонимно и безлично. Но массовая культура (в том числе СМИ, кино, популярная литература) играет важную роль в поддержании практик, о которых мы говорим. Разумеется, культурные практики, повседневные ожидания относительно устройства окружающего мира и правил поведения в нем непрерывно меняются, только процесс это долгий и незаметный. Обычно мы замечаем перемены, когда они уже произошли и привлекли внимание. Так, темы, которые внезапно становятся актуальны в СМИ под рубриками «скандал» и «сенсация», показывают, какие новые практики и представления общество усвоило относительно недавно. Например, публикации о случаях насилия в детских домах свидетельствуют о том, что общество перестало считать такое насилие нормой (а вовсе не о том, что такого насилия стало больше). Дискурс – это социально упорядоченный механизм организации коммуникации, единство которого обеспечивают практики конструирования субъектных позиций, практики выбора и описания дискурсивных объектов, практики конструирования истины. Такие практики имеют специфические особенности в каждом дискурсе. Коммуникация в рамках любого дискурса имеет социально заданные правила общения (правила создания и передачи смыслов, актуальных для коммуникации), которые говорящий или слушающий субъект не изобретает. Эти правила объединяются в рамках дискурсивных практик и отличаются стабильностью, в том числе потому, что каждый владеющий практикой воспроизводит ее многократно, а также потому, что практики доступны внешнему наблюдателю, так как оседают, фиксируются в текстах.
Дискурсивные практики – конкретные способы передачи смыслов в коммуникации, формы сохранения коммуникативного опыта. Специфику каждого дискурса обеспечивает комплекс типичных практик. Правила, формирующие дискурсивные практики, с одной стороны, навязываются каждому субъекту, но, с другой стороны, они же и дают ему возможность создавать и воспринимать тексты в рамках данного дискурса. Для уяснения специфики владения дискурсивными практиками необходимо рассмотреть и то, какие возможности они дают, и то, какие ограничения накладывают. То, что субъект действует по правилам, не означает, что этого субъекта не существует. Говорящий/пишущий существует, и он обладает необходимой иллюзией, что является хозяином своей речи. Но нас интересует как раз не реальный субъект с его намерениями, а безличные правила, действующие в пределах определенного дискурса. Эти правила безразличны к тому, какой реальный индивид их использует. Дискурсивный анализ не равен анализу лингвистической специфики текстов (как в лингвистике текста) и не равен анализу экстралингвистических факторов коммуникативной ситуации (как это делает функциональная стилистика или когнитивная лингвистика).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.006 с.) |