Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспект по основам дискурс-анализаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Конспект по основам дискурс-анализа Типология дискурсов Теория дискурса позволяет формировать в лингвистике, философии, социологии, культурологии объекты исследования разного объема и по разным основаниям. Это обеспечивает гибкость подходов и большую свободу исследователя. Приведем некоторые основания для классификации дискурсов и обусловленные ими разновидности конкретных дискурсов. По сфере коммуникации: Научный, Деловой, Публицистический, Повседневный (бытовой), Художественный. По области объектов, которые описываются: Научный: медицинский, биологический, филологический, философский и др. Деловой: юридический, политический, административный. По тематике текстов: дискурс войны, дискурс мигрантов, дискурс романтической любви и другие. Внутри одного тематического дискурса могут быть представлены дискурсы, разные с точки зрения глубины и аспекта рассмотрения темы. Так, тема мигрантов может обсуждаться внутри научного или политического дискурса, а также в дискурсе массмедиа или дискурсе повседневности (бытовые разговоры). По типу соотношения с реальностью: фикциональные и нефикциональные дискурсы (non-fiction). К фикциональным, то есть «вымышленным», относятся, например, дискурсы художественной литературы, кино, театра. Нефикциональные дискурсы – журналистский, исторический, мемуарный. Мы воспринимаем их тексты как информирующие о реальных событиях. По историческим периодам функционирования: античный, средневековый, дискурс модерна (современности), дискурс постмодерна (постсовременности). Границы между разными дискурсами часто бывают нечеткими, они проницаемы и подвижны, и это объясняется тем, что коммуникация никем не регулируется из какого-нибудь единого центра, это область живой речевой практики. Итак, существует множество оснований для типологии дискурсов, в рамках конкретных типологий может быть несколько оснований классификации. Субъектные позиции дискурса. Ведущие позиции дискурса как способа организации коммуникации – это позиция Субъекта речи и Адресата. Более подробного рассмотрения требуют разновидности позиции Субъекта речи, прежде всего позиция автора, которая многим кажется простой и очевидной. «Автор» – это функция некоторых видов дискурса, результат конструирования в тексте образа некоего разумного существа, которое и называют автором.
Исторически авторство стало приписываться текстам далеко не сразу. Например, мифы, летописи, иконы создавались вне представления, что у них может быть какой-то автор. В настоящее время понятие «автор» также применимо далеко не ко всем дискурсам и текстам, однако для большого числа текстов она представляется естественной. Мы не нуждаемся в представлении об авторе уличного объявления «Проезд закрыт» или рецепта на лекарство от простуды. А вот имя режиссера популярного фильма важно, по крайней мере, для части зрителей. Наличие функции-автор делает текст объектом присвоения. Из права собственности на текст для того человека, которого называют автором, следует определенный риск (он несет ответственность за сказанное или написанное), но есть и выгода (гонорар, литературная известность). Функция-автор выступает критерием истинности текста. Истина текста по-разному выглядит в разных дискурсах: в художественных текстах это индивидуальная, принадлежащая автору истина, а в научном тексте, пусть и имеющем автора, истина «найдена», считается, что она объективна, независима от автора, не связана с его личностью. Кроме того, автор некоторой группы текстов, особенно в фикциональных дискурсах, гарантирует стилистическое единство принадлежащих ему произведений и постоянный уровень их ценности: любой текст А. Пушкина считается обладающим особенными художественными достоинствами. В научном, публицистическом и некоторых других дискурсах автор должен гарантировать концептуальную, теоретическую связность и непротиворечивость своих текстов. В некоторых дискурсах мы воспринимаем субъекта речи-автора как реальную биографическую личность: журналист, рэпер, собеседник в бытовом общении. Часто они используют прямое обращение к адресату как такой же реальной личности. В фикциональных дискурсах субъекта речи называют повествователем, лирическим героем, подчеркивая тот факт, что его нельзя приравнивать к личности человека, который создал текст. Поэтому нет смысла в ходе дискурсивного анализа уделять специальное внимание биографической личности автора текста или сценариста, режиссера в кино.
Субъектная позиция конструируется в ходе реализации специфических дискурсивных практик, она всегда анонимна и безлична. Реальный говорящий, конечно, существует во внедискурсивной реальности, но в пространстве дискурса он говорит в соответствии с правилами дискурсивных практик. План анализа текста из определенного дискурса Список использованной литературы Литература 1. Дубин Б. Массовое признание и массовая культура // Дубин Б. Классика, после и рядом. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 76-83. 2. Иссерс О.И. Дискурсивные практики нашего времени,2-е изд., испр. М.: Ленанд. 2015– 272 с. 3. Кэмерон Д. Разговорный дискурс. Интерпретации и практики. Харьков: изд-во «Гуманитарный центр». 2015. – 316 с. 4. Литовская М., Савкина И. Читать нельзя изучать: Книга о массовой литературе для учителей и учеников / М. Литовская, И.Савкина. – Москва: Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. – 150 с. 5. Майданова Л.М., Чепкина Э.В. Медиатекст в идеологическом контексте: монография. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. 304 с. 6. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. – 448 с. 7. Трейси К., Роблз Дж. Повседневный разговор. Строение и отражение идентичности. Харьков: изд-во «Гуманитарный центр». 2015. – 316 с. 8. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ: теория и метод. Харьков, 2008 9. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. 10. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. С. 47- 96 11. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995 – 2000). Екатеринбург, 2000.
12. База данных и веб-сайт о кинематографе: http://www.imdb.com/title/tt1675434/ Конспект по основам дискурс-анализа
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.007 с.) |