Интеллект и стратегия сотрудничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллект и стратегия сотрудничества



    Второй модуль программы (и данного методического пособия заканчивается идеей применения стратегии СОТРУДНИЧЕСТВА, как самой оптимальной в конфликте. Третий модуль посвящен непосредственно процедуре медиации. Чтобы она прошла успешно необходимо, чтобы к моменту, когда оппоненты встретятся вместе с медиатором, у них уже было желание к тому, чтобы услышать и другого тоже, а не тоько решить свой вопрос в одностороннем порядке.

    К этапу медиации обычно можно подойти не раньше, чем через несколько встреч один на один медиатора и клиента (с каждым отдельно). Фактически медиатор помогает клиентам избавиться от негативного взаимовосприятия и только после этого назначает общую встречу.

    Действительно, процедура медиации может помочь пройти оппонентам все стадии: от выражения «праведного» гнева и обиды до принятия извинений (прощения), а также принятия взаимных соглашений.

    Можно об этом говорить высоким стилем, например, как о необходимой работе души. Но в этом случае остается не совсем понятно, что же именно нужно делать.

    Поэтому, переводя ту же мысль в инструментальную плоскость, мы выбираем вести речь о необходимости развития интеллекта школьника (не только клиента медиатора, но и самого медиатора), вернее, четырех его видов.1

    Традиционно считается, что интеллект представляет собойиндивидуальные особенности познавательной сферы личности, проявляющиеся в определенном уровне развития мыслительной деятельности личности и обеспечивающие возможность приобретения и использования новых знаний. Но современные психологические исследования позволяют различать четыре вида интеллекта по способам познания внешнего мира и внутреннего мира личности (тело, эмоции, мысли, духовные структуры и интуиция).

Иначе можно сказать, что интеллект – это способности, которые человек проявляет в управлении своим телом и эмоциями, в осознании своих мыслей и выборе ценностных ориентаций.

Так логический интеллект (IQ - Mental Intelligence ) включает анализинформации, сравнение, комбинирование и т.п. Этот вид интеллекта часто перекрывается в ситуации конфликта, остается один эмоциональный фон. Поэтому нужны процедуры, специальные вопросы от медиатора клиенту, которые помогают это нейтрализовать и вернуть человеку способность думать. Именно поэтому самому медиатору нужны техники саморегуляции, ведь они позволяют себя стабилизировать, а, значит, усилить возможности мышления.

Эмоциональный интеллект (EQ - Emotional Intelligence)в современном мире является скорее роскошью, чем данностью. Между тем, ученые выяснили, что успешность личности на 80% зависит от EQ и только на 20% успешность и востребованность зависят от IQ. Когда понимаешь свои эмоции и происхождение эмоции другого человека, ты можешь контролировать происходящее. 1 А вот нежелание вставать на место другого, – это как раз то, что необходимо преодолеть, развивая данный вид интеллекта и помогая человеку медиацией (как видом конфликтологического консультирования).

Цифровой мир негативно воздействует на физический интеллект (PQ - Physical Intelligence). В современном мире физическая подготовка не нужна. Это привело к тому, что человек разучился понимать сигналы своего тела. Назвать ощущение, которое испытывает прямо сейчас, может далеко не

_____________________

1 Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию/Стивен Р. Кови; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 408 с.

каждый человек. Этому придется обучать. Без опоры на свое тело, человек не осознает своих потребностей (физических, психических, духовных), а значит, не сможет себя понять: отпустить конфликт, проработать стресс. Опора только на мышление делает проблему еще острее.

Духовный интеллект (SQ - Spiritual Intelligence) должен как ценностную ориентацию содержать идею сотрудничества (не только как стратегию в конфликте), но и вообще во взаимодействии с людьми. Но этому приходится учиться, так же, как и оптимистическому мировоззрению (ортобиотика).

    Вопросы из техники «Ромб» помогают активизировать все виды интеллекта, используя их для решения насущного вопроса (помириться с кем-то, договориться о чем-то, найти подход к кому-то, обрести выход из создавшейся ситуации и т.п.).

    Все вопросы, опирающиеся на включение ИНТЕЛЛЕКТА, являются ресурсными, и создают условия для завершения конфликта в уме и сердце оппонентов.

    Человек же, который развил в себе все виды интеллекта является целостной личностью. У него есть инструменты для понимания себя, других, информации, у него есть внутренняя опора в виде необходимых для жизни ценностных ориентиров.

 

IQ + EQ + PQ + SQ = ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ  

 

    Проводя обобщение в этом параграфе, можно провести параллели между интеллектом, видами здоровья и техниками, которые можно использовать для развития интеллекта (в том или ином виде они присутствуют в данном методическом пособии).

   

Виды здоровья Виды интеллекта Техники
1. Физическое   PQ Саморегуляции
2. Психическое IQ Активизации познавательных процессов
    EQ Развития эмпатии и самопонимания
3. Духовное   SQ Самоактуализации

_________________________

1 Онишина В.В. Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника в учебном модуле «Основы светской этики» /В.В. Онишина. – М. Ювента, 2014. – 64с.

Схема работы в медиации (с одним клиентом)

Этапы работы с одним человеком Техники
1. Присоединение - Тебе удобно? - Мы можем здесь говорить? - Я готов тебя выслушать.  
2. Снятие запроса - У тебя что-то случилось? - Ты хотел (а) что-то обсудить?  
3. Эмпатийное слушание и уточнение проблемы - Я правильно тебя понял: у тебя случилось… «РОМБ» ты ощущаещь… ты чувствуешь… ты думаешь, что… ты считаешь, что случившееся предполагает…  
4. Диагностика актуального состояния 1. «Сосуд самоценности» (замер) 2. «Шкала напряженности»: - Я бы предложил тебе сначала обратить внимание на свою эмоцию. - Как думаешь, это гнев, страх, печаль? Обида, опустошение, шок? (ОТВЕТ) - Как ты думаешь, по шкале от «0 – 10 баллов» на сколько баллов ты напряжен (разгневан, обижен, находишься в чувстве страха или печали)?  
5. Работа с эмоциональным фоном   1. ТЭС (техника эмоциональной свободы). 2. Через тело: «Я в домике», «Отреагирование агрессии» (руки, ноги). 3. Заземление: «Дерево».  
6. Изменение отношения   1. «Крутилка». 2. «ДПДГ». 3. «Философский круг». 4. «Треугольник конфликта».  
7. Завершение и договоренности   1. «РОМБ»: что ощущаешь, чувствуешь, думаешь, что для тебя это значит? 2. «Чего бы ты хотел?» (встреча)  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.008 с.)