Отработка алгоритма техники «Ромб» с использованием метафорических карт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отработка алгоритма техники «Ромб» с использованием метафорических карт.



Метафора – (от греч. перенос)слово или выражение, употребляемое в переносном значении (сравнение).

МАК (метаформческие ассоциативные карты). 1

Метафорические карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, это инструмент, который помогает:

· обойти внутренние защиты личности, то есть убирает внутреннее сопротивление и напряжение;

· позволяет человеку прояснить и осознать актуальные переживания и потребности, незавершенные внутренние процессы;

· позволяет человеку проговорить и осознать свои чувства и переживания.

 

Алгоритм работы с МАК по технике «Ромб»

1. Клиентом заявляется проблема (конфликт, противоречие, состояние и т.п.).

2. Диагностика количества баллов по «Шкале напряженности».

3. Далее из колоды (они бывают разные) выбирается одна карта (методом перебора или «рубашкой вверх»), означающая проблему и кладется в центр композиции (см. схему ниже).

4. По вопросам техники «Ромб» далее ведется опрос клиента.

5. Завершается работа диагностикой по «Шкале напряженности».

Обычно применяется на этапе индивидуального консультирования

Медиатором клиента.

 

________________________

1 Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2015. – 160с.

Техника «СТОП»

• Диагностика стратегий поведения клиента в затруднительной ситуации взаимодействия (стрессе, травме, конфликте).

• Поиск частей личности клиента, ведущих к удержанию проблемы (и ресурсных частей).

• Выведение в осознание ресурсов клиента и поиск проблемных зон (точки роста).

• Поиск противоречия, постановка проблемы, выведение клиента на уровень постановки задач.

Каждая из букв слова «СТОП» является аббревиатурой четырех слов:

С - спуск Т - тупик О - объезд П - подъем  

С – спуск – состояние или ситуация (убеждение), в которой человек чувствует себя плохо (что-то случается неожиданное, ломающее привычное восприятие себя, мира, окружающих: ссора, конфликт, потеря, предательство…)

Т – тупик - состояние или ситуация (убеждение), когда нет идей (выбора, знаний, навыка, понимания, ресурса, стратегии, тактики), а есть неверие в себя (много напряжения, мало самоценности, потеря смыслов и т.п.).

О – объезд - состояние или ситуация (убеждение), когда появляются идеи (ресурсы физические, психические, духовные; приходит помощь извне и т.п.).

П – подъем - состояние или ситуация (убеждение), когда все задуманное получается легко (возможно, сопровождается эмоциональным подъемом).

Выполняется техника на этапе снятия запроса клиента.

Алгоритм работы по технике «СТОП»

1. Клиентом заявляется проблема (конфликт, противоречие, состояние и т.п.).

2. Диагностика количества баллов по «Шкале напряженности».

3. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Спуску» в эту проблему.

3.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).

3.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.

4. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Тупику», с которым клиент сталкивается в выбранной проблеме (что его опустошает, лишает ресурса, почему он не может двигаться дальше).

4.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).

4.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.

5. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Объезду», ведь рано или поздно клиент сможет решить свою проблему. Можно задать ему помогающие вопросы:

- А как ты раньше выходил из таких ситуаций?

- А если бы ты знал, как именно решаются такие вопросы,

То как бы ты поступил?

5.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).

5.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.

6. Медиатор предлагает клиенту вытащить из колоды карту (методом перебора или «рубашкой вверх»), которая соответствует «Подъему» и насладиться состоянием победы (комфорта, окончанием конфликта, разрешения противоречия и т.п.)

6.1. Клиент озвучивает свои ассоциации, вызываемые выбранной картой (чувства и размышления).

6.2. Если рассуждения клиента становятся слишком абстрактными, медиатор мягко возвращает его к анализу ситуации, заявленной в начале работы.

7. Завершается работа диагностикой по «Шкале напряженности» относительно заявленной в начале работы проблемой.

8. Можно спросить у клиента, что он узнал про себя, что ему оказалось полезным.

    Можно работать с каждой позицией техники «СТОП» по алгоритму техники «Ромб», задавая вопросы про ощущения, чувства, мысли и смыслы.

Центральная задача техники «СТОП» - у силение ресурса клиента.

 

1.4. Тест «САМОАЛ». Коррекционная программа к тесту (самостоятельная работа – 2 уч. ч.)

    Задание: провести с собой тест «САМОАЛ» (см. приложение).

    Итог самостоятельной работы: создание коррекционной программы для усиления черт характера, необходимых для самоактуализации участников проекта ШСМ (с которой нужно работать до окончания курса).

 

    Самоактуализаци я – одна из базовых потребностей личности человека, которая заставляет его развиваться на самых разных уровнях: физическом, психическом, духовном.

    В учении, общении, профессии самоактуализирующаяся личность пытается достигнуть высоких результатов, становясь лучше себя вчерашнего.

    Это качество необходимо для эффективного общения с другими людьми, только познавая и развивая себя, можно подставлять плечо другому, быть для него старшим братом.

        

    Тест «САМОАЛ» содержит 11 шкал, каждая из которых представляет собой личностное качество, необходимое для самоактуализации (ориентация во времени, ценности самоактуализации, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении).

    Тест показывает в процентном отношении выраженность каждого качества у человека.

    Идеальное процентное соотношение по тесту – 90-100%. Если какое-то из качеств выражено меньше, чем на 50%, есть основания считать, что требуется коррекционная работа по усилению качества.

    В книге Онишиной В.В. «Технология развития лидерских качеств руководителя» приводятся психотехники техники, которые позволяют провести коррекцию по всем 11 личностным качествам.1

    По своей сути психотехники представляют собой новую форму обработки информации. Повторяющийся алгоритм их выполнения создает условия для более эффективной обработки как внутренней, так и внешней информации.

    Благодаря этому процессу человек обретает новые мыслительные стратегии, которые помогают ему быть более эффективным во многих сферах жизни (в частности, общении).

    После проделанной с собой работы (через 1-3 месяца) можно повторить тест и убедиться в том, что результаты изменились в лучшую сторону (см. приложение).

________________________

1 Онишина В.В. Технология развития лидерских качеств руководителя/В.В. Онишина. – АСОУ, 2015. – 148с.

Модуль 2. «Лидер для других»

Второй модуль «Лидер для себя» включает идею создания ресурса (физического, психического, духовного) у другого человека (клиента медиатора).

Вести за собой – это значит принимать решения, мыслить стратегически, планировать и создавать что-то полезное (вещи, отношения), показывать своим примером.

Эмоциональный интеллект можно развить самому и научить других эффективным стратегиям мышления.

Школьный медиатор – это кто-то вроде старшего брата:

научился сам – помоги другому.

 

 

· Что такое конфликт?

· Что случается, если у человека есть много иррациональных убеждений?

· Как можно убрать агрессию у себя и другого?

· Что такое СТРЕСС?

· Зачем нужно его нейтрализовать?

2.1. Формула конфликта (лекция – 1 уч. ч.)

 

    Понятие конфликта, конфликтной ситуации, инцедента. Понятие трех видов потребностей (физические, психические, духовные). Пирамида потребностей А. Маслоу. Понятие противоречия.

    Виды конфликтов. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Конфликты типа: «Учитель – ученик», «Ученик – ученик», «Учитель – администрация», «Учитель – родитель».

    Домашнее задание: диагностика актуального состояния сознания через работу с образом «Сосуда самоценности»; анализ любой возникающей проблемы по алгоритму техники «Ромб». Работа с индивидуальной коррекционной программой.

 

    Формула конфликта: Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

 

Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок, идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия.

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, несовпадение интересов и т.п.

Инцидент – столкновение (пусковой механизм конфликта).

    В педагогических конфликтах, которые могут встретиться в школьной медиации можно выделить несколько видов:

«Ученик – ученик» - это самый распространенный вид конфликта, где каждая из сторон отказывается вставать на место оппонента;

«Учитель – ученик» - тоже может встречаться в школьной практике (это обида на учителя, или последствия открытогопротиводействия);

«Учитель – администрация» и «Учитель – родитель» - эти конфликты не являются предметом для рассмотрения ШСМ.

    Эти конфликты решаются на другом уровне, например, административном. И, если родитель и учитель выражают согласие на работу с педагогом, который предлагает им свою помощь, как медиатора, тогда по обоюдному согласию такая работа может состояться.

Противоречие – несоответствие, рассогласование.

Объект конфликта – это то, что не поделили в столкновении (физическая, психическая, духовная ценность).

Предмет конфликта – эта та потребность, которая оказывается нереализованной в ходе столкновения (это из-за чего идет конфликт).

Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности бывают физические, психические и духовные (см. тест «САМОАЛ»).

Конфликты между людьми могут возникать из-за нехватки физических, психических и духовных ресурсов.

Пирамида Абрахама Маслоу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.021 с.)