Техника «Треугольник конфликта» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника «Треугольник конфликта»



Самоактуализирующийся человек не станет уделять излишнего внимания тому, что кто-то на него посмотрел косо или просто «не так», ведь он понимает, что у людей бывает разное настроение, и что человек вообще не равен своему поведению. Это мысль даётся простым нам иногда с трудом. А ведь на самом деле человек в конфликте всегда защищается, даже если нам кажется, что он нападает. Ведь если он так делает, значит, почему-то нас боится, почему-то мы не кажемся ему равными. Помните, что нападающий человек неуспешен, ему плохо, поэтому он так себя ведёт.

Важнейшая особенность данной техники заключается в том, что ее можно делать только после того, как вы успокоились и перестали метать громы и молнии, но напряжение ещё осталось. Анализ проводится для того, чтобы понять, что же всё-таки произошло, кто прав и, кто виноват, и как следует поступать в аналогичных ситуациях или с этими же людьми. Но... будьте готовы узнать о себе правду. Она может оказаться не совсем лицеприятной.

Алгоритм работы с техникой «Треугольник конфликта»

· Возьмите три стула и поставьте их треугольником. На всех трёх вы будете сидеть сами, разумеется, не одновременно, а в определённой последовательности.

· А теперь вспомните ваш конфликт, вернее, какой-то его момент, который вас больше всего задел. По «Шкале напряженности» определите, где вы сейчас находитесь.

1. Визуализируйте воспоминание о конфликте (VAK / D – что ты видишь, что ты слышишь, что ты чувствуешь, о чем ты думаешь). Сядьте на любой стул, с которого вы будете смотреть наконфликт своими глазами. После того, как вы сели и смотрите на картину (или картины) того, что произошло, ответьте себе на несколько вопросов.

· Что именно я вижу? (Может быть другого участника конфликта; может быть, себя самого; может быть, и себя и его; как мы (я, он, она, мы) выглядим: раскраснелись, побледнели, выражение лиц, позы)?

· Что я слышу? (Мы кричим друг на друга? Молчим? Говорим? Если говорим, то что? Какие ещё есть звуки в картине?)

· Что я чувству ю? (Может быть, это гнев? Раздражение? Отвращение? Может быть, это что-то ещё?)

Четвёртый вопрос:

· Что я думаю, когда вижу, слышу и чувствую себя во время конфликта? (Может быть, я виноват(а) сам(а)? Или наоборот. Что-то ещё?) Какая мысль посетила меня прямо сейчас? Что в ней неожиданного?

2.    Когда вы ответили на эти вопросы, приготовьтесь пересесть на следующий стул, здесь вы будете своим антагонистом, т.е.человеком, который участвовал с вами в конфликте. Сев на его стул, подышите немного, а затем как бы переместитесь в него и посмотрите на ту же самую картину конфликта его глазами. И проделайте те же шаги, только от его имени.

- Что вы видите, когда вы он(а)? - Что вы слышите, когда вы он(а)? - Что вы чувствуете, когда вы он(а)? - Что вы теперь думаете, когда вы он(а)? Ведь вам знакомо выражение “встать на место другого”? Именно это вы сейчас и делаете.

3.   После работы со вторым стулом ситуация конфликта может настолько проясниться, что вам вовсе и не понадобится третий стул, но, если легче не стало, то вы перемещаетесь дальше на третий стул. Здесь вы выступаете в роли некоего стороннего наблюдателя (то есть, без эмоций). Можете представить себя посторонним человеком, который просто наблюдает за сценой конфликта (или даже предметом, который находится в наблюдаемом пространстве: лампочкой, столом, окном и т.п.). Постарайтесь видеть одновременно, и себя, и своего антагониста. С этой третьей точки в пространстве задайте себе те же вопросы, что и раньше.

 

- Что вы видите, как посторонний наблюдатель?

- Что вы слышите, как посторонний наблюдатель?

- Что вы чувствуете, как посторонний наблюдатель?

- Что вы думаете, как посторонний наблюдатель?

 

Определите, появилось ли у вас какое-то новое видение относительно конфликта, в котором вы принимали участие? Если это так, то решите, насколько это видение вас удовлетворяет?

Повторение шагов производится до осознания удовлетворяющего вас результата. Иногда «прокрутка» по стульям происходит 3 - 4 раза.

· В конце выполняется техника «Шкала напряженности», чтобы изменения были более наглядными.

    NB С другим человеком работа идет по такому же алгоритму (медиатор предлагает технику на второй или третей индивидуальной встрече с клиентом).

2.4. Тест Томаса – Килмана. Коррекционная программа к тесту (самостоятельная работа – 2 уч. ч.)

 

    Задание: провести с собой тест на определение приоритетных стратегий поведения в конфликте по тесту Томаса - Килмана (см. приложение).

    Итог самостоятельной работы: создание коррекционной программы для улучшения стратегий поведения в конфликте (с которой нужно работать до окончания курса).

Каждая из стратегий поведения в конфликте обладает своими плюсами и минусами. Идеально, когда человек понимает, какую стратегию ему выбрать для достижения цели.

Нужно самостоятельно проработать тест и провести аналитику своих стратегий (одной или нескольких).

NB В задачу медиатора входит обязанность помочь клиенту понять, какая из стратегий привела к тому состоянию вещей, которые есть сейчас и поменять стратегию на более эффективную.

По сути, сама медиация – это вариант стратегии СОТРУДНИЧЕСТВО.

Модуль 3. «Медиация»

Медиация - это один из эффективных способов консультирования в конфликте.

Если старшеклассник сможет стать успешным «переговорщиком», то это может пригодиться ему во многих областях жизни.

 

 

· Что такое медиация?

· Какие формы медиации бывают?

· Зачем нужны стадии в медиации?

· А при чем здесь принцип добровольности?

· Кто же такой медиатор?

· Что я уже могу как медиатор (переговорщик)?

· Как я могу помочь другому стать лидером в своей жизни?


 

3.1. Стадии медиации (лекция – 2 уч. ч.)

· Стадии медиации. Значение интеллекта в стратегии сотрудничества (логического, физического, эмоционального и духовного).

· Алгоритм работы:

- с первым участником конфликта (со вторым участником конфликта);

- поддержание беседы во время медиации.

    Домашнее задание: работа с индивидуальной коррекционной программой по самоактуализации и программой для улучшения стратегий поведения в конфликте

 

Стадии медиации

При проведении процедуры медиации в образовательной организации необходим комплексный, системный подход к рассмотрению спора с учетом всей его многоаспектности, использование, если это возможно и целесообразно, потенциала семейных отношений участников; привлечение ближайшего, значимого окружения сверстников.

Медиация включает в себя несколько стадий. У каждой стадии и фазы медиации имеются свои цели и задачи, реализация которых обеспечивает успешное завершение процедуры заключением медиативного соглашения.

Стадия подготовки к медиации представляет собой совокупность действий, направленных на организацию и создание условий для проведения процедуры. Перед школьным медиатором поставлены следующие задачи: оценка конфликта (спора); определение состава участников (в случае необходимости – приглашение участников); разрешение организационных вопросов о месте и времени проведения процедуры медиации. Во время подготовки школьный медиатор может провести предварительные встречи отдельно с каждой из сторон, в которых разъясняет суть, значение и порядок проведения процедуры медиации.

 

Стадия процедуры медиации представляет собой совокупность действий, направленных на выработку медиативного соглашения. В рамках данной стадии можно выделить несколько фаз:

 

1 фаза: вступительная речь медиатора и заявления сторон.

· В этой фазе медиатор разъясняет сторонам цели, основные принципы медиации, роль и сферу ответственности участников, последовательность дальнейшей работы, а также правила поведения и взаимодействия участников процедуры. Вступительное слово медиатора помогает нормировать процедуру медиации, мотивировать стороны на сотрудничество, а также разрешить оставшиеся организационные вопросы по определению порядка дальнейшей работы и создание необходимых условий.

· Далее сторонам предоставляется возможность изложить историю развития конфликта (спора), предъявить и обосновать свои требования. Задачами медиатора являются получение максимального объема информации о конфликте, уточнение и конкретизация позиций сторон, выявление уровня и характера разногласий.

 

2 фаза: формулирование вопросов для обсуждения, формирование повестки дня.

Целью данной фазы является выделение ключевых аспектов конфликта, по которым необходимо достигнуть соглашения. Задачами медиатора являются определение круга вопросов, требующих разрешения, общих тем и последовательности их обсуждения, содействие ведению диалога и сближению позиций сторон по каждому выделенному аспекту.

Если на данном этапе возможны плодотворное обсуждение и выработка вариантов урегулирования спора, медиатор продолжает вести процедуру.

В случае если стороны настаивают на неконструктивных позициях и совместный диалог становится непродуктивным, медиатор может предложить «кокус», то есть раздельные встречи.

 

Факультативная фаза: индивидуальная работа с каждой из сторон («кокус» - встречи).

Цель «кокусов» – подготовка стороны к обсуждению ключевых аспектов спора и к выработке предложений по их урегулированию.

Проведение индивидуальной работы с каждой из сторон является необязательным, факультативным этапом, в ходе которого медиатор восполняет недостающую информацию и решает задачи, которые не удалось по каким-либо причинам выполнить на предыдущих этапах.

 

3 фаза: работа над конфликтом.

Цель фазы – прояснение интересов по темам повестки дня, преодоление противоречий. Данная фаза способствует более глубокому открытию потребностей сторон и заканчивается восстановлением нарушенной коммуникации между сторонами и появлением вариантов решений.

4 фаза: поиск и оценка вариантов решений.

Задачами медиатора являются организация совместного анализа возможных вариантов урегулирования спора по каждому из проблемных аспектов на предмет их соответствия интересам сторон, выработка приемлемых условий соглашения, проверка реалистичности, жизнеспособности, законности исполнения выдвинутых предложений. На данной стадии часто медиатор использует прием «мозговой штурм» для содействия нахождения творческого решения и достижения консенсуса между сторонами конфликта.

5 фаза: заключение медиативного соглашения, завершение процедуры медиации.

Цель фазы – принятие сторонами окончательного решения по конфликту (спору) и оформление медиативного соглашения, которое в условиях образовательной организации может быть в письменной или устной форме. Школьному медиатору следует удостовериться, что достигнутое соглашение удовлетворяет потребности сторон, одинаково понимается всеми участниками процедуры и может быть исполнено обеими сторонами. Важно выстроить максимально конкретно дорожную карту достигнутого соглашения, проработать возможные риски его реализации.

Важной составляющей данной фазы является медиативная оговорка, т.е. договоренность между сторонами в случае опять возникших разногласий, в том числе связанных с нарушением соглашения, приложить все усилия к достижению согласия, а если это не удается, то обратиться за помощью к школьному медиатору.

При завершении процедуры медиации, школьный медиатор подводит итоги и согласовывает со сторонами дальнейшие действия по исполнению и контролю исполнения достигнутого соглашения. В случае если конфликт (спор) не урегулирован, школьный медиатор может обсудить возможность продолжения процедуры в другой раз.

Контрольно-аналитическая стадия представляет собой совокупность действий школьного медиатора, направленных на осуществление контроля за исполнением медиативного соглашения, а также осуществление анализа проделанной работы. В рамках данной стадии выполняются те действия, которые согласовали стороны и школьный медиатор на завершающем этапе процедуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.018 с.)