Метод саморефлексии «Ромб» (практическое занятие – 1 уч. ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод саморефлексии «Ромб» (практическое занятие – 1 уч. ч.)



    Основы позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан). Отработка алгоритма саморефликсии с использованием образа ромба. Отработка алгоритма техники «Ромб» с использованием метафорических карт.

    Домашнее задание: анализ любой возникающей проблемы по алгоритму техники «Ромб».

 

Существует четыре важных аспекта человеческой жизни:

  • тело – сюда входит еда, питье, сон, занятия физкультурой и спорт, а также активный отдых и т.п.;
  • деятельность – сюда входит работа (учеба в школе; профессиональное обучение);
  • контакты – сюда относится личная жизнь человека (отношения с семьей, родными, друзьями; природой);
  • духовность – сюда относятся смыслы, ценности, мечты, планы и т.п.

Мини-тест: нарисуйте на листе бумаги ромб, обозначьте его вершины и напишите, сколько процентов вашего внимания вы уделяете четырем аспектам жизни (от 100%).

Н. Пезешкиан утверждает, что жизненно необходимо, чтобы тело, деятельность, контакты, духовность занимали в жизни по 25% нашего внимания. Соответственно, в сумме четыре аспекта дают 100%. Если процентов в какой-то области больше, то это автоматически означает, что в другой области недобор. Человек, у которого есть баланс (по 25%) называется гармонично развитой личностью. Если же наблюдается перекос в процентах (намного больше 25% или меньше 25%) это приводит к проблемам во всех аспектах жизни (со здоровьем, учебой или работой, общением и жизненными ориентирами).1

________________________

1 Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1996. – 464с.

Метод саморефлексии (анализа и оценки информации внутреннего мира: ощущений, чувств, мыслей, смыслов) инструментально может быть применен через образромба.  Образ нужен для организации вопросов, которые медиатор задает самому себе или клиенту (консультируемому).1

 

1. Ощущения: что я ощущаю по поводу своей проблемы (что ты ощущаешь по поводу своей проблемы)?

2. Эмоции: что я чувствую по поводу своей проблемы (что ты чувствуешь по поводу своей проблемы)?

3. Мысли: что я думаю по поводу своей проблемы (что ты думаешь по поводу своей проблемы)?

4. Смыслы: что для меня означает то, что произошло (что для тебя означает то, что произошло)?

Данные вопросы, задаваемые последовательно себе (или клиенту) составляют полный цикл мыслительной деятельности с информацией внутреннего мира. Она становится осознаваемой, потому что проходит через тело (ощущения), эмоции (чувства), мысли (ассоциации становятся доступными), смыслы (мировоззренческие ценности, представления о себе и мире, других людях, установки и убеждения).

Порядка задавания вопросов в психолого-педагогической технике «Ромб» нужно придерживаться. Если задавать вопросы, отталкиваясь сначала от реакции тела, то психологические защиты будут ослаблены: неприятные мысли и чувства не перекроют мыслительный процесс. К вопросу о ценностях нужно обращаться в последнюю очередь, так как доступ к ним открывается только после ослабления эмоциональной реакции (проговаривания ощущений, эмоций и мыслей).

________________________

1 Метод опроса «РОМБ» является базовым для медиативного процесса, представленного в данном методическом пособии (см. Модуль 3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.004 с.)