Виды и функции издательств и полиграфических предприятий

Выпуском большинства видов полиграфической продукции заняты издательства и полиграфические предприятия или издательско-полиграфические комплексы.

Издательство, являясь юридическим лицом, занимается редакционной и издательской деятельностью - подготовкой, обработкой и выпуском изданий.

Издательский процесс начинается с заключения договора с автором и включает несколько стадий: редакционную, издательскую, производственную, маркетинговую и заканчивается сдачей тиража издания в книготорговую сеть или предприятию, распространяющему издание.

Основные этапы издательского процесса можно представить в виде следующей укрупненной схемы .

На редакционной стадии издательство планирует сроки подготовки и сдачи автором рукописи, обеспечивает рецензирование и редактирование; изготавливает текстовые оригиналы и вычитывает их.

В художественной редакции изготавливают изобразительные оригиналы; контролируют оригиналы, выполненные художником-оформителем в соответствии с ОСТ 29.106-90; определяют масштаб воспроизведения изобразительных оригиналов; изготавливают макеты для верстки и монтажа, разрабатывают внешнее оформление издания.

Формат оригинала и масштаб его воспроизведения должны выбираться в зависимости от технических возможностей оборудования, на котором предполагается обрабатывать оригинал, и согласовываться с форматом издания и правилами верстки полос. Формат оригинала указывается в миллиметрах, а масштаб воспроизведения - в процентах. В соответствии с ОСТ 29-106-90 рекомендуются следующие масштабы воспроизведения:

- для непрозрачных оригиналов - от 33 до 150%;

- для прозрачных одноцветных и оригиналов с произведений искусства - не более 400%;

- для прозрачных многоцветных - не более 800%.

Для многоцветных прозрачных оригиналов, предназначенных для изготовления плакатов, допускается масштабирование более 800%.

Формат оригиналов иллюстраций, которые будут располагаться на полосе издания "под обрез", должен, с учетом масштаба репродуцирования, соответствовать формату полосы до обрезки.

Формат оригиналов не должен быть меньше 40 x 60 мм; формат 24 x 36 мм допускается при репортажной съемке, в том числе быстро движущихся объектов.

К непрозрачным оригиналам, которые предполагается монтировать в единую композицию, должен быть приложен макет с точным расположением всех частей сборного оригинала.

Отдельные оригиналы, монтируемые в сборный оригинал, должны иметь одинаковое градационное и цветовое содержание, одинаковую минимальную и максимальную оптические плотности.

При изготовлении оригинала полосы, предназначенной для репродуцирования и содержащей как текстовые, так и штриховые изобразительные элементы, белизна бумаги, на которой выполняется расклейка, должна быть такой же, как для печати текста. Отдельные оригиналы, монтируемые при подготовке к репродуцированию в отдельный оригинал, должны иметь одинаковую оптическую плотность в светах и тенях; изображение должно быть выполнено в одной манере (тушью, карандашом или краской).



Оригиналы с произведений искусств, например картин, должны содержать дополнительно к слайду изображение текст-объекта для контроля съемки. Если при съемке картин использовался коррекционный светофильтр, позволяющий более точно передать цвет оригинала, необходимо сделать соответствующие указания в паспорте на оригинал.

Учитывая то, что в процессе электронной верстки полос книжно-журнальных изданий и возможного макетирования и расчета объема изданий в донаборной стадии легче иметь дело с ограниченным количеством разных размеров изобразительных оригиналов при заверстке их вразрез и в оборку, целесообразно на стадии выбора формата воспроизведенного оригинала однотипные изобразительные оригиналы привести к 3-5-размерным группам.

При изготовлении оригиналов, специально предназначенных для полиграфического воспроизведения, необходимо учитывать вид печатной формы и характеристику бумаги, на которой предполагается печать тиража. Так, например, оригиналы, предназначенные для воспроизведения их офсетным способом, могут иметь чистые светлые и насыщенные цвета, богатую градацию в светах. Оригиналы, выполненные акварелью, пастелью, карандашом, имеющие небольшой интервал оптических плотностей, также лучше воспроизводятся с офсетных форм.

Оригиналы, выполненные в темной тональности (гуашью или маслом), лучше воспроизведутся с форм высокой печати; масляная живопись - с форм глубокой печати.

При печати на гладкой мелованной бумаге разрешающая способность и соответственно интервал оптических плотностей выше; при использовании для печати шероховатой бумаги контраст оригинала должен быть больше, а мелкие детали и тонкие штрихи - отсутствовать.

Градационная ретушь тоновых оригиналов должна быть минимальной. Цветовой оттенок и структура поверхности отретушированных участков оригинала не должны выделяться. Не допускается использование чистых кроющих белил для осветления светлых участков изображения. Допускается незначительная корректура деталей изображения, например, ретушь цветных участков специальным красителем при формате многоцветного диапозитива не менее 9 x 12 см, предназначенного для двукратного увеличения и не более. Если необходима корректура, то оригиналы лучше изготавливать большего размера с последующим их уменьшением.

Изобразительные оригиналы контролируют по следующим параметрам: прямоугольность, толщина, точность линейных размеров, оптическая плотность штриховых элементов, ширина штрихов и расстояние между ними, резкость оригинала, зернистость, максимальная и минимальная оптическая плотность, интервал оптической плотности, градационное содержание, средний градиент оригинала, цветопередача.

С учетом качества полиграфического воспроизведения, все изобразительные оригиналы условно можно разделить на три группы:

1. Высокохудожественные цветные оригиналы с произведений искусства и оригиналы для изданий повышенного качества (репродукции, альбомы, стерео- и вариоиздания, подарочные и сувенирные издания и т.п.); уникальные документы. Для указанных изданий в издательстве составляется макет с точным обозначением расположения текстовых и изобразительных элементов. Качество воспроизведения изобразительных элементов отдельно согласовывается между издательством и полиграфической базой. Так, например, при воспроизведении старинных полотен, покрытых лаком, который во время длительного хранения приобретает желтоватую окраску, возникает необходимость некоторых отклонений от оригинала. Зрители в музее абстрагируются и не обращают на это внимания, но читатели в книге плохо воспримут этот желтоватый оттенок, поэтому возникает необходимость некоторой корректировки, которая определяется издательством и отмечается в "аннотации" паспорта на оригинал. К этой же группе относятся оригиналы с растровой структурой.

2. Оригиналы, предназначенные для оформления печатных изданий, требования к которым рассмотрены выше.

3. Оригиналы для промышленных изоизданий (календарей, открыток, рекламных изданий, этикеток, упаковок, афиш, плакатов и т.п.), которые также допускают некоторое несоответствие при воспроизведении. Например, при воспроизведении оригиналов открыток и другой продукции, которая часто не удовлетворяет вкусам потребителей по цветопередаче и должна иметь более "живые", насыщенные и чистые цветовые тона, чем в оригинале, также допускаются по согласованию с издательством некоторые отклонения от него; оригиналы и фотоформы при этом подвергаются ручной ретуши или другим приемам цветокорректуры. Все отклонения и необходимая корректура, которая должна быть сделана в оригиналах, указываются в паспорте на оригинал в разделе "аннотация" заранее или согласовываются с издательством в процессе воспроизведения оригиналов. На рисованные и штриховые оригиналы паспорт не составляется.

Для изготовления кодированных изобразительных оригиналов используются разработанные рядом фирм (например Агфа, Актьон) так называемые "цифровые камеры", которые работают (упрощенно) следующим образом: запись изображения при фотографировании производится через ПЗС-линейку с тремя светофильтрами, которые делят сигнал на три координаты - R. G. B, поступающие затем в запоминающий элемент, и потом - в компьютер для дальнейшей обработки, минуя стадии обработки фотоматериала и сканирование. Цифровые камеры совместимы с платформой IBM PC и Macintosh, так же как и цифровые камеры для репортажных съемок, и обеспечивают получение высококачественных снимков "открыточного" формата с разрешением 1528 х 1148 точек/дюйм. Съемка производится в автоматическом режиме, аппарат оснащен встроенной вспышкой. Вся информация записывается на кассету, вместимость которой равна 113 снимкам. В процессе обработки изображений возможна избирательная цветокоррекция.

Студийная камера типа Studio CAM фирмы Agfa позволяет создавать закодированные изобразительные оригиналы с разрешением 4500 х 3648 точек/дюйм. Может производиться съемка как двухмерных, так и трехмерных объектов. Камера также совместима с компьютером платформы Macintosh.

Использование программы Adobe Photoshop позволяет, используя операционную среду Windows, свободно обмениваться файлами между компьютерами и обрабатывать изобразительную информацию с применением выборочной цветокоррекции и трансформации изображений; дополнять изображение различными текстурами; имитировать манеру письма художников-импрессионистов; корректировать насыщенность цветов в выделенной области и производить другие дополнения и исправления оригинала с использованием фильтров.

На издательской стадии выполняется разметка оригиналов для набора и художественно-техническое редактирование. В процессе художественно-технического оформления издания производится разработка конструкции и плана оформления издания, учитывая его вид и тип, читательскую категорию, условия и длительность использования и хранения, маркетинговые данные и полиграфическую базу. При разработке конструкции издания производится макетирование и определяются все конструктивные элементы: тип переплетной крышки или обложки, наличие суперобложки или футляра, вид форзаца. Проектирование оформления изданий начинается с выбора оформления сторонок переплета или обложки, корешка, форзаца и титульных элементов. Выбирается формат и вариант оформления издания, шрифтовое оформление основного, дополнительного и вспомогательного текстов; формат воспроизведения и расположение на полосе внутриполосных иллюстраций; наличие вклеек, вкладок, накидок. Выбираются и дополнительные приемы оформления: наличие ленточки-закладки, каптала, закраска обрезов и т.п. Выбирается способ печати и вид печатной формы, определяется вид бумаги для печати, основные переплетные материалы и краска; рассчитывается количество бумаги для печати тиража издания; выбирается способ комплектовки и скрепления блоков. Стадия редакционно-издательских процессов заканчивается заполнением издательской спецификации полиграфического оформления печатных изданий (технологической карты) - документа, отражающего всю специфику полиграфического оформления конкретного издания. На редакционно-издательской стадии может быть изготовлен репродуцируемый оригинал-макет.

Издательства должны обеспечивать полиграфические предприятия бумагой и переплетными материалами. Расчет количества бумаги для печати тиража издания должен производиться в издательствах и при использовании технологии изготовления репродуцируемого оригинала-макета - на донаборной стадии.

Весь технологический производственный процесс изготовления полиграфической продукции укрупненно можно разделить на следующие основные этапы:

На производственной стадии работники производственных отделов издательства и полиграфического предприятия разрабатывают технологический процесс прохождения издания в наборном цехе и воспроизведения изобразительных оригиналов (если репродуцируемый оригинал-макет предполагается изготавливать на базе полиграфического предприятия), изготовления печатных форм, печати тиража и всех необходимых брошюровочно-переплетных и отделочных работ до изготовления сигнального экземпляра. На этом этапе производится корректурный обмен между издательством и полиграфическим предприятием. При издании по оригиналу-макету корректурный обмен отсутствует. Качество обработки изобразительной информации проверяется в художественной редакции по пробе (аналоговой, пробному оттиску или другим видам цветопробы); при издании по репродуцируемому оргиналу-макету правильность обработки изобразительной информации художник издательства может проверить только по "чистому листу", который в процессе печатания будет служить эталоном для тиражных оттисков. Правильность выбранного технологического процесса производства издания и использованных материалов контролируется по сигнальному экземпляру; после утверждения сигнального экземпляра дается разрешение на выпуск всего издания "в свет", т.е. печать, брошюровочно-переплетные и отделочные процессы всего тиража с использованием выбранных материалов.

В процессе производственной стадии выпускающий издательства следит за выполнением разработанных между издательством и производственным предприятием графиков прохождения издания в производстве.

Деятельность издательств в содружестве с конкретным полиграфическим предприятием начинается с составления тематического плана выпуска изданий на будущий год, где отмечены основные параметры изданий. Тираж каждого конкретного издания устанавливается с учетом маркетинговых данных.

Перспективный план, разрабатываемый между издательством и полиграфическим предприятием, предусматривает развитие полиграфической базы в соответствии с планируемым выпуском новых видов печатных изданий.

Издательства и полиграфические предприятия бывают специализированными и универсальными. Специализация может быть по виду выпускаемой продукции: газетно-журнальные, детской литературы, книжно-журнальные и др. и в зависимости от способа печати: типографии (предприятия высокой печати), фабрики офсетной печати. Предприятия могут специализироваться и на других технологических процессах: репроцентр и др.

Универсальные предприятия, часто называемые комбинатами, выпускают разнообразную продукцию, используя различную технологию воспроизведения и печати полиграфической продукции.

Издательско-полиграфические комплексы выполняют не только издательские и редакционные функции, но и производственные. Это издательства-типографии типа "Молодая гвардия", "Пресса" и более мелкие, но обеспечивающие выпуск готовой продукции.

К числу подобных предприятий можно отнести издательско-полиграфические предприятия малотиражные, а иногда и малоформатные. Печать на таких предприятиях производится с использованием ризографа или оборудования, работающего по принципу "ЭВМ - печатная форма" или "ЭВМ - печатная машина" (цифровая печать).

В первом случае используют специальные формные пластины на основе алюминия, слоя, чувствительного к лазерному экспонированию, и покровного силиконового слоя, например пластины Thermal-Laser-CTP фирмы Toray или пластины CTX-Waterless.

Тиражестойкость форм, изготовленных на пластинах фирмы Toray, составляет 30 тыс. экз., разрешающая способность - 2400 точек/дюйм.

При цифровой печати используют электрографический способ.

Специализированные малые предприятия могут быть оснащены оборудованием настольного типа для выполнения брошюровочно-переплетных работ, например фальцевальными машинами; резальными, настольными ручными и электрическими степлерами, биговальным и перфорационным оборудованием, термоброшюровочными и термопереплетными машинами; машинами для скрепления продукции пластиковыми и металлическими пружинами; листоподборочными машинами (коллаторами) горизонтального, вертикального, роторного типа: малоформатной автоматической линией; позолотными прессами.

3.2.

§2. Основные издательско-полиграфические термины

Авторская рукопись - текстовой материал, представляемый автором или коллективом авторов в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Авторская рукопись поступает в издательство чаще всего в виде машинописного текста, отпечатанного на пишущей машинке с соблюдением определенных требований: для печати используется стандартная бумага формата 210 x 297 мм, печать через два интервала на одной стороне, в строке должно быть 57-58 знаков, включая пробелы; на странице 30 строк, что составит емкость такой страницы, равную 1700 знакам. Авторская рукопись может быть закодирована и представлена в издательство в виде распечатки с принтера или дискеты.

Авторский лист - 24 страницы машинописного текста, что составит 40 тыс. знаков. К одному авторскому листу приравнивается 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 воспроизведенного авторского изобразительного материала. В авторских листах измеряется объем рукописи и оригинала.

Авторский оригинал - оригинал, предназначенный для воспроизведения без редакционной обработки. Это чаще всего изобразительный оригинал, в том числе текст, написанный автором (художником) вручную или закодированный оригинал.

Издание - полиграфическое изделие определенного вида, отпечатанное (изданное) после соответствующей издательской обработки.

Учетно-издательский лист - единица объема издания с учетом издательской информации и художественного оформления, равная 40 тыс. знаков.

Печатный лист физический - бумажный лист определенного формата, запечатанный с одной стороны. Один бумажный лист содержит два печатных (за исключением афишно-плакатной продукции). Печатный лист - единица натурального объема издательской продукции.

Условный печатный лист - печатный лист любого формата, приведенный к формату 60 х 90 см. Объем продукции, выпущенный издательством за определенное время, удобнее оценивать в условных (приведенных) печатных листах.

Учетный лист набора - условная единица объема текстового оригинала, равная 40 тыс. знаков или 700 строкам стихотворного текста. При наборе текста кеглем 10 п. шрифтом литературной гарнитуры учетный лист набора равен условному печатному листу.

Издательская техника - совокупность технических средств, используемых в редакционных и издательских процессах для обработки текстовой и изобразительной информации.

Экземпляр - единица издания (одна книга, один журнал, одна газета и т.п.).

Тираж - количество экземпляров одного и того же издания.

Прогонный тираж - тираж, уменьшенный во столько раз, сколько одинаковых изображений отпечатывается одновременно. Имеет значение при печати листовой продукции (открыток, акциденции, отдельных видов календарей, репродукции и т.п.) и некоторых элементов печатных изданий (обложек, форзацев, суперобложек).

4.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

При разделении печатных изданий на виды учитываются не только тип и характер издания, но и специфика полиграфического оформления, сложность набора и верстки, вид и процент иллюстраций, требования к качеству воспроизведения и оформления и другие особенности.

Все виды текстового набора в зависимости от сложности разбиты на четыре группы.

Первая группа - набор простого текста с небольшими усложнениями и выделениями (до 10%), например набор основного (сплошного) текста художественной литературы.

Ко второй группе относится набор усложненного текста, содержащего до 25% различных выделений, примесь иностранных слов и отдельных однострочных формул. К этой группе относятся ритмизованные тексты, драматические произведения, учебники для среднего школьного возраста.

К третьей группе относится набор усложненного текста, содержащего более 50% выделений с использованием шрифтов нескольких алфавитов или с примесью однострочных формул. К этой группе относятся библиографические тексты, ряд словарей, техническая литература.

К четвертой группе относится набор особо сложного смешанного текста. Это словари, таблицы, многострочные математические и химические формулы, акцидентный набор.

Группа сложности, как правило, определяется целиком на все издание, но возможно определение группы сложности и на отдельные части. Дополнительно могут использоваться поправочные коэффициенты на усложнение.

4.1.

§1. Виды печатных изданий

Все печатные издания подразделяются на нижеперечисленные основные виды.

Книжные издания

Книжные издания подразделяются на брошюры (объемом от 5 до 48 с.) и книги (объемом от 48 с. и выше). В зависимости от вида книжного издания, планируемого срока использования, вида и количества иллюстративного материала, тиража, сложности по набору и объема, книги, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп (таблица 3.1).

Вид книжного издания Специфика издания
сложность набора вид иллюстраций процент иллюстраций (в среднем) использование
Историческая литература черно-белые цветные 25-85 сплошное чтение и хранение
Художественная литература: а) отдельные произведения и сборники; б) собрания сочинений и избранные произведения 1-2 1-2 одно-двухкрасочные одно-четырехкрасочные внутритекстовые или 4-8 иллюстраций-вкладок 5 15 сплошное чтение (для подготовленного читателя) сплошное чтение и хранение (для подготовленного читателя)
Учебники для школ среднего и старшего возраста 1-4 чаще одноцветные 5-15 сплошное чтение и хранение
Учебники для вузов, техникумов и спец. учебных заведений 1-4 чаще одноцветные -"-
Производственно-инструктивные издания 2-4 чаще одноцветные небольшой процент или без иллюстраций выборочное чтение
Энциклопедии и словари энциклопедического типа: а) энциклопедии; б) словари 4 4 могут быть цветные нет небольшой процент нет выборочное чтение и хранение выборочное чтение
Художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста черно-белые и цветные более 50 сплошное чтение и хранение
Художественная литература для детей среднего и старшего школьного возраста черно-белые и цветные менее 50 сплошное чтение и хранение
Учебники для младшего школьного возраста чаще цветные 20-40 сплошное чтение и хранение
Официально-документальные и официально-справочные издания - - выборочное чтение

5.

ГЛАВА IV. ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЙ

5.1.

§1. Форматы и варианты оформления изданий

Все виды печатных изданий выпускают в установленных стандартом (ГОСТ 5773-90) форматах. Для книжно-журнальной продукции используется листоваябумага стандартных размеров: 60 х 84, 60 х 90, 70 х 90, 75 х 90, 70 х 100, 70 х 108, 84 х 108 см. Первая величина - ширина листа, вторая - длина. Ширина и длина бумажного листа могут указываться в сантиметрах или миллиметрах. Рулонная бумага для книжно-журнальной продукции выпускается шириной роля 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 см.

Для газетной продукции используется листовая бумага форматов: 60 х 84, 42 х 60, 30 х 42 см и рулонная бумага шириной 42, 60, 84, 126 и 168 см.

Формат издания - размеры страниц после обрезки блока, которые указываются в миллиметрах (табл. 4.1). В соответствии с ГОСТ 5773-90 установлена величина обрезки для всех форматов: по ширине - 5 мм, по высоте - 10 мм. Но чаще формат издания обозначается шириной и высотой бумажного листа, на одной стороне которого помещается один печатный лист, и долей листа, т.е. количеством страниц в одном печатном листе. Например, на одной стороне бумажного листа формата 60 х 84/16 расположено 16 страниц издания.

Таблица 4.1  
Доля листа Формат обрезанного с трех сторон издания, мм при формате, см  
60 х 84 60 х 90 70 х 90 75 х 90 70 х 100 70 х 108 84 х 108  
1/8 203 х 290* 21 х 290* - - - 262 х 340** -  
1/16 143 х 200 143 х 215* 168 х 215* 180 х 215 168 х 240* 168 х 260* 203 х 260*  
1/32 - 107 х 140 107 х 165 107 х 177 118 х 165 128 х 165 128 х 200  

*Для книг и журналов.
**Только для журналов.
Остальные - для книг.

Первая цифра всегда указывает ширину (листа, наборной полосы, клише, иллюстрации, таблицы и т.п.), вторая - высоту. Если первая цифра меньше второй, формат - книжно-журнальный, если вторая цифра меньше - формат альбомный.

Ассортиментом предусмотрено 30 стандартных форматов изданий с учетом размера листа и его доли. Возможны и нестандартные форматы, для которых могут быть использованы нестандартные форматы бумаги: 60 х 70, 60 х 108, 70 х 84, 84 х 100 см и др., изготавливаемые по специальному заказу.

Формат наборной полосы - площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах, например кв. Формат наборной полосы определяется форматом издания и вариантом оформления. Формат издания и вариант оформления выбирается по ОСТ 29.62-86. Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления.

В зависимости от варианта оформления при одном и том же формате издания формат наборной полосы различен.

Отраслевой стандарт на основные параметры полиграфического оформления книжно-журнальной продукции (ОСТ 29.62-86) предусматривает три варианта оформления:

Первый вариант - наименьшие поля вокруг наборной полосы, т.е. максимально допустимые размеры наборной полосы, например, при формате издания 60 х 84/16 и первом варианте оформления размеры полей до обрезки будут равны 11, 16, 17, 19 мм (корешковое, верхнее, боковое и нижнее), формат наборной полосы равен кв. Это наиболее экономичный вариант оформления, но чаще используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конференций, учебно-методических пособий. Коэффициент использования бумаги при этом варианте самый большой.

Второй вариант используется при оформлении большинства книжных изданий. Размеры полей при формате издания 60 x 84/16 до обрезки соответственно равны 13, 18, 20 и 21 мм, а формат наборной полосы меньше, чем при первом варианте и составляет кв.

Третий вариант наименее экономичен, но наиболее удобочитаем. Размеры полей при формате издания 60 x 84/16 до обрезки будут соответственно равны 16, 20, 22, 24 мм, формат наборной полосы будет наименьшим и составит кв. Такой вариант оформления допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, художественной литературы, изданий для детей.

Поля на странице издания выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость. Наборная полоса расположена как бы на оптической середине страницы; самое узкое поле - внутреннее корешковое, несколько шире - верхнее, еще шире - наружное боковое и самое широкое - нижнее.

Допускается применение комбинированных вариантов оформления изданий по согласованию с типографией, например, высота наборной полосы выбирается по первому варианту, а ширина - по второму.

При оформлении изданий для детей дошкольного младшего школьного возраста допустимо применение индивидуальных макетов.

5.2.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь