Использование издательско-полиграфической системы измерений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование издательско-полиграфической системы измерений



ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие "Технология обработки текстовой информации. Часть 1. Основы технологии издательских и наборных процессов" предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Полиграфия", по дисциплине "Технология обработки текстовой информации".

Большое внимание в указанном учебном пособии уделено полиграфическому оформлению изданий с учетом их вида, типа, предназначения. Рассмотрены виды и функции издательств.

Проанализировано развитие наборного производства. Рассмотрены основы компьютерного набора. Представлены технологические схемы обработки текста при различных способах набора и верстки.

Подробно рассмотрены шрифты полиграфии, включая компьютерные, даны рекомендации по выбору шрифтового оформления всех рассмотренных видов изданий.

Уделено внимание правилам набора и верстки, макетированию изданий, описана методика изготовления расчетного макета в донаборной стадии по программе "Макет", разработанной на кафедре "Технология допечатных процессов".

Рассмотрены виды текстовых оригиналов и технология изготовления репродуцируемого оригинала-макета.

Отмечены особенности композиции акцидентных форм, макетирования и верстки акцидентных полос.

Приведена методика расчета объема изданий в печатных листах в донаборной стадии и расчета бумаги для печати тиража конкретного издания по программе "Бумага".

Е.Р. Решетниковой написаны §1 главы III и глава IV.

Учебное пособие "Технология обработки текстовой информации. Часть 1. Основы технологии издательских и наборных процессов" будет полезно студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Графика", "Экономика и управление издательским делом и полиграфией", а также работникам издательств и полиграфических предприятий.

2.

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ

2.1.

Использование издательско-полиграфической системы измерений

В полиграфии наряду с метрической используется издательско-полиграфическая система измерений (типографская и англо-американская).

Типографская система измерений разработана в пору развития наборного дела до официального принятия метрической системы.

Во Франции издавна бытовала система мер, в основе которой лежал королевский фут. В футе - 12 дюймов, в дюйме - 12 линий. Парижский словолитчик Пьер Симон Фурнье разработал типографскую систему мер, положив в ее основу одну шестую линии - типографский пункт. Эта система с небольшими поправками, внесенными в 1785 г. французским типографом Фирменом Дидо, и поныне применяется почти во всем мире и часто называется системой Дидо. Французский дюйм равен 27,077 мм; 1/72 французского дюйма составляет типографский пункт (п.), равный 0,376065 мм или приблизительно 0,376 мм. Более крупные единицы этой системы: 1 цицеро = 12 п.; 1/2 квадрата = 2 цицеро или 24 п.; 1 квадрат (кв.) = 4 цицеро = 48 п.

Форматы изданий, размер печатного листа, поля на странице измеряются в метрической системе, а размер наборной полосы, размеры клише или окон для расположения иллюстраций и дополнительного текста на полосе - в квадратах; формат ручного и строкоотливного набора - в квадратах или цицеро, кегль шрифта - в пунктах или квадратах, а ширина букв - в миллиметрах. Для измерений в типографской системе используется специальная линейка - строкомер, на лицевой стороне которой указаны размеры в типографской и метрической системах, хотя точного соотношения и нет, так как метрическая система - десятичная, а типографская - двенадцатеричная. Ниже приведено соотношение между единицами систем измерения: типографской (Дидо) и метрической:

Таблица 1.1
п.                    
мм 0,376 0,752 1,128 1,504 1,880 2,256 2,632 3,009 3,385 3,761

В 1 мм содержится 2,66 п.; 1 квадрат (кв.) равен 18,05 мм x 18 мм.

Размерные показатели фотонабора на отечественном оборудовании (формат, кегль, интерлиньяж, абзацный отступ, отбивки и отступы) задаются в типографской системе (Дидо), а ширина знаков и пробелов - в относительной системе единиц: для каждого кегля одна относительная единица в миллиметрах составляет 0,01 мм, умноженный на величину кегля шрифта в пунктах. В процессе фотонабора устройство преобразования величин пересчитывает формат и другие указанные параметры набора в единицы машинной обработки - миллиметры.

В Англии, США и некоторых других странах используется англо-американская система измерений, в основу которой положен размер английского дюйма, равный 25,4 мм. Один пункт (point) равен 1/72 дюйма или 0,3528 мм. Более крупная единица 1 пайка (picа) равна 1/6 дюйма (12 points) x 4,23 мм. В 1 мм содержится 2,84 points.

Соотношение между единицами систем измерения: англо-американской (point) и метрической (мм) приведено в табл. 1.2.

Таблица 1.2.
point                    
мм 0,352 0,705 1,058 1,411 1,763 2,116 2,468 2,821 3,174 3,528

Установка формата набора при ручном наборе производится в квадратах, при строкоотливном - в цицеро, при буквоотливном наборе - в квадратах или эмах. Установка формата набора на оборудовании англо-американских фирм, например при компьютерном наборе, может производиться в англо-американской системе (pica), типографской (цицеро) и метрической (мм). Перевод цицеро и pica в метрическую систему и соотношение pica и цицеро приведен в табл. 1 и 2 приложения.

 

2.2.

Развитие технологии наборного производства

Набором называется процесс составления текстовых строк с использованием вещественных или невещественных шрифтоносителей и выключка их в установленном формате.

Выключка строк - доведение их до установленного формата путем равномерного увеличения или уменьшения нормального межсловного пробела с учетом допуска. Выключкой называют также расположение набранных строк по центру формата набора, влево или вправо.

Существует три основных способа набора:

1) наборно-отливной (типографский);

2) наборно-фотографический (фотонабор);

3) наборно-печатный (компьютерный).

Наборно-отливной способ

Наборно-отливной способ называют также типографским, так как он используется для набора оригинальных наборных форм, предназначенных для высокой (типографской) печати, и разделяют на: ручной набор, ручной строкоотливной крупнокегельный и механизированный набор - строкоотливной (линотипный) и буквоотливной строконаборный (монотипный).

При автоматизированном строкоотливном и буквоотливном наборах в автоматизированном режиме проводилась только отливка строк по программе. Отливка пробельного или линеечного наборного материала, литер для ручного набора была автоматизирована.

Вручную набирались строки с использованием литер, относящихся к разряду вещественных шрифтоносителей, заранее отлитых из свинцово-сурьмяно-оловянистого сплава с шрифтовых матриц и рассыпанных в ячейки шрифтовых касс, установленных в наборные реалы. Для каждой гарнитуры, кегля, начертания буквы, знака, раппорта орнамента отливался необходимый комплект литер. Для создания пробелов внутри строки в процессе набора использовался внутристрочный пробельный материал, который также располагался в ячейках касс.

К печатающему материалу, используемому для набора, относятся литеры букв и знаков, печатающие линейки, литеры орнамента.

Литера (рис. 1.1, а ) представляет собой прямоугольный брусок, на верхней площадке которого расположено очко (а) литеры, изображающее букву или знак. Рельефное изображение буквы называется головкой литеры или высотой очка (в). Расстояние между передней и задней стенками литеры (к) носит название кегля, в размер которого входит очко строчных букв (б) без выступающих и свисающих элементов, и верхние и нижние заплечики (г). За счет верхних и нижних заплечиков создавался нормальный межстрочный пробел в процессе набора, они использовались для размещения выступающих и свисающих элементов букв (р, ц, б, у и т.д.). Литеры прописных букв и цифр (рис. 1.1, б ) отливались без верхних заплечиков.

Нижние заплечики у букв и знаков одного кегля одинакового размера.

Расстояние между боковыми стенками литеры (е) задает ее ширину (толщину), которая определяется шириной очка (ж) букв или знаков и размером боковых заплечиков (з), образующих при наборе естественные межбуквенные пробелы (апроши).

Расстояние между основанием ножки литеры и поверхностью очка называется ростом литеры (р). Рост всех элементов наборных форм - величина постоянная, равная 25,1 мм (допуск на рост составляет - 0,04 мм). Высота ножки литеры (н) обычно равна 23,98 мм, а высота очка (в) - 1,12 мм.

Сигнатура (с) - выемка на передней стенке литеры - нужна для контроля правильности установки литер в верстатку при наборе.

В зависимости от назначения и использования пробельный материал подразделяется на следующие группы: внутристрочный, межстрочный, полосный и обкладочный. Рост пробельного материала равен 20,5 мм, т.е. на 4,6 мм (12 п.) меньше роста печатающих материалов.

К внутристрочному пробельному материалу относятся шпации и квадраты.

Шпации (рис. 1.2, а ) бывают кегельными (круглыми), ширина которых равна кеглю, полукегельными (полукруглыми), ширина которых равна 1/2 кегля и тонкими.

При наборе вразрядку для увеличения межбуквенных пробелов используют тонкие шпации. Кегль шпаций, используемых для набора, должен был быть равен кеглю шрифта.

Квадраты (рис. 1.2, б) служили для заполнения крупных пробелов внутри строк, например, в концевых строках, в строках формул, стихотворных текстов, акциденции. Кегль квадратов равен кеглю шрифта. Квадраты выпускали кг 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 16 п. Они были полными - шириной 48 п.; трехчетвертными - шириной 36 п., а также шириной 24 п. (полуквадраты). Сигнатура у квадратов помещалась на боковой стенке.

Межстрочные пробельные материалы служили для отбивки - увеличения пробелов между строками и включали в себя шпоны и реглеты (рис. 1.3 ). Их обычно отливали на максимальный формат (длину), а затем в процессе набора рубили на нужные размеры

Шпоны использовали для увеличения интерлиньяжа - пробелов между строками, отбивки линеек от текста при наборе таблиц, формул и акцидентных работ. По кеглю (толщине) шпоны выпускали 1, 2 и 4 п. Наибольшая длина шпонов - 6 кв.

Реглеты использовали при наборе и верстке для отбивки заголовков от текста, увеличения интерлиньяжа между крупнокегельными строками. Кегель реглетов 6, 8, 10, 12 и 16 п., формат (длина) - 2, 3, 4, 5, 6, 7 кв.

Бабашки и марзаны (рис. 1.4 ) относятся к полосному пробельному материалу. Их изготовляли пустотелыми с целью уменьшения массы.

Бабашки служили для заполнения сравнительно небольших участков на полосе, например пустот при наборе таблиц, формул и акцидентных работ. Бабашки выпускали кг. 24, 36, 48 п., а по длине - 48 п.

Марзаны служили для заполнения более крупных участков полосы и формы. Их использовали для создания пробелов на спусковых и концевых полосах, при наборе таблиц, акцидентных работ и титулов.

По кеглю марзаны, так же, как и бабашки, выпускали 24, 36 и 48 п., а по длине - 2, 3, 4, 5 и 6 кв.

Для раскладки и обкладки форм при подготовке их к печатанию или матрицированию использовали специальный обкладочный материал - крупноформатные марзаны.

Оргоснастка цеха ручного набора включала: наборные реалы для набора, правки и верстки с необходимыми наборными кассами; гранкореалы для хранения и транспортировки гранок и полос, шкаф для хранения шрифта, специальные станки и приспособления для рубки и резки наборного материала.

Оргоснастка рабочего места наборщика включала следующие приспособления: уголки, гранки, оригиналодержатели, верстатки, шило, пинцет, наборные линейки (рис. 1.5 ).

Процесс набора и изготовления гранок складывался из следующих основных операций: набор в верстатку; формирование гранок; получение оттисков гранок; корректура гранок; правка и передача на участок верстки.

Перед набором выполняли заключку верстатки, т.е. установку ее на требуемый формат укладыванием в нее квадратов нужного размера и фиксацией подвижной стенки 1 (рис. 1.6 ). Набор в верстатку производился на латунную наборную линейку, которая переставлялась после набора каждой строки, она же помогала и при выставке набранных строк на уголок. Набранную строку, состоящую из слов (2) и (4) и полукруглых шпаций (3), можно было прочитать, после чего выключить с использованием тонких шпаций, увеличив или уменьшив межстрочный пробел (рис. 1.7 ).

Увеличение пробела при ручном наборе допускалось до 3/4 кегельной, а уменьшение до 1/4 кегельной с округлением до целого числа пунктов. При выключке строк стремились к тому, чтобы межстрочные пробелы были зрительно одинаковыми, поэтому увеличивали пробелы, начиная с начала строки, и в первую очередь, после точки, восклицательного и вопросительного знаков, двоеточия. Если этого было недостаточно, то увеличивали межсловные пробелы в строке слева направо, и в первую очередь, между прямыми буквами; уменьшали пробелы, начиная с конца строки, и первоначально после точки, стоящей за сокращенным словом, запятой, между округлыми буквами, как на рис. 1.7. Процесс окончательного закрепления строки в верстатке на заданный формат назывался заключкой строки.

Вручную можно было набрать текст любой сложности при условии наличия необходимого ассортимента литер, но даже если в оригинале появлялись символы с какими-либо надстрочными или подстрочными элементами, отсутствующими в ассортименте, можно было выгравировать матрицу этого знака и отлить литеры на шрифтолитейном оборудовании, которое всегда было в наборных цехах крупных предприятий, также как и художник-гравер.

Вообще ручной набор использовался чаще всего для ручной доработки формул и таблиц, набранных механизированным наборно-отливным способом и для целикового набора по дубликатам сложных формул, таблиц, технических текстов, акциденции.

Выработка ручного наборщика составляла от 15 до 11 тыс. знаков в смену в зависимости от сложности набора. Набор таблиц, формул и акциденции нормировался в линейных квадратах, которые рассчитывались исходя из формата набора (в квадратах) и количества строк в таблице, формуле, полосе акциденции. Набор одного линейного квадрата таблиц - 0,7 мин; формул и акциденции - 0,8 мин.

Строкоотливной набор выполнялся на наборных строкоотливных полуавтоматах. Автоматы, в связи с низкими экономическими показателями, практически не нашли широкого применения в промышленности. Модели полуавтоматов унифицированного ряда "Россия" маркировались буквой "Н" (наборная) и трехзначным числом, первая цифра которого указывала на количество разборочных аппаратов, вторая - на число основных магазинов и третья - на наличие и число боковых магазинов.

Таблица 1.3. Технологические возможности наборных строкоотливных полуавтоматов и автоматов типажного ряда "Россия"  
Модель Кегель, п. Формат наборной строки, цицеро Число магазинов Число каналов в магазинах Число матриц в одном канале Число распределительных реек  
основных боковых основном боковом  
Н-140 4-16 4-28   -          
Н-240 4-16 4-28   -          
НА-140 автомат 4-16 4-28   -          
НА-240 автомат 4-16 4-28   -          
Н-144 4-36 4-28              
Н-244 4-36 4-28              

3.

3.1.

3.2.

§2. Основные издательско-полиграфические термины

Авторская рукопись - текстовой материал, представляемый автором или коллективом авторов в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Авторская рукопись поступает в издательство чаще всего в виде машинописного текста, отпечатанного на пишущей машинке с соблюдением определенных требований: для печати используется стандартная бумага формата 210 x 297 мм, печать через два интервала на одной стороне, в строке должно быть 57-58 знаков, включая пробелы; на странице 30 строк, что составит емкость такой страницы, равную 1700 знакам. Авторская рукопись может быть закодирована и представлена в издательство в виде распечатки с принтера или дискеты.

Авторский лист - 24 страницы машинописного текста, что составит 40 тыс. знаков. К одному авторскому листу приравнивается 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 воспроизведенного авторского изобразительного материала. В авторских листах измеряется объем рукописи и оригинала.

Авторский оригинал - оригинал, предназначенный для воспроизведения без редакционной обработки. Это чаще всего изобразительный оригинал, в том числе текст, написанный автором (художником) вручную или закодированный оригинал.

Издание - полиграфическое изделие определенного вида, отпечатанное (изданное) после соответствующей издательской обработки.

Учетно-издательский лист - единица объема издания с учетом издательской информации и художественного оформления, равная 40 тыс. знаков.

Печатный лист физический - бумажный лист определенного формата, запечатанный с одной стороны. Один бумажный лист содержит два печатных (за исключением афишно-плакатной продукции). Печатный лист - единица натурального объема издательской продукции.

Условный печатный лист - печатный лист любого формата, приведенный к формату 60 х 90 см. Объем продукции, выпущенный издательством за определенное время, удобнее оценивать в условных (приведенных) печатных листах.

Учетный лист набора - условная единица объема текстового оригинала, равная 40 тыс. знаков или 700 строкам стихотворного текста. При наборе текста кеглем 10 п. шрифтом литературной гарнитуры учетный лист набора равен условному печатному листу.

Издательская техника - совокупность технических средств, используемых в редакционных и издательских процессах для обработки текстовой и изобразительной информации.

Экземпляр - единица издания (одна книга, один журнал, одна газета и т.п.).

Тираж - количество экземпляров одного и того же издания.

Прогонный тираж - тираж, уменьшенный во столько раз, сколько одинаковых изображений отпечатывается одновременно. Имеет значение при печати листовой продукции (открыток, акциденции, отдельных видов календарей, репродукции и т.п.) и некоторых элементов печатных изданий (обложек, форзацев, суперобложек).

4.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

При разделении печатных изданий на виды учитываются не только тип и характер издания, но и специфика полиграфического оформления, сложность набора и верстки, вид и процент иллюстраций, требования к качеству воспроизведения и оформления и другие особенности.

Все виды текстового набора в зависимости от сложности разбиты на четыре группы.

Первая группа - набор простого текста с небольшими усложнениями и выделениями (до 10%), например набор основного (сплошного) текста художественной литературы.

Ко второй группе относится набор усложненного текста, содержащего до 25% различных выделений, примесь иностранных слов и отдельных однострочных формул. К этой группе относятся ритмизованные тексты, драматические произведения, учебники для среднего школьного возраста.

К третьей группе относится набор усложненного текста, содержащего более 50% выделений с использованием шрифтов нескольких алфавитов или с примесью однострочных формул. К этой группе относятся библиографические тексты, ряд словарей, техническая литература.

К четвертой группе относится набор особо сложного смешанного текста. Это словари, таблицы, многострочные математические и химические формулы, акцидентный набор.

Группа сложности, как правило, определяется целиком на все издание, но возможно определение группы сложности и на отдельные части. Дополнительно могут использоваться поправочные коэффициенты на усложнение.

4.1.

§1. Виды печатных изданий

Все печатные издания подразделяются на нижеперечисленные основные виды.

Книжные издания

Книжные издания подразделяются на брошюры (объемом от 5 до 48 с.) и книги (объемом от 48 с. и выше). В зависимости от вида книжного издания, планируемого срока использования, вида и количества иллюстративного материала, тиража, сложности по набору и объема, книги, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп (таблица 3.1).

Вид книжного издания Специфика издания
сложность набора вид иллюстраций процент иллюстраций (в среднем) использование
  Историческая литература   черно-белые цветные 25-85 сплошное чтение и хранение
  Художественная литература: а) отдельные произведения и сборники; б) собрания сочинений и избранные произведения 1-2 1-2 одно-двухкрасочные одно-четырехкрасочные внутритекстовые или 4-8 иллюстраций-вкладок 5 15 сплошное чтение (для подготовленного читателя) сплошное чтение и хранение (для подготовленного читателя)
  Учебники для школ среднего и старшего возраста 1-4 чаще одноцветные 5-15 сплошное чтение и хранение
  Учебники для вузов, техникумов и спец. учебных заведений 1-4 чаще одноцветные   -"-
  Производственно-инструктивные издания 2-4 чаще одноцветные небольшой процент или без иллюстраций выборочное чтение
  Энциклопедии и словари энциклопедического типа: а) энциклопедии; б) словари 4 4 могут быть цветные нет небольшой процент нет выборочное чтение и хранение выборочное чтение
  Художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста   черно-белые и цветные более 50 сплошное чтение и хранение
  Художественная литература для детей среднего и старшего школьного возраста   черно-белые и цветные менее 50 сплошное чтение и хранение
  Учебники для младшего школьного возраста   чаще цветные 20-40 сплошное чтение и хранение
  Официально-документальные и официально-справочные издания   - - выборочное чтение

5.

ГЛАВА IV. ВЫБОР ФОРМАТА ИЗДАНИЙ

5.1.

§1. Форматы и варианты оформления изданий

Все виды печатных изданий выпускают в установленных стандартом (ГОСТ 5773-90) форматах. Для книжно-журнальной продукции используется листовая бумага стандартных размеров: 60 х 84, 60 х 90, 70 х 90, 75 х 90, 70 х 100, 70 х 108, 84 х 108 см. Первая величина - ширина листа, вторая - длина. Ширина и длина бумажного листа могут указываться в сантиметрах или миллиметрах. Рулонная бумага для книжно-журнальной продукции выпускается шириной роля 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 см.

Для газетной продукции используется листовая бумага форматов: 60 х 84, 42 х 60, 30 х 42 см и рулонная бумага шириной 42, 60, 84, 126 и 168 см.

Формат издания - размеры страниц после обрезки блока, которые указываются в миллиметрах (табл. 4.1). В соответствии с ГОСТ 5773-90 установлена величина обрезки для всех форматов: по ширине - 5 мм, по высоте - 10 мм. Но чаще формат издания обозначается шириной и высотой бумажного листа, на одной стороне которого помещается один печатный лист, и долей листа, т.е. количеством страниц в одном печатном листе. Например, на одной стороне бумажного листа формата 60 х 84/16 расположено 16 страниц издания.

Таблица 4.1  
Доля листа Формат обрезанного с трех сторон издания, мм при формате, см  
60 х 84 60 х 90 70 х 90 75 х 90 70 х 100 70 х 108 84 х 108  
1/8 203 х 290* 21 х 290* - - - 262 х 340** -  
1/16 143 х 200 143 х 215* 168 х 215* 180 х 215 168 х 240* 168 х 260* 203 х 260*  
1/32 - 107 х 140 107 х 165 107 х 177 118 х 165 128 х 165 128 х 200  

*Для книг и журналов.
**Только для журналов.
Остальные - для книг.

Первая цифра всегда указывает ширину (листа, наборной полосы, клише, иллюстрации, таблицы и т.п.), вторая - высоту. Если первая цифра меньше второй, формат - книжно-журнальный, если вторая цифра меньше - формат альбомный.

Ассортиментом предусмотрено 30 стандартных форматов изданий с учетом размера листа и его доли. Возможны и нестандартные форматы, для которых могут быть использованы нестандартные форматы бумаги: 60 х 70, 60 х 108, 70 х 84, 84 х 100 см и др., изготавливаемые по специальному заказу.

Формат наборной полосы - площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах, например кв. Формат наборной полосы определяется форматом издания и вариантом оформления. Формат издания и вариант оформления выбирается по ОСТ 29.62-86. Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления.

В зависимости от варианта оформления при одном и том же формате издания формат наборной полосы различен.

Отраслевой стандарт на основные параметры полиграфического оформления книжно-журнальной продукции (ОСТ 29.62-86) предусматривает три варианта оформления:

Первый вариант - наименьшие поля вокруг наборной полосы, т.е. максимально допустимые размеры наборной полосы, например, при формате издания 60 х 84/16 и первом варианте оформления размеры полей до обрезки будут равны 11, 16, 17, 19 мм (корешковое, верхнее, боковое и нижнее), формат наборной полосы равен кв. Это наиболее экономичный вариант оформления, но чаще используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конференций, учебно-методических пособий. Коэффициент использования бумаги при этом варианте самый большой.

Второй вариант используется при оформлении большинства книжных изданий. Размеры полей при формате издания 60 x 84/16 до обрезки соответственно равны 13, 18, 20 и 21 мм, а формат наборной полосы меньше, чем при первом варианте и составляет кв.

Третий вариант наименее экономичен, но наиболее удобочитаем. Размеры полей при формате издания 60 x 84/16 до обрезки будут соответственно равны 16, 20, 22, 24 мм, формат наборной полосы будет наименьшим и составит кв. Такой вариант оформления допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, художественной литературы, изданий для детей.

Поля на странице издания выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость. Наборная полоса расположена как бы на оптической середине страницы; самое узкое поле - внутреннее корешковое, несколько шире - верхнее, еще шире - наружное боковое и самое широкое - нижнее.

Допускается применение комбинированных вариантов оформления изданий по согласованию с типографией, например, высота наборной полосы выбирается по первому варианту, а ширина - по второму.

При оформлении изданий для детей дошкольного младшего школьного возраста допустимо применение индивидуальных макетов.

5.2.

ГЛАВА V. ВЫБОР ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЙ

6.1.

6.2.

Шрифты полиграфии

Шрифт - рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками, цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе вещественном (литере, шрифтовой матрице, шрифтоносителе фотонаборных автоматов и наборно-пишущей техники) и невещественном (оцифрованные шрифты).

Полиграфический шрифт рассматривается как средство художественного оформления любой печатной продукции, являясь выразителем культурного наследия народа. Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка.

Ученые различают четыре основных типа письма:

1. Пиктографическое, при котором отдельные сообщения передавали изобразительными знаками. Пиктографическое письмо - самый ранний тип, не представляющий собой никакой системы письма.

2. Идеографическое письмо возникло в эпоху образования государств. Это уже система знаков (идеограмм) определенной графической формы (например, иероглифы), обозначающих слова. Идеографическое письмо впервые появилось в Древнем Египте и Древнем Китае.

3. Слоговое письмо характеризуется использованием знаков, обозначающих слоги. Слоговое письмо употребляется некоторыми народами Индии (письмо деванагари) и в Японии.

4. Буквенно-звуковое письмо, при котором используются отдельные звуки (фонемы), изображенные графически. Первый алфавит буквенно-звукового письма был создан финикийцами около XI в. до н.э.; греческий алфавит - в VIII-VII вв. до н.э.; латинский - в III в. до н.э.; славянский - в IX в. н.э.

Первой азбукой, созданной Константином-Кириллом Философом и Мефодием в 863 г., была глаголица; кириллица была создана вместе с учениками Константина в конце IX в. в Восточной Болгарии.

Первоначально глаголицу и кириллицу использовали параллельно (табл. 3 приложения), но потом кириллическая азбука вытеснила глаголицу (дольше всех славян ее использовали хорваты - вплоть до XIX столетия). Кириллица лежит в основе азбук русского, болгарского, сербского алфавитов.

Алфавит - графическая форма определенной системы буквенно-звукового письма.

Армянский алфавит, созданный в V в. н.э. Месроном Маштоцем, и грузинский имеют свои графические основы.

Специфика языка определяет число знаков в алфавите. Так, в русском алфавите - 33 знака, латинском - 26, греческом - 24, готическом - 26 (табл. 4, 5, 6 приложения), армянском - 36.

Языки классифицируются по генеалогическим признакам (общность языкового материала и общность происхождения) и по морфологическим признакам (общность грамматического строя).

Каждый язык имеет свой алфавит, однако существуют алфавиты, которые используются для письменности на нескольких языках. Так, например, русский алфавит с дополнительными знаками используется для 60 языков. Латинский с дополнительными знаками - для 65. Кроме того, латинским алфавитом пользуются также искусственные международные языки: эсперанто, интерлингва, акциденталь. Арабским алфавитом пользуются более 10 национальностей (см. приложение, табл. 7).

Дополнительные (акцентированные и специальные) знаки приведены в табл. 8 приложения.

Русский алфавит более сложен по сравнению с латинским своим буквенным составом, так как в нем есть шипящие (ж, ч, ш, щ, ц) и йотированные гласным (я, ю), отсутствующие в латинском. Для обозначения этих фонем в других языках пользуются двух- трехбуквенным сочетанием (например, фонема "ш" в немецком языке обозначается сочетанием трех графем "sch", а в польском языке фонема "щ" обозначается сочетанием четырех графем - "szcz").

Одну и ту же фонему в разных алфавитах могут изображать различные графемы (Б, б - русская основа, B, b - латинская, - греческая (прописной знак).

Графемы некоторых прописных знаков отличаются от графем строчных (А, а, б, б, Е, е и т.д.), но в некоторых алфавитах (абиссинском, тибетском, бенгальском, пенджабском, синегальском и др.) прописные буквы вообще отсутствуют. В грузинском алфавите прописные буквы выделяются размером без изменения графемы.

Письменность разных народностей отличается от слитности и направленности. Так, письменность с использованием алфавитов на русской и латинской графических основах не слитная - буквы не связаны между собой штрихами, а письменность народностей деванагори, Сирии, Монголии, Маньчжурии, Сибо и др. - слитная. Корейская письменность строится путем слитного написания слогов, не связанных между собой в слове.

Форма письма почти у всех народностей горизонтальная, слева направо или справа налево, кроме китайцев, которые пишут вертикально, располагая строки-столбики справа налево; в настоящее время они используют и европейскую систему письма.

Одна и та же графема в разных алфавитах может обозначать разные фонемы, поэтому для набора на языках, построенных на русской и латинской графических основах, используется суммарный алфавит, содержащий 400 знаков (рис. 5.6 ).

6.3.

Классификация шрифтов

Все шрифты классифицируются по трем основным признакам, рисунку, начертанию и кеглю.

В основу классификации шрифта по рисунку положено два признака:

  • контрастность шрифта - соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв;
  • наличие и форма засечек - дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

По рисунку (ГОСТ 3489.1-71 - 3489.38-72) шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы (рис. 5.7 ). Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

Группа рубленых шрифтов (а) включает в себя шрифты, не имеющие засечек. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками (б) включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты акцидентной Телингатера и Октябрьской гарнитур.

Группа медиевальных шрифтов (в) включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Литературной, Заголовочной газетной, Банниковской, Лазурского, Ладога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.086 с.)