Логопедическая работа с детьми в доу общеразвивающего вида 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическая работа с детьми в доу общеразвивающего вида



Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

— совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

— совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

— развитие связной речи — 11.

 

Форма организации занятий — подгрупповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.

 

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгрупповых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической сторо­ны речи у старших дошкольников. СПб., 2004.

3. Быстрова ГА., Сизова ЭА., Шуйская ТА. Логосказки. СПб., 2001.

4. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

5. Жукова О.С. Развиваем речь. Моторика, логика, речь. СПб., 2002.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в старшей группе для детей с ОНР. По­собие для логопедов. М., 2002. I, II, III периоды.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные лого­педические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. М., 2004. I, II, III периоды.

8. Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4—6 лет. СПб.; М.

9. Ткаченко Т Л. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

10. Ткаченко ТА.. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

 

Старшая группа

I период обучения (октябрь — ноябрь — два занятия в неделю), 20 занятий

 

Тема занятия Задачи Ко-во часов Планируемый результат Средства
п/п         оценки
          усвоения
          материала
           
  Развитие внимания Развивать внимание, понимание   Уметь слушать Игра «Раз-
  и понимания речи речи и словесно-логическое мыш-   инструкцию и выполнять ложи по по-
    ление   ее последовательно. лочкам»
        Заканчивать простейшие  
        обобщения, знание  
        основных цветов  
  Формирование по- Уточнить понятие «действие». Рас-   Понимать вопросы: кто? Игра «Чет-
  нятия о действии смотреть разные и одинаковые дей-   что? что делает? Подби- вертый лиш-
  предмета ствия. Учить подбирать к действию   рать ответы в соответст- ний»
    объекты, а к объекту действия   вии с вопросом  
  Развитие слухового Развивать слуховое внимание и   Различать звучание раз- Игра «Верно
  внимания и фоне- фонематическое восприятие на ма-   ных предметов, музыкаль- или нет?»
  матического вос- териале неречевых звуков и слов,   ных инструментов. Выде-  
  приятия близких по звуковому составу   лять из потока звуков за-  
        данный звук, слог. Опре-  
        делять слова, сходные по  
        звуковому составу  
           

 

  Нарицательные су­ществительные с суффиксами умень­шительно-ласкатель­ного значения Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами     Игра «Назо­ви ласково»
  Падежные конст­рукции, винитель­ный падеж сущест­вительных в един­ственном числе Учить дифференцировать вопросы: кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевлен­ным   Уметь изменять началь­ную форму существитель­ного, ставя его в вини­тельном падеже единст­венного числа Игра «Кто это? Что это?»
  Звуки [у], [а] Выделять заданный гласный звук из потока звуков   Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков Игра «Хлоп­ни, когда услышишь»
  Глаголы мужского и женского рода в прошедшем време­ни Учить образовывать глаголы муж­ского и женского рода в прошед­шем времени   Пользоваться в речи гла­голами мужского и жен­ского рода в прошедшем времени Игра «Кто сказал пра­вильно?»
  Согласование су­ществительного и глагола в единст­венном и множест­венном числе Учить согласовывать существи­тельное с глаголом в числе   Пользоваться в речи гла­голами, согласовывая их с существительными в единственном и множест­венном числе Упражнение «Один игра­ет, двое иг­рают» (изме­нять слова по образцу)
  Звуки [а], [и] Выделять гласный звук в начале слов   Выделять первый ударный гласный звук, затем в без­ударной позиции Игра «Назо­ви первый звук»

 

.

 

           
  Понятия: «слово», Учить составлять предложения,   Уметь составлять предло- Упражнение
  «предложение». заменяя дополнение без наглядной   жение из трех слов (под- «Придумай
  Составление пред- опоры. Учить строить фразу по   лежащее + сказуемое + предложение
  ложений из трех опорной схеме. Активизировать   дополнение) из трех слов»
  слов. словарный запас     (по образцу и
          без него)
  Пересказ текста, Учить отвечать на вопрос разверну-   Понимать вопрос что Пересказ
  составленного по той фразой из 3 — 4 слов, переска-   делать?, отвечать на него  
  демонстрируемому зывать текст, составленный из 3 — 4   полно и точно  
  действию простых предложений с наглядной      
    опорой в виде натуральных объек-      
    тов, предметов и действий с ними.      
    Развивать внимание и словесно-      
    логическое мышление      
  Звуки [а], [у], [и] Анализ звуковых сочетаний типа   Выделять последователь- Игра «Назо-
    ау, уи, ауи   но все звуки в звукосоче- ви звуки по
        тании порядку»
  Согласование чис- Учить соотносить на слух и пра-   Уметь согласовывать су- Игра «Кто
  лительных один, вильно согласовывать в речи суще-   ществительные с числи- больше назо-
  одна с существи- ствительные мужского и женского   тельными в роде вет?» (один,
  тельными рода с числительными один, одна и     одна)
    подбирать существительные к этим      
    числительным      
  Падежные конст­рукции. Родитель- Учить образовывать существитель­ное в родительном падеже единст-   Уметь пользоваться в речи существительными в ро- Игра «Чего нет?»
  ный падеж сущест- венного числа от существительного   дительном падеже, отве-  
  вительных в един­ственном числе без предлога и с пред­логом^ в именительном падеже, согласовы­вая существительное с соседними словами. Уточнить значение пред­лога^   чая на вопросы: чего не стало? у кого?  
  Звуки [м], [н], [в], [ф] Выделять согласный звук в начале слова   Выделять первый соглас­ный звук Игра «Назо­ви первый
          звук»
  Приставочные гла­голы Учить дифференцировать по смыс­лу глаголы, имеющие разные при­ставки и общую основу (ехать, учить), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный   Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими сло­вами в речи Игра «Скажи наоборот»
    глагол      
               

 

 

Примерные конспекты занятий 1-го периода обучения

Тема Цели План занятия Оборудование Литература
         
1-я неделя октября
Разви- Развивать слу- Организационный момент   [12, с. 31—
тие ховое внимание, Знакомство с кабинетом, выделение зон (игровая, для   32, 62—63]
внима- понимание речи, занятий).    
ния и словесно-логи- Логопед. Сядет тот, у кого в одежде есть... цвет    
пони- ческое мышле- (основные цвета и некоторые оттенки).    
мания ние, фонемати- Основная часть    
речи. ческое воспри- 1. Игра «Найди лишний кубик» (по цвету и размеру). Цветные кубики;  
Разви- ятие на материа- 2. Игра «Найди такой же предмет по цвету» (форме): геометрические  
тие слу- ле неречевых — в окружающей обстановке; фигуры, разные  
хового звуков и слов, — на картинках. по цвету; пред-  
внима- близких по зву- Физкультминутка метные картинки  
ния и ковому составу Игра «Тихо — громко» (громко — бегать, спокойно —    
фонема-   ходить, тихо — ходить на цыпочках).    
тиче-   3. Игра «Что ты слышишь?» (отгадать, что звучит и Бубен; ширма;  
ского   назвать действие, например, переливается вода, ложка стакан с водой;  
воспри-   стучит в стакане). ложка; колоколь-  
ятия   4. Игра «Верно или нет?» (услышав правильное назва- чик; бумага;  
    ние слова, поднять красный кружок, неправильное — фишки: красные,  
    желтый), например, панан, баман, паман, банан, ба- желтые, предмет-  
    мам. ные картинки  
    Итог занятия    
    Логопед. Дети, сегодня мы учились различать    
    предметы по цвету (форме), подбирать предмет к об-    
    разцу. Учились внимательно слушать.    
2-я неделя октября  
Форми- Уточнить поня- Организационный момент   [12,с.32—  
рование тие «действие». Логопед. Сядет тот, кто выполнит задание (топать,   33, 62—63]  
понятия Рассмотреть хлопать, присесть, крикнуть, подпрыгнуть и т.д.).      
о дейст- разные и одина- Основная часть      
вии ковые действия. 1. Игра «Кто это? Что делает?»: Игрушка собачка;    
предме- Учить подбирать — действия детей (разные и одинаковые); предметные кар-    
та. Раз- к действию объ- — собачка (лает, прыгает, бежит, ест, пьет, кру- тинки животных и    
витие екты и к объекту жится и т.д.). птиц    
слухо- действия. 2. Игра «Четвертый лишний» (лишнее животное или      
вого Развивать слу- птица, как передвигается).      
внима- ховое внимание Физкультминутка      
ния и и фонематиче- Игра «Летает — не летает».      
фонема- ское восприятие 3. Игра «Кто пришел? Что принес?» (игрушки с музы- Игрушки: мишка,    
тиче-   кальными инструментами). собачка, кукла;    
ского   4. Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [о], [у] в барабан; бубен;    
воспри-   ряду других звуков». погремушка; шир-    
ятия   Звук [а]: ма    
    а-у-м-и-с-а-с-з-а-ш-ж-а      
    Звук [у]:      
    а-у-м-и-у-с-а-з-ш-у-ж      
    Звук [о]:      
    а-о-м-и-о-у-с-а-ш-о-ж-о      
    Итог занятия      
    Логопед. Дети, сегодня мы выполняли разные дви-      
    жения. Слушали и различали звуки      
               

 

 

3-я неделя октября
Нарица- Развивать уме- Организационный момент   [7, с. 17—18,
тельные ние образовы- Логопед. Сядет тот, кто назовет свое имя ласково.   31—34]
сущест- вать слова с Основная часть    
витель- уменьшительно- 1. Игра «Четвертый лишний» (повторение и закрепле- Картинки с жи-  
ные с ласкательными ние прошлого задания). вотными  
суф- суффиксами. 2. Звуки [а], [у].    
фикса- Уметь выделять Звукоподражание со звуками [а], [у]: Зеркала  
ми заданный звук из а-а-а — плачет девочка; а-а-а — поет; а-а-а — укачива-    
умень- потока звуков ет куклу; у-у-у — гудит пароход; у-у-у — звучит ду-    
ши-   дочка; у-у-у — плачет мальчик.    
тельно-   Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [у]»:    
ласка-   — в ряду звуков;    
тельно-   — в ряду слогов.    
го зна-   [а] — та-то-ту; ну-ны-на; бо-ба-бы;    
чения.   [у] — му-мы-ма; но-на-ну.    
Звуки   Артикуляция звуков [а], [у], соотнесение с символами.    
[У], [а]   Физкультминутка    
    Игра «Большой — маленький» (на ласковое слово —    
    бегать, если его нет — приседать).    
    3. В гости пришли две куклы (большая и маленькая). Две куклы  
    Куклакуколка, КатяКатенъка; рассмотреть час-    
    ти тела (голова — головка, рука — ручка и т.д.).    
    4. Игра «Подарки Кате и Катеньке» (игрушки, отли- Игрушки разного  
    чающиеся размерами). размера; окру-  
    5. Игра «Назови ласково»: жающие предме-  
    — окружающие предметы; ты; предметные  
    — изображение на картинках картинки  
 
    Итог занятия    
    Дети рассказывают, чем они занимались на занятии.    
    Оценка их деятельности    

 

4-я неделя октября
Вини- Учить диффе- Организационный момент   [12, с. 33—
тельный ренцировать Логопед. Сядет тот, кто назовет первое слово, начинаю-   34]; [7,
падеж вопросы кто? щееся на звук [а], второе на звук [у], свое имя — ласково.   с. 20— 21]
сущест- кого? что? в Основная часть    
витель- зависимости от 1. Упражнение «Живое — неживое».    
ных в того, является ли Различение одушевленных и неодушевленных предме-    
единст- существитель- тов.    
венном ное одушевлен- 2. Игра «Четвертый лишний» (по принципу «живое — Предметные кар-  
числе ным или неоду- неживое»). тинки, мяч  
  шевленным. Физкультминутка    
Глаголы Учить образовы- Игра «Живое — неживое» (услышав одушевленное    
муж- вать глаголы слово, дети хлопают над головой, неодушевленное —    
ского и мужского и жен- топают ногами).    
женско- ского рода в 3. Игра «Скажем про Таню и Рому». Картинки с сюже-  
го рода прошедшем Логопед (показывает картинку). Таня подметала том  
в про- времени пол. Что делала Таня?    
шедшем   Дети. Таня подметала пол.    
времени   Логопед. Что делал Рома?    
    Дети. Рома строил башню.    
    По другим картинкам дети отвечают на вопросы: Что    
    делал (а) Рома? (Таня?)    
    4. Игра «Эхо».    
    Логопед. Мальчик умывается. -  
    Дети. Мальчик умывался вчера.    
    Итог занятия    
    Оценка деятельности детей    

 

    1 -я неделя ноября      
Согла- Учить согласо- Организационный момент   [7, с. 16,34]  
сование вывать сущест- Логопед. Сядет тот, кто назовет по одному слову,      
сущест- вительное с гла- обозначающему «живой» и «неживой» предмет.      
вител.-- голом в единст- Основная часть      
ного и венном и мно- 1. Игра «Парные картинки». Картинки с одним    
глагола жественном Девочка пьет сокдевочки пьют сок. Мальчик поку- сюжетом    
в един- числе. пает лимондети покупают лимоны.      
ствен- Обучать выде- Дети выбирают парную картинку и образовывают от      
ном и лению гласного глаголов единственного числа глаголы множественно-      
множе- звука в начале го, согласовывая их с существительным.      
ствен- слов (в ударной 2. Игра в мяч (вариант «Эхо»). Мяч    
ном и безударной Перекидывая мяч, дети образовывают от глаголов един-      
числе. позиции) ственного числа глаголы множественного и наоборот    
Звуки   Физкультминутка «.Большоймаленький»      
И, [и]   3. Повторение звуков [а], [и] (опорные картинки, символы). Картинки — де-    
    4. Игра «Эхо». вочка с куклой,    
    Выделение звука [и] из слов: игры, иглы, ивушка, ивол- волк, символы    
    га', произнесение, характеристика, символ.      
    5. Игра «Угадай-ка» (по артикуляции назвать звук, по Предметные кар-    
    звуку показать артикуляцию [а], [у], [и]. тинки: индюк,    
    6. Упражнение «Найди картинку» (подбор слов, начи- ива, иголка, ирис,    
    нающихся со звука [и]). ишак; игрушки;    
  - Итог занятия инструменты    
    Дети перечисляют игры, которые им понравились и      
    запомнились      
    2-я и 3-я недели ноября    
Состав- Знакомить с Организационный момент   [12, с. 34—
ление понятиями: Логопед. Сядет тот, кто назовет слово, начинаю-   35, 53—54]
трех- «слово», «пред- щееся на звук [и], и вспомнит чистоговорку на этот    
словных ложение». звук.   [7, с. 33—35]
пред- Учить состав- Основная часть    
ложе- лять трехслов- 1. Упражнение «Придумываем предложения из трех    
ний. Пере- сказ ные предложе- ния. Учить строить слов». Составить предложения: а) по сюжетным картинкам и по вопросам: кто? что     Сюжетные кар-  
текста, фразу по опор- делает? что?; тинки  
состав- ленного ной схеме. Ак- тивизировать б) при помощи опорных схем-карточек. 2. Игра «Что перепутал Незнайка?» (см. [1 1, с. 35, № 4]). Опорные схемы- карточки    
по де- словарный за- Ваза разбила девочку. Гусеница склевала воробья. Ку-    
монст- пас. рица утащила лису. Заяц догоняет волка. Корзина не-    
рируе- Учить отвечать сла девочку. Рыбка поймала рыбака. Всадник везет    
мому на вопрос раз- лошадь.    
дейст- вернутой фор- Физкультминутка «Что делаем?» (имитируем стирку,    
вию. мой из трех, глажку и т.д.).    
Звуки четырех слов, 3. Звуки [а], [у], [и]. Опорные сигналы  
[а], [у], пересказывать Придумать имя мальчика или девочки на заданный звуков [а], [у], [и]  
[и] текст, состав- звук.    
  ляемый из трех- Игра «Подари звуку [а] ([у], [и]) картинку, начинаю- Предметные кар-  
  четырех простых щуюся на этот звук. тинки  
  предложений. Анализ звукосочетаний ау, уа, иа, уи, ауи -
    Развивать вни- мание и            
                   

 

  словесно- Физкультминутка «Мячики»    
  логическое Девочки и мальчики прыгают как мячики.    
  мышление. Ножками топают, ручками хлопают.    
  Уметь выделять Головой кивают, все вместе отдыхают.    
  гласные звуки 4. Рассмотреть картинку, на которой изображены дети, Сюжетная кар-  
  [а], [у], [и] в выполняющие определенные действия. Беседа по во- тинка  
  начале слов, просам. Чтение рассказа к этой картинке. Пересказ    
  анализ звуковых детьми текста.    
  сочетаний ау, уи, Итог занятия    
  ауи Дети перечисляют игры, которые им запомнились    
4-я неделя ноября, 1 -я неделя декабря
Согла- Учить соотно- Организационный момент   [12, с. 35—
сование сить на слух и Логопед. Сядет тот, кто «подарит» слова Ане (Уле,   37; 7, с. 35—
числи- правильно со- Ире).   38]
тельных гласовывать в Каждый ребенок называет 2 — 3 слова на заданный    
один, речи существи- звук.    
одна с тельные муж- Основная часть    
сущест- ского и женско- 1. Игра: «Назови, не ошибись».    
витель- го рода с числи- Назвать части тела с числительным один, одна. Одна    
ными. тельными один, голова, один нос и т.д.    
  одна и подби- 2. Игра «Расставь картинки». Кубик, пирамид-  
  рать существи- При слове «один» картинку положить под кубик, при ка; предметные  
  тельные к этим слове «одна» — картинку под пирамидку. картинки; «пись-  
  числительным. 3. Игра «Исправим Незнайкины ошибки» [1 1, с. 35 мо» от Незнайки  
    №5].    
Роди- Учить образовы- Физкультминутка «Мячики»      
тельный вать существи- 4. Произнести звуки [н], [м], выделить их в словах, Опорные картин-    
падеж тельные в роди- дать характеристику звуков. ки; символы; си-    
сущест- тельном падеже 5. Выделить звуки [н], [м] на слух (из ряда согласных ний квадрат — на    
витель- единственного звуков, слогов, слов). каждого ребенка.    
ных в числа от суще- 6. Игра «Подарки Наташе и Маше».      
единст- ствительных в Физкультминутка Птичка (начало,    
венном именительном 7. Игры «Чего не стало?», «Чей голос?» (звукоподра- конец слова).    
числе падеже, согласо- жание), «Кого испугался трусишка Коля?». Предметные кар-    
без вывая существи-   тинки; игрушки;    
предлога тельное с сосед-   картинки живот-    
ис ними словами. Итог занятия ных, птиц, насе-    
предло- Уточнить значе- Оценка деятельности детей комых    
гом. ние предлога [у].        
Звуки Знакомить со        
[м], [н] звуками [м], [н],        
  понятием «со-        
  гласный звук»        
               

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.026 с.)