Список использованной и рекомендуемой литературы

Творческий .Центр

Москва 2008

УДК 373 ББК 74.102 Ж91

Журавель Н.И.

Ж91 Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Лого­пед»-2).

18ВМ 978-5-9949-0148-9

В книге освещена система планирования коррекционно-речевой работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп в ус­ловиях дошкольного логопедического пункта, предусматривающая проведение групповых и подгрупповых занятий, организацию дея­тельности ребенка в специально созданной среде, а также возмож­ность работы с детьми на базе изученного материала.

Книга может быть использована как молодыми специалистами, так и опытными логопедами.

УДК 373 ББК 74.102

 

 

 
 

© ООО «ТЦ Сфера», 2008

 

Предисловие

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным от­носятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным — функциональные (дислалия). Причины их возникновения весьма разнообразны.

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрос­лый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способ­ности и интеллектуальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что при систематичес­кой работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специ­альная литература для учителей-логопедов, как теоретичес­кого, так и практического характера, рекомендована для ис­пользования в специальных речевых группах, организован­ных при массовых детских садах или в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях организованы ло­гопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрица­тельную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). Кро­ме того, в небольших городах нет специализированного дет­ского сада, куда бы направлялись дети со сложными речевы­ми дефектами.

У логопедов-практиков затруднения вызывают планирова­ние и проведение занятий по развитию лексико-грамматических норм русского языка, обучению связной речи и грамоте.

Для успешной работы логопедического пункта необходим тематический план коррекционно-развивающих занятий.

Тематические планы логопедических занятий по форми­рованию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5—6 и 6—7 лет составлены на основе пособий Т.А. Ткаченко «Если до­школьник плохо говорит» (СПб., 1998), «В первый класс — без дефектов речи» (СПб., 1999).



 

Логопедическая работа с детьми в ДОУ общеразвивающего вида

Планирование для старшей группы разделено на три пе­риода обучения: октябрь — ноябрь (20 занятий); декабрь — февраль (24 занятия); март — апрель (14 занятий).

Всего в год — 58 ч. Из них:

— формирование лексико-грамматических категорий — 26ч;

— развитие фонетической стороны речи — 23;

— развитие связной речи — 9ч.

 

Планирование для подготовительной к школе группы раз­делено на два периода:

— октябрь — декабрь (38 занятий);

— январь — апрель (40 занятий).
Из них:

— совершенствование лексико-грамматических представле­ний — 37;

— совершенствование навыков звукового анализа и обуче­ния грамоте — 30;

— развитие связной речи — 11.

Форма организации занятий — групповая (по 5—6 детей). Периодичность занятий — 2 раза в неделю по 25—30 мин.

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделе­нием разделов: тема занятия; задачи; количество часов; пла­нируемый результат; средства оценки усвоения материала.

К тематическому плану разработаны примерные конспекты занятий на учебный год (с октября по апрель включительно). Они также представлены в табличной форме с выделением раз­делов: тема; цели; план занятия; оборудование; литература*.

Материал каждого конспекта рассчитан на 2—3 подгруппо-вых занятия. На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с речевыми возможностями детей.

Систематическое и последовательное использование пред­лагаемого материала обеспечит исправление у детей речевого дефекта и недостатков внимания, памяти, словесно-логичес­кого мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Данная работа принесет заметную пользу всем, кто заин­тересован в быстром и стойком избавлении ребенка от речево­го нарушения.

* В пособии представлены примерные конспекты только для детей стар­шей группы. Конспекты для подготовительной к школе группы логопед мо­жет разработать сам на основе тематического плана для данной группы.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

 

Старшая группа

Примерные конспекты занятий 1-го периода обучения

Тема Цели План занятия Оборудование Литература
1-я неделя октября
Разви- Развивать слу- Организационный момент   [12, с. 31—
тие ховое внимание, Знакомство с кабинетом, выделение зон (игровая, для   32, 62—63]
внима- понимание речи, занятий).    
ния и словесно-логи- Логопед. Сядет тот, у кого в одежде есть ... цвет    
пони- ческое мышле- (основные цвета и некоторые оттенки).    
мания ние, фонемати- Основная часть    
речи. ческое воспри- 1. Игра «Найди лишний кубик» (по цвету и размеру). Цветные кубики;  
Разви- ятие на материа- 2. Игра «Найди такой же предмет по цвету» (форме): геометрические  
тие слу- ле неречевых — в окружающей обстановке; фигуры, разные  
хового звуков и слов, — на картинках. по цвету; пред-  
внима- близких по зву- Физкультминутка метные картинки  
ния и ковому составу Игра «Тихо — громко» (громко — бегать, спокойно —    
фонема-   ходить, тихо — ходить на цыпочках).    
тиче-   3. Игра «Что ты слышишь?» (отгадать, что звучит и Бубен; ширма;  
ского   назвать действие, например, переливается вода, ложка стакан с водой;  
воспри-   стучит в стакане). ложка; колоколь-  
ятия   4. Игра «Верно или нет?» (услышав правильное назва- чик; бумага;  
    ние слова, поднять красный кружок, неправильное — фишки: красные,  
    желтый), например, панан, баман, паман, банан, ба- желтые, предмет-  
    мам. ные картинки  
    Итог занятия    
    Логопед. Дети, сегодня мы учились различать    
    предметы по цвету (форме), подбирать предмет к об-    
    разцу. Учились внимательно слушать.    
2-я неделя октября  
Форми- Уточнить поня- Организационный момент   [12,с.32—  
рование тие «действие». Логопед. Сядет тот, кто выполнит задание (топать,   33, 62—63]  
понятия Рассмотреть хлопать, присесть, крикнуть, подпрыгнуть и т.д.).      
о дейст- разные и одина- Основная часть      
вии ковые действия. 1 . Игра «Кто это? Что делает?»: Игрушка собачка;    
предме- Учить подбирать — действия детей (разные и одинаковые); предметные кар-    
та. Раз- к действию объ- — собачка (лает, прыгает, бежит, ест, пьет, кру- тинки животных и    
витие екты и к объекту жится и т.д.). птиц    
слухо- действия. 2. Игра «Четвертый лишний» (лишнее животное или      
вого Развивать слу- птица, как передвигается).      
внима- ховое внимание Физкультминутка      
ния и и фонематиче- Игра «Летает — не летает».      
фонема- ское восприятие 3. Игра «Кто пришел? Что принес?» (игрушки с музы- Игрушки: мишка,    
тиче-   кальными инструментами). собачка, кукла;    
ского   4. Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [о], [у] в барабан; бубен;    
воспри-   ряду других звуков». погремушка; шир-    
ятия   Звук [а]: ма    
    а-у-м-и-с-а-с-з-а-ш-ж-а      
    Звук [у]:      
    а-у-м-и-у-с-а-з-ш-у-ж      
    Звук [о]:      
    а-о-м-и-о-у-с-а-ш-о-ж-о      
    Итог занятия      
    Логопед. Дети, сегодня мы выполняли разные дви-      
    жения. Слушали и различали звуки      
               

 

 

 

3-я неделя октября
Нарица- Развивать уме- Организационный момент   [7, с. 17—18,
тельные ние образовы- Логопед. Сядет тот, кто назовет свое имя ласково.   31—34]
сущест- вать слова с Основная часть    
витель- уменьшительно- 1. Игра «Четвертый лишний» (повторение и закрепле- Картинки с жи-  
ные с ласкательными ние прошлого задания). вотными  
суф- суффиксами. 2. Звуки [а], [у].    
фикса- Уметь выделять Звукоподражание со звуками [а], [у]: Зеркала  
ми заданный звук из а-а-а — плачет девочка; а-а-а — поет; а-а-а — укачива-    
умень- потока звуков ет куклу; у-у-у — гудит пароход; у-у-у — звучит ду-    
ши-   дочка; у-у-у — плачет мальчик.    
тельно-   Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [у]»:    
ласка-   — в ряду звуков;    
тельно-   — в ряду слогов.    
го зна-   [а] — та-то-ту; ну-ны-на; бо-ба-бы;    
чения.   [у] — му-мы-ма; но-на-ну.    
Звуки   Артикуляция звуков [а], [у], соотнесение с символами.    
[У], [а]   Физкультминутка    
    Игра «Большой — маленький» (на ласковое слово —    
    бегать, если его нет — приседать).    
    3. В гости пришли две куклы (большая и маленькая). Две куклы  
    Кукла куколка, Катя Катенъка; рассмотреть час-    
    ти тела (голова — головка, рука — ручка и т.д.).    
    4. Игра «Подарки Кате и Катеньке» (игрушки, отли- Игрушки разного  
    чающиеся размерами). размера; окру-  
    5. Игра «Назови ласково»: жающие предме-  
    — окружающие предметы; ты; предметные  
    — изображение на картинках картинки  
 
    Итог занятия    
    Дети рассказывают, чем они занимались на занятии.    
    Оценка их деятельности    

 

4-я неделя октября
Вини- Учить диффе- Организационный момент   [12, с. 33—
тельный ренцировать Логопед. Сядет тот, кто назовет первое слово, начинаю-   34]; [7,
падеж вопросы кто? щееся на звук [а], второе на звук [у], свое имя — ласково.   с. 20— 21]
сущест- кого? что? в Основная часть    
витель- зависимости от 1 . Упражнение «Живое — неживое».    
ных в того, является ли Различение одушевленных и неодушевленных предме-    
единст- существитель- тов.    
венном ное одушевлен- 2. Игра «Четвертый лишний» (по принципу «живое — Предметные кар-  
числе ным или неоду- неживое»). тинки, мяч  
  шевленным. Физкультминутка    
Глаголы Учить образовы- Игра «Живое — неживое» (услышав одушевленное    
муж- вать глаголы слово, дети хлопают над головой, неодушевленное —    
ского и мужского и жен- топают ногами).    
женско- ского рода в 3. Игра «Скажем про Таню и Рому». Картинки с сюже-  
го рода прошедшем Логопед (показывает картинку). Таня подметала том  
в про- времени пол. Что делала Таня?    
шедшем   Дети. Таня подметала пол.    
времени   Логопед. Что делал Рома?    
    Дети. Рома строил башню.    
    По другим картинкам дети отвечают на вопросы: Что    
    делал (а) Рома? (Таня?)    
    4. Игра «Эхо».    
    Логопед. Мальчик умывается. -  
    Дети. Мальчик умывался вчера.    
    Итог занятия    
    Оценка деятельности детей    

 

    1 -я неделя ноября      
Согла- Учить согласо- Организационный момент   [7, с. 16,34]  
сование вывать сущест- Логопед. Сядет тот, кто назовет по одному слову,      
сущест- вительное с гла- обозначающему «живой» и «неживой» предмет.      
вител.-- голом в единст- Основная часть      
ного и венном и мно- 1 . Игра «Парные картинки». Картинки с одним    
глагола жественном Девочка пьет сок девочки пьют сок. Мальчик поку- сюжетом    
в един- числе. пает лимон дети покупают лимоны.      
ствен- Обучать выде- Дети выбирают парную картинку и образовывают от      
ном и лению гласного глаголов единственного числа глаголы множественно-      
множе- звука в начале го, согласовывая их с существительным.      
ствен- слов (в ударной 2. Игра в мяч (вариант «Эхо»). Мяч    
ном и безударной Перекидывая мяч, дети образовывают от глаголов един-      
числе. позиции) ственного числа глаголы множественного и наоборот    
Звуки   Физкультминутка «.Большой маленький»      
И, [и]   3. Повторение звуков [а], [и] (опорные картинки, символы). Картинки — де-    
    4. Игра «Эхо». вочка с куклой,    
    Выделение звука [и] из слов: игры, иглы, ивушка, ивол- волк, символы    
    га', произнесение, характеристика, символ.      
    5. Игра «Угадай-ка» (по артикуляции назвать звук, по Предметные кар-    
    звуку показать артикуляцию [а], [у], [и]. тинки: индюк,    
    6. Упражнение «Найди картинку» (подбор слов, начи- ива, иголка, ирис,    
    нающихся со звука [и]). ишак; игрушки;    
  - Итог занятия инструменты    
    Дети перечисляют игры, которые им понравились и      
    запомнились      
    2-я и 3-я недели ноября    
Состав- Знакомить с Организационный момент   [12, с. 34—
ление понятиями: Логопед. Сядет тот, кто назовет слово, начинаю-   35, 53—54]
трех- «слово», «пред- щееся на звук [и], и вспомнит чистоговорку на этот    
словных ложение». звук.   [7, с. 33—35]
пред- Учить состав- Основная часть    
ложе- лять трехслов- 1 . Упражнение «Придумываем предложения из трех    
ний. Пере- сказ ные предложе- ния. Учить строить слов». Составить предложения: а) по сюжетным картинкам и по вопросам: кто? что     Сюжетные кар-  
текста, фразу по опор- делает? что?; тинки  
состав- ленного ной схеме. Ак- тивизировать б) при помощи опорных схем-карточек. 2. Игра «Что перепутал Незнайка?» (см. [1 1, с. 35, № 4]). Опорные схемы- карточки    
по де- словарный за- Ваза разбила девочку. Гусеница склевала воробья. Ку-    
монст- пас. рица утащила лису. Заяц догоняет волка. Корзина не-    
рируе- Учить отвечать сла девочку. Рыбка поймала рыбака. Всадник везет    
мому на вопрос раз- лошадь.    
дейст- вернутой фор- Физкультминутка «Что делаем?» (имитируем стирку,    
вию. мой из трех, глажку и т.д.).    
Звуки четырех слов, 3. Звуки [а], [у], [и]. Опорные сигналы  
[а], [у], пересказывать Придумать имя мальчика или девочки на заданный звуков [а], [у], [и]  
[и] текст, состав- звук.    
  ляемый из трех- Игра «Подари звуку [а] ([у], [и]) картинку, начинаю- Предметные кар-  
  четырех простых щуюся на этот звук. тинки  
  предложений. Анализ звукосочетаний ау, уа, иа, уи, ауи -
    Развивать вни- мание и            
                   

 

  словесно- Физкультминутка «Мячики»    
  логическое Девочки и мальчики прыгают как мячики.    
  мышление. Ножками топают, ручками хлопают.    
  Уметь выделять Головой кивают, все вместе отдыхают.    
  гласные звуки 4. Рассмотреть картинку, на которой изображены дети, Сюжетная кар-  
  [а], [у], [и] в выполняющие определенные действия. Беседа по во- тинка  
  начале слов, просам. Чтение рассказа к этой картинке. Пересказ    
  анализ звуковых детьми текста.    
  сочетаний ау, уи, Итог занятия    
  ауи Дети перечисляют игры, которые им запомнились    
4-я неделя ноября, 1 -я неделя декабря
Согла- Учить соотно- Организационный момент   [12, с. 35—
сование сить на слух и Логопед. Сядет тот, кто «подарит» слова Ане (Уле,   37; 7, с. 35—
числи- правильно со- Ире).   38]
тельных гласовывать в Каждый ребенок называет 2 — 3 слова на заданный    
один, речи существи- звук.    
одна с тельные муж- Основная часть    
сущест- ского и женско- 1. Игра: «Назови, не ошибись».    
витель- го рода с числи- Назвать части тела с числительным один, одна. Одна    
ными. тельными один, голова, один нос и т.д.    
  одна и подби- 2. Игра «Расставь картинки». Кубик, пирамид-  
  рать существи- При слове «один» картинку положить под кубик, при ка; предметные  
  тельные к этим слове «одна» — картинку под пирамидку. картинки; «пись-  
  числительным. 3. Игра «Исправим Незнайкины ошибки» [1 1, с. 35 мо» от Незнайки  
    №5].    
Роди- Учить образовы- Физкультминутка «Мячики»      
тельный вать существи- 4. Произнести звуки [н], [м], выделить их в словах, Опорные картин-    
падеж тельные в роди- дать характеристику звуков. ки; символы; си-    
сущест- тельном падеже 5. Выделить звуки [н], [м] на слух (из ряда согласных ний квадрат — на    
витель- единственного звуков, слогов, слов). каждого ребенка.    
ных в числа от суще- 6. Игра «Подарки Наташе и Маше».      
единст- ствительных в Физкультминутка Птичка (начало,    
венном именительном 7. Игры «Чего не стало?», «Чей голос?» (звукоподра- конец слова).    
числе падеже, согласо- жание), «Кого испугался трусишка Коля?». Предметные кар-    
без вывая существи-   тинки; игрушки;    
предлога тельное с сосед-   картинки живот-    
ис ними словами. Итог занятия ных, птиц, насе-    
предло- Уточнить значе- Оценка деятельности детей комых    
гом. ние предлога [у].        
Звуки Знакомить со        
[м], [н] звуками [м], [н],        
  понятием «со-        
  гласный звук»        
               

 

Примерные конспекты занятий 2-го периода обучения

Тема Цели План занятия Оборудование Литерату­ра
2-я неделя декабря
При- Учить диффе- Организационный момент Кукла [12, с. 37—
ставоч- ренцировать по Логопед. Сядет тот, кто вспомнит, кого испугался тру-   39; 7,
ные смыслу глаго- сишка Коля? Назовет слова со звуком [м].   с. 31— 34]
глаго- лы, имеющие Основная часть    
лы, разные при- 1 . «Сказка про машинку». Выполнять действия с машин- Машинка; до-  
звуки ставки и общую кой по построенной дороге. (Ехала, выехала, поехала, до- рога; гараж;  
[в], [ф] основу ехать, ехала, подъехала, съехала, объехала, въехала, заехала.) мост; картинки.  
  учить самостоя- 2. Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» (3-й выпуск). Видеофильм  
  тельно подби- Рассмотреть ситуацию с глаголом ехать. «Ну, погоди!»  
  рать по смыслу 3. Игра «Скажи наоборот». [1 1, с. 38, № 4]. (3-й выпуск)  
  нужный при- Физкультминутка «Мы ехали» (игра в «машинки») Мяч;  
  ставочный гла- 4. Звуки [в], [ф]: рули на каждо-  
  гол. — выделять звуки по картинкам, на слух в ряду слов; го ребенка;  
  Знакомить со — характеризовать звуки (артикулирование, звонкость — картинки; зер-  
  звуками [в], [ф], глухость, согласный звук); кала, символы  
  понятием «со- — упражнять в звуковом анализе по символам: ва, ву, ива, аф,    
  гласный звук». уф, иф;    
  Уметь выделять — делить слова на слоги. Упражнение «Отхлопай — от- Домики с эта-  
  согласный в стучи»: жами (1, 2, 3)  
  начале слова. вата, сова, ива, муха, фонтан, телефон, вагон, жираф,    
  Развивать фо- валенки.    
  нематические Итог занятия    
  процессы Оценка деятельности детей    
3-я неделя декабря  
Согла- Учить соотно- Организационный момент   [12, с. 39—  
сование сить на слух и Логопед. Сядет тот, кто придумает и назовет слова со   40]  
числи- правильно со- звуками [в], [ф].      
тель- гласовывать в Основная часть   [7, с. 8—9]  
ных речи существи- 1 . Игра «Назови, не ошибись». Назвать части тела с числи-      
два, две тельные муж- тельными два, две (две руки, две ноги, два глаза, два уха,      
с суще- ского и женско- два локтя, две пятки, две кисти, две ступни, два бока).      
стви- го рода с числи- 2. Игра «Расставь картинки». Сказать два и показать кар- Предметные    
тель- тельными два, тинку с двумя мячами, сказать две и показать картинку с картинки с    
ными. две и подбирать двумя пирамидками. изображением    
Пред- существитель- 3. Игра «Поможем Буратино». Преобразовать предложе- двух одинако-    
лог на ные к этим чис- ния. вых предметов.    
  лительным. В море плывет один дельфин в море плывут два дель- Игрушка Бура-    
  Учить выделять фина и т.д. тино; предмет-    
  предлог на в Физкультминутка «Буратино» ные картинки    
  предложениях и Танцевать под песню «Бу-ра-ти-но».      
  словосочетани- 4. Игра «Принеси игрушку». Различные    
  ях, составлять [12, с. 39, № 3] игрушки.    
  предложения с 5. Игра «Солнечный зайчик». Зеркало    
  предлогом на [12, с.39, №2]      
  по двум опор- Игра «Путаница».      
  ным словам Исправлять деформированную фразу.      
    Итог занятия      
    Оценка деятельности детей      
                   

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь