Правовые законодательные акты, регулирующие брендинг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые законодательные акты, регулирующие брендинг.



Товарный знак – один из видов промышленной собственности, закрепленных Парижской конвенцией 1883 г. В сочетании с коммерческой рекламой он представляет собой важное средство конкуренции. Помимо указанной конвенции, охраны прав на товарный знак предусматривает:

- Мадридской конвенцией о международной регистрации товарных знаков (1891 г.);

- Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 г.);

- Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения (1966 г.);

- Венским соглашением об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков (1973 г.);

- Договором о регистрации товарных знаков, заключенным на Венской дипломатической конференции (1973 г.);

- Найробским договором об охране олимпийского символа (1981 г.).

В ряде стран право на товарный знак приобретается в силу приоритета регистрации, в других – приоритета использования.

Правовая охрана товарного знака может быть обеспечена как внутри государства, так и в зарубежных странах. В соответствии с существующими международными правилами фирмы, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность на внешнем рынке, должны зарегистрировать свои товарные знаки во всех странах, где они такую деятельность проводят. Правовая защита товарных знаков обеспечивается более чем в 160 странах, причем более чем в 90 странах существует законодательная база, определяющая возможности регистрации и использования товарных знаков.

Для обеспечения охраны товарного знака в большинстве стран достаточно его зарегистрировать в соответствующих государственных учреждениях. В некоторых странах (например, в Великобритании) для регистрации товарного знака необходимо, используя его, осуществить несколько продаж.

Каждая фирма заинтересована в регистрации своего товарного знака. Во-первых, цена товаров, имеющих товарный знак, на 10-40 % выше по сравнению с ценой аналогичных товаров, не имеющих такого знака, во-вторых, владелец товарного знака может разрешить его использование другим фирмам и получить за это значительную сумму денег.

Стремление зарегистрировать товарный знак обусловлено и чисто экономическими доводами: марочные (фирменные) товары обычно ценятся на 15-25% выше, чем немарочные.

Регистрация товарных знаков необходима не только для борьбы с конкурентами, рекламы товаров и ознакомления с ними коммерческих структур и покупателей, но и для возможности продажи лицензий на товарные знаки.

В силу указанного товарный знак имеет большое экономическое значение и становится как бы автономным ценным объектом собственности, стоимость которого у крупных компаний исчисляется миллионами и даже миллиардами долларов. Соединившись с хорошо рекламируемым товаром и обретя юридическую силу после своей регистрации, он становится стимулом повышения качества.

В странах СНГ товарные знаки до последнего времени практически отсутствовали. В прошлом они создавались в небольших количествах для развития внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем по мере перехода к цивилизованному внутреннему рынку и развития на нем конкурентных отношений потребность в марочных товарах будет возрастать, что потребует расширения применения товарных знаков и значительной активизации всей работы, связанной с их конструированием, использованием и правовой защитой. В Беларуси на долю изобразительных знаков приходится около 70% всех регистрируемых отечественных знаков.

Нарушение исключительных прав владельца на использование товарного знака предполагает введение экономических санкций, пиратство предусматривает уголовную ответственность.

Проблемы поддержания правовой защиты товарного знака связаны:

- с утратой статуса товарного знака из-за превращения марочного названия в общеупотребительное слово. Названия многих товаров являлись в прошлом товарными знаками: термос (1914 г.), холодильник (1922 г.), бикини (1947 г.), клаксон (1914 г.);

- развитием пиратства. Для его пресечения применяют различные меры – технологии высокого уровня (голограммы, магнитные ярлыки, ярлыки с микрочипами); стратегии «ограничений»; выплату вознаграждений об информировании о пиратском ввозе продукции;

- с использованием в сети Интернет названий сайтов однотипных по звучанию и написанию с названиями многих известных предприятий (использование доменных имен).

Правовая защита товарных знаков обеспечивается и в Республике Беларусь. В Республике Беларусь 5 февраля 1993 г. был принят Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» (ред.07.05.2007 г.), который основан на общих с ними принципах, основным из которых является исключительное право владельца товарного знака на его использование, а также право запрещать использование зарегистрированного товарного знака другим лицам. Определены также правила регистрации и использования товарных знаков и осуществляется необходимый контроль за их выполнением. Ведущая роль в этом принадлежит государственному патентному комитету республики.

Право на товарный знак охраняется государством и удостоверяется свидетельством. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки. Для продления срока подается повторная заявка.

С принятием закона в Республике Беларусь создана нормативная основа, связанная с товарными и иными знаками, обслуживающими товары на рынке.

Закон нормативно регулирует весь комплекс вопросов, связанных с регистрацией товарного знака, его использованием, передачей, правовой охраной и защитой прав владельца такого знака.

В законе отражен международный опыт и учтены важнейшие положения международных актов, относящихся к товарным знакам, промышленной и интеллектуальной собственности.

Основные положения Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания» состоят в следующем:

- товарный знак – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от аналогов других юридических или физических лиц;

- товарному знаку на территории Республики Беларусь предоставляется правовая охрана на основе его регистрации в законодательном порядке или в силу международных договоров Республики Беларусь;

- владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им;

- на зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака, – исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве;

- регистрация товарного знака осуществляется Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины;

- приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, удовлетворяющей требованиям;

- регистрация, товарного знака действует в течение десяти лет; срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца каждый раз на десять лет;

- товарный знак хозяйственных субъектов Республики Беларусь может быть зарегистрирован в зарубежных странах или может быть произведена его международная регистрация через Патентное ведомство;

- товарный знак может быть коллективным, т.е. является собственностью союза, ассоциации, иного добровольного объединения предприятий для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам;

- использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован;

- использованием может быть также признано применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках и прочее при наличии уважительной причины неприменения товарного знака на товарах и (или) на упаковке;

- действие товарного знака может быть прекращено на основании решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица, в связи с использованием товарного знака неправильно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления;

- товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован;

- право на использование товарного знака его владелец может предоставить другому юридическому или физическому лицу по лицензионному договору или договору об уступке;

- в лицензионном договоре должно быть обязательно указано, что качество товара лицензиата будет не ниже, чем товара лицензиара, и последний будет осуществлять контроль;

- договор об уступке товарного знака и лицензионный договор недействительны без регистрации в Патентном ведомстве.

Законодательно введено исключительное право на применение товарного знака владельцем, который может запрещать его использование другими лицами. Если же кто-то то ли в рекламных, то ли в других целях применял чужой товарный знак, на который выдано свидетельство, он является нарушителем закона и привлекается к ответственности путем применения к нему определенных санкций:

- компенсация ущерба в полном объеме (возможно в размере прибыли, полученной нарушителем, или упущенной возможности владельца);

- публикация за счет нарушителя о решении суда для восстановления репутации владельца знака;

- уничтожение незаконной маркировки и т.д.

Незаконное использование чужого товарного знака должно быть пре­кращено.

Право на товарный знак может быть приостановлено досрочно. Например, если зарегистрированный товарный знак не используется в течение пяти лет.

Однако следует также помнить, что, являясь «сопровождением» товара, товарный знак и сам может быть товаром. Лицо или фирма – владелец знака имеют право не только сами пользоваться им, но и продать это право третьим лицам. Но в отличие от случая незаконного использования чужого знака продажа права на пользование товарным знаком на основе заключенного лицензионного договора имеет законный, а потому охраняемый порядок.

Товарный знак – один из наиболее ценных объектов собственности.

Необходимо учитывать, что в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не регистрируются также обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:

- не имеющих признаков различия;

- представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы:

официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и проблемные клейма, печати; награды и другие их отличия;

- вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- указывающих на вид, качество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства и сбыта.

Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это дается согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные, сходные до их смешения:

- с товарными знаками ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию на имя другого лица в отношении однородных товаров;

- с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основании международных соглашений;

- с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другом лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;

- с наименованиями мест прохождения товаров, охраняемыми в Республике. кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на использование такого наименования.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

- промышленные образцы, права на которые принадлежат в стране другим лицам;

- название известных в стране произведений науки, литературы и искусства или цитаты из произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права и соответствующего компетентного органа:

- фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников или соответствующего компетентного органа.

К разработке и использованию товарного знака каждая фирма должна подходить обоснованно, учитывать все факторы, которые позволяют использовать товарный знак, наиболее полно отвечающий интересам фирмы и одновременно не вызывающий претензий со стороны других владельцев подобных товарных знаков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.015 с.)