Самоодобрение (самопоощрение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоодобрение (самопоощрение)



Педагогу в ситуации повышенных нервно - психических нагрузок очень важно получить положительную оценку своего поведения со стороны.

Это не всегда удается, поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3 - 5 раз.

Способы, связанные с использованием образов.

Специально запоминайте моменты, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно – это ваше ресурсное состояние. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку: зрительной, слуховой, кинестетической.

Для этого запоминайте:

зрительные образы события (что вы видите в приятный для вас момент: облака, цветы, лес;

слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости:

сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;

дышите медленно и глубоко;

вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

откройте глаза и вернитесь к работе.  

- Представьте себе различные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант развития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах.

 В результате вы снизите уровень неопределенности, который и провоцирует обычно лишние эмоции. Не следует считать такие неудачи непоправимыми.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого».

Упражнение «Что мне может помешать? Что мне может помочь?»

Педагогам предлагается подумать и сформулировать основные трудности и методы их преодоления, поделиться с коллегами своими мыслями.

Упражнение «Пожелания»

Каждый участник имеет возможность высказаться, дать пожелания одному или нескольким членам группы.

Уважаемые коллеги, в заключение нашей встречи, я бы хотела рассказать вам одну притчу:

Жил - был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему - черт) и кричит: «Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай!»

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длиннющими ручками. Но все веселые и сытые.

Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Мне хочется, чтоб и в нашем коллективе, приходя на работу, мы с вами попадали в такой вот РАЙ. Оказывали друг другу помощь и взаимовыручку.

Помните – всё в наших руках! Берегите и помогайте друг другу!

Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. — М.: Книголюб, 2004.

2. Галанова А.С. «Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. Методические рекомендации», Айрис – Пресс 2006г.

3. Майер А.А., Богословец Л.Г. Сопровождение профессиональной деятельности педагога ДОУ. Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012 г.

4.  Семенова Е. М. “Тренинг эмоциональной устойчивости педагога”, Учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Психотерапия, 2006. 256 с.

Интернет-ресурсы:

 - «Антистресс». (Режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru)

- «Психея» (Режим доступа: http://www.psycheya.ru)

- «Каталог психологической литературы» (Режим доступа: http://www.psycataiog.ru)

- AQUARUN. (Режим доступа: http://www.aquarun.ru)

- Имидж. (Режим доступа: http://garderobchik.com/category-women_figure.html)

Приложение № 1. См. на Яндекс Диске

«ЦВЕТОВОЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА»

Земцова Ирина Васильевна, педагог психолог МАДОУ «Детский сад №15»

 г.Череповец, Вологодская область

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты.

У педагогов, работающих в образовательных учреждениях, эмоциональное выгорание является одной из главных проблем, которая проявляется в потере интересасначала к ученикам/воспитанникам и работе, а потом и к личному кругу друзей и знакомых, даже к членам семьи. Причина этого - в несформированности у педагогов способов профессионального общения, в силу чего у них возникают эмоциональные перегрузки.

Эмоциональное выгорание возникает и от часто переживаемых стрессов. Одна из причин – неудовлетворенность результатами своей работы, несоответствие, по мнению самих педагогов, вложенных ими усилий получаемым результатам.

С увеличением стажа работы деформация эмоциональной сферы педагога нарастает.

Анализ данных полученных в результате диагностического обследования педагогов детского сада с целью выявления эмоционального выгорания [3] показал, что 55% педагогов находятся в зоне риска формирования устойчивого профессионального «выгорания». Это педагоги, которые испытывают постоянный профессиональный стресс и в силу своих личностных качеств и особенности копинг-поведения не в состоянии справиться с ним самостоятельно, что приводит к эмоциональному истощению. Педагог вынужден постоянно заставлять себя делать те, или иные необходимые дела, а постоянный самоконтроль усиливает переутомление. Педагогам требуется квалифицированная помощь с целью снижения психо-эмоционального напряжения и преодоления профессионального стресса.

20% педагогов находятся в зоне потенциального возникновения устойчивого профессионального «выгорания». Это педагоги, которые уже испытывают профессиональный стресс, справляются с ним, но внутренние силы и энергетические запасы не всегда вовремя пополняются, что приводит к длинному «шлейфу» снижения работоспособности и возможного исчерпания энергетического запаса.

25% педагогов, испытывая профессиональный стресс, справляются с ним, используя продуктивные копинг-стратегии включая механизмы самостоятельной компенсации профессионального «выгорания».

 Проблеме эмоционального выгорания педагогов в современной литературе уделяется много внимания. Разработан ряд научных концепций, теорий возникновения и протекания данного процесса. Центральное место в развитии выгорания как научной концепции заняли работы К.Маслач и ее коллег (С.Джексон, А.Пайнс). Данной проблематикой занимались такие ученые как: К.Маслач, С.Джексон, А.Пайнс, Б. Перлман и Е.А.Хартман, В.В. Бойко и многие другие. Существует множество различных способов и приемов работы с эмоциональным выгоранием педагогов. [5,8,10]

 В своей работе мы остановили внимание на цветотерапии - давно зарекомендовавшей себя как отличный метод работы с эмоциональным состоянием человека. Особенно эффективно влияет на эмоциональное состояние человека, сочетание цветотерапии с музыкальной терапией, ароматерапией или телесной терапией. Комплексное воздействие позволяет не только в короткие сроки справиться с конкретной проблемой, но и восполнит запас жизненный энергии.

Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Вся наша жизнь наполнена цветом. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу. Воздействуя на наш организм, цвет может стать целителем.

В своей повседневной жизни мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях, например в одежде, в косметике, в выборе интерьера для дома. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. По тем цветам, которые выбирает человек, определяется его эмоциональное состояние.

Экспериментально доказано, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели. Обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях окрасили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом. В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи новорожденных. Хирурги в операционной одеты в тёмно- зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно- зелёный цвет помогает остановить кровотечение. Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив, бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.

Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определённые цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.[1;5]

За основу нашей программы цветового тренинга был взят "Цветовой игротренинг" Н.М.Погосовой. Изначально данная программа была адаптирована и реализовывалась на базе детского дома для коррекции эмоционально-волевой сферой детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В течение четырех лет данный метод работы был успешно внедрен в практику работы педагога-психолога с воспитанниками в условиях детского дома, далее это переросло в тренинговую программу для педагогов детского дома, так как был выявлен значительный положительный коррекционный эффект от программы. Проанализировав эффективность проведенной работы, мы решили, применить эту, уже хорошо себя зарекомендовавшую, форму работы по коррекции эмоционального состояния воспитанников и педагогов детского дома, для коррекции и профилактики эмоционального "выгорания" педагогов теперь уже и детского сада. Ведь терапия цветом давно с успехом применяется в лечении эмоциональных проблем. [4]

Целью разработанной нами программы является профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов.

Основные задачи заключаются в следующем:

ü Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения

ü Обучение способам саморегуляции (отреагирование негативных эмоций, поиск дополнительных ресурсов стрессоустойчивости);

ü Снятие мышечного напряжения;

ü Улучшение эмоционального климата в коллективе, создание условий для открытого, доверительного общения;

ü Создание творческой атмосферы профессиональной деятельности, оказание поддержки в работе, активация творческого самовыражения педагога;

В программе цветового тренинга мы использовали следующие цвета: зеленый, желтый, оранжевый, красный, синий (голубой), коричневый, розовый, белый.

Почему именно они: так как мы решаем проблему профилактики эмоционального выгорания, то посчитали логичным не использовать депрессивные и «тяжелые» цвета, такие как черный, фиолетовый, серый и т.д. Мы дополнили наши занятия по цвету музыкальным сопровождением, соответствующим тематике каждого занятия. Так же мы задействовали вкусовые, обонятельные и осязательные рецепторы.

Программа состоит из цикла занятий (8 занятий). Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, с периодичностью один раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 до 1,5 часов.

Каждое занятие включает в себя:

ü Ритуал приветствия;

ü  разминку;

ü погружение в цвет;

ü ощущение цвета;

ü Упражнение «вкус цвета» - дегустацию пищевых продуктов (фруктов, овощей и т.д.) определенного цвета;

ü Упражнение «запах цвета» - подбираем ароматические компоненты к каждому цвету;

ü релаксация;

ü самовыражение в цвете - творческое задание;

ü рефлексия;

ü ритуал прощания.

О результативности проводимой профилактической работы мы будем судить после проведения повторной диагностики, но уже сейчас мы имеем положительные отзывы от самих педагогов, видим с каким желанием и готовностью они посещают наши занятия, имеем данные экспресс диагностики эмоционального состояния педагогов, что позволяет нам говорить об эффективности разработанной нами программы цветового тренинга.

Прилагаем конспект одного такого занятия.

 

Список литературы:

1. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.: 2000.

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.СПб., 1999.

3. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости».-СПб.: Речь, 2009.

4. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь 2007.

5. Радионов В.А. Прививка от стресса.- Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Серов Н.В. Лечение цветом. СПб., 1997.

7. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.

Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.03 с.)