Шерстобитова ирина валерьевна, педагог-психолог мбдоу «детский сад комбинированного вида П. Чагода», пгт чагода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шерстобитова ирина валерьевна, педагог-психолог мбдоу «детский сад комбинированного вида П. Чагода», пгт чагода



 

Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Только сплочен­ная группа способствует самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений, что в сочетании с конструктив­ным отношением к критике является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позициях участников. Групповой сплоченности содействуют: соперничество с другими группами; правильно организованная совместная деятельность в на­правлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располага­ющая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и сим­патии между участниками; ожидание ими несомненной пользы от участия в тренинге; престиж группы и ее ведущего; положительная мотивированность участников.

Таким образом, при комфортном микроклимате в группе, ее участники обретают уверенность, стремятся плодотворно работать. Включенные упражнения на профилактику профессионального и эмоционального выгорания помогают достичь поставленную цель тренинга, т.к. мотивируют участников на поиск ресурсов и положительный настрой. Игровые методы – одни из самых эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, построение эффективного командного взаимодействия, формирование благоприятного психологического климата, профилактика профессионального и эмоционального выгорания, поиск ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формировать навыки командной творческой работы;

2. Формировать доверительные отношение в коллективе;

3. Развивать умение работать в команде;

4. Развивать межличностную чувствительность и взаимопонимание;

5. Совершенствовать умение согласовывать свои действия при совместной деятельности с участниками тренинга.

       Парадигма данного тренинга – тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование навыков командной работы и профилактика профессионального и эмоционального выгорания участников тренинга (педагогического коллектива ДОУ)

 

Диагностический блок:

Цель: при помощи специальных методик выявить проблемные зоны взаимодействия в работе воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Методы: анкетирование педагогических работников «Психологический климат в педагогическом коллективе», опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание Н.Е.Водопьянова, Е.Старченкова

Установочный блок:

Цель: создание установки у воспитателей и специалистов на активный рабочий процесс.

Методы: предоставление результатов анкетирования участникам психологического тренинга, беседа.

Коррекционный блок:

Цель: формирование доверительных отношений между участниками психологического тренинга.

Методы и приемы: подбор специальных игр и упражнений, на основе которых составляется тренинговая программа, которая будет проводится психологом- тренером в группе, участниками которой являются воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Оценочный блок:

Цель: общая оценка эффективности проделанной работы, изменение динамики развития.

Методы: личные наблюдения, диагностические данные, данные заключительных собеседований с каждым участником.

 

Условия формирования группы тренинга:

1. Количественный состав тренинговой группы составляет 15 человек;

2. Качественный состав группы: гомогенный

3. Возрастной период: от 20 до 55 лет;

4. В группу входят участники, психически адекватные и не имеющие отклонений от нормы;

5. В группу включаются участники, которые принимают тренера и воспринимаются другими участниками группы.

 

Рекомендуемый режим работы группы полузакрытый или закрытый

1. Закрытый режим работы предполагает, что участники могут входить в группу только в течении первых трех занятий;

2. Полузакрытый режим работы предполагает, что после начала работы новый человек в группу не включается, а пропускающие занятия участники включаются в группу только с согласия остальных участников. Рекомендуется проводить занятия 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 2 часа (перерыв 10 минут через 1 час тренинга). Программа рассчитана на 16 часов (8 встреч в течение 8 недель).

Пространственная организация тренинга:

1. Тренинг проводится в специально оборудованном помещении (просторное помещение без лишней мебели, высота потолков 3 метра, мягкое покрытие на полу, наличие специальной мебели);

2. Тренинг предполагает использование раздаточного материала (раздаточный материал готовится заранее).

Важно придерживаться принципа избыточности, т.е. необходимо многократное и систематическое повторение упражнений, направленных достижение поставленной цели, также следует учитывать динамику групповой работы и особенности участников группы.

 

Успех тренинга в большей степени зависит определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

1) Принцип конфиденциальности – любая информация не разглашается и не обсуждается за пределами группы;

2) Принцип психологической безопасности – необходимо применять все меры предосторожности против физической, моральной и психологической травмы;

3) Принцип соответствия содержания заявленной цели;

4) Принцип активности – реальная включенность в групповое взаимодействие;

5) Принцип «Здесь и теперь»;

6) Принцип добровольного участия – внутренняя заинтересованность участников в изменении своего «Я», своего поведения;

7) Принцип сотрудничества – все решения принимаются в группе с максимально возможным учетом интересом всех её участников;

8) Принцип доверия – взаимоуважение участников тренинга;

9) Принцип самодиагностики – отслеживания своего состояния в группе;

10) Принцип информированности – участников заранее информируют о той работе, в которой они будут участвовать;

11) Принцип моделирования – моделируются ситуации, где демонстрируются как негативные, так и позитивные формы поведения;

12) Мера искренности – человек самостоятельно определяет свою меру искренности;

13) Принцип объективизации поведения – поведение участников тренинга переводится с неосознанного на осознаваемый уровень и поддерживается на нем на протяжении всего тренинга.

 

Методы, используемые в работе:

§ Метод анализа ситуаций

§ Групповые дискуссии

§ Ролевые игры

§ Игровые методы

§ Информирование

§ Диагностические процедуры

§ Проблемные задачи

§ Мозговой штурм

§ Домашнее задание

§ Рисование

Как правило, в структуре тренинговой программы можно выделить следующие этапы:

Начальный этап работы. Включает в себя процедуру знакомства участников, вводную беседу (разъяснение участникам тренинга что такое тренинг, какая работа предстоит и какие при этом будут решаться задачи. На этом же этапе работы вводятся правила работы в тренинговой группе, проводятся несложные упражнения, направленные на формирование интереса к занятиям, сплочение группы. Продолжительность этапа – 1 занятие (2 часа).

Основная часть работы. В начале основной части программы преимущество отдается относительно простым упражнениям, направленным на сплочение группы, повышение эффективности совместной деятельности, формирование взаимного доверия участников тренинга. В дальнейшем упражнения усложняются – продолжительность данного этапа 7 занятий (14 часов).

Завершающая часть работы. Подведение итогов, получение углубленной обратной связи по проделанной работе как для участников, так и для тренера. Планирование реализации полученных умений в ходе тренинга в реальной жизни. Продолжительность этапа – 1 занятие (2 часа).

 

Таблица 1.

Задачи этапов, используемые на каждом этапе методы и психологические механизмы методов.

 

Этапы Задачи Методы Психологические методы
1. Начальный Ø Информирование участников тренинга о предстоящей работе; Ø Знакомство и сплочение участников Ø Введение правил групповой работы Ø Интеграция группы через включение в совместную деятельность Ø Формирование интереса к последующим занятиям Ø Выявление и осознание существующих затруднений Вводная беседа; игры на знакомство участников друг с другом; игры и упражнения на формирование взаимного доверия и сплочения; выработка правил группы; игры, направленные на снятие напряженности и тревожности участников. Переход от осознания наличия существующих сложностей к стремлению научиться эффективно взаимодействовать с окружающими.
2. Основной этап I цикл   II цикл     III цикл     Развитие умения использовать разнообразные способы получения и обработки информации   Развитие умения аналитически, проблемно и творчески мыслить в работе организации, в педагогическом коллективе     Формирование навыков командной творческой работы     Мини-лекция, метод анализа проблемных ситуаций, мозговой штурм     Дидактические игры, дискуссии, деловые игры   Дискуссия, психогимнас-тика, игровые методы, релаксацион- ные методы, метод незаконченных предложений Формирование стремления развивать чувство общности в коллективе посредством специальных игр и упражнений Через осознание важности нестандартного решения проблем и преград на пути и возникновения     Формирование способности выработки неконфликтного взаимодействия в команде через осознание продуктивности групповой работы
3.Завершающий Подведение итогов тренинга, самоанализ проделанной работы, получение углубленной обратной по проделанной работе связи как для участников так и для тренера, подготовка участников к процессу завершения тренинга, акцентирования внимания участников на тех умениях и навыках, которые участники могут использовать в педагогической работе и при взаимодействии в коллективе. Самоанализ, обсуждение итогов Через определение положительного результата работы группы в целом. Осознание того, что группа завершает свою работу.

 

Перейдем к описанию содержания каждого этапа тренинга.

Первый этап традиционно является организационным, начальным. Его цель организовать благоприятные условия для работы группы, сориентировать её участников в специфике тренинга как методе обучения, ознакомить с его основными принципами, принять правила работы группы, провести процедуру знакомства, установить позитивный эмоциональный контакт через создание условий раскрепощения членов группы и закрепить мотивацию на сотрудничество в коллективе.

Правила поведения в тренинге: обязательное участие во всех занятиях группы, не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы, право каждого члена группы сказать «стоп», каждый участник говорит за себя, от своего имени, не критиковать и признавать право каждого на свое мнение. На данном этапе используются: вводная беседа, игры на знакомство, игры на формирование взаимного доверия и сплочение, игры, направленные на снятие тревожности и напряженности участников.

Рассмотрим содержание работы второго этапа, который содержит 3 цикла.

Первый цикл направлен на развитие умения использовать разнообразные способы получения и обработки информации в кругу участников коллектива. Цель второго цикла- развитие умения аналитически, творчески и проблемно мыслить в составе коллектива. Цель третьего цикла – формирование навыков командной и творческой работы.

Третий этап является завершающим. Задачи этапа: подведение итогов тренинга, самоанализ проделанной работы, получение углубленной обратной связи по проделанной работе как для участников, так и для самого тренера, подготовка участников к процессу завершения тренинга. У участников вырабатывается осознание того, что группа завершает свою работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.014 с.)