Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шерстобитова ирина валерьевна, педагог-психолог мбдоу «детский сад комбинированного вида П. Чагода», пгт чагода
Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Только сплоченная группа способствует самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений, что в сочетании с конструктивным отношением к критике является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позициях участников. Групповой сплоченности содействуют: соперничество с другими группами; правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками; ожидание ими несомненной пользы от участия в тренинге; престиж группы и ее ведущего; положительная мотивированность участников. Таким образом, при комфортном микроклимате в группе, ее участники обретают уверенность, стремятся плодотворно работать. Включенные упражнения на профилактику профессионального и эмоционального выгорания помогают достичь поставленную цель тренинга, т.к. мотивируют участников на поиск ресурсов и положительный настрой. Игровые методы – одни из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, построение эффективного командного взаимодействия, формирование благоприятного психологического климата, профилактика профессионального и эмоционального выгорания, поиск ресурсов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Формировать навыки командной творческой работы; 2. Формировать доверительные отношение в коллективе; 3. Развивать умение работать в команде; 4. Развивать межличностную чувствительность и взаимопонимание; 5. Совершенствовать умение согласовывать свои действия при совместной деятельности с участниками тренинга. Парадигма данного тренинга – тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование навыков командной работы и профилактика профессионального и эмоционального выгорания участников тренинга (педагогического коллектива ДОУ)
Диагностический блок: Цель: при помощи специальных методик выявить проблемные зоны взаимодействия в работе воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения. Методы: анкетирование педагогических работников «Психологический климат в педагогическом коллективе», опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание Н.Е.Водопьянова, Е.Старченкова Установочный блок: Цель: создание установки у воспитателей и специалистов на активный рабочий процесс. Методы: предоставление результатов анкетирования участникам психологического тренинга, беседа. Коррекционный блок: Цель: формирование доверительных отношений между участниками психологического тренинга. Методы и приемы: подбор специальных игр и упражнений, на основе которых составляется тренинговая программа, которая будет проводится психологом- тренером в группе, участниками которой являются воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения. Оценочный блок: Цель: общая оценка эффективности проделанной работы, изменение динамики развития. Методы: личные наблюдения, диагностические данные, данные заключительных собеседований с каждым участником.
Условия формирования группы тренинга: 1. Количественный состав тренинговой группы составляет 15 человек; 2. Качественный состав группы: гомогенный 3. Возрастной период: от 20 до 55 лет; 4. В группу входят участники, психически адекватные и не имеющие отклонений от нормы; 5. В группу включаются участники, которые принимают тренера и воспринимаются другими участниками группы.
Рекомендуемый режим работы группы полузакрытый или закрытый 1. Закрытый режим работы предполагает, что участники могут входить в группу только в течении первых трех занятий; 2. Полузакрытый режим работы предполагает, что после начала работы новый человек в группу не включается, а пропускающие занятия участники включаются в группу только с согласия остальных участников. Рекомендуется проводить занятия 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 2 часа (перерыв 10 минут через 1 час тренинга). Программа рассчитана на 16 часов (8 встреч в течение 8 недель).
Пространственная организация тренинга: 1. Тренинг проводится в специально оборудованном помещении (просторное помещение без лишней мебели, высота потолков 3 метра, мягкое покрытие на полу, наличие специальной мебели); 2. Тренинг предполагает использование раздаточного материала (раздаточный материал готовится заранее). Важно придерживаться принципа избыточности, т.е. необходимо многократное и систематическое повторение упражнений, направленных достижение поставленной цели, также следует учитывать динамику групповой работы и особенности участников группы.
Успех тренинга в большей степени зависит определяется соблюдением специфических принципов работы группы: 1) Принцип конфиденциальности – любая информация не разглашается и не обсуждается за пределами группы; 2) Принцип психологической безопасности – необходимо применять все меры предосторожности против физической, моральной и психологической травмы; 3) Принцип соответствия содержания заявленной цели; 4) Принцип активности – реальная включенность в групповое взаимодействие; 5) Принцип «Здесь и теперь»; 6) Принцип добровольного участия – внутренняя заинтересованность участников в изменении своего «Я», своего поведения; 7) Принцип сотрудничества – все решения принимаются в группе с максимально возможным учетом интересом всех её участников; 8) Принцип доверия – взаимоуважение участников тренинга; 9) Принцип самодиагностики – отслеживания своего состояния в группе; 10) Принцип информированности – участников заранее информируют о той работе, в которой они будут участвовать; 11) Принцип моделирования – моделируются ситуации, где демонстрируются как негативные, так и позитивные формы поведения; 12) Мера искренности – человек самостоятельно определяет свою меру искренности; 13) Принцип объективизации поведения – поведение участников тренинга переводится с неосознанного на осознаваемый уровень и поддерживается на нем на протяжении всего тренинга.
Методы, используемые в работе: § Метод анализа ситуаций § Групповые дискуссии § Ролевые игры § Игровые методы § Информирование § Диагностические процедуры § Проблемные задачи § Мозговой штурм § Домашнее задание § Рисование Как правило, в структуре тренинговой программы можно выделить следующие этапы: Начальный этап работы. Включает в себя процедуру знакомства участников, вводную беседу (разъяснение участникам тренинга что такое тренинг, какая работа предстоит и какие при этом будут решаться задачи. На этом же этапе работы вводятся правила работы в тренинговой группе, проводятся несложные упражнения, направленные на формирование интереса к занятиям, сплочение группы. Продолжительность этапа – 1 занятие (2 часа). Основная часть работы. В начале основной части программы преимущество отдается относительно простым упражнениям, направленным на сплочение группы, повышение эффективности совместной деятельности, формирование взаимного доверия участников тренинга. В дальнейшем упражнения усложняются – продолжительность данного этапа 7 занятий (14 часов). Завершающая часть работы. Подведение итогов, получение углубленной обратной связи по проделанной работе как для участников, так и для тренера. Планирование реализации полученных умений в ходе тренинга в реальной жизни. Продолжительность этапа – 1 занятие (2 часа).
Таблица 1. Задачи этапов, используемые на каждом этапе методы и психологические механизмы методов.
Перейдем к описанию содержания каждого этапа тренинга. Первый этап традиционно является организационным, начальным. Его цель организовать благоприятные условия для работы группы, сориентировать её участников в специфике тренинга как методе обучения, ознакомить с его основными принципами, принять правила работы группы, провести процедуру знакомства, установить позитивный эмоциональный контакт через создание условий раскрепощения членов группы и закрепить мотивацию на сотрудничество в коллективе. Правила поведения в тренинге: обязательное участие во всех занятиях группы, не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы, право каждого члена группы сказать «стоп», каждый участник говорит за себя, от своего имени, не критиковать и признавать право каждого на свое мнение. На данном этапе используются: вводная беседа, игры на знакомство, игры на формирование взаимного доверия и сплочение, игры, направленные на снятие тревожности и напряженности участников. Рассмотрим содержание работы второго этапа, который содержит 3 цикла. Первый цикл направлен на развитие умения использовать разнообразные способы получения и обработки информации в кругу участников коллектива. Цель второго цикла- развитие умения аналитически, творчески и проблемно мыслить в составе коллектива. Цель третьего цикла – формирование навыков командной и творческой работы. Третий этап является завершающим. Задачи этапа: подведение итогов тренинга, самоанализ проделанной работы, получение углубленной обратной связи по проделанной работе как для участников, так и для самого тренера, подготовка участников к процессу завершения тренинга. У участников вырабатывается осознание того, что группа завершает свою работу.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.014 с.) |