Глава I. Искусство как феномен художественной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Искусство как феномен художественной культуры.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО

ТЕОРИИ ИСКУССТВА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ХГФ.

 

 

Витебск. 2009

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»

 

Дидактические материалы по курсу теории искусства для студентов ХГФ

 

Методическое пособие для студентов

художественно-графического факультета

ВИТЕБСК. 2009

 

Печатается по решению редакционно-издательского Совета Витебского государственного университета им. П. М. Машерова.

 

 

Составитель: Лазаренко С.Н., старший преподаватель кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета.

 

 

Рецензент:  Кандидат искусствоведения, доцент Медведский С.В.

 

 

Учебно-методическое пособие по теории искусства для студентов ХГФ. Учебное пособие. – Витебск, 2009 г. - 144 с.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов художественно-графического факультета.

В пособии освещаются основные вопросы, связанные с теоретическими вопросами понимания специфики разных видов пластических искусств, даются рекомендации для применения теоретических знаний на практике, при восприятии и анализе произведений искусства.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4

ГЛАВА I. Искусство как феномен художественной культуры.

1.1. Содержание термина «искусство». Задачи, функции искусства………………………………………………………5

1.2. Виды и жанры пластических искусств…………………….13

ГЛАВА II. Средства создания художественного образа в искусстве.

2.1. Понятие о художественном образе…………………………25

2.2. Содержание и форма в искусстве…………………………..27

2.3. Специфические средства художественной выразительности......................................................................34

ГЛАВА III. Характеристика творческого метода, стиля, направления, течения, школы в искусстве.

3.1. Понятие о творческом (художественном) методе………...41

3.2. Стиль в искусстве……………………………………………46

3.3. Направление, течение, школа в искусстве………………...53

ГЛАВА IV. Характеристика отдельных видов пластических искусств.

4.1. Характеристика архитектуры………………………………58

4.2. Анализ архитектурного произведения……………………..70

4.3. Характеристика скульптуры………………………..………78

4.4. Анализ скульптурного произведения………………………86

4.5. Характеристика живописи…………………………………..95

4.6. Анализ живописного произведения……………………....110

4.7. Искусство графики………………………………………....118

4.8. Декоративно прикладное искусство и дизайн…………....131

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………..…143

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ХГФ, изучающих дисциплину «история искусств».

В первую очередь оно адресовано второму курсу, который только начинает изучение этого предмета, поэтому содержание пособия максимально отражает рабочую программу третьего семестра.

Материал пособия разделён на ряд глав, внутри которых, в свою очередь, есть собственные рубрики.

Содержанием текста стали основные теоретические вопросы, без знания которых невозможно в дальнейшем изучать историко-художественное развитие мирового искусства. Несмотря на то, что у многих студентов есть начальные сведения об истории и теории искусства, они зачастую поверхностны и не отвечают задаче грамотного понимания и суждения об искусстве.

В каждой из глав пособия изложено содержание конкретного вопроса и ряд методических указаний для лучшего понимания проблемы; даётся список критической литературы.

Данное пособие не ставит целью заменить собой учебник, цель – помочь изучающему искусство сориентироваться в большом количестве специальной литературы по теории искусств, облегчить задачу самостоятельного постижения сущности терминов и понятий искусства.

Знание отличительных черт каждого вида пластических искусств позволяет каждому быть «просвещённым» зрителем, а студентам художественно-графического факультета – более творчески решать учебные задачи.

 

 

ГЛАВА I. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Содержание термина “искусство”. Задачи, функции искусства.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальные потребности человека, воссоздавать окружающую действительность в формах человеческой чувственности.

Искусство как феномен культуры основано на видимом тождестве образа и предмета, изображения и изображаемого. Это тождество имеет идеальный характер, является результатом отражения действительности в сознании человека. Оно является также продуктом исторически развившейся способности человека воплощать идеальный образ в материальной форме, делать доступным для восприятия других людей.

В процессе исторического развития под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты».

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

Наука, изучающая проблемы искусства – искусствоведение. Искусствоведение (искусствознание) – комплекс общественных наук, изучающих искусство, его специфику, возникновение, закономерности развития, роль в истории общественного сознания.

Искусствоведческие науки включают: литературоведение, музыковедение, театроведение, а также искусствоведение в узком и наиболее употребительном смысле, т.е. науку о пластических (пространственных) искусствах (архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн, художественная фотография).

Искусствоведение складывается как наука из трех частей: теории искусства, истории искусства и художественной критики. Родоначальником истории искусств принято считать Джорджо Вазари (1511-1574гг.), итальянского живописца и архитектора эпохи Возрождения, создавшего первый труд в этой области: «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В XVIII в. складывается теория искусств (немецкий просветитель Иоахим Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист Дени Дидро).

В ХХ в. проблемами искусства занимаются и такие современные науки, как эстетика, культурология, социология и психология.

Наш годичный курс будет состоять из курса теории искусств в первом семестре и курса истории искусства Древнего мира во втором семестре.

Теория искусства изучает широкий круг вопросов идейного содержания, художественного метода, художественной формы, средств выражения, специфики искусства в его жанрово-видовом развитии и др.

История искусства – раздел искусствознания, изучающий процесс развития пластических искусств со времени их зарождения до наших дней. Работы исследователей истории искусства освещают развитие искусства отдельных эпох, народов, видов и жанров. Начало научного изучения истории искусств восходит к античности (Плиний Старший, Платон); в эпоху Возрождения первым автором жизнеописания художников стал Д. Вазари.

И. Винкельман – основатель научной истории искусств в XVIII в. Он представил развитие античного искусства как процесс смены стилей, обусловленный эволюцией общества, впервые обратив внимание на то, что развитие искусства идет не стихийно, а в стилевом русле.

В XIX в. создаются фундаментальные исследования в области искусствознания. В к. XIX – нач. XX в. Генрих Вельфлин, Макс Дворжак, Лионелло Вентури, Эрвин Панофски и др. разработали научную методику искусствознания. В России известны выдающиеся историки искусства – А. Бенуа, Б.Виппер, М. Алпатов, В. Лазарев, Д. Сарабьянов и др.

Современная история искусств базируется на всесторонних исследованиях

искусства разных стран, народов и исторических периодов, на обширных археологических находках, атрибуциях.

Один из важнейших вопросов искусствознания – вопрос о специфике искусства, его классификации, задачах и функциях.

Рассмотрим следующие вопросы:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятия «искусство»;

ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ искусства;

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ искусства.

Существует множество определений искусства. Например: «Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека» (8; С. 144). Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение эпохи. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми, и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах; рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие; как проявление иррационального и бессознательного начала в человеке; видели в нем способ самовыражения человечества через личность художника (8; С. 145).

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.

В самом широком смысле понятие «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего общественного развития под искусством стали понимать специфическую творческую деятельность, направленную на постижение мира и человека. Здесь также решающее значение имеет мастерство, но мастерство и умение особого рода.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же преимущественно выражают идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Традиционно утверждается, что искусство – одна из форм общественного сознания. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности.

Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством духовного, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру и др.

Важнейшая особенность искусства в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях и непреложных фактах, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме художественных, типических образов. Создавая художественный образ (а это – цель работы любого мастера), выявляя общие, существенные черты действительности, художник передает их через индивидуальные характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают неповторимые черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство – специфическое общественное явление. Искусство отличается от других форм общественного сознания тем, что его идейное содержание есть содержание эстетическое; искусство есть мышление в образах.

Искусство не слепок с жизни, а ее вероятность, ее наиболее возможный вариант. Искусство – это художественное освоение мира.

Предмет искусства – духовный мир, выражающий сущность человека, и это самый главный и самый интересный предмет искусства.

Объект искусства – человек, его духовность и отношение к миру. Объекты познания искусства не отличаются от объектов познания науки – это природа, человек, общественная жизнь, – короче, действительность. Но есть отличие: восприятие и трактовка объектов действительности в искусстве двупланово, они выступают в единстве объективного и субъективного.

Искусство полифункционально. Оно выполняет ряд задач: познает, воспитывает, радует и волнует, оказывает мощное эмоциональное воздействие на людей, в общем, имеет ряд функций. Рассмотрим их.

Функции искусства (2):

1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Искусство – действие, преображение, творчество в соответствии с идеалами художника.

2) Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Искусство является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача навыков мышления, их обобщения, осмысления; формирование системы взглядов.) Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3) Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство – художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном свойстве искусства основывается его современное восприятие как знаковой системы, несущей информацию.

4) Воспитательная функция. (Формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Предполагается внушение определенного строя мыслей и чувств, эмоциональное воздействие художественного произведения на человеческую психику.

6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция – ничем не заменимая специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым пробуждать его творческий дух, формировать творческое начало личности.

7) Гедонистическая функция (искусство как наслаждение). Это радость приобщения к творчеству, к великим порывам художественного вдохновения и одновременно это ощущение искусства как особой условности с явным игровым компонентом.

В XIX и XX вв. на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Будучи облечены властью, идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т.е. уже псевдоискусством) и самой идеологией. Т.н. «массовое искусство» захватывает публику, предлагая приятно провести время. Серьезное же искусство требует душевной работы, знаний об искусстве, и это многих отпугивает и останавливает. На этом фоне выдвигается эрзац-искусство – кич (от нем. жаргонного «халтура») – образчик безвкусицы, подделки под высокое и знакомое искусство, пример заигрывания с нетребовательным обывателем (чайник в виде лежащей кошки, кошки-копилки, пепельница с изображение Моны Лизы на донышке и мн.др.). Образчики массового художественного ширпотреба эпохи потребления портят вкус и дезориентируют человека.

Искусство взаимодействует с другими видами и формами культуры:

1) Искусство и политика.

Рассмотрим это положение в двух его основных проявлениях:

· Политика государства в отношении искусства и его творцов. Здесь может быть два основных варианта взаимоотношений: либо поддержка государством искусства и его творцов, либо индифферентное отношение к нуждам искусства.

· Отношение творцов искусства к политическим событиям в стране. Особенно актуально это проявление социальной активности позиции творца на современном этапе политизации культуры и общества в целом.

2) Искусство и философия.

Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им.

Специфическое философское познание действительности через искусство мы видим в искусстве модернизма (использование философских идей экзистенциализма, психоанализа, иррационализма в искусстве сюрреалистов; в экспрессионизме; искусства в дадаизме и др.).

3) Наука и искусство.

Начиная с эпохи Ренессанса научные, точные знания вытесняют эмпирические и богословско-фантастические представления средневековья. Широкое вхождение в художественную практику прямой перспективы, знаний по пластической анатомии, физике и механике означало начало процесса неумолимого поворота искусства к реалистической достоверности.

4) Искусство и техника.

Взаимодействие этих ветвей культуры привело к возникновению, начиная с рубежа XIX и XX вв., новых видов искусства: художественного фото, кино, телевидения, эстрады, компьютерной графики и электронной музыки.

В современном развитии искусства очевиден процесс взаимодействия разных видов искусства; здесь четко обозначились две тенденции:

- сохранения суверенности каждого вида искусства;

- тяготение к синтезу, союзу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо они ведут не к поглощению одних видов искусства другими, а к их взаимовлиянию и взаимообогащению.

Взаимоотношение различных видов искусства – явление весьма характерное и полезное для развития искусства. Но оно имеет свои особенности, его формы исторически подвижны и изменчивы. Ни один из видов искусства своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Такое взаимодействие, синтез искусств – это идейно-творческий, образный союз пластических искусств, направленный на создание высокохудожественного, емкого художественного образа. Традиционный союз архитектуры, пластики и цвета мы находим в классическом европейском искусстве XVII – XIX вв. Взаимосвязь, взаимообогащение видов искусства всегда лежали в основе принципов синтеза искусств (искусство Древнего Египта, античной Греции, искусство готики).

Вопрос о том, есть ли развитие в искусстве, в чем оно заключается, имеет давнюю историю и до сих пор он не разрешен. Думая о том, что искусство есть способ познания окружающего мира, и границы его познания постоянно расширяются, мы можем говорить о поступательном характере его развития.

Существуют ли какие-то закономерности в смене стилей и направлений, можно ли говорить в этом смысле о развитии искусства и тем более – о прогрессе в искусстве? Можно ли считать, например, что искусство барокко лучше готики, а искусство XX века – высочайшее художественное явление мирового искусства?

Вопрос об изменениях в искусстве, о движении искусства вперед не решается однозначно. Чем вызваны такие изменения, как эпоха влияет на развитие искусства, чем обуславливается подъем в состоянии искусства на определенных этапах его бытия, – все это не риторические вопросы. Ответы на них помогают, в том числе обдуманно ответить на вопрос о развитии искусства. Рассматривая этот интересующий многих вопрос многопланово, можно прийти к выводу о преемственности и динамике художественной культуры, о ее изменении, развитии и это увидится нами не только в появлении новых материалов и техник работы, но и в новых мироощущениях, новых художественных задачах, решаемых на каждом последующем этапе исторического развития.

На современном этапе развития искусства мы видим процесс усложнения понимания (и воплощения) темы действительности и, как результат – появление новых синтетических жанров искусства (светомузыка, художественное конструирование, компьютерная графика).

Идет процесс совершенствования технических приемов, способов работы, внедряются новые технологии. В то же время искусство не теряет своей специфики. Таким образом, осуществляется процесс преемственности в развитии искусства, идёт постоянный поиск новых тем, образов, художественных средств выразительности. В этом также можно видеть процесс поступательного развития искусства.

Большая роль искусства в жизни объясняется тем, что подлинное искусство никогда не возникает в стороне от жизни. Являясь одной из форм общественного сознания, отражая в художественных образах богатство и многообразие окружающего мира, сложнейшие проявления жизни человеческого духа, искусство обладает следующими главными функциями:

Познавательной, воспитательной, эстетической, коммуникативной.

Искусство – могучее средство духовного обогащения человека. В этом, собственно, и состоит его великая воспитательная функция. Искусство помогает человеку стать личностью, оно делает его жизнь более осмысленной и возвышенной, раскрывает перед ним новые горизонты.

«Высекать огонь из сердец людей» – так определил благороднейшую и высочайшую задачу искусства Бетховен.

Подлинное искусство заставляет нас сопереживать героям произведений, искусство воздействует не только на наш разум, но и на наши чувства.

 

Литература к подглаве 1.1.

1. Афасижев М. Западноевропейские концепции художественного творчества. М., 1990.

2. Борев Ю. Эстетика. М., 2002.

3. Ванслов В. Искусствознание и критика. Л., 1988 г.

4. Ванслов В. Что такое искусство. Л., 1988 г.

5. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994 г.

6. Джинджихашвили Н. Искусство и прогресс. Философско-социологический анализ. Тбилиси., 1977.

7. Елатомцева И. Теоретическое обоснование изобразительного искусства.Мн., 2007 (скульптура, живопись).

8. Ильина Т. Введение в искусствоведение. М., 2003 г.

9. Искусство в системе культуры. Л., 1987 г.

10. Каган М. Морфология искусства. Л.,1974.

11. Кантор К. Тысячеглазый Аргус. Искусство икультура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм. М., 1990.

12. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў. Мн., 2000 г.

13. Пушнова Ю. Теория и история искусства. Конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006.

14. Современный словарь – справочник по искусству. М., 1992 г.

15. Хогарт В. Анализ красоты (теория искусства). Л., 1987.

16. Энциклопедический словарь искусства. М., 1997 г.

 

Архитектура.

Архитектура (лат. аrchitectura, от греч. аrchitecton - строитель), или зодчество – система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также и само искусство создавать эти здания и сооружения. Архитектура составляет необходимую часть средств материального производства. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведениями архитектуры являются как здания с организованным внутренним пространством, так и ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых городских пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой – градостроительство.

Важнейшим средством практического решения функций и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем, она лежит в основе использования той или иной архитектурной конструкции. А от конструктивного решения во многом зависят и прочность, и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. В ходе развития строительной техники появлялись новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, и на первых порах они могли вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере освоения новых конструкций, определяемые ею обновленные формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в нечто естественное и закономерное.

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли, например, на современную архитектуру. Особое значение здесь имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанными с процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства, с введением стандартизации, с использованием унифицированных конструкций и деталей.

Основные средства создания художественного образа в архитектуре – формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространственной композиции (в т.ч. это и решение интерьера) используются разнообразные подходы: принцип симметрии или асимметрии, нюанс или контраст в соотношении отдельных элементов, ритмические соотношения общего и детали и т.д. Архитектоника решает проблему образного звучания строительной конструкции и материала. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого по отношению друг к другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также работа с цветом и освещением, обыгрывание свойств фактуры материала. Целостная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, называется архитектурной композицией.

Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. Главные критерии в полноценном архитектурном образе – триединство качеств архитектуры: польза, прочность и красота.

Скульптура.

Скульптура (от лат. sculpo – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика, – вид искусства, основанный на принципе объемного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), ещё реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка, положение объекта в пространстве, передача его движения, позы, жеста (если это изображение человека), светотеневая моделировка, усиливающая выразительность форм, архитектоническая организация объемов, визуальные впечатления от его массы, пластические соотношения, выбор пропорций, характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма строится в реальном трехмерном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой, на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей того или иного объекта изображения.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой группы, обычно требующей кругового обзора, и т.н. скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Рельеф по степени взаимодействия с фоном (основой) подразделяется на низкий рельеф (барельеф) и высокий рельеф – почти круглую пластику – барельеф.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную, станковую и т.н. скульптуру малых форм. Монументальная скульптура имеет ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений (памятник, стела, надгробие). Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками (орнаментальные и сюжетные композиции в интерьерах и интерьерах).

Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Она предназначена для залов выставок, музеев, для жилых интерьеров, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры: её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем другим видам пластики, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Назначение и содержание каждого скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор материала для работы скульптора.

Графика

Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком. Действительно художник рисует на бумаге, и тем же самым, чем пишет, – пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством графики является не живописное богатство цвета, а линия, штрих, пятно, а также особое, бережное отношение к бумажной основе – плоскости и одновременно пространству графической работы.

Графика – искусство рисунка. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи других цветов. В графике используется также рисунок пятнами – изобразительное средство, широко примененное, например, в графических листах Мезереля и Пророкова.

Художники-графики могут создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединённых общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика, как искусство необычайно лаконичное, своими скупыми средствами может дать и действительно даёт не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем живопись.

Графику можно разделить на станковую и прикладную. Станковая графика, например, рисунок, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те виды графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например, промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка – книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т.д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление.

Графика – необычайно оперативное искусство, оно идет по следам событий жизни и все в большей мере входит не только в общественную жизнь, но и в быт людей.

Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и в конце текста и т.д.). Иллюстрация ставит задачей раскрыть идеи и образы произведений, внутренне соответствовать его глубинному содержанию. Иллюстрации, созданные советскими иллюстраторами Д.Шмариновым к «Войне и миру» Л.Толстого, О.Верейским к «Тихому Дону» М. Шолохова, Кукрыниксами к сочинениям А. Чехова, обогатили наше понимание и эмоциональное восприятие образов этих произведений. Однако книжная иллюстрация – не простое сопровождение литературного текста, переведенного на язык графики, а самостоятельное художественное произведение, результат подлинного творчества художника-иллюстратора.

Особое место в искусстве графики занимает плакат – большое публицистическое, агитационное, информативное искусство, отличающееся ясностью решения темы, броскостью, органичным сочетанием рисунка и текста.

Расширение круга воспроизводимых явлений жизни, большая смысловая нагрузка, жанрово-видовое разнообразие, поиск новых технических средств выразительности – отличительные свойства современной графики.

Живопись.

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо основу. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, создает свои идейно-философские и эстетические концепции.

Живопись отражает и в свете тех или иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя их переживать действительность, изображенную художником, она служит действенным средством общественного воспитания. Многие произведения живописи обладают также документально-информационной ценностью.

В силу наглядности образа оценка жизни художником, его мировоззрение приобретают особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков и фактуры поверхности, что позволяет ей с недоступной другим видам искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, световоздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все явления реально



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.193 с.)