Г.П.Белоконев, А.С. Веремчук, Т.А.Кудинова, Е.Г. Тихомирова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.П.Белоконев, А.С. Веремчук, Т.А.Кудинова, Е.Г. Тихомирова



Г.П.Белоконев, А.С. Веремчук, Т.А.Кудинова, Е.Г. Тихомирова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Часть 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Ростов-на-Дону

2015

УДК 008

ББК 710 (08)

 

Рецензент: заведующий кафедройгуманитарных дисциплин Ростовского филиалаРоссийской таможенной академии А.Н. Бурлуцкий

 

 Белоконев Г.П., Веремчук А.С., Кудинова Т.А., Тихомирова Е.Г.

 

К88    Культурология. Часть 1. Теория культуры: учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2015. – 132 с.

Пособие представляет собой краткий теоретический курс культурологических знаний. Рассматриваются вопросы становления и развития культуры, представлен обзор культурологических концепций и характеристика концептов культуры. Актуализируются важнейшие проблемы культурного процесса, разрешение которых способствует совершенствованию логики мышления и формированию системы мировоззренческих, духовно-нравственных, эстетических ценностей и идеалов.

Предназначено для обучающихся по техническим и экономическим направлениям подготовки дневной и заочной формы обучения. Электронная версия находится в ЭБС РГСУ.  

                                                                                                  УДК 008

                                                                  © Ростовский государственный                                                        строительный университет, 2015

© Белоконев Г.П.,Веремчук А.С., Кудинова Т.А., Тихомирова Е.Г.

 2015

ВВедение

  Культурология, как учебная дисциплина, является важной составляющей общекультурного блока вузовской программы, основной задачей которой является формирование культуры личности будущего специалиста, целостности и глубины его взглядов в столь широкой и общезначимой области, как культура.

Культурология как наука, всесторонне осмысливающая феномен культуры, разрабатывает методологические подходы к ней, теорию и методы исследования отдельных явлений и культуры в целом. Именно целостность в подходе к культуре определяет специфику культурологии как области научных знаний и учебной дисциплины, ее теоретическую и практическую направленность.

Проблемы культуры в конце XX – начале XXI века приобрели острый характер, поскольку стало очевидным, что выдающиеся достижения технического прогресса оборачиваются катастрофическими последствиями для человека, если не происходит соответствующего развития культурных доминант. Кризис, переживаемый культурой, оказался вызван утратой гуманистических ценностей, подчинением системы культурных доминант потребительским интересам, быстрой сменой облика мира, характера и способа человеческого общения, производственной деятельности. Сам ход исторического процесса в Новейшей эпохе стал непредсказуемым, поэтому решить проблемы культурного бытия, ответить на смысложизненные вопросы оказалось возможным только через осознание фундаментальных гуманистических культурных позиций (бережного отношения к природе и артефактам культуры, уважению к истории своего народа и человечества, заботе о близких людях и пр.).

Культурология – дисциплина гуманитарного цикла, включающая в себя поле многообразных возможностей, суть которых заключается в постижении человеком самого себя через исследование генеза культуры как феномена, актуализирующего разумное человеческое начало. Осознание значения гуманистических ценностей в динамике современной цивилизации содействует воплощению нравственных обязательств по отношению к природе, обществу и культурному наследию.

Тематическое содержание пособия направлено на усвоение знаний, представляющих собой основу для саморазвития в последующей профессиональной жизни, и способствует формированию всесторонне развитой личности, её социально значимых таких черт, как ориентация в системе общечеловеческих ценностей и учет различных социальных, национальных, религиозных особенностей культуры человечества. Изучение практического материала данной дисциплины призвано оказать влияние на формирование культуры мышления, составляющими которой являются умения воспринимать, анализировать, обобщать информацию, ставить цель и выбирать путь её достижения в соответствии с социально-значимыми принципами нравственности и морали.

Цель данного пособия заключается в том, чтобы сформировать целостную картину развития представлений о культуре, функциях культуры, истории мировой культуры, культуры России и способствовать совершенствованию логики мышления, системы мировоззренческих, духовно-нравственных, эстетических ценностей и идеалов, осознанию цели и смысла своей деятельности, места и роли активной гражданской позиции как будущего специалиста в обществе.

В трактовке поставленных данным пособием проблем отражён уровень культурологических разработок в стране и учтён уровень преподавания культурологии в российских вузах.

 

 

1. Культурология как наука и ее понятийный аппарат 1.1. Генезис и онтология термина «культурология»

Термин «культурология» представляет собой синтез латинского слова cultura и греческого logos, значение последнего хорошо известно каждому как ‘учение’. В научном мире этот термин появился в середине XX века благодаря американскому антропологу Лесли Уайту (1900 – 1975). Именно с этого момента началось становление культурологии как самостоятельной науки. Однако это не означает, что культурологические проблемы были не интересны научному миру. Эти проблемы осмысливались многими науками: историей, социологией, психологией, антропологией, этнологией[1], этнографией[2], искусствоведением, семиотикой, филологией и философией. Такое многообразие теоретических и исторических исследований обусловлено многогранностью самого изучаемого феномена – культуры. Ведущую роль в изучении явлений культуры, в разработке теории о данном сложнейшем социальном феномене выполняла философия. Именно философия первой сделала акцент на том, что в границах мировоззрения формируется культура, как совокупность порядков, объектов, ценностей, образов, созданных человеком посредством специфической деятельности в дополнение к природе.

В российскую практику термин культурология введён в начале 90-х гг. XX века для обозначения науки, которая исследует концептуальные проблемы теории и истории культуры, а также всё многообразие культур и культурную жизнедеятельность человека. В современной литературе дефиниция понятия культурология представлена как система знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

Культурология освещает предпосылки своего становления как самостоятельной науки и проблемы возникновения и развития теории культуры. Предпосылками культурологии как науки явились два вида факторов: первый – историко-фактологический материал, изложенный в работах по всеобщей истории, этнографии, по истории различных видов искусства, архитектуры, строительства, науки, техники и т.п.; второй – теоретические работы по философии, социологии, эстетике, этике, науковедению и т.п.

Культурология – молодая наука, которая находится в стадии становления, на этапе разработки своего собственного понятийного аппарата. Каждая наука разрабатывает и оперирует своими, присущими только ей, научными терминами и категориями. Теория культуры также разрабатывает и осмысливает свою совокупность абстракций, например: сущность культуры, генезис культуры, структура культуры, цивилизация и т.п. Кроме того, это ряд дополняется и такими важными понятиями курса, как символ, архетип, культурная норма, традиция, язык, символы культуры (дефинициикоторыхявляются предметом соответствующих тем курса), артефакт культуры и др. Ср.: артефакт [3] культуры – это собственно специфическая категория культурологии, под которой понимается весь искусственный мир, созданный разумом человека, имеющий знаковое или символическое содержание. Это материальный мир (вещи, техника, одежда, утварь, жилище и т.п.) и явления духовного порядка (теории, фольклор, произведения искусства и литературы и т.п.). Культурология исследует природу артефактов и отношения между людьми, складывающиеся в процессе создания артефактов культуры. Артефакты в культуре выступают в качестве элементарных единиц при изучении различных аспектов культуры.  С помощью артефактов выявляется их связь с активностью человека, они позволяют проанализировать процесс замысла, создания и использования неприродных объектов, их главные характеристики и вкладываемый культурный смысл.

Таким образом, теоретические работы и историко-фактологические исследования в области науки, техники и различных видов искусств (архитектура, живопись, литература, музыка и пр.) обусловили становление культурологии в качестве науки. Как учебная дисциплина, культурология репрезентирует изучение проблем путем ознакомления с определенным кругом удивительных шедевров прошлой и современной культуры и логического осмысления её закономерностей в развитии сквозь призму истории.

 

 

Генезис культуры

Формы и функции культуры

Исследованием типичных форм культуры, строения культуры как целого занимается особый раздел культурологии – морфология культуры. В ходе исследования культурных форм были выделены материальная и духовная культура, этническая и национальная, массовая и элитарная, народная, маргинальная и контркультура, социальная и физическая.

Материальная культура – результат деятельности человека, его искусственная сфера обитания. Например, экономическая культура отражает характер деятельности человека в обществе, воплощаемой в производстве, системе экономической деятельности; хозяйственная культура – творческая деятельность по созданию условий жизни.

Духовная культура – идеология, мораль, духовное общение, творчество, религия. Эта форма культуры обладает чертами проективности, познавательности, ценностной ориентированности. Например, моральная культура – нормативная ориентация человека к человеку и к миру; художественная культура представляет собой единство творческой деятельности, ценностей и их потребления; религиозная культура определяется деятельностью восхождения к духовному абсолюту – Богу.

Этническая культура – культура одной группы людей, имеющих общее происхождение, связь с принадлежностью к расе, языку, религии, традициям, то есть этническая культура – единство крови, почвы и менталитета. Определяющим национальную культуру является территориальное единство, а этническая принадлежность значения не имеет.

Массовая культура – культура общественной стандартизации, это система управления сознанием, интересами, потребностями; в основании массовой культуры лежит принцип товарности; она рассчитана на широкий спрос, средний вкус; обладает чертами эффектности, образности. Элитарная культура, напротив, рассчитана на духовное потребление, обладает сложным языком; имеет идеологию, формирует особый социальный порядок, отражая социальные притязания личности, а также обладает высоким уровнем специализации.

Народная культура базируется на художественных традициях, образах-архетипах свойственных коллективному бессознательному; маргинальная культура – пограничная, периферийная культура, отличная от доминирующей, она возникает в связи с резким изменением условий жизни, при затруднениях с идентификацией (принадлежностью к какой-либо принятой системе ценностей). Контркультура – противопоставление субкультурных ценностей доминирующим.

Социальная культура – это культура отношений, складывающихся в обществе и реализующихся через социальные институты (ср.: политическая культура, правовая культура). Физическая культура, как сфера социальной деятельности, направлена на сохранение и укрепление здоровья. 

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, они обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют все формы индивидуальной активности человека. В истории культуры меняются формы культуры, а функции остаются неизменными, так как отражают в своем содержании сущность культуры. Среди главных функций выделяются следующие:

· функция трансляции социального опыта призвана передавать социальный опыт от поколения к поколению, от одной эпохи к другой;

· регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права;

· познавательная (гносеологическая) функция не только накапливает знания о мире, но и формирует способы и механизмы познания всего окружающего;

· ценностная (аксиологическая) функция культуры заключается в формировании определенных ценностных потребностей и ориентации человека различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности;

· функция преемственности определяет деятельность каждого нового поколения в соответствии с имеющимся уровнем культуры, достигшего предыдущим поколением;

· ф ункция самобытности (неповторимости, уникальности) каждого народа, обладающего собственной культурой, вносит самобытный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений. Многообразие культур является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа, потеря завоеваний любого народа приносит ущерб всем;

· функция традиции выступает какспособ сохранения культуры. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, стабилизирующие общество, обеспечивающие воспроизводство прошлого в настоящем, дающие возможность опираться живущим на опыт прошлого;

· ф ункция новации – способ обновления культуры с целью совершенствования и преобразования мира (традиции и новации взаимодополняют друг друга);

· адаптивная функция культуры обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, поскольку биологическая незавершенность, неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий существования. Это формы хозяйства, обычаи, конкретные культурные феномены и артефакты, способствовавшие выживанию и развитию человека;

· коммуникативная функция культуры формирует условия и средства человеческого общения;

· интегративная функция культуры объединяет народы, социальные группы, государства посредством распространения ценностей и идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. Ср. широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями, наукой, национальными традициями, идеологией, языком, книгами, музыкой, средствами массовой информации, модой, Интернетом и т.д.;

· функция социализации культуры способствует включению индивидов в общественную жизнь, усвоению ими социального опыта, знаний, ценностей, принятых норм поведения. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции.

В понимании культуры, ее функций следует исходить не из внешних признаков, а из ее сущности. Культура является основой и источником формирования всесторонне развитойличности, основой становления ее интеллекта и, соответственно, разумного образа жизни людей, утверждающих уважение и человеколюбие. 

 

НОРМЫ И ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Нормы культуры

Общество есть конгломерат индивидов, личностей, объединенных в более или менее устойчивые группы, слои и классы, нации и народы, которые постоянно находятся в различных связях и отношениях между собой. Причем общество – это не просто объединение людей. Оно является таким их конгломератом, который включает все достижения, созданные трудом и умом многих поколений людей. Связи и отношения регламентируются, поддерживаются и осуществляются в согласии с исторически выработанными и постоянно обогащающимися социальными нормами – правилами и привычками, традициями и обычаями, принципами и законами и т.п.

Культурные нормы есть определённые образцы, правила поведения, действия, познания. В толковых словарях обычно указываются два значения слова «норма»: 1) узаконенное установление, признанный обязательный порядок чего-либо (например, «войти в норму» – значит прийти в порядок, в обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»). Эти значения близки друг другу, особенно когда речь идет о культуре.

Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение и в переработанном виде как культурные нормы представлены в идеологиях, этических учениях, религиозных концепциях, научных направлениях, экономической сфере, искусстве и других сферах культурного бытия. Особо стоит отметить наличие фиксированных правовых норм – конституций, кодексов законов, указов и постановлений, которыми регулируются гражданские, имущественные и другие общественные отношения.

Культурным нормам мы следуем всюду. Приобщение к моральным нормам происходит посредством следования привычкам окружающих или прислушивания к общественному мнению, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.

На примере становления и развития феномена семьи и семейных взаимоотношений можно проследить изменчивость культурных норм. Филипп Арьес писал о формировании двух концепций детства: 1) восприятие ребенка как «чада»; 2) восприятие ребенка как «создания для воспитания». В воспитании ребенка изменения первоначально были связаны с возникновением печати, следовательно, с необходимостью усвоения специальных языковых кодов. Так, для того чтобы стать взрослым, ребенку необходимо было научиться читать.

Далее процесс развития ребенка усложнялся вследствие развития общества: пуритане, наказывая и обучая детей – искореняли грех, просвещенцы – спасали души. С XVIII века воспитание стало носить навязчивый характер: добавились контроль и воля. В XIXпоявились концепции воспитания юношества и такое понятие, как «психосоциальный мораторий» (Э. Эриксон). Этот мораторий – своеобразная изоляция от общества представителей юного возраста в связи с отсутствием у них обязательств. У молодежи появилась проблема выбора жизненного пути. Молодой человек встал перед необходимостью полагаться на свое «Я». В XX веке появился семейный договор, исчезло принуждение родителей. Таким образом, произошел фундаментальный сдвиг в семейных отношениях. Этот факт сыграл большую роль в понимании динамики культуры, так как проиллюстрировал взаимозависимость семейных отношений и культуры и показал, как осуществляется взаимовлияние в результате освоения норм культуры (традиций и законов преемственности). В современной семье дети – ценность; в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Работающие главы семей имеют возможность удовлетворить любые потребности членов семьи и передают денежные средства на воспитание и образование, поскольку это эмоционально-культурный центр развития личности. Для молодежи это изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.

Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Основные механизмы контроля – общественное мнение и административное управление. В общественном мнении основными средствами воздействия являются процедуры убеждения, морально-психологического вознаграждения за культурно одобряемое поведение (приветливая улыбка, хороший отзыв, похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания как осуждение за неодобряемое (недовольный взгляд, критика, брань, угрозы). Административная система, опираясь на закон и властные структуры государства, предполагает использование материальных и «силовых» средств воздействия. Вознаграждение осуществляется в виде премии, повышения зарплаты, должностного продвижения; наказание – в виде штрафа, понижения в чине, увольнения, лишения свободы и т.п. Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений является непременным условием существования культуры. Соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступление от норм чревато непредсказуемыми последствиями.

Содержание культурных норм уходит в далёкое прошлое. Культурные нормы возникли на самых ранних этапах истории человеческого общества. С помощью знаковых систем (знаков, символов и кодов) и языков культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в привычки общества – обычаи, традиции, обряды, церемонии, которые формулируют поведенческие модели в различных жизненных обстоятельствах. Так, например, культурные нормы в архаических обществах выражались в табу – запретах и ограничениях. Табу выступали как средства адаптации человека к миру и средства защиты его  от возможного вреда. Под защитой табу находились дети, старейшины, жрецы и вожди. Табу предотвращали нарушения обычаев, с которыми были сопряжены ключевые события жизни: брак, роды, прием пищи, охота, религиозные культовые церемонии. В более поздние эпохи древняя мифологическая подоплека обрядов постепенно забывалась, а сохраненные издревле народные обычаи зачастую получали символический смысл, связанный с более зрелыми формами религии или с решением задач повседневной жизни.

В обществе культурные нормы выполняют множество функций, среди которых наиболее значимыми являются социальные и технологические.

Социальная функция – организация совместной деятельности и поддержание общественного порядка. Совместная жизнь людей была бы невозможна, если бы не существовало норм, регулирующих их взаимоотношения и действия.

Технологическая функция– процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях – в быту, в науке, в спорте и т.д.).

Функции культурных норм могут различным образом соотноситься между собой и даже сочетаться вместе в единую регулятивную систему, если результат технологических процедур непосредственно служит решению социальной задачи – сплочению коллектива, упорядочиванию общественных отношений. Например, обряд инициации позиционирует, с одной стороны, физическую и духовную зрелость подростка («техническая задача»), а с другой – его способность пользоваться правами и выполнять обязанности полноценного члена общины.

В современном обществе, социальная функция культурных норм часто опирается на символизацию нормативной технологии. Это касается многих торжественных ритуалов, например, государственных – вставание при исполнении государственного гимна; религиозных – причастие, соборование; воинских – парад, присяга и пр.). Их символика служит средством идеологического воздействия на людей, поддержания и укрепления патриотизма, общественного долга, дисциплины.

У каждого народа, и даже в узких социальных группах и общностях людей, формируется своя система норм, по «меркам» которой строятся и осуществляются их внутренние взаимоотношения. Несмотря на резкие различия социальных норм каждой общности людей, они имеют много общего, тождественного, т.е. общечеловеческого, поэтому социальные нормы классифицируют не по их этнической принадлежности, а по содержательной значимости, обусловленной функциональными особенностями. Многообразие всех этих норм можно классифицировать по следующим видам или признакам:

Общекультурные нормы и правила, традиции и обычаи – это те эталоны и образцы поведения и отношений, практическая реализация которых направлена на утверждение в обществе идеалов гуманизма, человечности. Это общественно необходимые нормы. Отношения людей, которые осуществляются в согласии с требованиями этих норм, поддерживают стабильность в обществе, его прочность и прогресс. К общекультурным нормам относят правила поведения в публичных местах, международные этикетные формы, нормы взаимности, социальной ответственности, уважительное отношение к родителям, забота о детях, любовь к Родине и т.д.

Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Это стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социального слоя, группы, и особые правила, которые устанавливают для себя отдельные группировки, сообщества, организации. Например, кодексы дворянской чести, правила светского этикета, принятые в высшем обществе, уставные формы обращения военнослужащих друг к другу, обычаи в фирме, клубе, традиции учебного заведения.

Ролевые нормы определяют характер поведения человека, находящегося в заданной социальной позиции – роли руководителя, покупателя, отца, мужа, сына, дочери, друга. Заняв такую «ступеньку», человек должен действовать в соответствии с этими нормами.

Нормы, исчерпавшие свое разумное содержание – это правила, или принципы, исторических эпох и состояний их культуры, ушедших в прошлое. Правила, которые исчерпали, изжили свою общественную необходимость. Например, в советскую эпоху было неимоверное возвеличивание своих политических лидеров и запрет на их критику. Наглядным примером также служит обсценная лексика, исторические корни которой лежат в языческой культуре: половая, телесная предметность формулировок была связана с культами плодородия, однако вышла за границы нормы с приходом монотеистических традиций. На смену прославления номинаций тела пришёл абсолют духовности – и нормы языка изменились: эротическую телесность заменили нравственными нормами в ином словесном обрамлении (ср.: исследование динамики изменений языковых структур философов К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, Ж. Деррида, Ж. Лакана).

Деструктивные нормы – это нормы, которые являются продуктом злой воли людей, их отдельных общностей, реакционных сил и отдельных личностей. Человечество, вступая в XXI век, встретилось с негативными для общества явлениями (терроризм, межэтнические, межгосударственные конфликты). Все свои действия эти силы реализуют в соответствии с требованиями своего «кодекса» норм, содержание которых идёт вразрез с культурными нормами человечества.

Таким образом, нормы и традиции, правила и обычаи, имеющие разумный смысл и назначение, поддерживаемые (культивируемые) силой общественного мнения или силой государства, направлены на положительные культурные изменения. Передаваясь из поколения в поколение, они приобретают традиционный характер. Они становятся формой обычного, повседневного бытия людей. Человек, придерживающийся разумных норм в своём поведении, определяется мнением общества как «нормальный человек», то есть живущий по нормам или правилам функционируемой культуры.

Понятию «нормы» и «нормальности» человека посвящена работа постструктуралиста М. Фуко «История безумия в классическую эпоху», в которой отмечается искусственность и противоречивость этого понятия: если общество не формирует равных и справедливых для всех норм, то под понятие нормы попадает только круг избранных (мужчины средних лет с определенным уровнем достатка), остальные исключаются из поля социального внимания.

Если вести речь о сферах функционирования норм культуры, то их можно расчленить на следующие группы: нормы экономических отношений, права (юридические законы), политики, сферы искусства, религиозные, профессиональные и т.д. Но самые распространённые и объективно необходимые нормы – это нормы и правила морали, так называемые нравственные императивы (требования). Нравственные нормы регламентируют межличностные отношения людей во всех сферах повседневной культуры: в семье, на улице, в производственном или учебном коллективе, в театре, в общественном транспорте. Нравственные нормы – это ценности общественного порядка, без которых невозможна жизнь человека.

Языки культуры

 

Известно, что знаки, символы, коды в системе культуры соотносятся с языком (с речью). Анализ этой проблемы показывает, что язык, функционирующий в форме речи (устной и письменной, а также вербальной и невербальной), в одно и то же время выступает и в функции знака-модели, знака-обозначения, знака-символа и как сложнейшая система кода. Все эти свойства или характеристики присущи языку. И его место в системе культуры весьма значительно, ибо это одна из самых универсальных форм функционирования любой культуры, интеллекта любого этноса.

Нет культуры без языка, как нет и языка без культуры, а с ней и целых цивилизаций, которые свое бытие осуществляли бы без языка или системы языков, поэтому в науке проблеме языка уделяется очень большое внимание. Существует ряд наук о языкознании (лингвистика, семасиология, этимология, психолингвистика, этнолингвистика и т.п.). В мире функционирует около шести тысяч языков, их диалектов, наречий и говоров. Каждый язык есть «зеркало» и важнейшая составная часть культуры того или иного этноса.

Язык является сложнейшим образованием. Существует множество его определений, раскрывающих те или иные его свойства и функции. Ср.:

· Язык есть система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения его рефлексии.

· Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управ­ления человеческим поведением.

 

Культурология ставит задачу раскрыть место и функции языка в системе культуры: его возникновение, развитие и соотношение с мышлением.

Язык возникает вместе со становлением первых элементов культуры. Возникает, естественно, в примитивной форме, внешне мало чем отличной от звуковой формы общения высших животных.

         Язык (речь) формируется, развивается, обогащается, прежде всего, в процессе материальной, орудийно-трудовой деятельности человека. Есть такое выражение: в известном смысле труд создал человека, но в то же время совместная трудовая деятельность людей, особенно труд по изготовлению и применению орудий труда, формировала особое средство общения – речь, передающую продукты мышления.

         Язык есть непосредственная действительность мысли. Нет языка без мышления, хотя нечто обратное возможно. По этому поводу идут дискуссии: мышление, мол, существует, проявляет себя лишь в формах речи. Но человек может выразить свои мысли опосредованно, через продукты труда или путем практических действий. Идея о том, что мышление существует и проявляет себя только в формах языка, противоречит пониманию культуры, поскольку культура есть опредмеченная деятельность разума человека. Свои мысли человек объективирует не только в речи, но и в огромном мире предметов и ценностей материальной и духовной культуры. Например, архитектурное сооружение или статуя, машина или художественная картина по сути опредмеченные продукты рефлексии разума. Язык – одно из богатых, весьма подвижных и гибких форм бытия разума человека.

     Язык по своему функциональному назначению является средством общения и формой выражения и закрепления мыслей. Мысль фиксируется и передается во времени и в пространстве специфическими средствами. Простейшей ячейкой, кирпичиком языка выступает слово. Слово есть единство материального и идеального, звука и смысла (значения), поэтому язык существует и функционирует только в форме слов, которые в своей совокупности образуют словарный фонд языка. И чем богаче развита культура того или иного этноса, тем богаче развит словарный фонд языка этого народа.

     Язык, как средство общения, представляет собою код, на котором люди передают друг другу информацию. Язык формируется и развивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни, то есть является социальным феноменом. Реализация и развитие языковой способности происходит у людей только в условиях общения. Наблюдения над детьми, оказавшимися вне человеческого общества, показали, что они не умеют говорить и учиться речи. Формирование у каждого отдельно взятого индивида способности речевого общения – мучительный процесс. Способность речи – это не есть врождённое качество человека. Эта способность формируется с освоением первых, простейших предметов культуры, причем освоение и оперирование простейшими предметами культуры предшествует становлению умения овладения речью. Ребенку с самого начала противостоит не просто среда, а среда, по существу очеловеченная, в составе которой все вещи, их отношения имеют общественно-историческое, а не биологическое значение[12]. Ребенок, оперируя предметами культуры, начинает вести себя по-человечески.

     Язык, как объективно необходимая сфера культуры, находится в постоянном становлении и развитии. Последнее, естественно, зависит от непрерывно изменяющейся и усложняющейся материальной и духовной практики. Возникнув, он функционирует и эволюционирует по своим законам, что делает его относительно самостоятельным образованием культуры.

     По своей структуре язык каждого этноса, и особенно народа с богато развитой культурой, является сложным образованием. Естественно, ныне абсолютное большинство языков представлено в устной и письменной формах. Культура языка, его стиль и словарный запас различны у разных общностей людей: городских и сельских жителей, юристов и дипломатов, учителей и актёров. Язык можно классифицировать по степени развитости его форм: литературный, просторечный, территориальные диалекты и наречия и т.д. Язык, его словарный фонд можно различать и по другим категориям и признакам.

Как средства общения языки функционируют различным образом: одни языки гибнут вместе со своими носителями (др. египетский язык), другие сохраняются тысячелетиями (китайский язык), третьи умирают, но дают корни, продолжающие жить во многих современных языках (латынь). Есть такие, которые служат средством общения для сотен миллионов людей. Например, языков, на которых говорят более 100 млн. человек всего 12:  на китайском говорят 907 млн., хинди – 600 млн., английском – 456 млн., испанском – 362 млн., русском – 293 млн., арабском – 208 млн., бенгальском –189 млн., португальском – 177 млн., малайском – 148 млн., японском – 126 млн., немецком – 123 млн., французском – 121 млн.[13] и т.д. Есть такие языки, которые знают всего лишь несколько сотен людей, например, юкагирский (из группы палеоазиатских языков; ареал распространения – Якутия) – 250 человек, ливский (из группы финно-угорских языков) – 100 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.047 с.)