Роль знаков в системе культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль знаков в системе культуры



В истории развития культурологического знания возникла и разрабатывается семиотическая концепция, в которой культура определяется как система знаков и значений, символов и кодов, фиксирующая и передающая в смене поколений социальный опыт. Философские семиологические школы обозначили мир культуры как систему знаков и символов, назвали культуру «текстом», творимым человеком на специфических языках. Эта система знаков и значений, символов и кодов составляет огромный и функционально важный пласт культуры, необходимый субъекту культуры для ее восприятия.

Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, в природе или самом человеке. Она изучает общие принципы, которые лежат в основе структуры всех знаков.

В истории философского знания подходы к определению природы знаков были предприняты Дж. Локком ещё в XVII в. («Опыт о человеческом разумении»). Он ввел термин «семиотика», означающий учение о знаках. Это учение должно было иметь своей задачей рассмотрение природы знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим. Позже Ф. Соссюр дал название науке «семиология», целью которой было изучение жизни знаков в рамках жизни общества и знаковых законов. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) – конкретные высказывания индивидуальных носителей языка. Ч. Пирс попытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения), а также дал базовую классификацию знаков. Он выделил знаки-иконы, знаки-индексы, знаки-символы. Знаки-иконы (icon) – связь означающего и означаемого по подобию. Знаки-индексы (index) – связь означающего и означаемого по расположенности во времени и/или пространстве. Знаки-символы (symbol) – связь означающего и означаемого по договоренности. Многие философы (Г. Фреге, Э. Гуссерль, У. Эко, Ю. Кристева, Р. Барт, Ж. Лакан, Р. Докинз, Д. Рашкофф и др.) продолжали исследование знаков в рамках проблем коммуникативных культурных феноменов и систем. Как самостоятельная наука семиотика родилась в 50-х г. XX в. на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории познания.

В рамках современного семиотического подхода культура представляется как текст, система коммуникаций, система обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как системы знаков.  Счиатется, что жизнь протекает не только в мире вещей, но и в мире знаков, в которых зашифрована информация, вложенная в них людьми. Любое явление выступает в качестве знака, символа, «текста», которые нужно не только наблюдать, но и осмысливать, они становятся фактом культуры. Например, фольклор, традиции, предметы быта или виды деятельности (охота, ритуалы, обряды, церемонии), этикет, типы жилища, художественные образы разных видов искусства, письменный текст и мн. др.

Культура всегда есть связь, коммуникация между людьми, группами, сообществами, объединениями. Все, что в ней создается, должно быть передано от одного субъекта культуры к другому. Поэтому культура принципиально коммуникативна, она внутренне (имманентно) семиотична, то есть всегда выступает как совокупность знаков, выражающих определенное содержание, передающее некоторый смысл. Субъекту культуры (единичному или совокупному) всегда необходим партнер, адресат, собеседник, восприемник. Конечно, роль транслятора содержательных интенций культуры о разных знаковых системах неодинакова: есть языки обыденного общения, языки специалистов-профессионалов, жестко специализированные языки науки или деловые языки закрытых сообществ. Таким образом, культура представляет собой концентрированный символический опыт человечества.

Центральным понятием семиотического направления является знак. Знак – это чувственно воспринимаемый предмет (звук, изображение и т.д.), который репрезентирует другие предметы, их свойства и отношения. Вся совокупность знаковых средств представлена в виде естественных знаков, функциональных знаков, конвенциональных (условных) знаков.

    Естественные знаки– вещи и явления природы. Не все предметы выступают как знаки, а только те, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Естественные знаки – это знаки-признаки, например, дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светилмогут многое сказать тому, кто способен расшифровать эти знаки. Тот, кто не способен это делать, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.

    Функциональные знаки – это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные, помимо своих непосредственных функций, в человеческую деятельность; они еще получают знаковую функцию, то есть дают какую-то информацию о вещах и явлениях. Другими словами, это связь между предметом и тем, на что он указывает, как возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его использования человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие – функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин; обстановка квартиры – комплекс функциональных знаков, несущих информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах.

    В отличие от естественных знаков они указывают не на их объективные свойства, а на функции, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки создаются человеком для практического использования. Используясь по прямому назначению, они заодно выполняют и знаковую функцию. Чтобы извлечь их них информацию, требуется иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности.

    Конвенциональные (условные) знаки – это знаки в полном смысле слова: школьный звонок, бой курантов, красный крест на скорой помощи, «зебра» на пешеходном переходе, звезды и полосы на погонах, заводской гудок, эмблемы и др. Их значения задаются соглашениями между людьми. Существует четыре типа конвенциональных знаков – сигналы, индексы, образы, символы.

Сигналы знаки извещения и предупреждения. Значение несут в результате соглашения, договора. Например, значения цветов светофора, навигационные сигналы, школьный звонок, флажковая сигнализация на флоте.

Индексы – условные обозначения каких-либо предметов, имеющих компактный, легко обозримый вид и применяемых с целью выделить эти предметы из ряда других. Например, показания приборов, картографические знаки, условные значки в схемах, графиках, школьные оценки и др.

Образы – имеют сходство с тем, что они обозначают. Они искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей. Образы различаются по степени своей похожести на оригинал. Одни из них имеют схематический, упрощенный характер (например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы; эскалаторы, туалетные комнаты, знак – курить нельзя, знак-STOP). Другие настолько похожи на изображаемую натуру, что дают полную иллюзию её действительного присутствия (например, реалистично написанная картина).

Символы знаки, выражающие смысл объекта в наглядно-образной форме, они передают абстрактные идеи и понятия, которые связаны с этим объектом, то есть это такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. Символ как способ образного освоения мира, как иносказательный художественный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать.

Исторически различение понятий «знак» – «сема» и «символ» – «симболон» проводилось уже в древнегреческой философии, начиная с Платона. Они были противопоставлены друг другу содержательно. Знаки считались достоянием обыденной жизни и низкой подражательной поэзии, а символы выражали « скрытые» божественные истины. Наиболееотчетливо это противопоставлениепроводили неоплатоники, в частности, Прокл. Согласно Проклу, с помощью мифологических символов человекупередастся божественный дух. И хотя божественным символамприсуща ясностьи прозрачность, но к человеку они обращены своей загадочной и таинственной стороной, которуюнужно распознать, пользуясь сметливостью своего ума. Символизм, описанный Проклом, был воспринят в Византии и в Западном Христианстве. Так, в богословии стали различать профанную историю, где события не имеют скрытого смысла, и сакральную историю, где одни события являются символами, знаками других.

В современных исследованиях символ понимается не только как знак некоторого искусственного языка (например, химические или математические сим­волы), но и как выражение глубинного сакрального смысла[11]. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (крест, круг, пентаграмма и др.), они восходят к дописьмен­ной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Таким об­разом, символ – это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую только интуитивно, но не выражаемую адекватно вербальным способом.

Мифологическое сознание закреплялось в таких базовых символах, которые выражали тотемно-анимистические верования. Например, в Центральной Австралии священные палки и камни обозначали души людей. Символом мироздания, вечной жизни и плодородия стало мировое дерево, которое образно изображалось в виде креста. Многие геометрические фигуры символизировали разные стороны жизни и её духовное проявление. Так, в народных верованиях плодородие ассоциировалось с треугольником, причём нахождение его вершины вверху представлялось как мужское начало, внизу – как женское. Фигура круг являлась олицетворением упорядоченности мира, Вселенной; это символ вечности и защиты. Квадрат – это знак земли, манифестирующий четыре стороны света. Квадрат в знаковой символике – это прочность, пропорциональность и безопасность. Пятиугольная звезда (пен­таграмма), появившаяся 4 тысячи лет тому назад в Месопотамии, была символом гармонии, здоровья и мистического начала. В магических ритуалах эта пентаграмма называлась пентаклем. Судьба этого знака сложна, а интерпретации самые разнообразные. В Древней Греции пентаграмма представлялась как комбинация чисел два, означающее женское земное начало, и три – мужское небесное, а число пять – как символ микрокосма, единения и гармонии человеческого тела и посланного сверху разума. В зависимости от изменения положения пентаграммы использование её было как в целях позитивного замысла, так и негативного (ср.: одним концом вверх, а двумя вниз – знак белой магии, а наоборот, знак чёрной магии). Шестиугольник (гексаграмма) – два объединённых треугольника – также многозначен, как и пентаграмма, с одной стороны, известен как Звезда Давида, символизировавшая союз Израиля и Иудеи, с другой – это символ души человеческой, он использовался как оберег от злого духа и, наконец, был знаком древнегреческих гермафродитов.    

В современную эпоху значение символов-знаков резко возросло, особенно в сфере политики и экономики. В политике государства используют различную символику, стремясь подчеркнуть, выделить и обозначить свою неповторимость и уникальность, силу и величие. Это проявляется в конструировании и навязывании обществу различного рода флагов, гербов, гимнов и прочейгосударственной или партийной атрибутики. Но этим символам-знакам придают огромный смысл и значение. Так, всякое умаление или пренебрежительное отношение к флагу, гербу и гимну государства осуждается в обществе, вплоть до применения каких-либо карающих санкций (потеря воинской частью своего знамени означает расформирование этой части, а её командование идёт под суд).

Весьма многофункциональны знаки-символы в области экономических отношений. Исторически в этом аспекте особой значимостью, особой ролью выступали и выступают деньги. В качестве чистого символа они стали в тот период, когда металлические деньги были заменены бумажными. Деньги – это знак стоимости товара или предоставляемой услуги. Без них невозможна жизнь современного общества и фактически каждого отдельно взятого индивида. Деньги являются объективно необходимой формой обращения товаров и услуг, а, стало быть, разумным феноменом культуры. Но для многих людей и некоторых сословий и даже классов общества деньги, возведённые в абсолют своего бытия, становятся неким идолом.

В сфере экономических отношений функционирует огромный калейдоскоп других знаков-символов (наклейки на бутылке какого-либо марочного вина, разрисованные гербами и звучными гимнами отдельные крупные фирмы и промышленно-финансовые монополи). Все эти «этикетки-символы» – суть способов или форм рекламы не только своего товара или услуги, но и возвеличивания силы и могущества интеллекта собственника этих вещей. Нигде так дух человека не изощряется в своей хитрости и выдумке, как в области рыночных отношений. Многое из этого мира отношений теряет свою разумность и необходимость, то есть превращается в символы невежества и дикости.

Вербальные знаки естественные знаки, разговорные языки. Это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа.

Важную роль в развитии культуры имеет язык. Национальная культура не существует вне языка. Именно язык чаще всего выступает критерием при различении, типологизации культур. Немецкий философ Мартин Хайдеггер отмечал, что язык для него дом бытия; для французского писателя и философа Альбе́ра Камю́  язык ассоциировался с родиной, а для русского писателя Фёдора Достоевского язык – это весь народ. Язык является социальным средством хранения и передачи информации, основным средством общения. Он реализуется и существует в речи. Общее число языков в мире выражается не в десятках и сотнях, а в тысячах. Язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности.

Знаковые системы записи письмо, нотная грамота, способы записи танца и т.п. Особенностью знаковых систем является то, что они возникают на базе других знаковых систем (разговорного языка, музыки, танца) и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль сыграло появление и развитие письменности, позволившей культуре выйти из начального, примитивного состояния. Именно благодаря письменности можно читать эпохи как тексты (Ж. Деррида «О грамматологии»). Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права.

Наиболее простая знаковая система – это невербальные средства коммуникации (например, приветствие – поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывание по плечу и т.п.).

В современном мире существуют также языки программирования (машинные, алгоритмические). Языком также называют любую знаковую систему. Так, существует язык кино, язык математики, язык жестов.     

 

6.2. Коды и их функции в системе культуры

Тот факт, что функционирование норм и ценностей культуры, сохранение и трансляция во времени и в пространстве ее достижений, стал достоянием весьма далекой истории. В последнее столетие в сферу культуры, средств ее коммуникации активно и широко внедрились искусственные образования, получившие название кодов. Термин «код» впервые появляется в работе с техникой связи (телеграфный код, код Морзе). Затем он стал применяться в вычислительной технике, математике, кибернетике и других искусственных и естественных образованиях.

Без кодирования невозможно построение искусственных языков. Разум человека ищет и находит новые и, возможно, более гибкие способы выражения и закрепления в объективном мире своего содержания. Необходимость такого шага, естественно, вызвана практическими потребностями – закрепить и сохранить формы своего отчужденного состояния. При помощи кодирования человек, создавая искусственный язык, наделяет им различного рода машины (ЭВМ, компьютеры и пр.), которые осуществляют шифровку, дешифровку текстов, перевод их на другие языки. Таким образом, под кодом следует понимать совокупность искусственных знаков и определенных правил, при помощи которых информация обрабатывается, хранится и передается определенными техническими устройствами.

В языках культуры код – это то, что позволяет понять преобразование значения в смысл. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

· самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры;

· открытостью к изменениям;

· универсальностью.

Теория кодирования решает не столько вопросы понимания, сколько оптимизации и помехозащищённости информации. В силу практических потребностей разум человека оптимизирует процесс сохранения, подачи и передачи информации. Важным моментом этого процесса является его удешевление. Сокращается не только время на передачу информации в пространстве, но и снижается стоимость этого процесса. Мало того, кодирование повышает надежность манипуляций с информацией. Она имеет четко выраженный адресный характер. Резко сужается круг людей, способных принять и осмыслить (раскодировать) передаваемую информацию.

Интеллект человека настолько хитер и гибок, что для него фактически нет преград в покорении пространства и времени. При помощи специальных машин и технических устройств он «связывает» ранее разрозненные интеллекты людей, их сообществ в единое интеллектуальное пространство. Пространство материи как бы насыщается интеллектуальной силой. Уже сейчас формируется то пространство, которое видный русский ученый В. Вернадский назвал ноосферой, понимая её, как специальный духовный покров Земли. Создание и функционирование технических систем, которые кодируют, хранят и в сжатые единицы времени передают информацию в любую точку околоземного пространства, означает возрастание силы разума человечества.

Однако кодирование духовного опыта, продуктов деятельности интеллекта не возникает с появлением соответствующих технических устройств. С появлением этих устройств возникает и получает широкое распространение термин «код». Но предпосылки этого процесса закладывались в далекой древности. Так, в древних культурах ряда этносов в форме кода выступала система имён.Для первобытного человека действия со словами равносильны действиям с предметами, а потому имя составляет часть его самого. В представлении древнего человека личные имена следует оберегать и хранить втайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Отсюда весьма распространенным обычаем было явление, когда каждый индивид племени имел два имени: одно в повседневной (профанной) жизни, другое – тайное (сакральное), известное только старейшим и жрецам. Если враг племени узнает тайное имя, то это означало смерть для хозяина имени. Этот обычай был широко распространён в Египте, в Индии и во всей средней и южной Азии. Ныне подобное явление равносильно сохранению человеком своей чести и достоинства. Поэтому и современный человек обязан заботиться о чистоте своего имени. Не опорочить его неразумными, то есть некультурными действиями и отношениями.

Кодирование было не только своего имени, но и предметов, вещей, а также существ животного мира или явлений природы. Этим кодированием каждое племя или древний род как бы сохранял, закреплял в смене поколений свою самобытность, особенность своего типа культуры и мышления.

Особое значение в развитии культуры в практике совершенствования духовного мира является отношение человека к фундаментальным, объективно существующим основам своего бытия, тем основам, которые определяются понятиями «время» и «пространство». В этом аспекте можно сказать, что вся история эволюции, прогресса культуры является историей борьбы за овладение временем и пространством.

     Каждая культура определяет себя во времени и стремится к расширению в пространстве. В этих целях создаются и обогащаются коды выражения и измерения времени и пространства. В каждой культуре формируется свой календарь. И ныне ряд стран мира живут по своему календарю, отличающемуся, от нашего, григорианского, который введен взамен юлианского в 1582 г. Становление системы кодирования и измерения времени – это богатая и полная драматизма эпоха творчества разума человечества. То же самое можно говорить о формировании представлений о пространстве и его кодировании в системе знаков и символов.

    Самоорганизующаяся и самоосознающая себя куль­тура всегда обозначает дату своего рождения, которая сохраня­ется исторической памятью народа. Для христианской культуры это – дата Рождества Христова, для буддийской – нирваны Будды (544, 486, 480 гг. до н.э. в зависимости от того, какой традиции придерживаться), для мусульманской – бегства Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. н.э.). Это могут быть и другие события, осоз­нающиеся как священные и значимые.

Аналогичный процесс происходит и на уровне каждого госу­дарства, которое обозначает и дату своего рождения, и основные вехи своего развития (государственные праздники), и на уровне семьи (когда отмеча­ют годовщину свадьбы, дни рождения и т.д.).

В культуре появляется и представление о центре времени. Ярче всего оно проявляется в религиозном сознании, в литурги­ческом календаре. Центр времени для иудаизма лежит в ожидаемом будущем – в конце времен придет национальный мессия. Центр времени для христианства – в свершившемся прошлом: мессия в лице Иисуса Христа уже посетил человечество. Кодирование времени и пространства является важным фактором стандартизации, выработки единых, общечеловеческих форм взаимоотношений. Если столетие назад система кодов формировалась как способ передачи на большие расстояния определенной информации и средство шифровки её содержания, то в современную эпоху эта система выступает как механизм взаимообогащения, обмена достижениями культуры, прежде всего духовной культуры. Эта шифровка (кодирование) и быстрая передача на огромные расстояния стала естественной необходимостью функционирования интеллекта человечества. Ныне система Интернет настолько сблизила народы и государства, что в начале прошлого века и не мечталось о таком феномене. А этот процесс ведет к становлению единых норм, или форм взаимоотношений, единых эталонов мышления и поведения.

 

Языки культуры

 

Известно, что знаки, символы, коды в системе культуры соотносятся с языком (с речью). Анализ этой проблемы показывает, что язык, функционирующий в форме речи (устной и письменной, а также вербальной и невербальной), в одно и то же время выступает и в функции знака-модели, знака-обозначения, знака-символа и как сложнейшая система кода. Все эти свойства или характеристики присущи языку. И его место в системе культуры весьма значительно, ибо это одна из самых универсальных форм функционирования любой культуры, интеллекта любого этноса.

Нет культуры без языка, как нет и языка без культуры, а с ней и целых цивилизаций, которые свое бытие осуществляли бы без языка или системы языков, поэтому в науке проблеме языка уделяется очень большое внимание. Существует ряд наук о языкознании (лингвистика, семасиология, этимология, психолингвистика, этнолингвистика и т.п.). В мире функционирует около шести тысяч языков, их диалектов, наречий и говоров. Каждый язык есть «зеркало» и важнейшая составная часть культуры того или иного этноса.

Язык является сложнейшим образованием. Существует множество его определений, раскрывающих те или иные его свойства и функции. Ср.:

· Язык есть система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения его рефлексии.

· Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управ­ления человеческим поведением.

 

Культурология ставит задачу раскрыть место и функции языка в системе культуры: его возникновение, развитие и соотношение с мышлением.

Язык возникает вместе со становлением первых элементов культуры. Возникает, естественно, в примитивной форме, внешне мало чем отличной от звуковой формы общения высших животных.

         Язык (речь) формируется, развивается, обогащается, прежде всего, в процессе материальной, орудийно-трудовой деятельности человека. Есть такое выражение: в известном смысле труд создал человека, но в то же время совместная трудовая деятельность людей, особенно труд по изготовлению и применению орудий труда, формировала особое средство общения – речь, передающую продукты мышления.

         Язык есть непосредственная действительность мысли. Нет языка без мышления, хотя нечто обратное возможно. По этому поводу идут дискуссии: мышление, мол, существует, проявляет себя лишь в формах речи. Но человек может выразить свои мысли опосредованно, через продукты труда или путем практических действий. Идея о том, что мышление существует и проявляет себя только в формах языка, противоречит пониманию культуры, поскольку культура есть опредмеченная деятельность разума человека. Свои мысли человек объективирует не только в речи, но и в огромном мире предметов и ценностей материальной и духовной культуры. Например, архитектурное сооружение или статуя, машина или художественная картина по сути опредмеченные продукты рефлексии разума. Язык – одно из богатых, весьма подвижных и гибких форм бытия разума человека.

     Язык по своему функциональному назначению является средством общения и формой выражения и закрепления мыслей. Мысль фиксируется и передается во времени и в пространстве специфическими средствами. Простейшей ячейкой, кирпичиком языка выступает слово. Слово есть единство материального и идеального, звука и смысла (значения), поэтому язык существует и функционирует только в форме слов, которые в своей совокупности образуют словарный фонд языка. И чем богаче развита культура того или иного этноса, тем богаче развит словарный фонд языка этого народа.

     Язык, как средство общения, представляет собою код, на котором люди передают друг другу информацию. Язык формируется и развивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни, то есть является социальным феноменом. Реализация и развитие языковой способности происходит у людей только в условиях общения. Наблюдения над детьми, оказавшимися вне человеческого общества, показали, что они не умеют говорить и учиться речи. Формирование у каждого отдельно взятого индивида способности речевого общения – мучительный процесс. Способность речи – это не есть врождённое качество человека. Эта способность формируется с освоением первых, простейших предметов культуры, причем освоение и оперирование простейшими предметами культуры предшествует становлению умения овладения речью. Ребенку с самого начала противостоит не просто среда, а среда, по существу очеловеченная, в составе которой все вещи, их отношения имеют общественно-историческое, а не биологическое значение[12]. Ребенок, оперируя предметами культуры, начинает вести себя по-человечески.

     Язык, как объективно необходимая сфера культуры, находится в постоянном становлении и развитии. Последнее, естественно, зависит от непрерывно изменяющейся и усложняющейся материальной и духовной практики. Возникнув, он функционирует и эволюционирует по своим законам, что делает его относительно самостоятельным образованием культуры.

     По своей структуре язык каждого этноса, и особенно народа с богато развитой культурой, является сложным образованием. Естественно, ныне абсолютное большинство языков представлено в устной и письменной формах. Культура языка, его стиль и словарный запас различны у разных общностей людей: городских и сельских жителей, юристов и дипломатов, учителей и актёров. Язык можно классифицировать по степени развитости его форм: литературный, просторечный, территориальные диалекты и наречия и т.д. Язык, его словарный фонд можно различать и по другим категориям и признакам.

Как средства общения языки функционируют различным образом: одни языки гибнут вместе со своими носителями (др. египетский язык), другие сохраняются тысячелетиями (китайский язык), третьи умирают, но дают корни, продолжающие жить во многих современных языках (латынь). Есть такие, которые служат средством общения для сотен миллионов людей. Например, языков, на которых говорят более 100 млн. человек всего 12:  на китайском говорят 907 млн., хинди – 600 млн., английском – 456 млн., испанском – 362 млн., русском – 293 млн., арабском – 208 млн., бенгальском –189 млн., португальском – 177 млн., малайском – 148 млн., японском – 126 млн., немецком – 123 млн., французском – 121 млн.[13] и т.д. Есть такие языки, которые знают всего лишь несколько сотен людей, например, юкагирский (из группы палеоазиатских языков; ареал распространения – Якутия) – 250 человек, ливский (из группы финно-угорских языков) – 100 человек.

Исторические судьбы языков складываются так, что одни из них становятся универсальными средствами социального контакта и обмена информацией и приобретают статус государственных, другие же ограничиваются более узкой сферой общения и употребляются лишь в быту. В этом плане можно различать следующие типы языков: языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский); национальные языки; племенные разговорные языки, не имеющие письменности; бесписьменные языки с узкой сферой общения.

Таким образом, язык является важнейшим показателем или формой бытия и функционирования культуры не только целого этноса, но и культуры каждой отдельно взятой личности, ее способности грамотно, логически точно и однозначно выражать содержание своего мышления. Мудрость любого народа, как и отдельного индивида, закрепляется и самым универсальным способом выражается в языке, в культуре его речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.044 с.)