Ценности культуры и их структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности культуры и их структура



Культурная картина мира и по своему генезису, и по своему содержанию  имеет ценности. Человек, осмысливая значение существующих материальных либо духовных артефактов, определяет их ценностную значимость, в сфере которой они существуют (в политико-экономической, нравственно-социальной, научной, религиозной и т.п.). Каждый тип культуры имеет свой набор ценностей и критериев измерения. Так, для античной эпохи характерным был эстетический подход не только к предметам материальной и явлениям духовной культуры, но и к самому человеку. Для эпохи Средневековья типичным было измерение ценностей с позиций религиозно-нравственного порядка. В Новое время оценка происходит с позиций научной значимости. Существует целая философская наука о ценностях – аксиология, активно развивающаяся с 20-х гг. XX века.

Термин «аксиология» был введен в обиход в начале XX века. Но понятие ценностей было осмыслено ранее в рамках философии культуры. Так, категорию «ценности» ввел Р. Лотце, обозначив как «откровение, определяющее ощущение», подчеркнув субъективный, локальный характер ценностей. Ту же субъективность видел и И. Кант, однако выделивший только раскрытие ценностей субъектом, но не их создание (ср. также: Ф. Брентано писал о ценностях, как о положительных и отрицательных переживаниях. Ф. Ницше поднял проблему более широко – через переоценку ценностей в рамках своего взгляда на культурный кризис. Позже Г. Риккерт и В. Виндельбанд стали говорить о философии, как науке о ценностях, изучающей мир в трех ипостасях: как мир действительности, царство ценностей и царство смыслов. Феноменолог Э. Гуссерль назвал ценности «оценивающими актами». Дж. Мур в противовес предыдущим исследованиям обозначил объективность природы ценностей, но увел их в иррациональное – интуицию. А. Айер классифицировал ценности как инструменты бытия для себя и для других. Н. Лосский занимался понятием «самоценности», выводя его из совокупности бытия и ценностей. М. Бахтин писал о межличностном взаимодействии как о диалоге индивидуумов – «ценных миров».

Сегодня категория «ценности» объективно представлена аксиологией и культурологией в следующем толковании: ценности это объекты, имеющие значение для человека в конкретной сфере культуры. Характеристика ценности отражена в сознании человекакак совокупность свойств объекта, удовлетворяющих духовные запросы или материальные потребности. Ценности – это то, что «оценивается» человеком как доброе в противоположность злому, хорошее – плохому, возвышенное – низменному, полезное – вредному, прекрасное – отвратительному и т.д. Таким образом, ценности заключают в себе отношение человека к действительности и фиксируют, что для человека приемлемо, а что нет. Что «взять», а что «оставить», что «можно», а что «нельзя» – эти ориентиры задают нравы, которые бытуют в конкретном обществе.

В структуру нравственных ценностей входят такие категории, как благо, добро, достоинство, совесть, справедливость. Благо это высшее выражение всего того ценного в мире, что необходимо каждому человеку для благополучия; это предельная форма добра в социальном, физическом и нравственном аспектах личности. Добро как нравственная ценность проявляется в потребности быть добродетельным, проявлять доброжелательность, быть открытым людям. Стремление к добру очищает, окрыляет и поднимает человека. Ориентация в помыслах и поступках на добро – свидетельство о нравственной зрелости личности. От добра отходят побеги-добродетели как определенные моральные ценности – великодушие, добросердечие, трудолюбие, благоразумие, заботливость, сострадание, сдержанность, отвага, надежда и т.п. Добро обогащает духовный мир, делает жизнь гармоничной и порождает чувство удовлетворенности. Иными словами, добро – это то, что приносит пользу в широком смысле слова, не сводящем его к прагматическому приумножению материальных благ, сохранению здоровья, успеху в работе и т.п.

Добродетелям противостоят пороки – гордыня, зависть, лицемерие, гнев, властолюбие, жестокость, склонность к насилию, синдром постоянной агрессивности, зло, последнее из которых многолико и проникает во все сферы человеческой жизни. Рационалистическая этика полагает, что добро и зло конкретно проявляются в духовной жизни общества на разных этапах его истории. Вместе с тем в добре и зле есть нечто непреходящее, абсолютное. Хорошо известно, что «добродетели без меры» могут обретать черты пороков. Смелость становится безрассудством, щедрость – мотовством, любовь – тиранией, забота – подавлением воли другого, гордость – гордыней. На самом деле в жизни редко встречаются нравственные праведники и моральные грешники в чистом виде. В обычных людях добродетели и пороки как бы перемешаны, но в разных пропорциях. В нравственном облике людей присутствуют агрессивность и милосердие, эгоизм и альтруизм, порядочность и подлость. Путь нравственного совершенствования личности в том и состоит, чтобы изменять пропорции доброго и злого в собственном «Я», обуздывать порочные склонности и усердно пестовать высокие добродетели, например, такие, как достоинство, совесть, справедливость.

Достоинство есть сознание и чувство собственной свободы. Это синоним чести и самоуважения, осознание своего права на уважение со стороны других людей. Достоинство возвышает человека и в то же время утверждает величие и уникальность каждой личности.

Совесть – это тот моральный стержень, та основа, которая выражает специфику этического самосознания и нравственно регулирует поведение человека; это нравственная интуиция различения добра и зла. Можно быть необразованным человеком, но высоко совестливым, а можно иметь кучу дипломов и быть абсолютно бессовестным. Совесть, как глубинный ориентир духовного мира человека, всегда эмоциональна и требовательна. Это внутренний беспощадный суд человека над самим собой. Ср.: нет чернее мук, чем муки совести. Кроме того, в жизни человека среди ценностей духовной культуры особое место занимают такие ценностные категории, как вера, доброта, красота, любовь, истина и свобода.

Ценность признаётся человеком и обозначается им в силу определённого жизненного опыта и жизненных представлений. Содержание ценности определяется сквозь призму набора конкретных идей, которые, кстати, не могут быть отождествлены с самой ценностью, поскольку между ними существует принципиальное различие. Идеи могут быть истинными и ложными, научными и религиозными философскими и мистическими. Они ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении. Ценности тоже ориентируют человека, однако не всегда совпадают с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивид воспринимает данное суждение как безусловное благо. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.

В формировании ценностных представлений большую роль играет воображение. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющие их желания и потребности, люди формируют идеалы – образцы, эталоны ценностей. Ценность материальных либо духовных явлений определяется в соответствии с воссозданным образцом либо идеалом. Высокая степень ценности, как правило, приближена к идеалу. Однако идеал – это лишь воображаемый образ. Существующие в действительности объекты никогда не совпадают с идеалами. Культура предстает перед каждым отдельным человеком как мир ценностей и идеалов.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, в тяжелых жизненных испытаниях. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Ценность – это незыблемая и сокровенная жизненная ориентация, то, без чего человек не мыслит полноценной жизни.

Однако было бы не вполне точно отождествлять ценность только с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением. Категория ценности соотносится с понятием социальных норм, поскольку обусловлена реальным контекстом. Каждый человек в своём поведении руководствуется определёнными принципами принятого образца. Например, поступки приверженцев иудаизма, христианства, ислама расцениваются сквозь призму веры. Однако у всех людей независимо от вероисповедания в качестве нравственной ценности выступают на первый план такие качества, как справедливость и честность, вежливость и скромность, трудолюбие и патриотизм. Пожалуй, не найдется такого человека, который бы негативно воспринимал подобный тип личности, обладающей такими позитивными качествами.

Ценности имеют подвижный характер, в то время как исторические социокультурные стандарты обладают относительно временной закреплённостью. Ценностные ориентации в рамках одной культуры в связи с появлением новых жизненно-практических установок могут трансформироваться.

Нравственные ценности, как умозрительные идеалы, не всегда подкрепляются в социальной практике реальными поступками. Ср.: в рассказе В. Астафьева «Людочка» повествуется о том, что парни, утомленные бездельем, «задирали» прохожих, не считаясь ни с возрастом, ни с полом, а у одного из них был крест на груди (и финка в кармане). 

Ценности – это не только отражение человеческого измерения культуры, но и отношение к данной реалии в качестве признанного образца.  Ценность – это осознанное и жизненно прочувствованное явление действительности. Она пропущена через личность, через ее внутренний мир. Итак, ценность – это личностная значимость, определяемая посредством полученных знаний и собственной жизненной практики.  

Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии существуют различные подходы к их систематизации. Выделяют следующие виды ценностей:

 Витальные ценности – это высшие ценности самой жизни. И прежде всего сам факт рождения человека. Здоровье и личная безопасность – самые главные концепты на протяжении жизни человечества. И сегодня, как никогда, эти проблемы актуализированы. Проблема выживания приобрела мировой характер в связи с ухудшением экологической ситуации, угрозой террористических актов и рядом других негативных моментов современной действительности. Здоровье нации и всего народа – одно из составляющих частей модели идеального общества.

 Инструментальные ценности – это совокупность таких средств, условий и явлений, относящихся к самым различным сферам обеспечения нормальной жизнедеятельности каждого человека (ср.  в экономической сфере – возможность предпринимательской деятельности, разумность налогов и мн. др.; в политической сфере – законность и правопорядок, наличие гражданских свобод и пр.). 

Производные ценности рассматриваются как следствие реализации первых двух в моральном и материальном планах. Например, награда орденом или грамотой как символ гордости за заслуги; букет цветов расценивается как знак любви, дружбы, уважения.

У каждого человека образуется своя иерархическая структура ценностных ориентаций, в которой приоритеты распределены в соответствии с жизненными установками.

Представленная классификация носит условный характер, каждую из обозначенных групп можно расширить в зависимости от актуализации какой-то категории, реалии и факта. Например, выделяют моральные ценности, эстетические, религиозные и др. Кроме того, структура ценностей культуры порождает вопрос: существует ли мера, «граница» приобретения и накопления каждым человеком этих ценностей? Как выразить теоретически эту меру? Ответ: чувством меры должна стать разумность потребления. Каждый индивид должен приобретать и накапливать в пределах разумного, объективно необходимого, то есть в тех рамках, которые не обременяют его своим объёмом, а дают свободу для проявления творческой, созидательной деятельности. Последнее обстоятельство во многом зависит от уровня мировоззрения и понимания человеком смысла своего бытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.012 с.)