Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности культуры и их структура
Культурная картина мира и по своему генезису, и по своему содержанию имеет ценности. Человек, осмысливая значение существующих материальных либо духовных артефактов, определяет их ценностную значимость, в сфере которой они существуют (в политико-экономической, нравственно-социальной, научной, религиозной и т.п.). Каждый тип культуры имеет свой набор ценностей и критериев измерения. Так, для античной эпохи характерным был эстетический подход не только к предметам материальной и явлениям духовной культуры, но и к самому человеку. Для эпохи Средневековья типичным было измерение ценностей с позиций религиозно-нравственного порядка. В Новое время оценка происходит с позиций научной значимости. Существует целая философская наука о ценностях – аксиология, активно развивающаяся с 20-х гг. XX века. Термин «аксиология» был введен в обиход в начале XX века. Но понятие ценностей было осмыслено ранее в рамках философии культуры. Так, категорию «ценности» ввел Р. Лотце, обозначив как «откровение, определяющее ощущение», подчеркнув субъективный, локальный характер ценностей. Ту же субъективность видел и И. Кант, однако выделивший только раскрытие ценностей субъектом, но не их создание (ср. также: Ф. Брентано писал о ценностях, как о положительных и отрицательных переживаниях. Ф. Ницше поднял проблему более широко – через переоценку ценностей в рамках своего взгляда на культурный кризис. Позже Г. Риккерт и В. Виндельбанд стали говорить о философии, как науке о ценностях, изучающей мир в трех ипостасях: как мир действительности, царство ценностей и царство смыслов. Феноменолог Э. Гуссерль назвал ценности «оценивающими актами». Дж. Мур в противовес предыдущим исследованиям обозначил объективность природы ценностей, но увел их в иррациональное – интуицию. А. Айер классифицировал ценности как инструменты бытия для себя и для других. Н. Лосский занимался понятием «самоценности», выводя его из совокупности бытия и ценностей. М. Бахтин писал о межличностном взаимодействии как о диалоге индивидуумов – «ценных миров». Сегодня категория «ценности» объективно представлена аксиологией и культурологией в следующем толковании: ценности – это объекты, имеющие значение для человека в конкретной сфере культуры. Характеристика ценности отражена в сознании человекакак совокупность свойств объекта, удовлетворяющих духовные запросы или материальные потребности. Ценности – это то, что «оценивается» человеком как доброе в противоположность злому, хорошее – плохому, возвышенное – низменному, полезное – вредному, прекрасное – отвратительному и т.д. Таким образом, ценности заключают в себе отношение человека к действительности и фиксируют, что для человека приемлемо, а что нет. Что «взять», а что «оставить», что «можно», а что «нельзя» – эти ориентиры задают нравы, которые бытуют в конкретном обществе.
В структуру нравственных ценностей входят такие категории, как благо, добро, достоинство, совесть, справедливость. Благо – это высшее выражение всего того ценного в мире, что необходимо каждому человеку для благополучия; это предельная форма добра в социальном, физическом и нравственном аспектах личности. Добро как нравственная ценность проявляется в потребности быть добродетельным, проявлять доброжелательность, быть открытым людям. Стремление к добру очищает, окрыляет и поднимает человека. Ориентация в помыслах и поступках на добро – свидетельство о нравственной зрелости личности. От добра отходят побеги-добродетели как определенные моральные ценности – великодушие, добросердечие, трудолюбие, благоразумие, заботливость, сострадание, сдержанность, отвага, надежда и т.п. Добро обогащает духовный мир, делает жизнь гармоничной и порождает чувство удовлетворенности. Иными словами, добро – это то, что приносит пользу в широком смысле слова, не сводящем его к прагматическому приумножению материальных благ, сохранению здоровья, успеху в работе и т.п. Добродетелям противостоят пороки – гордыня, зависть, лицемерие, гнев, властолюбие, жестокость, склонность к насилию, синдром постоянной агрессивности, зло, последнее из которых многолико и проникает во все сферы человеческой жизни. Рационалистическая этика полагает, что добро и зло конкретно проявляются в духовной жизни общества на разных этапах его истории. Вместе с тем в добре и зле есть нечто непреходящее, абсолютное. Хорошо известно, что «добродетели без меры» могут обретать черты пороков. Смелость становится безрассудством, щедрость – мотовством, любовь – тиранией, забота – подавлением воли другого, гордость – гордыней. На самом деле в жизни редко встречаются нравственные праведники и моральные грешники в чистом виде. В обычных людях добродетели и пороки как бы перемешаны, но в разных пропорциях. В нравственном облике людей присутствуют агрессивность и милосердие, эгоизм и альтруизм, порядочность и подлость. Путь нравственного совершенствования личности в том и состоит, чтобы изменять пропорции доброго и злого в собственном «Я», обуздывать порочные склонности и усердно пестовать высокие добродетели, например, такие, как достоинство, совесть, справедливость.
Достоинство есть сознание и чувство собственной свободы. Это синоним чести и самоуважения, осознание своего права на уважение со стороны других людей. Достоинство возвышает человека и в то же время утверждает величие и уникальность каждой личности. Совесть – это тот моральный стержень, та основа, которая выражает специфику этического самосознания и нравственно регулирует поведение человека; это нравственная интуиция различения добра и зла. Можно быть необразованным человеком, но высоко совестливым, а можно иметь кучу дипломов и быть абсолютно бессовестным. Совесть, как глубинный ориентир духовного мира человека, всегда эмоциональна и требовательна. Это внутренний беспощадный суд человека над самим собой. Ср.: нет чернее мук, чем муки совести. Кроме того, в жизни человека среди ценностей духовной культуры особое место занимают такие ценностные категории, как вера, доброта, красота, любовь, истина и свобода. Ценность признаётся человеком и обозначается им в силу определённого жизненного опыта и жизненных представлений. Содержание ценности определяется сквозь призму набора конкретных идей, которые, кстати, не могут быть отождествлены с самой ценностью, поскольку между ними существует принципиальное различие. Идеи могут быть истинными и ложными, научными и религиозными философскими и мистическими. Они ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении. Ценности тоже ориентируют человека, однако не всегда совпадают с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивид воспринимает данное суждение как безусловное благо. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека. В формировании ценностных представлений большую роль играет воображение. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющие их желания и потребности, люди формируют идеалы – образцы, эталоны ценностей. Ценность материальных либо духовных явлений определяется в соответствии с воссозданным образцом либо идеалом. Высокая степень ценности, как правило, приближена к идеалу. Однако идеал – это лишь воображаемый образ. Существующие в действительности объекты никогда не совпадают с идеалами. Культура предстает перед каждым отдельным человеком как мир ценностей и идеалов.
Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, в тяжелых жизненных испытаниях. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Ценность – это незыблемая и сокровенная жизненная ориентация, то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Однако было бы не вполне точно отождествлять ценность только с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением. Категория ценности соотносится с понятием социальных норм, поскольку обусловлена реальным контекстом. Каждый человек в своём поведении руководствуется определёнными принципами принятого образца. Например, поступки приверженцев иудаизма, христианства, ислама расцениваются сквозь призму веры. Однако у всех людей независимо от вероисповедания в качестве нравственной ценности выступают на первый план такие качества, как справедливость и честность, вежливость и скромность, трудолюбие и патриотизм. Пожалуй, не найдется такого человека, который бы негативно воспринимал подобный тип личности, обладающей такими позитивными качествами. Ценности имеют подвижный характер, в то время как исторические социокультурные стандарты обладают относительно временной закреплённостью. Ценностные ориентации в рамках одной культуры в связи с появлением новых жизненно-практических установок могут трансформироваться. Нравственные ценности, как умозрительные идеалы, не всегда подкрепляются в социальной практике реальными поступками. Ср.: в рассказе В. Астафьева «Людочка» повествуется о том, что парни, утомленные бездельем, «задирали» прохожих, не считаясь ни с возрастом, ни с полом, а у одного из них был крест на груди (и финка в кармане). Ценности – это не только отражение человеческого измерения культуры, но и отношение к данной реалии в качестве признанного образца. Ценность – это осознанное и жизненно прочувствованное явление действительности. Она пропущена через личность, через ее внутренний мир. Итак, ценность – это личностная значимость, определяемая посредством полученных знаний и собственной жизненной практики. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии существуют различные подходы к их систематизации. Выделяют следующие виды ценностей:
Витальные ценности – это высшие ценности самой жизни. И прежде всего сам факт рождения человека. Здоровье и личная безопасность – самые главные концепты на протяжении жизни человечества. И сегодня, как никогда, эти проблемы актуализированы. Проблема выживания приобрела мировой характер в связи с ухудшением экологической ситуации, угрозой террористических актов и рядом других негативных моментов современной действительности. Здоровье нации и всего народа – одно из составляющих частей модели идеального общества. Инструментальные ценности – это совокупность таких средств, условий и явлений, относящихся к самым различным сферам обеспечения нормальной жизнедеятельности каждого человека (ср. в экономической сфере – возможность предпринимательской деятельности, разумность налогов и мн. др.; в политической сфере – законность и правопорядок, наличие гражданских свобод и пр.). Производные ценности рассматриваются как следствие реализации первых двух в моральном и материальном планах. Например, награда орденом или грамотой как символ гордости за заслуги; букет цветов расценивается как знак любви, дружбы, уважения. У каждого человека образуется своя иерархическая структура ценностных ориентаций, в которой приоритеты распределены в соответствии с жизненными установками. Представленная классификация носит условный характер, каждую из обозначенных групп можно расширить в зависимости от актуализации какой-то категории, реалии и факта. Например, выделяют моральные ценности, эстетические, религиозные и др. Кроме того, структура ценностей культуры порождает вопрос: существует ли мера, «граница» приобретения и накопления каждым человеком этих ценностей? Как выразить теоретически эту меру? Ответ: чувством меры должна стать разумность потребления. Каждый индивид должен приобретать и накапливать в пределах разумного, объективно необходимого, то есть в тех рамках, которые не обременяют его своим объёмом, а дают свободу для проявления творческой, созидательной деятельности. Последнее обстоятельство во многом зависит от уровня мировоззрения и понимания человеком смысла своего бытия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.012 с.) |