Тесты как метод социально-психологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты как метод социально-психологического исследования.



 

С помощью тестов в социальной психологии определяются межличностные, внутригрупповые и межгрупповые различия.

Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определёнными параметрами оценки, например с характеристиками личности.

Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.

Классификация тестов в социальной психологии может быть произведена по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, тесты групповой сплочённости и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчёта оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений).

Имеют место известные и популярные социально-психологические тесты-опросники, например, тест-опросник КОС или КОС 2 (определение коммуникативно-организаторских склонностей личности). Так же применяются тесты-опросники, направленные на выявление эмоционального социально-психологического отношения обучающихся к школе, например, опросник «Чувства к школе».

Имеются проективные социально-психологические методики, например, тест «Дерево» или «Дерево с человечками», активно применяющийся для исследования учебных групп школьников.

Используются т. н. поведенческие социально-психологические тесты-задания, интенсивно применяющиеся в изучении групп обучающихся, – «Выбор в действии», «Выбор товарища по парте» и пр.

Приведём конкретные примеры согласно Я. Л. Коломинскому, являющемуся автором этих методик, приведённых в целом ряде его книг.

Социально-психологическая методика «Выбор товарища по парте».   Применение этого специализированного для школьных условий социально-психологического психодиагностического теста основывается на том соображении, что ученик, испытывая симпатию к какому-то своему однокласснику, стремится к общению с ним и хочет сидеть с ним за одной партой. Наиболее важная область общения для ученика, – это общение и взаимодействие в процессе предметно разнообразной учебной деятельности, – от урока литературного чтения до урока трудового обучения. Отсюда – особенно важным для ученика является вопрос о том, с кем вместе сидеть за одной партой. Используя этот социально-психологический критерий, комплексно значимый для каждого младшего школьника, исследователи выявляют непосредственные очные учебные отношения испытуемых.

Методика проводится путём постановки перед учеником социометрисеского по своему характеру вопроса: «С кем из твоих одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? Напиши, пожалуйста, фамилии трёх твоих одноклассников (первый, второй, третий)».

Социально-психологическая методика «Выбор в действии» (вариант «У кого больше?»).   Данная методика, – это такой вариант теста-задания, который даёт фактическую информацию о личных взаимоотношениях учеников. В качестве инструментария готовятся красочные открытки-картинки, – по три на каждого ребёнка. На оборотной стороне картинки ставится номер, присвоенный каждому ученику.

Ребята по очереди входят в класс, распределяют открытки, раскладывая их по тем местам, где сидят их одноклассники, а после выполнения задания уходят в другое, смежное помещение. Таким образом, ученики, которые уже участвовали в методике, не встречаются с теми, кто ожидает своей очереди: до прихода в класс к тестирующему ребёнок не знает, в чём заключается задание. Так исключается возможность информирования ещё не прошедших тест учеников о сути задания и обеспечивается строгая индивидуальность методики.

После того, как ученик распределяет открытки, тестирующий у него спрашивает: «А как ты думаешь, кто из твоего класса тебе положит картинки (открытки)?». Этот вопрос преследует цель выяснить, как ученики осознают свои взаимоотношения с одноклассниками и выявить референтометрическую составляющую.

Проводя данную методику можно добиваться следующего. Выбор осуществляется не словом, а действием, что, согласно известным положениям экспериментальной психологии, обеспечивает более точный результат, так как поведенческое действие – очень надёжный показатель отношения. Наряду с этим, «снимаются» те утилитарные учебные мотивы (например, возможность списывать контрольные работы), по которым, возможно, учениками производился выбор товарища по парте (предыдущая методика). Следовательно, обеспечивается выявление максимально непосредственных взаимоотношений.

По этой методике в лидерах оказывается тот ученик, у кого было больше всего картинок (открыток). Результаты описанного теста-задания «Выбор в действии» (вариант «У кого больше») являются весьма сопоставимыми с данными методики «Выбор товарища по парте».

Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками». Автор – Д. Лампен, адаптация Л. П. Пономаренко.   Для изучения социально-психологических аспектов самооценки респондентов в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников, используется эта известная проективная методика (тест-задание). «Дерево с человечками» даёт достаточно достоверные результаты в совокупности с другими социально-психологическими методиками. В методике «Дерево с человечками» обследуемый выбирает тех человечков, с которыми он отождествляет своё реальное социальное положение (статус) в учебной группе и своё идеальное социальное положение (статус) в учебной группе. Методика «Дерево с человечками», направлена, в широком смысле, на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе. В узком смысле, данная методика предназначена для выявления степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе (классе). Интерпретация результатов выполнения проективной социальнопсихологической методики «Дерево с человечками» производится исходя из того, какие позиции на стимульном материале выбирает данный ученик, с каким социально-психологическим положением (уровнем) он отождествляет своё реальное и идеальное положение в учебной группе, – есть ли существенные различия в выявленных параметрах.

 

Метод социометрии.

 

Метод социометрии является совершенно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности структуры неформальных отношений в группе (группах); выяснить степень психологической совместимости конкретных людей; изучить внутригрупповой статус участников групповых объединений; исследовать качество психологического климата в группе.  

Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.

Таким образом, область измерения социометрической техникой – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N – 1 (социометрическая константа), где N – число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При наличии размеров группы до 12–16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура – ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т. е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Её недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т. е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последнее предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещения, переформирований и т. п. – «С кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а так же в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности – степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели сплочённости и ряд других.

Подчеркнём, что одной самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру – тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее – менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.

Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения социограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 1), в центр которых помещают «популярных» индивидов, в наружное кольцо – «отвергаемых», во внутреннее кольцо – «средне популярных».

 

 

Рис. 1. Пример «социограммы-мишени».

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следующему аспекту, – кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.

Итак, наиболее часто, «социометрией» называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания (при сохранении принципа выделения рангов), методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Методика «Социометрия» Дж. Морено, в адаптации Я. Л. Коломинского.   При проведении методики «Социометрия» в учебных группах, обучающимся предъявляются социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос – 3 фамилии, кроме собственной фамилии). Инструкция типовая: «Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии своих одноклассников, с учётом отсутствующих сегодня учеников».

Приводим здесь один из наших вариантов социометрических вопросов по данной методике.

1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться в следующем классе?

2. Кого бы ты из класса обязательно пригласил(а) на свой день рождения?

3. С кем из своего класса ты с удовольствием пошёл (пошла) бы в кино?

4. С кем бы из класса ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в средних и старших классах школы?

5. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя твоими одноклассниками, то кто бы это был?

6. Кому из класса ты дашь списать контрольную работу в первую очередь?

7. Кому из класса ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?

8. Без кого ты вообще не представляешь свой класс?

9. С кем из класса ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?

10. C кем из класса ты бы хотел(а) дружить всю жизнь?

11. С кем из класса ты хотел(а) бы сделать какую-либо совместную поделку на художественную выставку?

12. Кого из своего класса ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо подвижных играх?

13. С кем из своего класса ты очень хотел(а) бы очень посещать группу продленного дня?

14. С кем из твоего класса ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?

 

Референтометрия.

 

При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии. Качественная социально-психологическая модификация метода социиометрии – референтометрия.

Референтометрия – это социально-психологический методический приём для выявления факта референтной (личностной) предпочтительности. Люди, к которым индивид очень внимательно прислушивается – это его референтная группа (группа особо значимых для субъекта лиц).

Референтность – это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Референтная процедура весьма информативна, она даёт точность представления о статусной структуре, взаимности предпочтений. Основанием выбора является ценностный фактор значимости для личности каких либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна. Вместе с тем, мера референтности (предпочтительности для другого лица) какого-либо субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым (опрашиваемым) интереса к этому субъекту.

Методика «Референтометрия» по А. А. Реану.  

А. А. Реан полагает, что референтометрия заключается, прежде всего, в ранжировании субъектом социометрических выборов.

Как нам представляется, для студентов и школьников могут быть составлены и применены, например, следующие референтометрические вопросы (содержательно варьирующиеся в зависимости от того, кто является респондентами):

1. Если Вашу группу (класс) будут расформировывать, как Вы думаете, кто из Ваших одногруппников (одноклассников) захотел бы продолжить совместно учиться с Вами в новом учебном коллективе?

2. Кто бы Вас из группы (класса) пригласил на свой день рождения?

3. Кто из Вашей группы (класса) пошел бы с Вами в многодневный туристический поход?

4. Кто бы из Вашей группы (класса) пригласил Вас на свои именины (свой день рождения)?

5. Кто из группы (класса) захотел бы поддерживать с Вами дружеские отношения после того, как Вы закончите институт (школу)?

6. Кто из группы (класса) согласился бы снимать с Вами квартиру (пользоваться одним спортивным инвентарём)?

7. Если бы кому то из Вашей группы (класса) дали большую сумму денег и сказали поделиться ею с Вами, кто из одногруппников (одноклассников) поделился бы с Вами деньгами в первую очередь?

8. Кто из группы (класса) подскажет Вам на зачёте или экзамене (даст Вам списать контрольную работу) в первую очередь?

9. Кто бы Вам из группы (класса) доверил свой самый сокровенный секрет?

10. Кто Ваших из одногрупников (однокласников) без Вас не представляет свою группу (класс)?

11. Кто из группы (класса) хотел бы с Вами чаще видеться в свободное время?

12. Кто из группы (класса) хотел бы с Вами дружить всю жизнь?

Наряду со всем приведённым выше, может быть применена комплексная социо-референто-метрическая методика (см. пример ниже).

Авторская анкета-опросник по методикам «Социометрия.» и «Референтометрия». Составители: Д. А. Донцов; Т. А. Шолохова (нечётные вопросы – социометрические, чётные вопросы – референтометрические)  

1. С кем ты больше всего хотел бы дружить из твоего класса?

2. Про кого из твоего класса ты хотел бы узнать то, с кем он очень хочет дружить?

3. Кого из класса ты обязательно пригласил бы на свой день рождения?

4. Про кого из класса ты обязательно хотел бы узнать, стремится ли он на твой день рождения?

5. С кем больше всего тебе нравится учиться в твоем классе?

6. Чьё мнение о том, с кем ему нравится учиться в одном классе ты очень хотел бы узнать?

7. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой больше всего?

8. Чей ответ на вопрос, с кем бы ему хотелось сидеть за одной партой, ты хотел бы обязательно узнать?

9. Чьим мнением из всех ребят твоего класса ты дорожишь больше всего?

10. Про кого из одноклассников ты хотел бы узнать о том, чьё мнение для них дороже всего?

11. С кем ты обязательно хотел бы продолжить учиться в следующем классе?

12. Чьё мнение о том, с кем бы он хотел учиться в следующем классе, ты бы обязательно хотел узнать?

13. С кем из одноклассников ты бы хотел вместе выполнять домашние задания?

14. Про кого из твоего класса ты хотел бы узнать, с кем ему бы хотелось совместно выполнять домашние задания?

15. С кем из одноклассников в первую очередь ты бы хотел вместе участвовать в школьном спектакле?

16. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в школьном спектакле, ты хотел бы узнать?

17. С кем из одноклассников ты бы хотел вместе участвовать в спортивных соревнованиях?

18. Чьё мнение о том, с кем бы он хотел участвовать в спортивных соревнованиях, ты бы обязательно хотел узнать?

19. С кем из одноклассников ты бы хотел участвовать в подготовке какого-либо школьного проекта?

20. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в подготовке школьного проекта, ты хотел бы узнать?

21. С кем из твоего класса тебе нравится посещать спортивную секцию, танцевальный кружок?

22. Чьё мнение о том, с кем ему нравится посещать спортивную секцию, танцевальный кружок, ты бы хотел узнать?

23. С кем из своего класса ты бы отправился в туристический поход?

24. Про кого ты хотел бы узнать, с кем бы он обязательно пошёл в туристический поход?

25. С кем из класса ты бы очень хотел жить по соседству в твоем доме?

26. Чей ответ из ребят твоего класса на вопрос о том, с кем бы он очень хотел жить по соседству своем доме ты очень хотел бы узнать?

27. Кому из класса ты бы доверил свой самый важный секрет?

28. Чьё мнение из твоих одноклассников о том, кому бы он доверил свой самый важный секрет для тебя самое интересное и значимое?

29. Если бы ты выиграл в качестве приза огромный вкусный торт, то с кем из троих одноклассников ты бы поделился в первую очередь?

30. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников точно поделился бы с тобой призом-тортом, если бы выиграл его?

31. Без кого из одноклассников ты не представляешь себе свой класс?

32. Чьё мнение из твоих одноклассников о том, без кого он не представляет себе свой класс, для тебя самое важное и интересное?

33. С кем из твоих одноклассников ты бы отправился в кругосветное путешествие?

34. О ком из одноклассников ты очень хотел бы узнать, с кем из класса ему хотелось бы отправиться в кругосветное путешествие?

35. Кто из одноклассников, при встрече с хулиганом, не раздумывая, точно пришел бы тебе на помощь?

36. О ком из одноклассников ты больше всего хотел бы узнать то, что он обязательно пришел бы тебе на помощь при встрече с хулиганом?

 

 


[1] Источник: Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009.

 

[2] «Приставка» «психо» по смыслу и значению подчёркивает именно психические параметры развития личности человека в филогенезе и онтогенезе.

 

[3] Психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, целесообразно рассматривать в зависимости от условий жизни конкретного человека, от системы его взаимодействий с природой и обществом.

 

[4] Психические процессы, психические состояния, психологические свойства, психические образования, – реализуются, функционируют, выражаются и активизируются в такой целостной форме психической активности человека как психическая деятельность. Общие закономерности и повсеместные проявления психической деятельности человека образуют собою широкую психологическую норму разнообразных проявлений психики людей.  

 

[5] Эти, в буквальном смысле общие, компоненты психики носят психофилогенетический характер, – имеются у любой личности, у каждого человека.

 

[6] Психические процессы и психические состояния это, в большей степени, филогенетические, психофилогенетические, врождённо обусловленные качества каждого человека; психологические свойства это, по преимуществу, онтогенетические, психоонтогенетические, приобретаемые в процессе жизни содержательные качества человека. Поэтому, когда мы говорим (пишем) «психические» – подразумеваем «психофилогенетические», когда говорим (пишем) «психологические» – подразумеваем «психоонтогенетические».

 

[7] Источники: Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1; Часть 2. – М.: Генезис, 2001; Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009; Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002; Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАД ОС, 2008; Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель – Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011; Романова Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005; Шмелёв А. Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002.

 

[8] Источники::Там же. См. стр. № 84.

 

[9] Источники::Там же. См. стр. № 84.

 

[10] Источники: Там же. См. стр. № 84.

 

[11] Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

 

[12] Источники: см. стр. № 84.

 

[13] Источники: см. стр. № 84.

 

[14] Источники: см. стр. № 84.

 

[15] Источники: см. стр. № 84.

 

[16] Источники: см. стр. № 84.

 

[17] Источники: см. стр. № 84.

 

[18] Источники: см. стр. № 84.

 

[19] Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. 720 с.

 

[20] Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. 720 с.

 

[21] Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. 720 с.

 

[22] Все нижеследующие методики рекомендуется использовать для психодиагностики работников (сотрудников) сферы (области) деятельности профессий «человек – человек».

 

[23] Источник: Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

 

[24] Дифференциальный – разный, разделительный, различительный, – относящийся к тому, что отличает один предмет, одно явление от другого или делит, расчленяет некоторое целое (например, эмоции) на части (в данном случае – на отдельные эмоции).

 

[25] Источник: Романова Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

 

[26] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[27] Невротик – это человек, страдающий неврозом или проявляющий невротичность (повышенную эмоциональность и физическую возбудимость, импульсивность, тревожность) в своём поведении. Характерной чертой невротиков является осознание своего недуга и желание избавиться от него. При легких формах невроза, невротику могут отчасти помочь близкие ему люди. Однако, без профессиональной помощи психиатра, психолога-консультанта более или менее сложные формы невроза не поддаются терапии.

 

[28] Социальное – относящееся к обществу, возникшее под влиянием происходящих в обществе процессов. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, процесс реализации потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрированности личности приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом деятельности, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Часто испытываемые личностью психические эмоциональные состояния фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости, к комплексу неполноценности.

 

[29] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[30] Источник: Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

 

[31] Источник: Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

 

[32] Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-ао Проспект, 2008

 

[33] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[34]  «Ре» – «приставка», в научных психологических терминах обозначающая одну из следующих идей (предпосылок, смыслов, значений): 1. Возобновление, восстановление или повторение чего-либо, например, действия, мысли, переживания. 2. Противоположное направление или противодействие чему-либо, кому-либо, например, – «реакция» (ответная), «реабилитация» (восстановление, – противодействие дезадаптации), «ресоциализация» («повторная» социализация). В данном случае, термин «резистенция» предполагает собою, по своему значению и смыслу: а) новое (повторное) переживание, «возобновление» (увеличение силы и частоты, – в определенных классах социальных ситуаций) психотравмирующих эмоций; б) существенное ужесточение (по отношению к субъекту деятельности) окружающих социальных (профессиональных) условий; в) изменение (трансформацию) эмоционально-чувственной сферы субъекта под влиянием (воздействием) социальной ситуации и своих негативных (отрицательных) переживаний (невротических эмоций и чувств).

 

[35] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[36] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[37] Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, – СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

 

[38] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[39] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[40] Экзогенный (от греч. exo – вне, снаружи + genez – рождающийся, рождённый) – происходящий от причин, лежащих вне организма.

 

[41] Эндогенный (от греч. endon – внутри + genez – рождающийся, рождённый) – происходящий от причин, лежащих внутри организма.

 

[42] Источник: Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. – М..: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

 

[43] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 

[44] Источник: Романова Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. Данный тест так же подробно проанализирован в источнике: Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.

 

[45] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. – сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.16 с.)