Тема № 2. Психодиагностика экстремальных состояний личности проективными методами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Психодиагностика экстремальных состояний личности проективными методами



 

Методика «РНЖ». Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Тест Г. Роршаха (краткий обзор). Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Методика «Пиктограмма». Тест М. Люшера. «Тест руки» («Hand test»). Разбор клинических иллюстраций.

 

Контрольные вопросы к темам № 1 и № 2 практикума по диагностике экстремальных состояний личности

 

1. Дифференциальная диагностика акцентуаций характера и пограничных психических состояний личности. Методика определения типа характера по К.Г. Юнгу. Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.

2. Расстройства личности как патология характера. Разграничение акцентуаций характера и психических расстройств личности. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. Методика определения психологической характеристики темперамента.

3. Применение теста MMPI в психодиагностике экстремальных состояний личности.

4. Применение многофакторного личностного опросника FPI и многофакторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла 16 PF в психодиагностике экстремальных состояний личности.

5. Экспресс-диагностика психических состояний. Методика САН. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса. Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина.

6. Экспресс-диагностика психических состояний. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина. Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.

7. Психологическая диагностика расстройств личности. Методика личностного дифференциала (пятифакторная модель). Методика диагностики потребности в поисках ощущений. М. Цукермана. Методика диагностики стрессоустойчиво сти и социальной адаптации Т.Х. Холмса и Р.Х. Раге.

8. Психологическая диагностика расстройств личности. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Методика диагностики степени удовлетворённости основных потребностей.

9. Психологическая диагностика расстройств личности. Методика измерения ригидности. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта.

10. Психологическая диагностика расстройств личности. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко. Методика определения типа личности и вероятностных расстройств данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса.

11. Методики определения тревожности, депрессии и страхов. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, адаптация Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе. Методика диагностики уровня школьной тревожности К. Филипса.

12. Методики определения тревожности, депрессии и страхов. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге, адаптация Т.И. Балашовой. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.

13. Методики определения тревожности, депрессии и страхов. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бука. Тест «Несуществующее (фантастическое) животное». Методика исследования «Незаконченные предложения» Дж. М. Сакса и С. Леви.

14. Психодиагностика агрессии. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. Методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.

15. Диагностика состояний фрустрированности. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой.

16. Диагностика ПТСР. Методика Г. Айзенка EPQ. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

17. Диагностика ПТСР. Методика Г. Айзенка EPI. Методика «Q-сортировка» В. Стефансона. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.У. Томаса.

18. Диагностика ПТСР. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассермана, Н.В. Гоменюка. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

19. Диагностика ПТСР. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Методика диагностики направленности личности Б. Басса.

20. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. Тест «Несуществующее (фантастическое) животное». Проективный рисуночный тест «Я дома, в школе и на улице».

21. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика диагностики уровня школьной тревожности К. Филипса. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бука. Методика «РНЖ».

22. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика исследования «Незаконченные предложения» Дж. М. Сакса и С. Леви. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Методика «Пиктограмма».

23. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика Р. Жиля. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). «Тест руки».

24. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика Е. Шеффер и Р. Бела PARI, адаптация Т.В. Нищерет. Рисуночная методика «Человек». Тест «Пятна Г. Роршаха».

25. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Методика «Автопортрет». Тест цветовых предпочтений М. Люшера.

26. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика «Моя семья». Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.

 

 

Приложение № 9

«Психодиагностические тестовые методики, направленные на исследование эмоционально-чувственной сферы психики личности» [22]

 

 

«Батарея» (12-ть) тестов для изучения и диагностики психических эмоционально-чувственных состояний и реакций людей.

I. Психодиагностическая тестовая методика «Определение общей эмоциональной направленности личности». [23]

Методика Б.И. Додонова

 

Анализируется направленность эмоций и чувств личности: 1. Альтруистическая (любовь к другим людям); 2. Коммуникативная (стремление к взаимодействию, к общению); 3. Глорическая (стремление к славе, к известности); 4. Праксическая (стремление к активному действию); 5. Пугническая (стремление к борьбе с обстоятельствами); 6. Романтическая; 7. Гностическая (познавательная направленность); 8. Эстетическая (любовь к красоте, к прекрасному); 9. Гедоническая (стремление к наслаждению); 10. Акизитивная (стремление к приобретательству, накопительству).

По мнению Б.И. Додонова, также как и по мнению многих других ученых (например, – Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К. Левина, А. Маслоу, Дж. Меррея и др.), эмоции и чувства полностью соотносятся с соответствующими им по направленности потребностями.

Эмоционально-потребностная характеристика направленности Вашей личности по Б.И. Додонову. 1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты говорят о том, что у Вас ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать, «деятельностно» (практически, на самом деле) заботиться о других людях. Основная черта характера, соответствующая данной эмоциональной направленности – отзывчивость, сотрудничество. Низкие результаты говорят о направленности личности на себя, о потребности брать, получать. С альтруистом рядом «живет» эгоист, т. е. в каждом человеке альтруизм и эгоизм присутствуют, – вопрос в какой пропорции. 2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие – о потребности в уединении. Если у Вас выявилась склонность к уединению, то Вам, наверное, следует уточнить, определить свой темперамент и характер. Если Вы интроверт, то Вам следует развивать свою коммуникабельность, проявлять чуткое и постоянное внимание к окружающим. Интровертам, с их ярко выраженной потребностью к уединению, как правило, сложнее утверждаться в коллективе. При общении с ними необходима особая чуткость, им нужно ненавязчивое принятие их коллективом. 3. Глорические эмоции (от лат. gloria – слава). Высокие показатели говорят о том, что Вы имеете ярко выраженную потребность в славе, в переживании успеха на виду у других людей, в известности, в социальном признании. Низкие показатели говорят о желании быть «незаметным». На эту тенденцию стоит обратить особое внимание в том случае, если показатели очень низкие. Желание (потребность, эмоциональную направленность) быть незаметным невозможно реализовать, например, в руководящей и педагогической деятельности. Очень низкие показатели говорят о состоянии эмоционального дискомфорта в общении с людьми. Следует установить социально-психологические причины этого и определить возможно сть их субъектной локализации. Очень эффективна в данных случаях психолого-педагогическая «методика стимулирования ситуаций»: имеется ввиду умышленное создание для субъекта ситуаций «достижения успеха», «одобрения», «любви». Это делается для того, чтобы субъект воспринимал (понимал, принимал) те свои качества, которые являются социально желательными. «Ситуации принятия» нужно создавать в значимой для субъекта и коллектива деятельности. Это возможно и продуктивно при том условии, если коллектив референтный (личностно значимый) для субъекта. 4. Праксические эмоции (от греч. pracsis или praxis – действие). Высокие данные говорят о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желанных результатов. Низкие – о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать. При очень высоких баллах у руководителя (воспитателя, родителя) и при очень низких баллах, соответственно, – конфликт с окружающими весьма вероятен. При очень низких баллах, – Вы часто переутомляетесь, у Вас идёт процесс истощения нервной системы, Вы находитесь постоянно на грани срыва, так как забыли о собственном отдыхе и здоровье. Эта шкала очень важна в том случае, когда род деятельности предполагает собою активное (или, наоборот, именно пассивное) взаимодействие с окружающими осуществляющих эту деятельность людей. Тогда здесь оптимально как можно большее совпадение показателей. 5. Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). При высоких показателях по данной шкале, у человека значительно выражена потребность рисковать, преодолевать опасности. Обратите внимание на то, чтобы Ваша борьба была направлена не против оппонента, а за него, за его развитие и здоровье. Здесь также нужно обратить внимание на конструктивность активности борьбы. Очень желательно, чтобы активность борьбы (преодоления) была направлена на дело, на добро, – «энергия в мирных целях», а не на разрушение, не «против», не на низвержение чего-либо. Тем не менее, готовность к разумному риску и готовность брать на себя ответственность за результат деятельности отмечается как профессионально значимое качество личности, например, руководителя. Обратной психологической тенденцией является преобладающая потребность в безопасности (результаты ниже среднего значения), что может значительно снижать эффективность деятельности. Например, страх быть не понятым приводит к эмоциональной напряжённости, дезорганизует сам процесс деятельности. Атмосфера доверия, открытости, доброжелательности и сотрудничества, существующая в коллективе, – путь к профессиональному позитивному самоутверждению и личной (социальной) безопасности. В противоположном случае у людей формируется подозрительность, излишняя осторожность, ожидание неудач и несчастий. 6. Романтические эмоции. При высоких балах у Вас ярко выражено стремление к необычному, таинственному, нестандартному. В этих случаях, сильно проявляется стремление выйти за пределы сложившихся норм, представлений. При низких баллах формируется (и осуществляется в деятельности) прагматизм (от pragma (греч.) – дело, действие)), то, что даёт практически (действенно, в данных конкретных условиях) полезные результаты. 7. Гностические эмоции (от gnozis или gnosis (греч.) – знание)). Это потребность в получении знаний о чём-то новом, ранее неизвестном и потребность лучше узнавать уже знакомое. При высоких баллах, – это познавательная активность, любознательность, желание понимать причины и знать следствия происходящих вокруг событий. При низких баллах эта потребность (познавательная потребность или интеллектуальные потребности) недостаточно развита, наблюдается отсутствие интереса в лично-профессиональном становлении. 8. Эстетические эмоции. При высоких балах – потребность в восприятии, чувствовании и осознании прекрасного, красивого (произведения искусства, природа, «насыщенные» эмоциональные отношения и т. д.) выражена очень ярко. При очень низких баллах, – эта потребность (эстетические потребности, – эстетика – «наука» о прекрасном) не выражена, наблюдается эстетическое безразличие, нравственная инертность, цинизм, эмоциональная глухота, духовная бедность, чёрствость души. 9. Гедонистические (гедонические) эмоции (от gedonizm (греч.) – наслаждение)). Гедонизм – философское эстетическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой (4-й век до н. э.). В гедонизме целью жизни и высшим благом признаётся наслаждение. Добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдание. В данном случае, при высоких баллах, наглядно выражены эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном комфорте (физические наслаждения: сон, еда, секс и пр.) и душевном комфорте (стремление к коммуникации и интеракции (к совместным действиям) именно с личностно приятными людьми)). При высоких баллах – комфортные условия (в самом широком смысле, например, – эстетически) для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. При низких баллах можно говорить о крайне воздержанном человеке, ведущем строгий (может быть, даже, аскетический) образ жизни, отказывающемся от разных жизненных благ (материальных, «цивилизационных»). 10. Акизитивные эмоции (от acvizitione (франц.) – приобретение)). Акизитивные эмоции отражают потребность «иметь» (противоположность – потребность «быть» по А.Г. Асмолову). Акизитивная потребность (эмоциональное выражение потребности), – это потребность в накоплении (приобретении, коллекционировании, собирании) вещей, предметов, – выходящая за пределы практической (бытовой) нужды в них. При низких баллах – такая потребность у Вас практически не проявляется. При высоких баллах возможны некоторые психологические отклонения в сторону «вещизма», «плюшкинизма», накопительства, неадекватного стремления к приобретению и сохранению чего-либо материального только ради обладания им.

 

II. Психодиагностическая тестовая методика «Шкалы дифференциальных [24]  эмоций» [25]

Методика К. Изарда

 

Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) – психодиагностический инструмент самоотчёта (рефлексии), созданный для оценки выражения самим индивидом своих собственных фундаментальных эмоций и/или комплексов эмоций. ШДЭ как методика представляет собой список (перечень) общеупотребительных (массовых) определений (суждений), которые, в то же время, стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные общие категории эмоций (обобщённых переживаний).

С помощью данной (первой) целостной шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор отдельных шкал для оценки особенностей эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта» личности). Эта модификация целостной шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30-ти прилагательных, – по 3-ри для каждой из 10-ти фундаментальных эмоций (наличие у людей т. н. фундаментальных эмоций – суть научной концепции К. Изарда), характеризующих психические эмоциональные состояния человека.

По первому варианту данной тестовой методики (по первой шкале), требуется от индивида оценить по пятибалльной шкале интенсивности (силы, выраженности) степень точности, с которой каждое слово (понятие) описывает то, что он чувствует (испытывает) в настоящее время (в данный момент времени). Каждое суждение опросника оценивается респондентом по отношению к самому себе от нуля до пяти баллов. Чем выше балл, тем больше суждение оценено респондентом в качестве «подходящего» по отношению к нему. Подчеркивается, что испытуемый должен оценить своЁ психическое эмоциональное состояние в настоящее (текущее) время или – в данный момент времени.

По второму варианту данной методики, индивида просят проанализировать определённый период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить (по той же пятибалльной шкале интенсивности переживания) ту частоту, с которой он испытывал каждую перечисленную (определенную) эмоцию (чувство) в течение этого времени. Подразумеваемый период времени может составлять от одного года до «всей предшествующей жизни». Цель второго варианта методики (второй шкалы) – определить, как часто некто (какой-либо испытуемый) переживает каждую из фундаментальных (базовых) эмоций. Причем, частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель выраженности соответствующей «эмоциональной черты». Система балльной оценки испытуемым своих эмоциональных состояний та же, что и в первом случае.

Возможно единовременное проведение двух вариантов (двух шкал) данной тестовой методики.

 

III. Психодиагностическая тестовая методика «Экспресс – диагностика невроза» [26]

Методика К. Хека – X. Хесса

 

Неврозы (от греч. – neuron – жила, нерв), – это группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Неврозы – группа функциональных психических заболеваний, вызываемых длительным воздействием на человека неблагоприятных условий его жизни. Неврозы – это нервно-психические заболевания, которые характеризуются временными, обратимыми (излечимыми) нервно-психическими расстройствами, при которых человек сохраняет критическое отношение к своей болезни и способность управлять своим поведением.[27]

Неврозы имеют полифакторную (многопричинную) природу. В этиологии неврозов определяющую роль имеют: биологические факторы (наследственность (в т. ч. родовые травмы) и конституция (телосложение), длительные соматические заболевания)); социально-психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание, очень сложная социальная ситуация развития); психические факторы (психотравмы, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы и т. п.). Для клинической картины неврозов характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с глубокими переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.).

Среди основополагающих форм неврозов выделяют: неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

Неврастения является следствием перенапряжения, истощения НС, переутомления. Термин «неврастения» (букв.: «нервная астения, слабость») ввёл М. Бирд в 1869 году. Клиническое проявление неврастении – синдром (состоящий из ряда симптомов) раздражительной слабости (отсутствие выносливости к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной физиопсихической утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций, на почве общей соматической слабости.

Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха – ведущий, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие фрустрационные факторы, вызывающие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и пр.). Страх может выступать как общее неопределённое немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или к конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств, выступлений и т. п.).

При истерическом неврозе клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, мышечные спазмы, «моторная (двигательная) буря»)), в виде сенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и в форме вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств – это, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их чёткая ситуативная обусловленность (проявления в каком-либо определённом классе социальных ситуаций). У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, энкопрез, заикание, анорексия и т. п.

Невроз навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность (психическая застреваемость), неуверенность в себе, мнительность, низкий уровень притязаний и низкая самооценка и т. п. У людей с подобного рода эмоционально-чувственными проявлениями нередко возникают навязчивые страхи (фобии) – кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения кожи (т. н. симптом Каспера) и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т. п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного (невротика). Это, в частности, при непатологической невротизации личности, могут быть исключительно (индивид, например, в связи с чем-то испытывает глубокий стыд) неприятные эмоциональные воспоминания.

В лечении неврозов, наряду с общеукрепляющими физиологическими мероприятиями и медикаментозными воздействиями, особая роль принадлежит психотерапии. Последняя выступает в качестве стержневого фактора тогда, когда речь идет о невротической личности (термин К. Хорни), а не о психопатологии. Предлагаемая методика является только психодиагностическим средством фиксации невротического личностного состояния (разной глубины), а не инструментом психиатрического диагноза. На основании данных только лишь этой методики нельзя также строить психологический диагноз и прогноз динамики невротических состояний субъекта. Итак, следует учитывать, что эта методика даёт лишь предварительную и обобщенную информацию о склонности личности к неврозу. Окончательные выводы в данном случае можно делать лишь только после комплексного физиопсихического изучения личности. К тому же, необходимо помнить, что испытуемый сам оценивает себя, пусть даже думая о том, как его оценивают другие люди.

 

IV. Психодиагностическая тестовая методика «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [28]» [29]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.025 с.)