Классификация психодиагностических методов и методик по А.А. Бодалёву, В.В. Столину. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация психодиагностических методов и методик по А.А. Бодалёву, В.В. Столину.



А.А. Бодалёв и В.В. Столин объединяют методы и методики психодиагностики в группы по разным основаниям:

1) по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного методического приёма: объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники; шкальные техники (например, семантический дифференциал Ч. Осгуда), субъективная классификация; индивидуально-ориентированные (идеографические) техники (например, ролевые репертуарные решётоки); проективные техники; диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2) по мере вовлечённости в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Объективные методы характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, диалогические характеризуются большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности так же характеризуется (определяется) влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

 

Приложение № 7

«Планирование, организация и проведение эмпирико-экспериментального научного исследования»

 

 

1. Теоретическая методологическая подготовка исследовательской программы эмпирического исследования.  

 

Каждый из нас в той или иной степени   соприкасается с эмпирическими исследованиями в качестве телезрителя, слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, кто-то и сам бывает вовлечён в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется самостоятельно организовывать такое исследование.

В эмпирическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное социально-психологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.

Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Психологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему,

б) есть ли учет и статистика по этому показателю,

в) достоверны ли учёт и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии или психологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема, – разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Психологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т. д.;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учёта представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми – экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты – ученые или опытные практики.

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социальнопсихологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и/или высокая по сравнению с какими именно «заданными» стандартами? 2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула. 3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть, известной лишь группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении? 4) Абсолютная и относительная величина проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить данная конкретная организация от её решения? 5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? Таким образом, в результате предварительного анализа проблемная ситуация получает выражение в виде развёрнутой и чёткой формулировки проблемы. Причем, эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического или психологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.

Программа социологического или психологического эмпирического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий, формирование гипотезы); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа разнообразных данных; 3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Цели и задачи исследования. Этот раздел программы практического социально-психологического исследования регулирует отношения заказчика (если он есть) и социолога, психолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цели и задачи исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и в разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Предмет и объект исследования. Предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, когда психолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также определяет методы и формы проведения исследования. Так, в обозначенном нами примере исследования психолог может предположить, что причиной является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль коллективных органов в подготовке и принятии разных решений; 3) роль штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием; 5) ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением.

Но психолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае – анкетный опрос и психологическое тестирование.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия – это необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании; 2) На основе предварительного теоретического анализа провести конкретно-фактологический анализ практических проблем на уровне теоретического знания и, тем самым, обеспечить научное обоснование первичных результатов, выводов и рекомендаций; 3) Обеспечить измерение и регистрацию (фиксацию) изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть, фактически определить систему связей предмета исследования с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом психолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Формирование гипотезы – это заключительная часть теоретической подготовки эмпирического психологического или социологического исследования. Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления и/или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии с имеющимися фактами или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер гипотезы и возможных выводов. 5) Нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы – это отправные точки для исследования, а дальнейшие этапы эмпирического социологического и психологического исследования, находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные (базовые, «гипотезы-причины», т. н. «отправные» гипотезы) и т. н. «выводные» («гипотезы-выводы», «гипотезы-следствия»). Таким образом, гипотезы образуют иерархические цепочки, частично дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез – это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.

 

2. Методы сбора информации: выборка и анализ документов; наблюдение; опрос: анкетирование, интервьюирование.  

 

Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют то, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог или психолог располагает достоверными возможностями и силами его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи и психологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но, часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.

В программе эмпирического исследования должно быть очень чётко указано: 1). Каков объект эмпирического исследования. 2). Является ли исследование сплошным или выборочным. 3). Если исследование является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы психологического или социологического эмпирического исследования. Вторичная совокупность (собственно выборка конкретного исследования) – это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов, с целью получения информации обо всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом выборки). Существует целый ряд универсальных процедур «осуществления» выборки. 4). Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 5). Что является основой выборки (список, картотека, карта и т. п. и пр.)? 6). Какова единица наблюдения на последней ступени выборки?

Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно.

Вторая ступень отбора – отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние по эффективности, в) низкоэффективные.

В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного «шага отбора».

Третья ступень отбора (в данном случае, по этому примеру) – в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих.

Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя доверять.

Важная часть методического раздела программы практического исследования – обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров – 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней:

1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность;

2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;

3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчинённого – исполнителя, сотрудника и товарища по работе – смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе «усредненного» мнения, будет составлена соответствующая формулировка и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов сбора информации психолог должен принять во внимание целый ряд аспектов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным методом, с позиций минимума трудозатрат и минимизации финансовых затрат, является метод анализа документов. Этот метод имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами: 1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих; 2) Эта информация носит (имеет) объективный характер. Но, при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных именно с качеством такой информации: а) учётная и отчётная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью методов наблюдения и опроса; б) часть подобной информации быстро устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает психолог-практик в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться психологом; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому, анализ документов (как метод сбора информации) достаточен лишь в тех случаях, когда для решения практической задачи (ряда задач) исследования достаточно фактической, фактографической информации.

Однако, в большинстве случаев, практический исследователь должен прибегать и к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. Под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии (внимании) и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении (стандартизированном) заложена определённая доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако, в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, на их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший присутствует элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения, выделяют его следующие виды (типы): контролируемое и неконтролируемое, включённое и не включённое, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т. д.

Наиболее распространённым методом сбора информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей – респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога или психолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, радио, Интернет, по телефону), групповые и индивидуальные опросы и т. д.

Метод опроса используется в целом ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, мотивации, интересы, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.; 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение информации в ситуации социально-психологического общения. Это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической и социально-психологической информации.

 

3. Способы анализа и интерпретации, данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.  

 

Заключительный этап эмпирического исследования предполагает собою обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования;

2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация, в ряде случаев, прямо отвечает на те вопросы которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в ту форму, которая бы отвечала на первичные (основные) вопросы эмпирического исследования.

3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа психологических и социологических эмпирических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют психологу или социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи и психологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии и практической психологии для этой цели активно применяются особые компьютерные программы, дополненные программами математико-статистической обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации, возможно использование различных приёмов обработки и анализа данных. Так, если психолог или социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов: неформализованный метод (традиционный) и формализованный метод (контент-анализ). Традиционный («обычный») анализ документов (каких-либо т. н. регистрационных информационных источников) основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования и производится, во многом, нестадартизированным образом.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ – анализ содержания) рассчитан на извлечение статистически достоверной информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному причинно-следственному логическому анализу. Контент-анализ основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом, делаются выводы о развитии социальных явлении и политических процессов. Формализованный («контентный») анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета (подсчета, оценки информации) которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей и задач социологического или психологического эмпирического исследования. Процедура эмпирического исследования, основанного на технике контент-анализа, содержит порядка 18-ти операций, описанных в специальной литературе.

При обработке и анализе эмпирических данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Данная процедура производится, как правило, экспертами. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе каких-либо других (однородных или разнородных) объектов. Ранг также характеризует и место других объектов, обладающих существенными для производимой оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наивысшую сумму, самый низкий ранг – объекту с наименьшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Завершается эмпирическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

 

Приложение № 8

«Методическая психодиагностика экстремальных психических состояний личности»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.033 с.)