Методика Л.И. Вассермана. Модификация В.В. Бойко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Л.И. Вассермана. Модификация В.В. Бойко



 

Рассмотрим дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики. Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, ипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:

– личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Оно может еще более усугубляться под влиянием очень разных (в том числе социальных) стимулов – положительных или отрицательных;

– для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. – в возникшем неадекватном энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллект. Его роль в оценке внешних воздействий и переживаний личности практически не заметна. Во всяком случае, разум и воля в этих случаях не помогают человеку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоциональных состояний, придать им коммуникабельную форму.

Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры (доходить до) психического расстройства, то есть иметь психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих негативных социальных факторов.

Психопатологические расстройства психических эмоциональных состояний характеризуются общим измененным астеническим (отрицательным) нервно-психическим тонусом.

В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются:

– органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;

– дефектами нервной системы. Обычно, в случаях описываемого рода, она ослаблена болезнями, психическими травмами;

– внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;

– соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.

Очень разные по своему проявлению расстройства психоорганических состояний имеют, похоже, одну и ту же «механику»: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т. п.), не выявляет их значимость для личности. Управляющие команды головного мозга не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные при жизни стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов, автоматически всё время вступает в действие один и тот же стереотип (паттерн поведения), свойственный личности, переживающей дезорганизующие эмоциональные психические состояния. Поведение этой личности становится социально-психологически неадекватным, оно не обусловлено видимыми объективными причинами.

Представляемый тест-опросник фиксирует степень (уровень) неудовлетворённости/удовлетворённости субъекта своими социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности субъекта.

 

V. Психодиагностическая тестовая методика «Сущностные характеристики эмоциональности» [30]

Методика Е.П. Ильина

 

Данный тест-опросник предназначен для самооценки человеком выраженности у него различных значимых характеристик (проявлений) эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности (силы) эмоций, длительности и устойчивости эмоций, степени негативного влияния эмоций на эффективность деятельности человека и пр. Следует отметить, что в данном тесте Е.П. Ильин успешно «задействовал» и те базовые характеристики любого психического эмоционального состояния, которые были выделены ещё В. Вундтом (Вильгельм Вундт считал необходимым в каждом психическом состоянии выделять две дихотомии: напряжение-м-расслабление, возбуждение-м-успокоение).

 

VI. Психодиагностическая тестовая методика «Методика изучения застенчивости» [31]

 

Застенчивость – эмоциональное состояние дискомфорта, смущения, замешательства и заторможенности в присутствии других людей. Застенчивость создаёт коммуникативные трудности для индивида, может негативно влиять на различные проявления его деятельности в группе. В психологии имеется широкий аспект концепций, посвящённых застенчивости.[32]

 

VII. Психодиагностическая тестовая методика «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» [33]

Методика В.В. Бойко

 

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм определённого рода психологической защиты в форме полного или частичного «исключения» эмоций в ответ на избранные психотравмирующие (социально-профессиональные) воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый сложный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального (коммуникативного), реагирования и поведения. «Выгорание» – отчасти функциональный («полезный») стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические (психические) ресурсы. В то же время, с высокой вероятностью «выгорание» может отрицательно сказываться на продуктивности профессиональной деятельности и на межличностных отношениях. В.В. Бойко (основываясь на «теории стресса» Г. Селье) полагает, что синдром эмоционального выгорания состоит из трёх, последовательно сменяющих друг друга, хотя и «независимых» по психической и физиологической динамике и статике развития и формирования, фаз: «напряжения», «резистенции»[34] и «истощения».

В том случае, если Вы являетесь профессионалом в какой-либо социальной сфере деятельности в системе (области) «человек-человек», то Вам будет тем более интересно выявить, в какой степени у Вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания (в определённой мере это проявляется у каждого, кто работает с людьми).

Предложенная методика даёт подробную, детальную картину всего синдрома «эмоционального выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».

А). Прежде всего, надо специально обратить внимание на отдельно взятые симптомы, – на то, какие симптомы относятся к доминирующим во всем синдроме «эмоционального выгорания» и/или к ведущим в конкретной фазе «последовательного развития» всего системного синдрома. Существенно важно отметить и осмыслить то, к какой фазе формирования синдрома относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Б). Далее должно иметь место осознание числовых (балльных) показателей отдельных фаз развития синдрома, – фазы напряжения, фазы резистенции и фазы истощения. В каждой из них возможные показатели могут быть очень разными. В этой связи, «прямое» сопоставление баллов, полученных для отдельных фаз, не совсем правомерно, ибо «буквальное сложение» имеющихся показателей «по фазам» не свидетельствует об их относительной роли (что в каждом случае нужно отметить отдельно) или о «вкладе» (который также нужно осмыслить) какой-либо фазы в комплексный синдром. Дело в том, что измеряемые в них (в разных фазах) явления, существенно разные, – реакция на внешние и внутренние факторы, приёмы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям, полностью правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась «сама по себе», а также о том, какая фаза сформировалась в большей или в меньшей степени относительно других фаз общего синдрома. Это верно потому, что, хоть фазы синдрома и переходят последовательно друг в друга, но, в каждой из них представлены самые разнообразные симптомы, которые могут иметь место «параллельно» друг другу. Это может существенно (серьёзно, «определяюще») влиять как на формирование и развитие всего синдрома в целом (в зависимости от степени выраженности данной конкретной фазы), так и воздействовать на определённые параметры (аспекты) продуктивности (эффективности) профессиональной деятельности и общения субъекта, выказываемые им в системе социальных отношений человек/человек. Специально рекомендуется обратить внимание на то, каковы (относительно других фаз) показатели фазы «Истощение».

В). Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «эмоционального выгорания», можно дать достаточно объёмную (достоверную в данном вопросе) характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: 1) какие симптомы доминируют; 2) какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; 3) объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными («непрофессиональными») факторами; 4) какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают целостное эмоциональное состояние личности; 5) в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение в коллективе (что возможно при социально-психологической работе с каждым субъектом отдельно и с коллективом в целом); 6) какие признаки и аспекты поведения (психического реагирования) самой личности подлежат коррекции, для того, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба личности, профессиональной деятельности субъекта, его партнёрам и клиентам.

Г). Конечно, в заключение, необходимо выявить общий суммарный показатель для всего синдрома эмоционального выгорания. Для этого нужно сложить суммарные показатели всех трёх фаз. Да, этот итоговый показатель будет несколько условным (так как подразделяется на разные по значению элементы), но, тем не менее, на него можно отчасти ориентироваться.

 

VIII. Психодиагностическая тестовая методика «Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» [35]

Методика В.В. Бойко

 

Методика выявляет устойчивые личностные формы эмоционального взаимодействия с окружающим социальным миром, исследует различные аспекты эмоционально-чувственной сферы человека, выясняет личностную направленность эмоций и чувств человека. Под «воздействием стимулов окружающей среды» подразумеваются все те разнообразные влияния, которые оказывают на данного конкретного человека все окружающие его люди. У каждого человека есть доминирующая «формула» преобразования внешних (социально-психологических) и внутренних (психических) влияний в положительную, нейтральную или отрицательную энергию психических состояний и поведенческих (деятельностных) актов. Имеются три «формулы» (способа) преобразования «энергий» (физиопсихических и социально-коммуникативных воздействий), обуславливающих собою соответствующие им устойчивые стереотипы (формы) эмоционального поведения (реагирования): «эйфорическая активность вовне»; «рефрактерная активность вовнутрь»; «дисфорическая активность вовне».

Учитываются два основных параметра: тип эмоциональной реакции и характер стимулов (раздражителей).  

I. Тип эмоциональной реакции (специфика формы преобразования физиопсихической энергии):

1) Эйфорическая активность вовне (склонность к положительному эмоциональному реагированию). Энергетика воздействий (положительных, отрицательных или негативных) преобразуется, как правило, в позитивные психические состояния и поступки индивида, направленные на дело (позитивное рабочее взаимодействие), на окружающих (межличностное общение). Человек с таким преобладающим типом эмоциональной реакции с юмором относится к мелким неприятностям, легко переключается на другой вид деятельности (в том числе тогда, когда устаёт от умственных занятий). Для такого человека свойственны: созидательная, конструктивная активность, стремление к коллективным формам деятельности, созидательные идеи, предложения, решения, нескрываемый оптимизм, умение радоваться, свободное проявление положительных чувств, безусловная любовь к ближнему, т. е. принятие ближнего таким, каков он есть. Человеку подобного рода также свойственно свободное отношение к нравственности.

2) Рефрактерная активность вовнутрь (отсутствие однозначной эмоциональной реакции на воздействие стимула (раздражителя), амбивалентность (двойственность) переживаний, отсроченные психические реакции)). Рефрактерность – это состояние торможения активности, наступающее после возбуждения. Энергетический «прилив» обычно обращается на самого индивида и блокирует или затормаживает его поведение и некоторые психические проявления. Энергия воздействий остается «во внутреннем контуре», и, либо постепенно в нем гасится, либо пробуждает мощную внутреннюю психическую активность. Такой человек «зацикливается» на мелочах жизни, пассивно отдыхает после умственного утомления, сдерживает и копит обиду и т. п. Для такого человека свойственны: ритуальный, размеренный образ жизни, избирательность контактов, знакомств, партнеров по общению и взаимодействию. Человек такого склада предпочитает подчиненные («вторые») роли, он любит проводить время в одиночестве, фантазировать, мечтать, изобретать. Для подобных людей характерны размышления о мрачном, негативном, закрытость чувств.

3) Дисфорическая активность вовне (склонность к отрицательному эмоциональному реагированию). Энергетические «приливы» закономерно (для подобного рода людей) выливаются в негативные (по смыслу и значению) психические и поведенческие акты. У таких людей преобладают отрицательные по своему содержанию психические эмоциональные состояния, направленные именно на окружающую среду. Такого рода люди драматизируют житейские мелочи, утомившись, становятся раздраженными и неприветливыми, мстят обидчику, хороший совет их раздражает, дружеское участие приводит в негодование. Для этих людей свойственны, при высокой выраженности: стремление разрушать, буйствовать, оппозиционность, враждебная активность, деструктивный интеллект, пессимизм, недовольство, разочарование, доминирование злобы и неприятия, безнравственность.

II. Характер стимулов (раздражителей). Здесь подразумеваются все те общественные воздействия, которые оказываются на человека. Все эти социально-психологические влияния подразделяются на три вида. Таким образом, через описание определённых условий и ситуаций, в данном тесте «заложены» следующие стимулы:

1) положительные стимулы (раздражители) – обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением: хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, приятная шутка;

2) амбивалентные (или «как бы» нейтральные, условно безразличные) стимулы (раздражители) – они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл, – почти всё здесь зависит от установок самой личности, от её тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества. Тем не менее, амбивалентны (информационно неоднозначны) могут быть (объективно) и сами «стимулы»: незнакомый деловой партнёр, спорная телевизионная передача, сомнительные идеи, новые окружающие люди, неопределённая обстановка на работе, «жизнь в целом»;

3) отрицательные стимулы (раздражители) – имеют для личности отрицательный смысл, негативное значение чего-либо, какого-либо события: ощущение усталости, боязнь того, что надо пройти интеллектуальное испытание, имеющееся трудное обстоятельство в жизни и т. п.

 

IX. Психодиагностическая тестовая методика «Методика диагностики „помех“ в установлении эмоциональных контактов» [36]

Методика В. В. Бойко

 

Одной из важнейших функций эмоций является коммуникативная функция. Здесь уместно рассмотреть эмоциональный феномен эмпатии.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание). Есть несколько аспектов эмпатии. 1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей («вчувствование»). Способность   к эмпатии – необходимое условие развития у практического психолога (консультанта, психотерапевта) такого профессионального качества как проницательность. 2. Эстетическая   эмпатия – «вчувствование» в какой-либо художественный или природный объект, как в источник эстетического наслаждения и вдохновения. 3. Эмоциональная отзывчивость   человека на переживания другого человека, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (условнорефлекторных) и в высших личностных формах (в качестве сочувствия, сопереживания, сострадания, сорадования, «сопечаливания» и т. д.). В основе эмпатии как социального познания и в основе высших форм эмпатии как эмоционального отклика, лежит психологический механизм децентрации.   Человеку свойственно испытывать (переживать) широкий набор эмпатических реакций   и переживаний. В высших личностных формах эмпатии выражается отношение человека к другим людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия)   и за другого (гуманистическая эмпатия). Сопереживая,   человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым им эмоциям другого человека (или эмоции, почти идентичные тем, которые испытывает тот, кому человек сейчас переживает). Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и к воображаемым эмоциям другого человека. Так же, сопереживание может быть по отношению к воображаемым переживаниям (чувствам) персонажей (героев) каких-либо художественных произведений: кино, театра, литературы, живописи, скульптуры, музыки. Это – эстетическое сопереживание.   Здесь происходит психологическая идентификация   человека с каким-то вымыслом, с художественным персонажем. При сочувствии   человек переживает нечто психологически иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому человеку. Чем более устойчивы альтруистические мотивы   человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя им, помогает. Эмпатия часто является причиной возникновения симпатии,   как тёплого, доброжелательного отношения человека к окружающим людям.[37]

 

X. Психодиагностическая тестовая методика «Методика диагностики показателей и форм агрессии» [38]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.018 с.)