Time as a resource of consumers: some contradictions of rational use 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Time as a resource of consumers: some contradictions of rational use



Abstract: The article deals with the ambiguity of the rational use of time. Due to its uniqueness and uncertainty, it is difficult to use this resource effectively. It is not always enough to save time and plan purchases in order to use it efficiently and productively.

Keywords: time, consumer, rational behavior, needs, resource, cost, economy.

 

Каждый человек потребляет блага для поддержания своей жизнедеятельности. Для этого он использует доступные ему материальные и нематериальные ресурсы (денежные, информационные, когнитивные и др.). По сей день самым ограниченным и в то же время уникальным ресурсом для экономического агента является время. Его рациональное использование нередко ассоциируется с экономией и планированием. Подобные действия часто имеют исключительно положительный смысл для большинства людей. Но стоит отметить, что понятие «рациональность» относительно фактора времени носит несколько противоречивый характер.

Многие современные потребители при выборе экономических благ часто фокусируют свое внимание на сиюминутных желаниях, финансовом положении, мимолетных трендах, стандартах общества, при этом недооценивая время. Уместно высказывание У. Шекспира: «Я долго впустую тратил время, и теперь время впустую тратит меня» [4]. Можно сказать, что сокращение затрат времени или их увеличение может предполагать эффективное использование временного ресурса либо неэффективное. Ситуация зависит от того, какое благо потребляется. Так, американский исследовательский центр «Nielsen» выделил четыре модели потребительского поведения, которые можно проанализировать с точки зрения трат времени [6]:

1)    «Автопилот». Потребитель точно знает какой товар ему нужно приобрести, в каком месте и в каком количестве.

2)    «Активный режим». В данном случае на потребителя оказывает влияние разные внешние раздражители, непосредственно связанные с рекламой продукта.

3)    «Поиск лучшей цены». Потребитель точно определился с благом, но занят поиском наиболее привлекательной цены.

4)    «Поиск разнообразия». Потребитель ищет новые блага (как субституты, так и нейтральные) для удовлетворения одной и той же потребности [5].

Если использование ресурса времени в рамках первой модели сводится к минимуму, то в последних трех случаях – возрастает. Однако во всех представленных ситуациях потребитель стремится приобрести качественное благо. Следовательно, такие издержки, как поиск информации о свойствах товара, его цене, ассортименте, возможном месте приобретения, ознакомление с отзывами нельзя игнорировать. Стоит отметить, что рациональное поведение потребителей также состоит в противостоянии разного рода отвлекающих факторов. Нередко покупатели могут быть подвержены значительному количеству хронофагов (объектов, «поглощающих» время и, как следствие, препятствующих рациональному его использованию.). Существует много различных классификационных признаков, по которым можно их разделить. Так, это могут быть внешние, независимые от потребителя обстоятельства (длинная очередь на кассу, отмена покупки товара у другого покупателя, пробка на шоссе по пути в магазин и др.), а также личностные факторы (отсутствие привычки составлять список покупок, неумение отказывать сомнительным предложениям в магазине и т.д.)

В настоящее время уровень развития научно-технического прогресса дает потребителю возможность сократить количество потребительских затрат. Как сформулировал К. Маркс: «всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени…» [2]. Временной запас потребителей может быть увеличен в связи с отсутствием некоторых издержек. Однако это не означает, что людям удастся их обойти.

Осенью 2020 года Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) было проведено исследование совместно с Финансовым центром СКОЛКОВО-РЭШ [7], в котором отмечалось, что 85% людей перешли в формат онлайн-покупок, в то время как другие предпочли традиционный метод приобретения благ. Основные результаты опроса двух типов покупателей (склонных и не склонных к приобретению товаров онлайн) представлены в таблицах 1 и 2.  

Таблица 1.

Наличие сложностей при совершении онлайн-покупок, число покупателей в %

Не сталкивались с трудностями 40%
Сталкивались с нарушениями сроков доставки 37%
Не нашли нужных товаров 32%

 

Таблица 2

Причина отказа от онлайн-покупок, число покупателей в %

Не было необходимости 52%
Надо увидеть товар вживую 42%
Необходимо экономить 36%

Причем, 82% опрошенных респондентов планируют вернуться к прежней жизни. Потребители не извлекают максимальной полезности из благ, так как процесс купли-продажи в режиме онлайн на данный момент еще не достиг желаемого уровня развития.

В связи с пандемией COVID-19 люди вынуждены сокращать посещение разных общественных мест. Так, в январе 2021 года информационный портал «Известия» опубликовал опрос об участии в онлайн-мероприятиях. Участие в вебинарах и конференциях составило 28%, просмотр театральных постановок, концертов и образовательных курсов – по 22%, а трансляций видеоблогеров – примерно 23%. Отмечается, что «большинство людей постараются компенсировать вынужденные ограничения в социальной жизни» [3]. Таким образом, с одной стороны, приобретение товаров и пользование услугами онлайн в некоторой степени позволяет уменьшать затраты людей относительно времени, сил, денежных средств. Но, с другой стороны, значительная часть потребителей не может полноценно удовлетворить свои потребности. Исходя из всех вышеперечисленных фактов, можно сказать, что сокращение времени не всегда дает максимальную полезность для потребителя. В связи с этим вопрос о его экономии является неоднозначным.

Чтобы избежать разного рода издержек (в особенности, временных и денежных), можно заранее планировать расходы и (или) покупки на ближайшее время. Это позволит более рационально использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе и время. Так, Г.А. Архангельский выделил три группы задач, которые можно рассмотреть относительно времени как потребительского ресурса [1]:

1) Жесткие - привязаны к четкому времени. Чаще всего это относится к сфере услуг, нежели к товарам. Свобода времени потребителя весьма ограничена. Ему нужно как можно точнее распланировать свой день.

2) Гибкие - не обозначены четкими временными рамками, однако и откладывание на длительный период не предполагают. Здесь потребителю дана некая свобода в плане использования времени.

3) Бюджетируемые - это, как правило, планируемые покупки в будущем. Они могут быть определены точным временем или же отсутствием четких временных рамок.

Однако данное сопоставление противоречиво, поскольку все траты заранее предусмотреть невозможно. Но все же планирование может помочь в будущем свести их число к минимуму.

Таким образом, время - достаточно противоречивая категория. Оно не является показателем потребительской полезности, денежных расходов или затрат интеллектуальной и физической деятельности. Однако рациональное использование данного ресурса, несмотря на его неоднозначность, субъективность и сложность, является неотъемлемой частью поведения потребителя.

 

Список литературы

1. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать [Текст] / Г.А. Архангельский – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 246 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 46 том, ч.1 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва: Издательство политической литературы, 1968 – 309 с.

3. Возврату подлежит: 82% потребителей планируют вернуться к допандемическим привычкам [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iz.ru/1118224/anna-kaledina/vozvratu-podlezhit-82-potrebitelei-planiruiut-vernutsia-k-dopandemicheskim-privychkam (дата обращения: 04.02.2021)

4. Гарин И. Времени не существует [Электронный ресурс] / И. Гарин – Режим доступа: https://proza.ru/2020/01/13/302 (дата обращения: 02.02.2021)

5. Курбонов А.М. Тайм менеджмент основа развития человека [электронный ресурс] / А.М. Курбонов – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/taym-menedzhment-osnova-razvitiya-cheloveka/viewer (дата обращения: 19.12.2020)

6. Модели покупательского поведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vuzlit.ru/1687113/modeli_pokupatelskogo_povedeniya (дата обращения: 20.12.2020)

7. Нет большой перезагрузке: 82% Россиян хотят вернуться к привычному образу жизни после пандемии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/net-bolshoy-perezagruzke-82-rossiyan-khotyat-vernutsya-k-privychnomu-obrazu-zhizni-posle-pandemii/ (дата обращения: 03.02.2021)

Рагозина А.К.

Научный руководитель Бондаренко Н.Е.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.006 с.)