Russian business ecosystems: features of Construction and prospects of development 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Russian business ecosystems: features of Construction and prospects of development



Abstract: The work is devoted to the study of the development of ecosystems in Russian economy. The following aspects are shown in the article: the prospects of this form of building a business; the specific features of the construction of Russian business ecosystems. The features of foreign models that can be borrowed in Russian practice are highlighted. Keywords: ecosystems, business model, digital services, technology, companies, brand.

Экосистема в бизнесе – система сервисов или товаров, принадлежащих компании, сконцентрированных вокруг одного продукта. Они представляют собой совокупность всех создаваемых или приобретаемых компаниями сервисов, которые выстраиваются вокруг основного продукта и таким образом привлекают большее число клиентов к основному бизнесу. Яркими российскими представителями подобной организации своей деятельности можно считать Сбер, Тинькофф, Яндекс, Мэйл.ру и МТС. Данное явление требует максимального изучения, чтобы на основе сравнения с зарубежными компаниями, можно было выявить специфические особенности отечественных экосистем для заимствования ими положительного зарубежного опыта и повышения эффективности своей деятельности.

Стремление компаний построить бизнес по модели экосистем связано с тем, что данная система имеет ряд преимуществ. Во-первых, гибкость: компании могут быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям за счет того, что им не нужно менять всю стратегию, достаточно внести изменения лишь в один из сервисов экосистемы. Во-вторых, устойчивость на мировом рынке: за счет многообразия предоставляемых услуг и сервисов фирмы привлекают большее число клиентов, повышая свою конкурентоспособность. Например, по итогам II кв. 2020 г., МТС – единственный оператор сотовой связи, который смог повысить свою выручку на 0,8% несмотря на экономические потрясения, связанные с пандемией [3], что объясняется постепенным созданием полноценной экосистемы. Абонентская база компании сократилась на 1,2% и все же выручка увеличилась за счет других сервисов. В-третьих, создать новые услуги и сервисы для экосистем достаточно легко, потому что фирмам требуется меньше времени на раскрутку и продвижение нововведений в связи с популярностью основной компании. Так, MAU сервиса Zvooq увеличилось вдвое без вложений в рекламы после его присоединения к системе Сбера и переименования в СберЗвук. В целом, переход организаций на экосистемную деятельность доказывает свою эффективность в долгосрочной перспективе. Например, Сбербанком в построение экосистемы было вложено 125 млрд. ₽, по данным на 2019 г. выручка банка составила около 70 млрд. ₽, а за 2020 г. показатель превысил 1 млрд. $ [5]. За счет того, что компания расширила круг услуг, предоставляемых клиентам, повысилась её клиентоориентированность и узнаваемость. Это доказывает, что построение бизнес-экосистемы, отвечающей актуальным требованиям рынка и запросам клиентов, быстро окупает затраты на данную деятельность и увеличивает выручку компаний в разы.

В РФ понятие стало активно использоваться недавно [2]. Так о намерении создать бизнес экосистему Сбербанка было заявлено в конце 2017 г. [4]. А компания МТС занялась созданием новой модели бизнеса в июне 2019 [6]. Несмотря на новизну, можно выявить особенности развития и построения данных бизнес-моделей в РФ.

1. Тенденция к осуществлению своей деятельности на территории России и стран СНГ. Это явление можно связать с тем, что российским компаниям достаточно сложно заключать сделки с иностранными инвесторами. Основные барьеры на их пути — это высокий уровень бюрократизации в стране, неполноценная законодательная база и, как следствие, недоверие иностранцев судебной системе РФ. В список препятствий на пути к мировому рынку можно отнести и сложные политические отношения с мировым сообществом. Можно привести примеры компаний, расширивших свои экосистемы до мировых масштабов. Airbnb –международная компания, бизнес-экосистема, которая предоставляет съемное жилье в 191 стране. Компания Apple, которую также относят к экосистемам, представлена более, чем в 150 странах. В то же время в России организации, имеющие структуру экосистем, в целом являются компаниями, нацеленными на развитие внутри страны и не планирующими выход на мировой рынок. Компания Яндекс осуществляет свою деятельность только в России, Турции, Казахстане, Белоруссии. МТС и Тинькофф – исключительно российские компании. Географические ограничения сужают возможности компании на развитие, ведь если говорить о российском рынке, в регионах спрос на банковские и коммуникационные услуги гораздо ниже, чем в центральной части страны, что связано с недостаточным развитием цифровых технологий. Расширение деятельности компаний за пределы России и ближнего зарубежья может повысить прибыль фирм и способствовать ускоренному развитию организаций за счет заключения соглашений с иностранными партнерами.

2. Более широкий охват различных сфер общественной жизни. Это связано с тем, что большинство российских экосистем стали формироваться недавно, и у них было больше различных направлений, в которые экосистема могла проникнуть за счет инноваций. Также, эту особенность можно объяснить тем, что в нашей стране у экосистемных корпораций нет большого числа конкурентов, как, например, на мировом рынке. Поэтому сейчас компаниям легче расширять свою деятельность в различных отраслях в то время, как зарубежным фирмам выгоднее и безопаснее придерживаться уже завоеванной «ниши» на мировом рынке. Возвращаясь к примеру Airbnb, можно отметить, что помимо основной своей деятельности (предоставления съемного жилья) компания предоставляет квартиросъемщикам клининговые услуги и услуги такси. У российских бизнес-экосистем услуги охватывают большое количество разнообразных сфер общественной жизни. Например, по данным на 2020 г., можно выделить следующие направления развития Сбербанка, по которым он предоставляет различные услуги: покупка/продажа автомобилей, путешествия, финансы, дети, коммуникация, медиа и развлечения, работа, здоровье, дом, мобильность и технологии. В сфере коммуникации есть сервис СберМобайл – оператор мобильной связи; для выбора и приобретения автомобиля существует СберАвто; заботиться о здоровье помогает СберЗдоровье и т.д. Данная особенность хотя и способствует быстрому расширению клиентской базы, имеет ряд недостатков, как, например, необходимость нанимать большое число специалистов для каждой из сфер в которой работает экосистема. Это повышает затраты как на оплату труда специалистов, так и времени на их поиск. Также компаниям приходится взаимодействовать с большим числом контрагентов, что требует от фирм сложных и эффективно функционирующих систем коммуникаций, что зачастую трудно достижимо [1, с.9, 25].

3. Умные колонки как стержень экосистемы. В России Яндекс (голосовой помощник «Алиса») и Мэйл.ру («Маруся») стали первооткрывателями и лидерами в создании умных колонок. В 2020 г. была создана колонка от МТС «Марвин». Известно, что в Центре речевых технологий идет разработка голосового помощника Сбера «Варвара». Рассмотрим, как Яндекс колонка объединяет в единую систему все сервисы Яндекса. Данный девайс взаимодействует с большинством сервисов компании, вынуждая пользователя отдавать предпочтение именно ее услугам. Например, для запуска устройства необходимо скачать приложение «Яндекс». По запросу пользователя станция может включать музыку, которая будет проигрываться через приложение «Яндекс музыка», показывать фильмы в «Яндекс Эфире», можно заказать такси через сервис «Яндекс Такси» и пр. У подобной особенности есть недостаток – уровень развития российских технологий умных колонок далек от идеала. Пользователи указывают на узость функционала той же Яндекс станции и отдают предпочтение зарубежным аналогам. Если колонка не может предоставить ее пользователю быстрый и оперативный доступ ко всем сервисам экосистемы, то, значит, вся экосистема не может полноценно функционировать.

Активное развитие экосистем в России не исключает возможность заимствования опыта у иностранных компаний и успешного комбинирования его с уникальными чертами отечественной модели. Так, ценен опыт расширения деятельности за пределы своей страны, что повысит прибыльность и скорость технологического развития компаний. Возможно, российским экосистемам стоит приостановить активное внедрение новых сервисов и сфокусироваться на улучшении качества уже существующих сервисов для укрепления своего положения в той «нише» рынка, которую они уже занимают, как это делают экосистемы других стран (Airbnb, Apple). Помимо этого, улучшение технологий умных колонок крайне необходимо для привлечения клиентов – можно расширить количество сервисов, предоставляемых колонками, а также качество звука и восприятия чужой речи, как это сделано, например, в колонке Amazon.

Список литературы:

1. Цзен Мин Alibaba и умный бизнес будущего. Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию. М.: Альпина Паблишер, 2019.

2. Концептуальные аспекты развития экономики России: вызовы и приоритеты: монография / под ред. Е.В. Устюжаниной, М.В. Дубовик. – Москва: РУСАЙНС, 2020.

3. Ставка МТС на развитие экосистемы себя оправдала [Электронный ресурс] // Ведомости https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/08/19/837172-stavka-mts

4. РБК новости [Электронный ресурс]. https://www.rbc.ru/finances/14/12/2017/5a3298649a79479b6882a13a

5. Презентация для инвесторов Сбербанка, июнь 2020 [Электронный ресурс]. https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/info/ir_presentation_june_2020_rus.pdf

6. Future banking [Электронный ресурс]. http://futurebanking.ru/post/3830

 

Семенова А. А.

 Строкова А.В.

Научный руководитель Максимова Т.П.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ РЫНКА СМАРТФОНОВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ APPLE

 

Аннотация: на основе метода кейс - ситуации в статье проанализирована экономическая деятельность компании Apple на рынке смартфонов, включая сопоставление изменений в экономических и технологических характеристиках на каждом следующем этапе выхода новой модели на рынок. Сделан вывод о взаимосвязях темпов изменения выручки компании и инновациями.

  Ключевые слова: смартфон, Apple, iPhone, потребительский спрос, технология, выручка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.008 с.)