Business during the pandemic: losses and opportunities 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Business during the pandemic: losses and opportunities



Annotation: The article analyzes the impact of the COVID-19 on the economic sphere of public life on the example of the travel industry, the service «PayPal», the application «Zoom» and the pharmaceutical industry. The article also shows the value of the shares of the above-mentioned companies and analyzes their dynamics for 2020.

Key words: coronavirus, economic sphere of society, stock price, economic consequences, pandemic

 

В 2020 году пандемия COVID-19 нанесла огромный ущерб экономической сфере Российской Федерации. Согласно статистике, темпы роста ВВП находились в положительных значениях до марта 2020 года, после чего наблюдалось сильнейшее падение. Так, еще в феврале они составляли 2,6%, а уже в апреле -9,5%. К июлю удалось достичь показателя в -3,3% [1]. Совокупная прибыль российского бизнеса за весну прошлого года составила 1,4 трлн рублей, причем более трети компаний получили убыток в 1,65 трлн, оставшиеся компании - прибыль в 3,05 трлн, а совокупный убыток только за март составил 277 млрд рублей. По итогам 2020 года коронавирусная инфекция оказала сильное влияние на приблизительно 4,17 млн предприятий и ИП из 6,05 млн, то есть около 67% представителей малого, среднего и крупного бизнеса, по словам пресс-службы уполномоченного по правам человека в РФ Т. Москальковой [2]. Наиболее пострадавшими являются сферы туризма, авиаперевозок, гостиничного бизнеса, организации досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта, общественного питания [3], в первую очередь, из-за установленных ограничений передвижения, закрытия границ. Однако для ряда отраслей пандемия, наоборот, создала возможности активного развития и роста прибыли. Выручка некоторых компаний за этот период увеличилась в несколько раз. Главной причиной этого стало их быстрое приспособление к изменившейся структуре рынка. COVID-19 повлиял и на общественные потребности, трансформировав их, а те, в свою очередь, оказали влияние на отрасли и экономику. Рассмотрим сложившуюся в 2020 году ситуацию на наиболее ярких примерах.

Пандемия негативно сказалась на туристической отрасли ввиду закрытия границ многих стран и введения ограничений в вопросах перемещения на территории России. В силу этого людям стало почти невозможно путешествовать. По данным Сбербанка, выездной туристический поток из РФ сократился на 80% за год по сравнению с предыдущим 2019 г. [4]. Однако сложившаяся ситуация позитивно повлияла на внутренний туризм после снятия части ограничений. Из-за отсутствия возможности выехать в другие страны население переключилось на внутренние направления. За лето 2020 динамика внутреннего туризма составила +10,8%. Отмечается, что по приросту турпотока регионы «Золотого кольца России» вошли в топ-10. Но после наступления второй волны коронавируса зимой динамика осталась отрицательной (-15%). Благодаря активному летнему сезону за весь год отрасль внутреннего туризма потеряла «лишь» 12,9% выручки. Если сравнивать данные по внешнему туризму, то наблюдается сильнейшее снижение. Так, летом 2020 динамика составила -83,2%, когда летом 2019 она была +9,9%, а зимой 2020-2021 – -81,3% в сравнении с +9,4% зимой 2019-2020. Исходя из данных Ростуризма, потери турбизнеса за первое полугодие 2020 г. составляют около 1,5 трлн руб. Расходы же Россиян за рубежом сократились на 27 млрд долл. [3]. Это показывает, что ограничение передвижений привело к значительным убыткам выездного туризма. Это является доказательством того, что пандемия поставила под вопрос существование многих турфирм, которые оказались неспособны справиться с долговременным застоем и со структурными изменениями рынка.

Говоря о положительном влиянии коронавируса, нельзя не упомянуть об электронных средствах платежей. Данная сфера оказалась достаточно успешна по сравнению со многими другими в сложившейся непростой ситуации. Одним из примеров является компания «PayPal». Причин роста её успешности несколько. Во-первых, данная международная система позволяет совершать онлайн-платежи из любой точки земного шара. Во-вторых, общество стало усиленными темпами переходить на интернет-покупки. В-третьих, одной из причин успеха платёжной системы в период пандемии стало заявление Всемирной организации здравоохранения о том, что вирус может передаваться через бумажные деньги, и призывание потребителей к совершению бесконтактных платежей. Можно сделать вывод, что «PayPal» оказалась в нужном месте в нужный момент. Это подтверждает и курс акций данной платежной системы. Так в начале 2020 года стоимость ценной бумаги колебалась от 86 до 115 долларов США, но с началом карантина стал наблюдаться постоянный рост курса акций «PayPal». Таким образом, стоимость одной акции в начале 2021 года составила 242$, что превышает минимальный показатель первого квартала почти в три раза [5].

В период эпидемии COVID-19 также выиграли и электронные сервисы, к которым относится программа для организации видеоконференций «Zoom». Данным сервисом приблизительно с весны 2020 года начали пользоваться многие сотрудники, студенты и школьники, перешедшие на удалённый режим работы и учёбы. В начале года стоимость акций данного приложения составляла приблизительно 70 долларов США. Но с переходом многих организаций на дистанционную работу число пользователей «Zoom» стало стремительно увеличиваться, что привело к росту курса акций программы. Наибольшего значения акции достигли в октябре, стоимость акции программы составила 568$. Затем показатели немного уменьшились и стали держаться на среднем уровне в 385 долларов США [5]. Можно заметить, что ввиду пандемии курс акций программы «Zoom» за 2020 год увеличивался в 5-8 раз в зависимости от месяца.

Пандемия не обошла стороной и фармацевтическую отрасль, которая в большинстве своем выиграла за прошедший год. К примеру, увеличение стоимостного объёма продаж представленной и на российском рынке корпорации «Novartis» было преимущественно обусловлено повышенным спросом на антибиотик широкого спектра действия «Амоксиклав» (+30,4%) и МИБП «Бронхо-мунал» (+28,8%) [6]. Если говорить о компании в начале эпидемии, то колоссально увеличился спрос на антисептические средства, медицинские маски и перчатки. По словам аналитиков, рост спроса на антибактериальные средства в августе составил 156% в сравнении с июлем. Из этого можно сделать вывод, что вырос спрос на товары, которые борются как с симптомами заболевания (повышенной температурой, кашлем, головной болью и слабостью), так и с распространением инфекции. Ввиду резкого увеличения спроса на медицинские маски наблюдался скачок цен на них в период весны. Их средняя стоимость в апреле выросла до 210 рублей за штуку, когда до пандемии возможно было купить такую маску по цене в 2-3 руб. К сентябрю 2020 средняя цена по РФ снизилась в 9 раз (23,3 руб.) [7]. Это говорит о том, что российские производители оказались неспособными произвести необходимое количество товара в столь короткий период, и государству было необходимо закупать маски в Китае. Из-за коронавируса возникла необходимость в кратчайшие сроки перестраивать многие бизнес-процессы в области фармацевтики, а также бросить все силы на энергозатратное и трудоемкое создание вакцины.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на все сферы жизни общества. Приспособившиеся к новой реальности компании смогли использовать кризис в свою пользу, перестроив внутренние и внешние процессы, воспользовавшись ситуацией на рынке, который пережил масштабную трансформацию. Те, кто не смог этого сделать, прекратили свою деятельность по итогам 2020 года. По нашему мнению, так как в настоящее время наблюдается глобальная цифровизация и трансформация рынка, то именно электронные сервисы будут одним из наиболее востребованных продуктов на рынке даже после окончания пандемии. Однако некоторым отраслям удастся восстановиться благодаря государственной поддержке, так как были утверждены правила предоставления субсидий туроператорам на возмещение затрат ввиду коронавируса, появилась возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в Российской Федерации, продлена отсрочка по выплате долгов для бизнеса и пр. [8]. Можно смело утверждать, что мир уже не будет прежним.

 

Список литературы:

1.Информационная платформа “Statista”: Темпы роста ВВП в России в период с января 2019 по ноябрь 2020. - Режим доступа: https://clck.ru/THYJe

2. Интернет-публикация “В РФ насчитали более 4 млн малых и средних компаний, затронутых пандемией” - Режим доступа: https://clck.ru/THYai

3. Новостной портал “Тасс”: Перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики. - Режим доступа: https://clck.ru/MqDsV

4. Презентация от “Сбер Индекс” “Туризм в период пандемии: подавлен, но жив”. - Режим доступа: https://clck.ru/THYQg

5. РБК Инвестиции: Котировки, курсы валют, новости, компании, графики в реальном времени - Режим доступа: https://clck.ru/THYT7

6. Аналитический обзор АО “Группа ДСМ” “Фармацевтический рынок России. Октябрь 2020” - Режим доступа: https://clck.ru/THYVD

7. Интернет-публикация «Аптеки и пандемия. Что происходит в фармацевтической отрасли». – Режим доступа: https://clck.ru/THYVu

8. Новости Государственной Думы «Поддержка бизнеса в период распространения коронавируса: что сделано» - Режим доступа: https://clck.ru/THYXR

9. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. – М.: 2020.

 

 

Нестерук В.В.

Научный руководитель Бондаренко Н.Е.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.023 с.)