Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Development of economic of the Monocities: challenges and prospects
Annotation: This article examines the situation of monocities in the Strategy of Spatial Development of the Russian Federation up to 2025. The success and failure of mono-urban development is reviewed, as is the analysis of interventions in support of mono-urban development. Keywords: Strategy, Monocities, Unemployment, Working Population.
Моногорода – это города, в которых существует доминирующее предприятие на рынке труда, в котором занято более 25% трудоспособного населения. В большинстве случаев такие предприятия являются градообразующими (ГРоП), которые были созданы во времена советской власти, для распределения производственных центров по всей стране. Однако в рамках капиталистической экономики, данные города стали своеобразным местом концентрации людей, у которых отсутствует выбор специальностей, как для низкоквалифицированного труда, так и для сотрудников, обладающих профильным образованием. На 2019 год существовал 321 населенный пункт. Большая часть расположена в Центральном ФО (19%), Приволжском ФО (25%) и Сибирском ФО (20%). (Рисунок 1)
Рисунок 1 – Количество моногородов РФ на 2019 г. Важно отметить, что большое количество муниципальных образований, входящих в список моногородов существенно отличаются друг от друга, например, в списке одновременно находятся города с большим (г. Череповец), средним (г. Кисилевск), и малым количеством населения (г. Кировск), а также поселки городского типа (ПГТ), и села. Это приводит к отсутствию систематизированного метода, подходящего для всех городов одновременно. Можно сказать, что универсальный метод не может быть разработан, из-за различных показателей отдельных городов, таких как: развитость сферы услуг, численность трудоспособного населения, задействованного на ГРоПе, структура затрат на производимый продукт и доходы градообразующих предприятий. Для диверсификации экономической ситуации в моногородах разработана Стратегия пространственного развития РФ, в рамках которой решаются такие вопросы как: стабилизация численности населения в субъектах РФ, сокращение диспропорций в социально-экономических аспектах регионов и федеральных округов, создание центров экономического роста для ускорения роста экономики РФ, а также Программа, “Комплексное развитие моногородов”, утвержденная в 2016 году. Она имеет множество точек соприкосновения со Стратегией, таких как: сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии, создание территорий опережающего развития (ТОР), в городах, обладающих собственным потенциалом экономического роста, повышение устойчивости системы расселения за счет социально-экономического развития городов. Программа выполняется с помощью НКО “Фонд Развития Моногородов” (Фонд), который является организатором всех процессов, связанных с задачами Программы.
Можно заключить, что Программа специализируется конкретно на решении как ключевых, так и собственных, задач моногородов. Согласно анализу Счетной палаты РФ, Программа имеет ряд недочетов, которые мешают эффективному и рациональному решению поставленных задач. Одно из главенствующих направлений программы – ликвидация зависимости населения моногорода от ГРоП, путем создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. Анализ данных 2016-2018 годов показал, что предпринимательская активность, вопреки ожиданиям, снизилась на территориях моногородов. На 2018 год в моногородах было зарегистрировано на 22% меньше юридических лиц, нежели в 2016 году (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Количество зарегистрированных юридических лиц в моногородах 2016-2018 гг. За тот же период количество ликвидированных юридических лиц превысило количество вновь зарегистрированных на 52%). Также многие юридические лица, и индивидуальные предприниматели покидают территории моногородов. Превышение потока миграции по юридическим лицам за тот же период составило 15%, а среди индивидуальных предпринимателей 68%. С чем же связан такой отток предпринимателей и юридических лиц из моногородов, даже при наличии финансирования со стороны Фонда, а также благодаря особым льготам, предоставляемым территориям опережающего развития. Во-первых, программа свелась к тому, что стала развивать приоритетные объекты здравоохранения, образования, дорожных объектов, игнорируя основную цель и задачу своей деятельности – ликвидацию зависимости моногородов от ГРоПа. Во-вторых, немаловажным фактором в развитии моногородов является создание Территории Опережающего Развития, которая дает многие привилегии, такие как: льготы на НДПИ, НДФЛ, таможенные льготы. На 2019 год было создано 65 ТОР в моногородах, однако около 74% из них были созданы в городах, обладающих наибольшей, а также средней инвестиционной привлекательностью. Из этого можно сделать вывод, что ТОР создается в наиболее “удобных” городах, поскольку присвоение статуса ТОР городам с сложной экономической ситуацией негативно скажется на общей картине результатов деятельности Программы. Говоря о ТОР в общем, данная практика, как и Программа не имеет системной базы, поскольку не существует четких границ какому городу или муниципальному образованию стоит предоставлять данный статус.
В-третьих, стоит отметить, что после изменения приоритета оказании помощи моногородам с тех, у которых наиболее сложная социально-экономическая ситуация на любые, многие субсидии стали направляться на займы юридическим лицам, и на участие в инвестиционных проектах, которые не связаны напрямую с задачей Программы: создание надлежащей инфраструктуры для развития предпринимательства. Два других направления, которые являются смежными как для Программы, так и для Стратегии: создание рабочих мест, и, как следствие, снижение уровня безработицы в регионах. Согласно паспорту Программы, к концу 2018 года предусматривалось создание 230 тыс. рабочих мест, на деле было создано 406,5 тыс. рабочих мест. Но данный показатель был достигнут путем включения временных рабочих мест, рабочих мест в бюджетной сфере в годовом отчете, таким образом, многие показатели не отражают действительность. Говоря про снижение безработицы, явно положительные показатели достигнуты в крупных городах, которые так, или иначе, имеют развитую сферу услуг, что не может быть приписано к прямым успехам программы. Численность трудоспособного населения – показатель, который фигурирует как в Стратегии, так и в Программе. Также, многие граждане мигрируют в экономические центры, тем самым снижая уровень населения как в целом, так и уровень трудоспособных граждан. В заключение стоит сказать, что Программа имеет положительные результаты: создаются реальные рабочие места, в ряде случаев инвестиционная поддержка может оказать посильную помощь предприятиям в финансовой и организационной сфере, а также Программа позволяет выявить и определить проблемы частных городов, благодаря большому штату специалистов. В данной ситуации Стратегия является своего рода государственным представителем интересов в той же сфере, что и НКО "Фонд Развития Моногородов”. Фонд и Программа подготовили и предоставили не только ряд ошибок, допущений, просчетов, но и успешных стратегий, которые могут быть полезны для развития как моногородов, так и других муниципальных образований. Необходимо учесть главную проблему, которая является смежной как для Программы, так и для Стратегии: на данном этапе невозможно создать абсолютно эффективный и систематичный метод, который стал бы универсальным инструментом для решения любого рода вопросов. Требуется создание различных подходов для решения одних и тех же проблем, таким образом можно будет избежать ошибок, допущенных ранее, и приумножить результаты. Список литературы 1. Максимова В.Ф., Вершинина А.А., Максимова Т.П., Горяинова Л.В., Данилина Я.В. Микроэкономика /Учебник / Юрайт - Москва, 2020.-325 с. Дата обращения: 03.01.2021 2. “Аналитический доклад по вопросам управления моногородов”. Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/a_monogoroda_iue_2011.pdf, с. 1-2. Дата обращения: 29.01.2021 3. Официальный сайт Счетной Палаты РФ. Режим доступа: https://old.ach.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-accounting-chamber-7-july-2019.php?clear_cache=Y, с. 225, 235, 237, 242. Дата обращения: 29.01.2021 4. Официальный сайт Программы Фонда развития моногородов. Режим доступа: http://моногорода.РФ/upload/manual-upload/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%A4%D0%A0%D0%9C.pdf. Дата обращения: 29.01.2021 5. Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf, с. 8, 9,15. Дата обращения: 29.01.2021 6. Официальный сайт Министерства Экономического Развития РФ. Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/razvitie_gorodov/monogoroda/. Дата обращения: 29.01.2021 Тулейкина С.Е. Научный руководитель Амирова Н.Р. (РЭУ им. Г. В. Плеханова)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.) |