Development of economic of the Monocities: challenges and prospects 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Development of economic of the Monocities: challenges and prospects



Annotation: This article examines the situation of monocities in the Strategy of Spatial Development of the Russian Federation up to 2025. The success and failure of mono-urban development is reviewed, as is the analysis of interventions in support of mono-urban development.

Keywords: Strategy, Monocities, Unemployment, Working Population.

 

Моногорода – это города, в которых существует доминирующее предприятие на рынке труда, в котором занято более 25% трудоспособного населения. В большинстве случаев такие предприятия являются градообразующими (ГРоП), которые были созданы во времена советской власти, для распределения производственных центров по всей стране. Однако в рамках капиталистической экономики, данные города стали своеобразным местом концентрации людей, у которых отсутствует выбор специальностей, как для низкоквалифицированного труда, так и для сотрудников, обладающих профильным образованием.

На 2019 год существовал 321 населенный пункт. Большая часть расположена в Центральном ФО (19%), Приволжском ФО (25%) и Сибирском ФО (20%). (Рисунок 1)

 

Рисунок 1 – Количество моногородов РФ на 2019 г.

Важно отметить, что большое количество муниципальных образований, входящих в список моногородов существенно отличаются друг от друга, например, в списке одновременно находятся города с большим (г. Череповец), средним (г. Кисилевск), и малым количеством населения (г. Кировск), а также поселки городского типа (ПГТ), и села.

Это приводит к отсутствию систематизированного метода, подходящего для всех городов одновременно. Можно сказать, что универсальный метод не может быть разработан, из-за различных показателей отдельных городов, таких как: развитость сферы услуг, численность трудоспособного населения, задействованного на ГРоПе, структура затрат на производимый продукт и доходы градообразующих предприятий.

Для диверсификации экономической ситуации в моногородах разработана Стратегия пространственного развития РФ, в рамках которой решаются такие вопросы как: стабилизация численности населения в субъектах РФ, сокращение диспропорций в социально-экономических аспектах регионов и федеральных округов, создание центров экономического роста для ускорения роста экономики РФ, а также Программа, “Комплексное развитие моногородов”, утвержденная в 2016 году. Она имеет множество точек соприкосновения со Стратегией, таких как: сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии, создание территорий опережающего развития (ТОР), в городах, обладающих собственным потенциалом экономического роста, повышение устойчивости системы расселения за счет социально-экономического развития городов. Программа выполняется с помощью НКО “Фонд Развития Моногородов” (Фонд), который является организатором всех процессов, связанных с задачами Программы.

 Можно заключить, что Программа специализируется конкретно на решении как ключевых, так и собственных, задач моногородов.

Согласно анализу Счетной палаты РФ, Программа имеет ряд недочетов, которые мешают эффективному и рациональному решению поставленных задач.

Одно из главенствующих направлений программы – ликвидация зависимости населения моногорода от ГРоП, путем создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. Анализ данных 2016-2018 годов показал, что предпринимательская активность, вопреки ожиданиям, снизилась на территориях моногородов. На 2018 год в моногородах было зарегистрировано на 22% меньше юридических лиц, нежели в 2016 году (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Количество зарегистрированных юридических лиц в моногородах 2016-2018 гг.

За тот же период количество ликвидированных юридических лиц превысило количество вновь зарегистрированных на 52%). Также многие юридические лица, и индивидуальные предприниматели покидают территории моногородов. Превышение потока миграции по юридическим лицам за тот же период составило 15%, а среди индивидуальных предпринимателей 68%.

С чем же связан такой отток предпринимателей и юридических лиц из моногородов, даже при наличии финансирования со стороны Фонда, а также благодаря особым льготам, предоставляемым территориям опережающего развития.

Во-первых, программа свелась к тому, что стала развивать приоритетные объекты здравоохранения, образования, дорожных объектов, игнорируя основную цель и задачу своей деятельности – ликвидацию зависимости моногородов от ГРоПа.

       Во-вторых, немаловажным фактором в развитии моногородов является создание Территории Опережающего Развития, которая дает многие привилегии, такие как: льготы на НДПИ, НДФЛ, таможенные льготы. На 2019 год было создано 65 ТОР в моногородах, однако около 74% из них были созданы в городах, обладающих наибольшей, а также средней инвестиционной привлекательностью. Из этого можно сделать вывод, что ТОР создается в наиболее “удобных” городах, поскольку присвоение статуса ТОР городам с сложной экономической ситуацией негативно скажется на общей картине результатов деятельности Программы. Говоря о ТОР в общем, данная практика, как и Программа не имеет системной базы, поскольку не существует четких границ какому городу или муниципальному образованию стоит предоставлять данный статус.

       В-третьих, стоит отметить, что после изменения приоритета оказании помощи моногородам с тех, у которых наиболее сложная социально-экономическая ситуация на любые, многие субсидии стали направляться на займы юридическим лицам, и на участие в инвестиционных проектах, которые не связаны напрямую с задачей Программы: создание надлежащей инфраструктуры для развития предпринимательства.

       Два других направления, которые являются смежными как для Программы, так и для Стратегии: создание рабочих мест, и, как следствие, снижение уровня безработицы в регионах.

       Согласно паспорту Программы, к концу 2018 года предусматривалось создание 230 тыс. рабочих мест, на деле было создано 406,5 тыс. рабочих мест. Но данный показатель был достигнут путем включения временных рабочих мест, рабочих мест в бюджетной сфере в годовом отчете, таким образом, многие показатели не отражают действительность.

       Говоря про снижение безработицы, явно положительные показатели достигнуты в крупных городах, которые так, или иначе, имеют развитую сферу услуг, что не может быть приписано к прямым успехам программы. Численность трудоспособного населения – показатель, который фигурирует как в Стратегии, так и в Программе. Также, многие граждане мигрируют в экономические центры, тем самым снижая уровень населения как в целом, так и уровень трудоспособных граждан.

       В заключение стоит сказать, что Программа имеет положительные результаты: создаются реальные рабочие места, в ряде случаев инвестиционная поддержка может оказать посильную помощь предприятиям в финансовой и организационной сфере, а также Программа позволяет выявить и определить проблемы частных городов, благодаря большому штату специалистов. В данной ситуации Стратегия является своего рода государственным представителем интересов в той же сфере, что и НКО "Фонд Развития Моногородов”. Фонд и Программа подготовили и предоставили не только ряд ошибок, допущений, просчетов, но и успешных стратегий, которые могут быть полезны для развития как моногородов, так и других муниципальных образований. Необходимо учесть главную проблему, которая является смежной как для Программы, так и для Стратегии: на данном этапе невозможно создать абсолютно эффективный и систематичный метод, который стал бы универсальным инструментом для решения любого рода вопросов. Требуется создание различных подходов для решения одних и тех же проблем, таким образом можно будет избежать ошибок, допущенных ранее, и приумножить результаты.

Список литературы

1. Максимова В.Ф., Вершинина А.А., Максимова Т.П., Горяинова Л.В., Данилина Я.В. Микроэкономика /Учебник / Юрайт - Москва, 2020.-325 с. Дата обращения: 03.01.2021

2. “Аналитический доклад по вопросам управления моногородов”. Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/a_monogoroda_iue_2011.pdf, с. 1-2. Дата обращения: 29.01.2021

3. Официальный сайт Счетной Палаты РФ. Режим доступа: https://old.ach.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-accounting-chamber-7-july-2019.php?clear_cache=Y, с. 225, 235, 237, 242. Дата обращения: 29.01.2021

4. Официальный сайт Программы Фонда развития моногородов. Режим доступа: http://моногорода.РФ/upload/manual-upload/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%A4%D0%A0%D0%9C.pdf. Дата обращения: 29.01.2021

5. Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf, с. 8, 9,15. Дата обращения: 29.01.2021

6. Официальный сайт Министерства Экономического Развития РФ. Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/razvitie_gorodov/monogoroda/. Дата обращения: 29.01.2021

Тулейкина С.Е.

Научный руководитель Амирова Н.Р.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.)