Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеративная республика германия. Подобно прокуратурам других европейских стран, главной функцией прокуратуры в
Подобно прокуратурам других европейских стран, главной функцией прокуратуры в Германии является уголовное преследование. Организация германской прокуратуры в целом имеет сходство с французской прокуратурой – прокуроры состоят при судах и подчинены Министерству юстиции, но эта система с учетом федеративного устройства ФРГ имеет определенные особенности. Прокуратура действует при всех судах общей юрисдикции. При Верховном федеральном суде она представлена Генеральным федеральным прокурором и подчиненными ему федеральными прокурорами. Генеральный федеральный прокурор назначается Президентом с согласия Бундестага. При высших судах земли, судах земли и участковых судах действуют соответствующие прокуроры. Полномочия участковых прокуроров ограничены – они могут выступать только в участковых судах. Генеральный федеральный прокурор и федеральные прокуроры действуют под общим руководством Министра юстиции ФРГ, общее руководство прокурорами земель и участковыми прокурорами осуществляет министр юстиции каждой из земель[39]. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров, однако Генеральный прокурор ФРГ не обладает правом давать указания прокурорам земель[40]. В задачи прокуратуры входит: расследование преступлений, осуществление уголовного преследования по ним и выступление в качестве обвинителя в суде, участие в судебном процессе в качестве “беспристрастной стороны”, приведение приговора в исполнение[41]. Прокуратура является органом дознания, она правомочна и обязана начинать уголовное преследование, принимать решения об окончании расследования, устанавливать обстоятельства дела, собирать доказательства. Прокуратура решает, достаточно ли в каждом конкретном случае оснований для возбуждения уголовного дела. Только прокурор может принимать решение об окончании расследования путем предъявления публичного обвинения или прекращения дела[42]. В отличие от прокуроров земель, федеральные прокуроры в Германии правомочны вести расследование и предъявлять обвинения только по делам о преступлениях, посягающих на государственную безопасность. При расследовании преступлений органы полиции обязаны подчиняться указаниям прокуратуры[43].
Судебное уголовное производство открывается на основании предъявленного прокурором обвинения. Прокурор не признается стороной в процессе, он считается, прежде всего, представителем закона и публичного порядка, стоящим как бы над частными сторонами (обвиняемым и потерпевшим)[44]. Не являясь стороной в процессе, прокурор только представляет в суде обвинение и по существу не участвует в судебном следствии. Наряду с этим прокурор осуществляет в суде и надзорную функцию – он обязан обращать внимание на то, чтобы дело рассматривалось в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и обжаловать нарушения в установленном порядке[45]. Хотя прокуратура и является органом уголовного преследования, при выяснении обстоятельств дела, прокуроры обязаны быть объективными, их задача – помочь суду принять справедливое решение. Поэтому прокуроры должны исследовать не только обвинительные, но и исключающие вину доказательства, сохранять доказательства, которые могут быть утрачены, выяснять обстоятельства, имеющие значение для определения меры наказания и применения уголовного закона. Вклад прокурора в достижение истины особенно явственно проявляется в том, что прокуратура дает свои заключения по апелляциям и ревизионным жалобам обвиняемых[46]. Прокурор участвует и в гражданском процессе. Он правомочен возбуждать иск с целью признания брака недействительным, ходатайствовать перед судом о признании лица недееспособным, осуществлять вызывное производство с целью установления факта смерти лица, считавшегося без вести пропавшим[47]. Уяснению этого вопроса поможет следующая схема.
Вопрос 3. Органы предварительного расследования зарубежных стран
Великобритания Основным органом предварительного расследования Великобритании выступает полиция, которая выполняет две задачи: поддержание порядка и расследование преступлений. Законодательство этой страны не различает виды правоохранительной деятельности полиции: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной. Деятельность по расследованию преступления может быть начата в любой момент обнаружения его признаков. В процессе расследования полиция вправе применять комплекс мер, направленных на обнаружение, собирание и изъятие информации. Однако действия, ограничивающие права граждан на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и переписки в любом виде требуют решения магистрата (мирового судьи). Британская полицейская служба организована преимущественно по территориальному признаку в соответствии с существующим административно-территориальным делением. Наряду с этим имеются также полицейские формирования, созданные по функциональному принципу. В отличие от большинства других государств, в Великобритании отсутствует особый корпус уголовной полиции. И все служащие британской полиции (от констебля и выше) наделены соответствующими правами в части производства досудебного расследования[48]. Но некоторые из них занимаются детективной деятельностью на постоянной основе, в составе подразделений, специально образуемых для расследования преступлений. Часто их называют детективами и всего их насчитывается в составе английской полиции около 12 тыс. человек[49]. Систему полицейских органов Великобритании образуют: а) Скотланд-Ярд; б) полицейские департаменты графств; в) транспортная полиция; г) полиция Северной Ирландии. Отличительной чертой организации британской полицейской службы является ее децентрализованный характер. Министру внутренних дел непосредственно подчинен лишь Скотланд-Ярд. В отношении остальных полицейских формирований, подчиняющихся специальным полицейским комитетам, образуемым членами органов местного самоуправления и мировым судьям, министр не обладает правом оперативного руководства и не несет прямой ответственности за их деятельность. Его функции ограничиваются лишь вопросами финансирования и кадровой политики. Наряду с полицией в Великобритании существует специфичный орган предварительного расследования – коронер. В его обязанности входит расследование по делам о преступлениях, затрагивающих интересы королевской власти: убийства. Это лица, обладающие знаниями в области медицины и права, назначаемые советами городов или графств, начинают расследование по собственной инициативе. Их расследование не исключает расследования полиции[50]. Особую роль в производстве по уголовным делам играет Государственная обвинительная служба (именуемая в литературе также Королевской службой преследования или Службой государственных обвинителей), возглавляемая Директором публичных преследований. Директор публичных преследований находится в подчинении Генерального атторнея, который, являясь высшим должностным лицом в сфере уголовного преследования, в некоторой степени выполняет функции, возлагаемые в других странах на прокуратуру. К компетенции Государственной обвинительной службы относится возбуждение уголовного преследования, расследование дел о преступлениях, отличающихся повышенной опасностью и сложностью, организация и осуществление уголовного преследования в судах, дача рекомендаций полиции в связи с началом производства по конкретным уголовным делам, проверка начатых полицией уголовных дел. Директор публичных преследований может возбуждать уголовные дела по требованию министра внутренних дел и Генерального атторнея, а также по собственной инициативе в случаях, предусмотренных законом. В отдельных случаях предусмотрено возбуждение производства по расследованию государственных преступлений непосредственно Генеральным атторнеем[51].
Соединенные Штаты Америки В отличие от Великобритании, в США действует более сложная система органов, наделенных полномочиями по расследованию преступлений. В соответствии с действующими нормами права и существующими правовыми обычаями, досудебное расследование уголовных дел в США осуществляют многие органы и должностные лица. Важнейшими среди них являются: а) полиция; б) атторнейские службы; в) следственные комиссии; г) правительственные органы; д) Большое жюри присяжных заседателей; е) судейские чиновники; ж) коронеры[52]. Тем не менее, основным органом, также как и в Великобритании, является полиция. Как единого органа, полиции в США нет. Она находится на трех уровнях – федеральном, штата и местном. При этом федеральная полиция состоит исключительно из ведомственных органов, проводящих расследование. Их исключительно из ведомственных органов, проводящих расследование. Их насчитывается около 50[53]. К их числу относится Федеральное бюро расследований и другие подразделения Департамента юстиции США, Секретная служба казначейства США, Инспекторский департамент почтового ведомства, Таможенное бюро и др. На каждый из этих и множество других органов возложено расследование преступлений, совершенных против соответствующих профилю их деятельности федеральных законов[54]. Ведущая роль среди органов федерального уровня отводится Федеральному бюро расследований (ФБР), к ведению которого отнесено осуществление оперативно-розыскных и иных действий по расследованию подавляющего большинства дел, возникающих в связи с нарушением федеральных законов[55]. Полиция штата ограничена в своей деятельности территорией штата и поэтому правомочна осуществлять расследование лишь на своей территории. Строгого разграничения компетенции между федеральными органами расследования и соответствующими органами в штатах не существует, поскольку ответственность за совершение некоторых преступлений может быть предусмотрена как в федеральном законодательстве, так и законодательстве штатов. Расследование в отношении такого рода преступлений производится совместно федеральными властями и властями штатов.
Местная полиция создается органами местного самоуправления округов, городов, самостоятельных в административном отношении населенных пунктов. Каждое полицейское формирование вправе действовать на своей территории и формально независимо от управления штата[56]. Как и в Великобритании, в США существует коронерское расследование. В некоторых штатах расследование также может быть поручено судейскому чиновнику, который весьма близок к судебному следователю Франции[57]. Также расследование преступлений осуществляют следственные аппараты атторнейской службы различных уровней. Возможно образование комиссий для расследования конкретных преступлений, когда есть основания считать, что местные правоохранительные органы не в состоянии объективно разобраться с этими преступлениями. Примерно в таких же случаях расследование могут осуществлять большие жюри присяжных[58].
Франция Система органов, наделенных полномочиями осуществлять предварительное расследование преступлений во Франции, во многом определена особенностями французского досудебного производства по уголовным делам. Предварительное расследование преступлений во Франции осуществляется в двух формах: дознания, осуществляемого судебной полицией и предварительного следствия, являющегося исключительной прерогативой должностных лиц, входящих в состав судейского корпуса. При этом предварительное следствие имеет двухинстанционную структуру. Соответственно этому к органам предварительного расследования Франции относятся: а) судебная полиция; б) следственный судья (первая инстанция); в) следственная камера (вторая инстанция). Судебную полицию организационно образуют различные полицейские силы: национальная полиция, подчиненная Министерству внутренних дел, и национальная жандармерия, входящая в систему Вооруженных сил. Выполнение функции судебной полиции в данных органах выполняют полицейские чиновники: офицеры, агенты и помощники агентов судебной полиции, а также иные чиновники и агенты. Офицеры обладают всей полнотой полномочий судебной полиции. Агенты и их помощники могут оказывать содействие офицерам полиции, устанавливать соответствующие факты, закреплять доказательства и не имеют права принимать решения о задержании. По делам о правонарушениях, посягающих на лесные и земельные владения, расследовать и протоколировать обнаруженные факты могут определенные должностные лица службы по охране вод и лесов и сельские смотрители[59].
Следственные судьи являются органами предварительного следствия первой инстанции. Следственные судьи комплектуются из числа судей трибуналов большой инстанции (второй ступени системы французской юстиции) и назначаются декретом президента Республики сроком на 3 года. Являясь членом судейского корпуса, следственный судья даже вправе участвовать в качестве судьи в рассмотрении судебных дел, кроме тех, что были расследованы им самим[60]. Следственный судья правомочен вести предварительное следствие в случае формального представления ему дела прокурором или потерпевшим. В отношении преступлений следствие обязательно, в отношении уголовных проступков – факультативно. Следственный судья обладает полномочиями по расследованию уголовных дел, которое он осуществляет самостоятельно или с помощью судебной полиции, офицерам которой он может дать поручения. В его компетенции производить все следственные действия, делать любые запросы, необходимые для отыскания материальной истины, а также применять меры принуждения[61]. Вместе с тем, следственный судья находится в зависимости не только от судебных инстанций, но, в значительной степени, и от прокурора, который осуществляет надзор за законностью производства предварительного следствия. По окончании расследования следственный судья передает производство прокурору для оценки, который в случае одобрения возвращает дело для дальнейшего рассмотрения. При этом следственный судья вправе вынести постановление о направлении дела в соответствующую судебную инстанцию либо о прекращении уголовного преследования, если он найдет предъявленное обвинение необоснованным, а улики недостаточными[62]. В том случае, если следственный судья найдет в совершенном деянии состав преступления, дело направляется в следственную камеру. Следственная камера (до Закона от 15 июня 2000 г. следственные камеры назывались обвинительными камерами)[63] выступает в качестве следственного органа второй инстанции и является структурным подразделением апелляционного суда. В составе каждого апелляционного суда действует одна или несколько следственных камер. Данный орган действует в составе председателя и двух членов. Следственная камера осуществляет надзор за деятельностью следственных судей, обладая правом наложения на них дисциплинарных взысканий. Как надзорная инстанция, она контролирует постановления и распоряжения следственных судей, рассматривает заявления участников процесса о нарушениях норм УПК, допущенных следственным судьей, прокурором или должностными лицами судебной полиции. Право обращения в следственную камеру принадлежит не только следственному судье и прокурору, но и обвиняемому, гражданскому истцу, потерпевшему и адвокатам. В случае признания данных предварительного расследования достаточными для принятия решения, камера вправе прекратить уголовное преследование или предать обвиняемого суду[64]. Имеются и специализированные органы предварительного следствия – судья и следственный судья по делам несовершеннолетних, следственный судья и палата по контролю за следствием при военных судах, следственные комиссии при Высоком суде правосудия и Суде правосудия Республики[65].
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.016 с.) |