Вопрос 2. Прокуратура зарубежных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Прокуратура зарубежных стран



По мере формирования современных национальных правовых систем в европейских странах сложились различные модели прокуратуры, которые впоследствии были перенесены и в другие части света. Особенности этих моделей характеризуются как статусом прокуратуры – органа государственной власти, так и содержанием ее функций и полномочий.

К настоящему времени, исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

1) страны, где прокуратура входит в состав министерства юстиции, хотя при этом может относиться к органам правосудия и действовать при судах, а прокуроры могут принадлежать к судейскому корпусу (Бельгия, Нидерланды, Израиль, США, Румыния, Сирия, Франция, Эстония, Япония);

2) страны, где прокуратура полностью включена в состав судебной системы и находится при судах либо пользуется в рамках судебной власти административной автономией (Болгария, Испания, Колумбия, Латвия);

3) страны, где прокуратура выделена в самостоятельную систему и подотчетна парламенту или главе государства (Вьетнам, КНР, Куба, Лаос, Россия);

4) страны, где прокуратуры или ее прямого аналога вообще нет (Великобритания)[21].

Рассмотрим органы прокуратуры отдельных стран, имеющих наиболее характерные примеры ее организации.

 

Соединенные штаты Америки

В США уголовное преследование, участие в рассмотрении уголовных дел и гражданских дел, в которых стороной является государство, возложено на атторнейскую службу[22]. К ее основным полномочиям также относится защита с помощью юридических средств имущественных и иных интересов государства в целом и входящих в его состав территориальных образований. Указанное обстоятельство сближает данное учреждение с аналогичным органом стран континентальной Европы и нашей страны, привычно называемым прокуратурой[23]. Поэтому американскую атторнейскую службу нередко называют “прокуратурой”, а самих атторнеев – “прокурорами”.

Правовая система США не знает института прокурорского надзора за законностью и вопрос о правомерности действий государственных органов, частных объединений и лиц разрешается только судом при рассмотрении конкретного дела. Тем не менее, атторнейская служба, в определенной степени участвует в обеспечении исполнения законов, действуя как служба обвинения, наделенная правомочиями от имени государства возбуждать уголовные дела, расследовать нарушения законов, привлекать правонарушителей к уголовной ответственности, поддерживать обвинение в судах[24].

В систему атторнейской службы в США входит федеральная атторнейская служба, возглавляемая Генеральным атторнеем США, которому подчинены окружные атторнеи, а также атторнейская служба штатов, не подчиненная федеральной системе[25].

Федеральную атторнейскую службу составляет, прежде всего, Департамент юстиции США, возглавляемый Генеральным атторнеем. Его аппарат имеет несколько подразделений, организующих работу федеральных атторнеев на местах либо непосредственно выполняющих функции атторнейской службы.

Генеральный атторней США назначается президентом США с согласия Сената сроком на четыре года. Как глава департамента юстиции и главный юрисконсульт федерального правительства Генеральный атторней представляет интересы США в юридических вопросах и дает советы и консультации по запросам Президента и глав федеральных ведомств. Мнение Генерального атторнея является юридически властным толкованием закона, на него ссылаются суды, адвокаты, оно изучается государственными органами и юристами. В делах исключительной важности Генеральный атторней лично представляет правительство США в Верховном суде[26]. На Генерального атторнея также возложено осуществление координации деятельности всех федеральных органов, в той или иной форме участвующих в пределах своих полномочий в борьбе с преступностью[27].

В каждый из 94 федеральных судебных округов назначаются федеральные окружные атторнеи – представители Генерального атторнея США. Как и Генеральный атторней, федеральные окружные атторнеи назначаются Президентом США с согласия Сената. В их функции входит осуществление, в рамках соответствующей территориальной юрисдикции, уголовного преследования за нарушение федерального законодательства и представительство федерального правительства при рассмотрении судом гражданских дел, одной из сторон в которых выступают Соединенные Штаты.

Атторнейские службы штатов представлены Генеральными атторнеями штатов и местными атторнеями. Генеральный атторней штата является одним из главных должностных лиц администрации штата. В большинстве случаев он избирается на должность населением, лишь в некоторых штатах он назначается. В разных штатах власть Генерального атторнея формулируется по-разному, но в принципе на него возлагаются общие для всех атторнейских служб функции – юридическое консультирование исполнительной власти, ее представительство в судах и обеспечение исполнения законов через уголовное преследование[28].

Местные атторнеи работают под контролем и руководством органов местного самоуправления. Они избираются населением соответствующей административно-территориальной единицы и лишь в некоторых штатах назначаются губернатором, генеральным атторнеем штата или законодательным органом штата[29].

Территориальная юрисдикция местного атторнея может распространяться на территориальную единицу штата или совпадать с судебным округом. Его полномочия определяются законодательством штата и, в целом, идентичны функциям генерального атторнея штата и США. Местный атторней для своей работы имеет штат сотрудников, в том числе – помощников, следователей и технический персонал[30].

Особенностью организации атторнейской службы в США является ее децентрализованный характер. Должностные лица атторнейской службы действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные окружные атторнеи в принятии решений по конкретным делам пользуются полной независимостью от генерального атторнея США[31].

 

Франция

Как и атторнейская служба в США, прокуратура во Франции олицетворяет собой тип прокуратуры, главной функцией которой является уголовное преследование. Прокуратура Франции является представителем исполнительной власти и действует от имени общества. Она представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министерства юстиции.

Прокуроры состоят при судах. При Кассационном суде и апелляционных судах действуют генеральные прокуроры и их заместители. Нижестоящее звено прокуратуры образовано действующими при судах большой инстанции прокурорами Республики и их заместителями[32]. При судах ассизов (присяжных), поскольку они не являются постоянно действующими судебными органами, специального звена прокуратуры нет. Обвинение в суде ассизов поддерживают либо представители прокурора при суде большой инстанции, либо представители генерального прокурора соответствующего апелляционного суда[33].

Официальным главой прокуратуры считается Министр юстиции. Он вправе информировать Генеральных прокуроров о всех известных ему посягательствах на уголовный закон и давать распоряжения о возбуждении судебного преследования, осуществляет общее руководство прокурорской системой[34].

Все прокуроры имеют статус магистратов судебной системы, поэтому они весьма близки к судейскому корпусу, получают одинаковую с судьями подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно[35].

Полномочия прокуроров сосредоточены, преимущественно, вокруг производства по публичному иску. Только прокуратура может начать против нарушителя судебное преследование посредством возбуждения публичного иска. Иск предъявляется прокурором Республики от имени государства по собственной инициативе, либо на основании поступивших к нему материалов (протоколов, жалоб и доносов, а также по жалобе потерпевшего). Прокурор обладает обширными полномочиями по контролю за расследованием, осуществляемым судебной полицией и следственными судьями. На любой стадии следствия прокурор вправе потребовать от следственного судьи производства тех действий, которые он считает необходимыми. Он может присутствовать при производстве следственным судьей осмотра места преступления, обыска, допроса обвиняемого и потерпевшего. По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики; последний, в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело и вправе представить ему свои замечания и требования. Прокурор имеет право подать апелляцию на любое решение и распоряжение следственного судьи в обвинительную палату; как орган уголовного преследования на протяжении всего процесса он имеет значительно больше прав, чем следственный судья[36].

Генеральный прокурор обязан следить за правильностью применения уголовного закона на всей подведомственной ему территории, каждый прокурор Республики должен представлять ему отчет о состоянии дел в районе своей компетенции и исполнять его письменные требования, включая возбуждение уголовного преследования. В полномочия Генерального прокурора входит также надзор за судебной полицией, офицерам и агентам которой он может давать отдельные поручения[37].

По гражданским делам прокуратура проявляет инициативу лишь в исключительных случаях, предъявляя иски только тогда, когда это разрешено законом, например, по вопросам дееспособности граждан, или в защиту публичного порядка. При этом она является только стороной: ее роль ограничивается изложением своего мнения в форме письменных или устных заключений. Прокуратура осуществляет и административные полномочия, как, например, контроль за актами гражданского состояния и вспомогательным персоналом юстиции[38].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.01 с.)