Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания
Деятельность органов дознания неоднородна. Принято обозначать несколько ее относительно самостоятельных видов: Ø Проверка заявлений и сообщений о преступлениях (главы 19, 20 УПК РФ); Ø Осуществление дознания как самостоятельной формы расследования (главы 32 и 32.1 УПК РФ); Ø Возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 157 УПК РФ). Эта функция возлагается и на иные органы, указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ; Ø Выполнение поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий (п. 11 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 УПК РФ); Согласно ст. 140 УПК РФ орган дознания, дознаватель обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение. Уголовно-процессуальное законодательство, другие законы, ведомственные нормативные акты устанавливают порядок приема данных заявлений, средства (методы) их проверки, сроки принятия итоговых решений. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела, 2) об отказе в возбуждении уголовного дела, 3) о передаче сообщения по подследственности или в суд. В случае возбуждения уголовного дела орган дознания приступает к расследованию. Его порядок различается в зависимости от подследственности дела. По уголовным делам своей подследственности (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания осуществляет расследование в полном объеме. По делам, подследственным следователям, орган дознания выполняет лишь первоначальные (неотложные) следственные действия с целью закрепления следов преступлений, после чего дело передается следователю. Соотношение полномочий органа дознания при этом выглядит следующим образом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения. Характер таких поручений может быть различен. В частности, органу дознания может быть поручено осуществление указанных следователем следственных действий, проведение оперативно-розыскных мероприятий, реализация отдельных решений следователя (например, о задержании подозреваемого, приводе свидетеля, аресте обвиняемого и др.). Кроме того, следователь вправе требовать от органа дознания оказания содействия при осуществлении определенных процессуальных действий.
Для правильного и полного уяснения организации и деятельности органов дознания необходимо иметь представление о значении и соотношении ряда терминов и понятий. Исходя из предписаний ст. 5 УПК РФ взаимосвязь между этими понятиями выглядит следующим образом:
Предложенную схему следует сопроводить следующими пояснениями, носящими самый общий характер. Орган дознания – это административный орган, возглавляемый руководителем, который несет ответственность за выполнение данным учреждением всех функций, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Из этого следует, что главное в статусе начальника органа дознания – его полномочия по осуществлению процессуального руководства деятельностью подчиненных ему сотрудников и процессуальному контролю за данной деятельностью. Начальник органа дознания обладает всеми полномочиями, определенными для органа дознания. Часть из них он делегирует дознавателю, поручая ему осуществлять уголовно-процессуальную деятельность.
Вместе с тем, начальник органа дознания вправе (теоретически, на практике такое почти не встречается) лично реализовать в досудебном производстве всю полноту полномочий органа дознания, совмещая полномочия органа дознания и дознавателя. При этом его статус начальника органа дознания в статус дознавателя не трансформируется. Если сказанное рассмотреть на примере деятельности в первоначальной стадии уголовного судопроизводства, то можно наблюдать следующее. Сообщение о преступлении попадает в руки дознавателя с резолюцией руководителя органа дознания или его заместителя. Во многих органах дознания распространена практика, когда начальник подписывает или утверждает постановления дознавателя, представления, запросы, поручения в адрес соответствующих организаций, от имени органа дознания осуществляется переписка с вышестоящими органами, прокуратурой, другими правоохранительными органами. Тем самым начальник органа дознания контролирует ход и качество проверки сообщений о преступлениях, правильность их разрешения. И хотя УПК РФ не наделяет начальника органа дознания организационными полномочиями, он в силу ведомственной принадлежности (как руководитель учреждения) вправе требовать от дознавателя материалы для проверки, отстранить его от дальнейшего выполнения поручения, передать материалы другому сотруднику и пр. В данном случае уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в тесном контакте с административной. В некоторых органах дознания (особенно это показательно в системе МВД РФ) учреждены специализированные подразделения дознания, в штатах которых состоят дознаватели и начальники таких подразделений. Это побудило законодателя дать определение и установить правовой статус последнего из указанных субъектов. Кроме этого, должностные полномочия таких субъектов регулируются ведомственными приказами и инструкциями руководителя органа дознания. То есть, начальник органа дознания, по аналогии с дознавателем, делегирует этим лицам часть своих полномочий, большинство из которых носят организационный и контрольный характер. Более полный перечень полномочий начальника подразделения дознания содержится в ст. 40.1 УПК РФ. Для получения более четкого представления по рассматриваемому вопросу, его можно сопоставить с полномочиями начальника органа дознания, имеющего место в ст. 40.2 УПК РФ.
Тема 6. Министерства, ведомства и иные структуры, выполняющие правоохранительные функции Вопрос 1. Министерство юстиции Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти и играет важнейшую роль в достижении задач, стоящих перед правоохранительными органами государства. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (с последующими изменениями), Минюст России осуществляет деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Основными являются: 1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере: исполнения уголовных наказаний; регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния; обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; территориального устройства Российской Федерации; организации местного самоуправления; др. 2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; 3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций; 4) функции по контролю и надзору в сфере: адвокатуры; нотариата; государственной регистрации актов гражданского состояния; 5) функции по обеспечению в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов России в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах. Помимо названных направлений деятельности Минюст России осуществляет также координацию и контроль подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России), службы судебных приставов (далее – ФССП России).
Выполнение названных функций осуществляется в рамках общих задач, стоящих перед Минюстом России. Они направлены на: 1. Разработку общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2. Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности; 3. Обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина. В целях реализации этих задач, Минюст России наделен довольно внушительным объемом полномочий (раздел ШШ Gjkj;tybz). В частности он: Ø вносит Президенту РФ и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящихся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб; Ø участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации; Ø проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ; Ø утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством России о нотариате; Ø определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ; Ø осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России; Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Для более эффективной работы Минюста России в нем образуется коллегия, которая является совещательным органом и призвана решать наиболее сложные и принципиальные вопросы деятельности министерства. В ее состав входят Министр (председатель), его заместители, руководители подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также другие лица. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Решения коллегии реализуются, как правило, в приказах и распоряжениях министра. Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности (в состав которых могут входить различные отделы), а также федеральные службы, иные структуры. Департаменты: - регистрации ведомственных нормативных правовых актов, - организации и контроля, - нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов, - государственной службы и кадров,
- международного права и сотрудничества, - уголовного, административного и процессуального законодательства, - конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления - экономического законодательства, - управления делами, - по делам некоммерческих организаций, - по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, - развития законодательства, Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации Зарубежный аппарат Минюста России Федеральные службы - Федеральная служба судебных приставов, - Федеральная служба исполнения наказаний, Территориальные органы Учреждения - Научный центр правовой информации, - Российский федеральный центр судебной экспертизы, - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». - Судебно-экспертные учреждения Подробнее рассмотрим организацию федеральных служб, входящих в Минюст. Федеральная служба исполнения наказаний. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является центральным органом уголовно-исполнительной системы (УИС России), созданным для обеспечения организации исполнения законодательства России по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. В соответствии с Положением «О федеральной службе исполнения наказаний», утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (с последующими изменениями) ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции: 1) исполнение в соответствии с законодательством России уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; 2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан России и лиц без гражданства на территорию России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; 6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; 7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Федеральная служба судебных приставов. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). Ей переданы функции Министерства юстиции РФ по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности. Данная служба подведомственна Министерству юстиции и возглавляет ее директор ФССП России – главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Он имеет заместителей директора ФССП России – заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, также назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Основными задачами ФССП России являются: 1. Обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 2. Организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством России об исполнительном производстве; Круг решаемых ФССП России задач обуславливает наделение ее необходимым объемом полномочий. В частности, ФССП России: 1) обеспечивает: Ø установленный порядок деятельности судов; Ø осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; Ø применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; Ø проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества; 2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации: Ø хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; Ø розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); Ø участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; Ø участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам; 3) реализует иные полномочия, предусмотренные Положением о федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, а также иными нормативными актами. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ в зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Их права и обязанности закреплены в главе III указанного закона.
Вопрос 2. Министерство внутренних дел Российской Федерации В системе правоохранительных органов России реализация наиболее широких и разнообразных по своему характеру функций возложена на органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции обеспечивают защиту прав и свобод граждан, ведут борьбу с преступностью и иными правонарушениями, охраняют общественный порядок, имущество и организации, а также осуществляют другие направления деятельности. Возглавляет систему этих органов Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), правовой статус которого определен Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (с последующими изменениями). В соответствии с настоящим положением МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. Основными задачами МВД России являются: 1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел; 2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел; 3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел; 4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел; В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Их наименование уже свидетельствует о выполняемой функции. В общем виде эта структура выглядит следующим образом: Главные управления: - по обеспечению безопасности дорожного движения; - по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; - по противодействию экстремизму; - по собственной безопасности; - на транспорте; -уголовного розыска; - экономической безопасности и противодействия коррупции; - по вопросам миграции; - по контролю за оборотом наркотиков. Департаменты: - следственный; - государственной службы и кадров; - делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; - информационных технологий, связи и защиты информации; - по материально-техническому и медицинскому обеспечению; - по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий; - договорно-правовой; - организационно-аналитический. Управления: - «К»; - по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; - по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации; - по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; - организационно-штатное; - контрольно-ревизионное; - по организации дознания; - оперативное; - национальное центральное бюро Интерпола; - международного сотрудничества. Центры: - Академия управления МВД России; - всероссийский институт повышения квалификации; - научно-исследовательский институт; - главный информационно-аналитический; - административно-хозяйственного и транспортного обеспечения; - связи и защиты информации; - специальных перевозок; - ФКУ НПО «Специальная техника и связь»; - объединенная редакция МВД; - кинологического обеспечения; - метропологии; - специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения; - экспертно-криминалистический; - социальной работы. Образовательные организации. Территориальные и специальные органы МВД России. Представители МВД России за рубежом. Система территориальных органов внутренних дел выстроена в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации и состоит из трех уровней. К первому относится непосредственно МВД России, основными задачами которого являются: 1) разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 2) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; 4) обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения; 5) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; 6) организация государственной охраны имущества и организаций; 7) управление органами внутренних дел и внутренними войсками, организация их деятельности. Для решения перечисленных задач МВД России наделяется значительным объемом полномочий: - формирование основных направлений государственной политики и осуществление мер по ее реализации в сфере внутренних дел и миграции; - разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготовка других документов и принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; - организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности, производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам, экспертно-криминалистической деятельности, розыска лиц и похищенного имущества; - организация и осуществление контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, выдачи гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации; - формирование и реализация основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; - организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; - обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; - иные полномочия в установленной сфере деятельности. В целях реализации указанных полномочий МВД России обладает соответствующими правами, перечень которых изложен в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Прохождение службы в органах внутренних дел обеспечивается определенными условиями и гарантиями, направленными на защиту социальных интересов сотрудников МВД России. Они касаются выплаты денежного довольствия, продолжительности рабочего времени, порядка предоставления отпусков и их продолжительности, пенсионного обеспечения, страхования жизни и здоровья, проезда на различных видах транспорта, предоставления жилых помещений, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей, а также иных вопросов социального обеспечения. С некоторыми подразделениями органов внутренних дел гражданам приходится контактировать достаточно часто. Например, выше, рассматривая тему об органах предварительного расследования, мы называли Следственный департамент при МВД России и подчиненные ему подразделения, осуществляющие досудебное производство по уголовным делам. В структуре органов внутренних дел в качестве составной части действует полиция, задачами которой являются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; обеспечение безопасности дорожного движения, и ряд других задач, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011г. «О полиции». Для углубленного освоения материала представляем следующую информацию.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.09 с.) |