Вопрос 6. Иные направления деятельности прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Иные направления деятельности прокуратуры



Реализация надзорных функций в масштабе государства обуславливает осуществление прокуратурой и других направлений деятельности, так или иначе, связанных с надзором:

1) Уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

2) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3) Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.

4) Участие в рассмотрении дел судами.

5) Участие в правотворческой деятельности.

6) Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

7) Рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений.

Охарактеризуем отдельные из них.

Исторически сложилось так, что уголовное преследование является сопутствующим прокурорскому надзору видом деятельности. Это неудивительно, ведь решение задачи выявления и устранения нарушений закона неразрывно связано с осуществлением преследования тех, кто закон не соблюдает. В содержание уголовного преследования как направления прокурорской деятельности входит процессуальное руководство предварительным расследованием, осуществляемым органами дознания и предварительного следствия, а также поддержание государственного обвинения в судах.

Поддерживая государственное обвинение, прокурор излагает суду предъявленное подсудимому обвинение; представляет доказательства и участвует в их исследовании судом; выступает в судебных прениях, высказывает суду предложения по вопросам, решаемым в приговоре; изменяет обвинение в сторону смягчения либо отказывается от обвинения, если придет к выводу, что оно не подтверждается представленными доказательствами.

Кроме того, прокурор приносит апелляционные, кассационные и надзорные представления на незаконные и необоснованные решения суда и участвует в их рассмотрении. Прокурор вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговора. По заключению прокурора и с его участием суд рассматривает вопрос о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь отрывшихся обстоятельств.

В соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре на Генерального прокурора российской Федерации и подчиненных ему прокуроров возложена обязанность координации деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Полномочия прокурора и порядок реализации такого направления деятельности прокуратуры определены Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.

Основной формой координации деятельности по борьбе с преступностью являются координационные совещания под председательством прокурора, в состав которых на правах членов совещания входят руководители правоохранительных органов или исполняющие их обязанности. Руководители правоохранительных органов во исполнение одобренных и принятых ими решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры.

В целях подготовки материалов по вопросам, выносимым на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации прокурором могут быть образованы рабочие группы из представителей правоохранительных органов.

Другими формами координации деятельности правоохранительных органов являются:

– обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

– совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

– взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

– издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов, выпуск информационных изданий.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами является относительно обособленным от прокурорского надзора направлением деятельности. В настоящее время прокуратура не осуществляет надзор за судами, как это имело место ранее – до принятия Закона о прокуратуре. Такое положение определено самостоятельностью и независимостью органов судебной власти.

Действующим законодательством закреплено участие прокурора в той или иной форме во всех видах судопроизводства, то есть, в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. Генеральный прокурор вправе обращаться в КС РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным ли подлежащим применению в конкретном деле.

В уголовном судопроизводстве прокурор является участником любой судебной стадии процесса. Важнейшей формой его участия при рассмотрении судами уголовных дел является поддержание государственного обвинения в целях осуществления уголовного преследования.

Устранение нарушений закона, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека и гражданина нередко требует обращения прокурора в суд или арбитражный суд в порядке гражданского судопроизводства. Так, прокурор вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействующим противоречащего закону нормативного правового акта. Прокурор обращается в суд или арбитражный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством России. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством России принимает участие в заседаниях ВС РФ. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в КС РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 35 Закона о прокуратуре).

Участие в правотворческой деятельности реализуется прокурорами путем внесения предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. Согласно конституциям (уставам) ряда субъектов РФ прокурорам предоставляется право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.

В качестве формы правотворческой деятельности можно также выделить участие прокуроров в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов. Прокуроры вправе участвовать в обсуждении законопроектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов.

Кроме того, прокуратура в соответствие с действующим законодательством проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

На прокуратуру возложена также обязанность по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10 Закона о прокуратуре).

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурорам запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

 


 

Тема 5. Органы предварительного расследования Российской Федерации

Вопрос 1. Понятие, задачи и формы предварительного расследования

Главенствующая роль в осуществлении правосудия, несомненно, принадлежит суду. Однако, непосредственное рассмотрение уголовных дел в судебном заседании в большинстве случаев было бы невозможным без производства предварительного расследования. Именно здесь происходит раскрытие преступления, изобличение виновного в совершении деяния, что осуществляется посредством отыскания, закрепления доказательств, принятия иных мер, в том числе по пресечению и предупреждению преступлений.  Процедура производства расследования более детально будет изучаться в курсе “Уголовный процесс”, а в рамках данной учебной дисциплины необходимо усвоить основные понятия об этой деятельности и структуру органов, ее осуществляющих.

В юридической литературе в самом общем виде под предварительным расследованием принято понимать урегулированную законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, осуществляемую для решения задач, связанных с выявлением и раскрытием преступлений, изобличением виновных в совершении преступлений, выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления, т.е. расследованием уголовных дел и подготовкой их для рассмотрения по существу в суде первой инстанции. Для более глубокого восприятия учебного материала по этой теме необходимо усвоить суть некоторых терминов, содержащихся в изложенном выше определении.

Выявление и раскрытие преступления. Решение этой задачи предполагает: установление наличия (или отсутствия) уголовно-наказуемого деяния; обнаружение всех его проявлений (эпизодов, элементов); выявление лица (лиц), совершившего деяние. Данная задача является наиболее сложной, требующей высокого уровня мастерства от следователя, дознавателя, а также оперативных сотрудников.

Изобличение виновных в совершении преступления. Задача не менее важная, а может быть даже более трудоемкая. Деятельность следователя по изобличению обвиняемого именуется уголовным преследованием. В тоже время следователь обязан предоставить обвиняемому возможность использовать все права для защиты от обвинения. Кроме того, на следователя возложена обязанность устанавливать обстоятельства, не только уличающие обвиняемого, но и оправдывающие его, а также смягчающие его ответственность.

Выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Меры по установлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, являются частью профилактической деятельности, которая направлена на снижение уровня преступности. Выполнение этой задачи обеспечивается законодателем в форме возложения обязанности на следователя, орган дознания, дознавателя выявлять указанные обстоятельства (ч. 2 ст. 73 УПК РФ), а также посредством предоставления им права вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу обязательные для исполнения представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158).

Формы предварительного расследования. Согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия или дознания. Это указывает на наличие двух форм. Хотя деятельность по расследованию преступлений внешне схожа, тем не менее, она различается, т. е. обозначенные выше формы расследования отождествлять нельзя. Различия между этими формами расследования установлены законодателем. Обобщенно их можно рассматривать:

1. По степени опасности и тяжести преступлений. Предварительное следствие является основной формой расследования, следователи занимаются расследованием большинства преступных деяний. Дознанию подследственны менее опасные преступления, которые более просты с точки зрения расследования.

2. По органам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность. Это обстоятельство позволяет обособлено рассматривать систему и структуру органов предварительного следствия и дознания раздельно. Это и будет сделано далее.

3. По методам работы и по процессуальному режиму. Следователь в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности использует только средства, предусмотренные УПК РФ. Органы дознания, могут использовать также и иные методы (оперативно-розыскные, административные, дисциплинарные и т.п.), которые они вправе осуществлять исходя из полномочий, определенных законом. Дознание, в отличие от предварительного следствия, осуществляется в более короткие сроки (по общему правилу – 30 суток). Дознаватель и начальник органа дознания обязаны выполнять все указанием прокурора, в то время как следователь и руководитель следственного органа более независимы и процессуально самостоятельны. Итоговым документом дознания является обвинительный акт (обвинительное постановление), а следователь направляет дело в суд с обвинительным заключением.

 

Вопрос 2. Органы предварительного следствия Российской

 Федерации

Закон предоставляет право осуществления предварительного следствия исключительно следователям. Данный вывод вытекает из содержания ч. 1 ст. 38 УПК РФ, где указано, что только следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. В тоже время, должности следователей (а, соответственно, и следственные подразделения) имеются в нескольких государственных структурах.

Система органов предварительного следствия в настоящий момент представлена совокупностью следственных подразделений, которые входят в СК РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ.

Компетенция между следователями различных ведомств распределяется по правилам подследственности. В частности, к ведению следователей СК РФ отнесены, в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 105-110 (убийства), 131 (изнасилование), 209 (бандитизм), 303 (фальсификация доказательств) УК РФ и др. Следователи органов внутренних дел расследуют преступления, предусмотренные ст.ст. 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), 158 (кража), 162 (разбой), 204 (коммерческий подкуп), 240 (вовлечение в занятие проституцией) и др. УК РФ. Следователям ФСБ подследственны дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 205 (терроризм), 276 (шпионаж), 281 (диверсия) и др. УК РФ. Следует отметить, что наибольшие число преступлений расследуется следователями, входящими в структуру МВД России.

Структура следственных органов различается в зависимости от их ведомственной принадлежности.

СК РФ содержит в своем составе несколько блоков следственных подразделений. Один из них находится в подчинении главного военного следственного управления и включает в себя военные следственные управления по военным округам, флотам, ракетным войскам стратегического направления (второе звено), а также военные следственные отделы по объединениям, соединениям и гарнизонам (первое звено)

Другой блок замкнут на следственные управления и следственные отделы по федеральным округам. Туда входят территориальные следственные органы – следственные управления по субъектам РФ (второе звено) и следственные отделы по районам, городам (первое звено). Кроме того, здесь имеются специализированные следственные управления (на транспорте, природоохранные и др.), нижестоящим звеном которых являются специализированные следственные отделы на правах районных.

Высшим органом следственных подразделений, имеющих место в органах внутренних дел, является Следственный департамент при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ). Ему подчинены территориальные органы – следственные управления, отделы субъектов РФ (и приравненные к ним), а также следственные отделы, отделения (группы), осуществляющие свою деятельность на уровне районов, городов. Имеются также и специализированные (транспортные, на особо важных объектах и др.) следственные структуры.

Следственные подразделения высшего и среднего звена имеют свою структуру, которую надлежит изучить самостоятельно.

Помощь в освоении рассматриваемых здесь вопросов могут оказать следующие схемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.019 с.)