Вопрос 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры



Деятельность прокуратуры строится на основе руководящих положений, называемых принципами ее организации и деятельности. В общем виде они отражены в ст. 4 Закона о прокуратуре. Анализ указанной нормы позволяет назвать следующие принципы организации и деятельности прокуратуры:

Ø Принцип единства и централизации.

Ø Принцип независимости органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий.

Ø Принцип гласности.

Ø Принцип законности.

Принцип единства и централизации. Согласно ч. 1 ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура в нашей стране составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Таким образом, данный принцип организации и деятельности прокуратуры сочетает в себе два взаимосвязанных, но наполненных собственным содержанием положения – единство системы прокуратуры и ее централизацию.

Исходя из требования единства системы прокуратуры, не допускается создание и деятельность на территории России каких-либо обособленных органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации – это специально оговорено в законе (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

Система прокуратуры четко выстроена, ее элементы, не подменяя друг друга, выполняют свои собственные функции. Вся система прокуратуры замыкается на единое начало – Генеральную прокуратуру, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации. Схематично это выглядит так.

Генеральная прокуратура России

 


Территориальные органы

Прокуратуры республик в составе России, краев, областей, г.г. Москвы, Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов  

Органы военной прокуратуры

Окружные (флотские) военные прокуратуры   Специализированные прокуратуры (на транспорте, природоохранные и пр.)
     
Прокуратуры городов, районов   Гарнизонные военные прокуратуры    

 

При этом каждый орган прокуратуры или прокурор действуют от лица всей системы. Закон устанавливает единые для всех прокуроров, независимо от их места в системе органов прокуратуры, полномочия по осуществлению надзора и других направлений прокурорской деятельности. Едины и формы реагирования прокуроров на выявленные нарушения закона; направленные на устранение нарушений закона и вынесенные в соответствии с законом, акты прокуроров имеют одинаковую юридическую силу.

В соответствии с п.1 ст.4 Закона о прокуратуре рассматриваемый правоохранительный орган действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, что является основным выражением централизации системы прокуратуры. Эта идея находит развитие в других нормах закона. Так, согласно положениям ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры, при этом он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур; их приказы, указания и распоряжения обязательны для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 18 Закона о прокуратуре).

 

Принцип независимости органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений (п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре). Это важное положение, направленное на то, чтобы в своей деятельности прокурорские работники руководствовались только законом, решения принимали на основе внутреннего убеждения, основанного на фактических обстоятельствах конкретных дел и материалов проверок, были свободны от любого влияния на их законную деятельность со стороны представителей органов власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей и должностных лиц.

Для реализации принципа независимости органов прокуратуры законом установлены определенные гарантии.

Обеспечивая независимость прокуроров в осуществлении своих полномочий и принятии решений, закон запрещает им:

Ø быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 4 Закона о прокуратуре);

Ø являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности, быть связанными в своей служебной деятельности решениями общественных объединений (п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре);

Ø совмещать свою основную деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой (п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Существенной гарантией независимости прокуратуры является установленный законом (ст. 5 Закона о прокуратуре) запрет вмешательства в какой-либо форме в осуществление прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Обеспечению независимости прокуроров отвечает и установление в законе особого порядка привлечения их к уголовной и административной ответственности. Так любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение уголовного дела и производство расследования в отношении него производятся СК РФ (п. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре). Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (п. 2 ст. 42 Закона о прокуратуре).

Принцип гласности. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства России об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Гласность прокурорской деятельности в некоторой степени созвучна гласности судебного разбирательства, но их не следует смешивать. В отличие от гласности судебного разбирательства, гласность деятельности прокуратуры вовсе не предполагает полной открытости и доступности этой деятельности, права любого гражданина присутствовать при осуществлении прокурором своих полномочий, фиксировать это с помощью доступных средств и распространять полученную информацию. Таких правил в отношении прокурорской деятельности закон не устанавливает.

В соответствии с требованием гласности свою деятельность прокурор не может реализовать тайно, негласно, как, например, это допускается законом при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Прокурор всегда осуществляет свои полномочия открыто и официально, его деятельность реализуется исключительно в форме правоотношений. Установленные законом ограничения гласности деятельности прокуратуры связаны с необходимостью обеспечения охраны государственной и иной охраняемой законом тайны.

В значительной мере гласность прокурорской деятельности находит свое выражение в предоставлении гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации возможности получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, ее результатах, состоянии законности и правопорядка. В этих целях в составе Генеральной прокуратуры действует самостоятельное структурное подразделение – Центр информации и общественных связей, соответствующие подразделения функционируют и в нижестоящих прокуратурах. Закон специально устанавливает обязанность прокуратуры информировать органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре). Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению (п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре).

Принцип законности, помимо положений п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, непосредственно урегулирован и ст. 3 этого Закона, согласно которым организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, выполняемые ею функции и полномочия определяются только законами, к которым следует отнести Основной закон страны, а также федеральные законы. К правовой основе организации и деятельности прокуратуры относятся и международные договоры России. При этом свою деятельность органы прокуратуры должны осуществлять только в строгом соответствии с законами, действующими на территории России.

Законность, как руководящее начало любого вида государственно-значимой деятельности для работы такого органа как прокуратура имеет особое значение, ведь она создана и осуществляет свои полномочия именно в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности и поэтому любые нарушения закона со стороны органов прокуратуры особенно нетерпимы и не могут быть ничем оправданы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.006 с.)