Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ФОТ основных рабочих — 15,0Стр 1 из 13Следующая ⇒
ФОТ основных рабочих — 15,0 Накладные расходы, — 20,0 из них: ФОТ АУП, дополнительная Зарплата основных рабочих — 5,0 10.2. ЕСН (35,6% +2,4% НСиПЗ) — 7,6 Транспортный налог — 0,2 Прочие накладные расходы — 4,7 Услуги сторонних предприятий — 2,5 НДС, уплаченный за услуги — 0,5 11. Добавленная стоимость (ДсСтс) — 47,5 х 1,2 -~ 57 Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 2,6 НДС. подлежащий перечислению в бюджет (п.1.1.— п.7.1.—п.10.6.) —20-10-0,5=9,5 Налоги, уплачиваемые в бюджет — 22,45 15. Налоговое бремя (НБ) (п.14: п.1) — 18,7% 16. Полная налоговая ставка (ПНС) — 39,4% (п. 14: п. 11) (практически 40% Рис. 20.1. Классификация процессов диверсификации в строительстве Сокращение ресурсов банкротство банк
ряда строительных материалов, конструкций, изделий — это внутриотраслевая диверсификация. Торговля данными товарами — это межотраслевая диверсификация производства.
В настоящее время в строительных предприятиях происходят два типа диверсификации производства: ^ внутриотраслевая, связанного типа, с обратными связями, в основном простая на внеплановой основе; S межотраслевая, несвязанного типа, как правило, на плановой основе. Может быть сложной и простой в зависимости от финансового состояния предприятия. Неблагоприятные условия хозяйствования, которые являются характерными для большинства предприятий строительства в условиях кризиса переходной экономики, стали преД"
Плановая диверсификация производства с целью расширения сферы деятельности, увеличения массы прибыли
Рис 20 2 Варианты экономической стратегии Де™ьности строительных предприятий в условиях переходной экономики 502 __________________________ Раздел IV. Экономика строит посылками использования диверсификационной страт ^ отечественными предприятиями. Здесь хотелось бы отлло™ и11 что отличие российских условии от условии возникнове и активного применения диверсификационной стратегии1'14 Западе заключается в том, что в отечественной практике jni версификация — это вынужденная мера в кризисный пери од, один из способов выживания, а в западной — поиск ис точников дополнительной прибыли, когда рамки традицион" ной отрасли становятся тесными и появляется возможность в других отраслях добиться лучших экономических резуль татов. В условиях затянувшегося экономического кризиса строительные предприятия на практике стали применять диверсификацию как способ укрепления своего экономического положения. На рис. 20.2 отражены варианты экономической стратегии строительных предприятий в переходной экономике. Диверсификация производства является способом разрешения возникающих противоречий между снижающейся нормой прибыли в специализированных строительных предприятиях и возможностью ее увеличения в других секторах строительного и нестроительного рынков.
20.2. Условия и критерии осуществления диверсификации производства
На эффективность проведения диверсификации производства влияют три группы факторов: макроэкономические, отраслевые и внутрифирменные. Макроэкономические факторы, среди которых в первую очередь выделяются инвестиционная и налоговая политики государства, уровень инфляции, монетарная (денежно-кредитная) политика, создают существенные условия функционирования строительного предприятия, которые могут носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер для их деятельности. Инфляция обесценивает амортизационные ресурсы предприятий, уменьшает инвестиционную активность, что затрудняет процесс простого воспроизводства основного капитала в виде основных производственных фондов. В то же время инфляция уменьшает предпринимательскую активность, снижает экономическую эффективность деятельности предприятий, отрицательно сказывается на !!Х финансовом положении. С другой стороны, инфляция стимулирует поиск таких сфер и направлений деятельности, в которых темпы роста ва 20. Диверсификация производства строительного предприятия 503 ; ибыли опережали бы темпы инфляции. Это возможно в 'X случаях, когда имеется стабильный и большой спрос на Продукцию, что позволяет предприятиям повышать цены йыстрее, чем растет инфляция. Подобная ситуация может Подтолкнуть предприятие на диверсификацию производства, нахождение предприятием более прибыльных направлений, «еаК связанных, так и несвязанных с их основными видами Деятельности. Денежно-кредитная политика оказывает непосредственное влияние на такие важнейшие показатели, как уровень цен, ВВП, инвестиционная активность, занятость. Большое значение для деятельности предприятий имеет налогообложение. Чем меньше налоговое бремя, тем больше деловая активность предприятий, и наоборот. Начиная с 2001 г. происходит общее снижение налогового бремени. Для производственных предприятий, произошло уменьшение налогового бремени в среднем с 28 до 24% к стоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ, услуг. Налоговый пресс уменьшился примерно на 15%, что благоприятно влияет на деловую активность предприятий, создает стимулы для инвестиций, спроса и занятости. Среди факторов, действующих на уровне отрасли, выделим ряд основных, действующих на потенциал доходности отрасли (рис. 20.3): S спрос и предложение строительной продукции; S конкуренция между действующими на рынке подрядных работ строительными предприятиями; S объемы финансирования капитальных вложений, капитального ремонта и ремонта; S конкуренция между поставщиками материалов и услуг; S степень наполнения рынка подрядных работ в строительстве материалами и услугами. Положение строительных предприятий на рынке подрядных работ зависит от стоимости и качества выполняемых видов СМР (их специализации), наличия строительной техники, инструментов, оборудования, производственной базы, потенциала рабочей силы и авторитета фирмы у заказчиков, т.е. степени конкурентоспособности строительной организации. На рис. 20.3 условно цифрами обозначены следующие финансовые и материальные потоки: 1 — капитальные вложения предприятий-инвесторов; 2 — строительная продукция в виде построенных зданий и сооружений;
3 — инвестиции для проведения капитального ремонта и Денежные средства для осуществления ремонтов; Раздел IV. Э |
504
Кономика строительных,
Т а >^аиий
Финансовое положение предприятий-инвесторов, выделяющих капитальные вложения
Рынок подрядных работ в строительстве. Конкуренция между строительными предприятиями |
Предприятие — поставщики строительных материалов. Выпуск стройматериалов, конструкций, изделий |
Финансовое положение предприятий, выделяющих инвестиции для проведения капремонта и ремонта зданий и сооружений
Проектно-изыскательские и инжиниринговые работы и услуги |
Автотранспортные услуги: перевозка грузов, ремонт и техническое обслуживание автотранспорт.)
Диверсификация
Сфера услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве |
производства в строительных предприятиях: а) связанного типа; б) несвязанного типа
Виды производств в других отраслях национально» экономики |
Аренда стройтехники, офисных и производственных помещений и складов
Рис. 20.3. Проведение возможной диверсификации производства в строительстве
рдава 20. Диверсификация производства строительного предприятия 505
4 — выполненные комплексы ремонтно-строительных ра-
боТ (РСР);
5 —- строительные материалы, конструкции, изделия;
6 — денежные средства предприятиям — поставщикам строительных материалов, конструкций, изделий;
7 — строительно-монтажные и ремонтно-строительные оаботы, выполненные в рамках внутриотраслевой диверсификации производства связанного типа;
8 — договора подряда, заключенные в рамках внутриотраслевой диверсификации производства связанного типа.
Позиция поставщиков материалов, услуг также определя ется стоимостью и качеством производимой продукции (ус луг), значением отрасли как потребителя и возможностью дифференцированного учета запросов покупателей. Помимо перечисленных факторов имеет значение количество функционирующих в отдельном регионе специализированных предприятий, их мощности, т.е. степень концентрации производственных мощностей по выпуску однородной продукции, выполнению отдельных видов работ и услуг. С другой стороны, необходимо учитывать объемы спроса на их продукцию, рабо ты, услуги со стороны инвесторов и покупателей.
Диверсификация производства — это потенциальная возможность укрепить или оздоровить финансовое состояние строительного предприятия.
|
Самым эффективным направлением диверсификации про изводства является расширение сферы деятельности строи тельного предприятия по его основному профилю. В этом случае найдут применение и производственная база, и квалифи кация работников, и деловые связи с заказчиками. Это в свою очередь отразится на конкурентном потенциале строительного предприятия, когда оно выйдет на новый для себя сектор рынка. Кроме того, появляется возможность не только при влечь новых рыночных партнеров и потребителей, но и сохранить связи с прежними.
Переход строительных предприятий от традиционных, узкоспециализированных направлений деятельности к дивер-сификационным следует обосновать в каждом отдельном случае. Обоснование проводится на основе системы критериев, вытекающих из целей диверсификации производства.
Неустойчивое финансовое положение большинства строительных предприятий, избыточная численность работников вынуждают предприятия прибегать к диверсификации производства. Конечными целями данной деятельности могут °Ыть: максимизация прибыли, сохранение или создание новых рабочих мест, повышение уровня использования основ
ных фондов предприятия, освоение новых сегментов рынка подрядных работ и нестроительного рынка.
Исходя из этого в качестве критериев обоснованности перехода строительного предприятия к диверсификации производства используются показатели в зависимости от типа диверсификации. Следует сравнивать три значения данных критериальных показателей: показателя за квартал, предшествующий переходу к диверсификации производства; плановую величину показателя — в случае продолжения традиционных видов деятельности; прогнозируемую величину пока-
рЛ<*ва 20. Диверсификация производства строительного предприятия 507 ателя — в случае осуществления диверсификации (КПб;
кпд; кппл).
Базой для сравнения является значения критериальных показателей (КП-) за период, предшествующий диверсификации.
Б зависимости от целей диверсификации производства, ее разновидностей и проведения могут улучшиться:
/ девять показателей (плановая диверсификация);
■/ несколько показателей (вынужденная диверсификация).
Представленные показатели отличаются друг от друга по своей значимости для деятельности предприятия. При этом ни один из них не может быть назван определяющим, т.е. значение какого-то одного из показателей не может однознач но решить вопрос в пользу проведения диверсификации или отказа от нее.
Наиболее существенным является показатель, отража ющий величину получаемой прибыли (БП). Он обобщает результат финансово-хозяйственной деятельности строительно го предприятия. Вторым по значимости является показатель численности высококвалифицированных работников (Ч), так как одной из главных целей диверсификации является сохранение и увеличение числа умелых работников строительных предприятий. Наименьшую относительную весомость имеют показатели среднесписочной численности работ ников, их зарплаты, использования основных производствен ных фондов предприятия. Показатели величины прибыли учитывают экономическую эффективность результатов диверсификации производства, а показатели использования высококвалифицированной рабочей силы во многом предопреде ляют уровень конкурентоспособности предприятия.
|
Реальная угроза банкротства заставляет многие строитель ные предприятия работать на условиях, когда получаемые Доходы покрывают расходы с минимальной прибылью или вообще без таковой. Таким образом, чтобы «выжить», они вынуждены без должного обоснования проводить диверсифи кацию производства простого типа (без привлечения финан совых средств).
Нельзя не учитывать, что уволенным работникам строи тельных предприятий при массовой безработице, особенно на Региональном уровне, очень трудно найти новую работу, что Усиливает социальную напряженность в обществе. Все это Указывает на социальную значимость процесса диверсифика ции производства строительных предприятий.
Таким образом, сравнение вариантов диверсификации по Предлагаемым критериальным показателям способствует при 508 Раздел IV. Экономика строительных on -а
l^Hu^a ц и и
нятию взвешенного решения о выборе способа осуществ ния диверсификации производства, т.е. каким образом Л? рейти от специализированной деятельности к расширена"" Исходя из целей диверсификации, можно заранее дать пг>И гноз ее возможных результатов, рассчитать соотношен/^" между прибылью и затратами, активами предприятии и чи Л ленностью работников. Использование системы критериащ" ных показателей позволяет специалистам строительного пред приятия предварительно оценить возможные результаты дц версификации производства.
Для выбора проведения варианта диверсификации производства строительным предприятиям следует использовать маркетинговый подход. В условиях рыночной экономики любое предприятие сталкивается с падением спроса на один или несколько своих товаров. В этом случае необходимо проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков или изменения характеристик товара. Задача маркетинга — остановить тенденцию падения спроса за счет усовершенствованного подхода к предложению товара.
20.3. Экономическое обоснование внеплановой диверсификации производства
В условиях переходной экономики одной из важнейших проблем является задача по прогнозированию потенциального кризисного финансового состояния строительных предприятий в целях своевременной разработки и принятия мер по предотвращению их банкротства.
Основными причинами тяжелого финансового состояния строительных предприятий являются: низкая инвестиционная активность большинства предприятий (2 —8%), незагруженность производственных мощностей и излишняя численность работников строительных предприятий, невысокий уровень рентабельности строительного производства, высокий процент за пользование кредитами и займами (свыше 18%).
Проблема заключается в своевременном предупреждении потенциального банкротства и разработке бизнес-плана по финансовому оздоровлению строительных предприятий в основном путем проведения диверсификации производства.
Специфика определения возможного банкротства и ее предупреждения для строительных предприятий заключается в следующем:
• продолжительность перехода от неустойчивого предкрИ" зисного финансового состояния к кризисному в строитель- ства 20- Диверсификация производства строительного предприятия 509
е гораздо меньше, чем в других отраслях национальной э1СОНОмики. Объясняется это тем, что в строительных предприятиях удельный вес собственных оборотных средств в общем объеме оборотных средств на несколько порядков мень ше, чеМ У промышленных предприятий;
• величина производственного и финансового рисков в капитальном строительстве в несколько раз выше, чем в других отраслях народного хозяйства;
• несостоятельность строительных предприятий во многом предопределяется внешней средой — финансовой политикой инвесторов. Несвоевременная или частичная оплата выполненных работ застройщиком в течение одного-двух кварталов приводит подрядные предприятия к кризисному состоянию их финансов. Причем объекты незавершенного строительства, как правило, если и продаются, то по ценам ниже их себестоимости;
• применение системы финансовых показателей для определения и предупреждения несостоятельности в строительстве неэффективно, так как их можно рассчитать после окончания отчетного периода (через 1— 2 месяца), а за это время может произойти банкротство строительного предприятия.
В целях своевременного и обоснованного предупреждения банкротства строительных предприятий (наряду с анализом финансовых показателей) рекомендуется применять систему экономических показателей, которые комплексно отражают не только существующее финансовое состояние предприятий, но прогнозируют экономическое положение предприятий на ближайшую перспективу (от 1 до 6 месяцев).
Нормальной (безубыточной) деятельности строительного предприятия способствуют следующие организационно-экономические условия:
• эффективная маркетинговая деятельность строительно го предприятия, позволяющая контролировать определенный сектор регионального (или местного) рынка подрядных работ и обеспечивать заключение договоров на выполнение строительно-монтажных работ в отчетном периоде в объемах, соответствующих мощности строительного предприятия;
• проведение постоянного мониторинга (анализа) платежеспособности инвесторов, наличие в подрядных договорах условий и сроков предоплаты (аванса) и оплаты выполненных работ;
• поддержание на должном уровне качественно не ухудшающихся показателей производительности труда рабочих, Фондоотдачи активной части основных производственных Фондов, расхода строительных материалов, которые во мно510 Раздел IV. Экономика строительных орган,,
____________,_____________________ ------------------------ ______ _Jl_^^4uu
гом предопределяются квалифицированными действиям менеджеров строительного предприятия; 11
• превышение размера собственных оборотных средств на стоимостью производственных запасов и суммой обязатель ных рентных платежей за отчетный период (платой за арен ду строительной техники, оборудования, складов, нежилых помещений, оплату коммунальных услуг, телефонов, факсов и т.п., налоговые отчисления за имущество, землю и другие потребляемые ресурсы);
• размер нераспределенной прибыли резерва предстоящих расходов, резервного капитала должен быть не менее расходов, связанных с предстоящим сокращением численности работников предприятия.
Показателем безубыточной деятельности строительных предприятий в прогнозируемом периоде является степень их обеспеченности договорами подряда на планируемый год, т.е. соответствие запланированного объема подрядных работ (портфеля заказов) мощности строительного предприятия.
5 *=i м р |
Уровень использования мощностей строительного предприятия (Уисп) рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
УисП = 1Дп-^-юо%, (20Л)
где п — количество заключенных договоров подряда на прогнозируемый период; ДП — общая стоимость работ по всем заключенным договорам подряда (без НДС), тыс. руб.; Кр — коэффициент платежеспособности инвестора-заказчика по г-му договору; Мр — расчетная мощность строительного предприятия в прогнозируемом периоде, тыс. руб.
Рекомендуется в расчетах принимать следующие сроки прогнозируемого периода (Тп): для малых предприятий — один квартал; для средних предприятий — полгода; для крупных — год.
Коэффициент платежеспособности инвестора (застройщика) рекомендуется принимать равным:
^ при нормальном и устойчивом финансовом состоянии заказчика — 1,0;
S при неустойчивом финансовом состоянии — 0,5;
S при кризисном финансовом состоянии — 0,25.
Финансовое состояние инвестора-заказчика (АО, ФП1 > ООО, концерна, холдинга) можно узнать по публикациям в печати или в ходе мониторинга рынка инвестиций.
Под расчетной мощностью строительного предприятия понимается объем строительно-монтажных работ, который а 20. Диверсификация^^
лсет быть выполнен в прогнозируемом периоде собственник силами в тех же организационно-технических услови-
как и в отчетном периоде. I Расчетную мощность в прогнозируемом году рекомендует-определять в зависимости от выработки одного рабочего, пятого на СМР в базовом периоде (Вб),
Мр -Чбраб-Вб.Квых-И1]нф, (20.2)
"''Дв Чбаб — среднесписочная численность рабочих, занятых на строитель-' -монтажных работах в базовом периоде, чел.; В6 — выработка на одного бочего, занятого на СМР в базовом периоде, руб.; Квых — коэффициент, итывающий изменения в величине фонда рабочего времени прогнозиру емого периода по сравнению с базовым; И1Шф — индекс инфляции (дефля ции) планируемого периода.
Уровень использования мощностей строительного предприятия в прогнозируемом периоде может быть как более, так и 'менее 100%.
Если Уисп > 100%, то можно прогнозировать устойчивое экономическое состояние и, соответственно, нормальную платежеспособность строительного предприятия.
Если Уисп < 100%, то требуется проведение расширенного экономического анализа для выяснения степени возможного банкротства и путей его предупреждения.
Важным этапом диагностики возможной несостоятельности строительного предприятия является определение минимально допустимого уровня использования мощностей (Утш).
(пмчнраб+сзпчврка6
' Ут==----------- —----------------- '- ------ —*°т 'Ымес 100%, (20.3)
mm Мр
где ГШ — месячный прожиточный минимум на одного взрослого человека в данном регионе, руб.; Чрад — численность низкоквалифицированных рабочих (I, II и III разрядов), чел,; Чр*б — численность высококвалифицированных рабочих (IV, V и VI разрядов), чел.; СЗП — средняя месячная заработная плата в строительстве по данному региону, руб.; УВф0Т — удель ный вес оплаты труда рабочих в себестоимости СМР. В среднем по РФ он
составляет 13,3%, следовательно, 0,133 ' ;
^мес — количество месяцев в прогнозируемом периоде. Рекомендуется
••алым предприятиям в расчет брать один квартал или три месяца.
Если Уисп < У1гап> то строительному предприятию следует Принять меры по предотвращению возможного банкротства:
S сократить низкоквалифицированный персонал (рабочих и служащих);
S провести диверсификацию производства.
Одновременно следует оценить финансовые резервы (ФР), которые можно будет использовать для финансирования антикризисных мероприятий. Они состоят из нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного года (НП), резервного капитала (РК), резерва предстоящих расходов (РПР) и неизрасходованных амортизационных ресурсов (АмР):
ФР = НП + РК + РПР + АмР. (20. 4)
Сокращение персонала связано со значительными денежными расходами (ДРсокр):
S работников предупреждают за два месяца о будущем сокращении (ЗП);
» выплачивается выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты (ВПсокр).
Следовательно:
ДРсокр = (ЗПсокр • 2 • 1,356 + ВПсокр) • Чсокр, (20.5)
где Чсокр — численность сокращаемых работников; 1,356 — коэффициент, учитывающий начисление единого социального налога.
Проведение диверсификации производства также связано с определенными затратами (Зд).
Предприятие не может на проведение антикризисных мер потратить средств больше, чем у него имеется финансовых резервов (ФР), поэтому верна следующая формула:
ФР < ДРсокр + Зд. (20.6)
Кроме расчета вышеприведенных показателей рекомендуется строительным предприятиям ежемесячно анализировать использование трудовых и материальных ресурсов, а именно показателей:
• производительности труда одного рабочего, занятого на строительно-монтажных работах (ежемесячно);
• фондоотдачи основных производственных фондов (за месяц или квартал);
• расходования строительных материалов (ежемесячно). Данные показатели рекомендуется определять по видам
выполняемых строительных работ (прорабским участкам) и ежемесячно анализировать их отклонения от базовых уровней (предыдущего квартала). Качественное ухудшение вышеперечисленных показателей вызывается нерациональным использованием материальных и трудовых ресурсов, что приводит к увеличению себестоимости СМР и, как правило, убыткам по основной деятельности.
Следовательно, строительное предприятие, осуществляющее диагностику возможного банкротства по экономическим показателям и ежемесячный учет использования ресурсов, сможет своевременно распознать признаки потенциальной несостоятельности, разработать и осуществить антикризисную программу путем проведения диверсификации производства и (или) сокращения персонала.
Экономическую диагностику банкротства строительных предприятий рекомендуется проводить одновременно вместе с анализом финансового состояния (платежеспособности) организаций.
20.4. Организация и проведение диверсификации производства
Любой диверсификационный проект имеет четыре стадии своей жизни:
1) обоснование и разработка проекта (преддиверсифика-ционная работа);
2) внедрение проекта;
3) производство работ, услуг, выпуск продукции в соответствии с проектом;
4) окончание действия проекта и подведение итогов.
В свою очередь обоснование и разработка программы диверсификации производства согласно проекту производится в несколько этапов.
I этап. Мониторинг конъюнктуры рынка подрядных работ.
II этап. Анализ спроса и предложения строительных материалов, конструкций, изделий, транспортных услуг.
III этап. Анализ конъюнктуры нестроительных рынков.
IV этап. Анализ финансового состояния и (или) экономическая диагностика несостоятельности предприятия.
V этап. Выбор типа диверсификации производства и разработка проекта или бизнес-плана.
VI этап. Прогнозирование конечных показателей деятельности предприятия.
При разработке диверсификационной программы строительные предприятия должны большее внимание уделять таким ключевым моментам, как оценка рыночных возможностей для диверсификационной продукции, выбор направления и типа диверсификации.
Экономика строительства
-------------------------- 1^1™™ "------------------------------------------------------ 1 | |||||
подрядных работ в строительстве | Смежно-отраслевых | Нестроительных | |||
к_____. | ~у~--------------------------------. | 1--------- —1 | |||
| •------------------! | г | |||
Анализ финансового состояния предприятия | ЭкономическаТ^г^о^и^ "~1 несостоятельности nMmnu™„. 1 | ||||
~—-——-— | |||||
1------------ ~— |
| ч г | |||
---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 | |||||
Плановая | Внеплановая j | ||||
Связанного типа ---------------------------- 1---------------- 1 | г Несвязанного типа 1 | ||||
вертикальная ~ --------- | Горизонтальная | -------:------ | |||
Прямая | Обратная | ------ —------ j _ i | |||
1------- ^^^i |
| ||||
разработка бизнес-плана диверсификации производства | Разработка диверсификационных мероппиятий | ||||
1------------------------------------- | |||||
1 — _____________ 1 г |
| ||||
------------- ~^!!!^!~ ----------------------------------------------------------------------------------- 1 | |||||
1 ---- --^^^^^^^^^^^^ | |||||
Важное значение имеет определенная системность и последовательность в проведении диверсификации производства, представленная на рис. 20.4.
Выполнение задач первого порядка (мониторинг конъюнктуры рынков) потребует получения и обработки большого количества достоверной информации.
Систему рыночной информации формируют три вспомогательные подсистемы: подсистема внутренней отчетности пред приятия, подсистема сбора внешней текущей информации и подсистема маркетинговых исследований.
Подсистема внутренней отчетности является индикатором деятельности предприятия. Выполняя функцию обратной связи, система внутренней отчетности показывает реакцию рыночной среды на действия предприятия, что выражается в положительных или отрицательных финансовых и экономических результатах, изменении динамики основных показателей деятельности предприятия и т.д. Учитывая повсеместный характер ее применения, отработанные на практике методы ведения, подсистеме внутренней отчетности при переходе и осуществлении диверсификации производства строительных предприятий отводится наиболее существенная роль.
Подсистема сбора внешней текущей информации должна обеспечивать строительное предприятие данными о последних событиях, происходящих на различных рынках. Источниками этого вида информации являются данные Госкомстата РФ, компьютерные программы, газеты, журналы. Кроме того, она может быть получена в результате непосредственного общения работников строительного предприятия со специалистами других предприятий (поставщиков, инвесторов, заказчиков).
Строительные предприятия для получения недостающей информации могут заказать маркетинговые исследования, которые проводят специализированные предприятия.
Следует отметить, что при всех очевидных положительных сторонах маркетинговые исследования из всех источников являются самыми дорогостоящими. В условиях недостаточности финансовых средств у большинства строительных предприятий только необходимость получения важной дополнительной информации может заставить обратиться их к этому источнику информации.
Выявление и оценка рыночных возможностей проведения диверсификации производства непременно приведет к появлению множества вариантов, среди которых необходимо выбрать один, который в большей степени соответствует возможностям строительного предприятия.
Теоретический выбор (обоснование) варианта диверсификации производится следующим образом. Строительное предприятие считает, что самым привлекательным является производство и выпуск строительного изделия «X». Введение производства изделия «X» в номенклатуру работ и услуг, выполняемых предприятием, соответствует его целям и имеющимся ресурсам, т.е. производственная база, состав, квалификация работников предприятия позволяют организовать производство изделия «X», а имеющиеся финансовые средства и хозяйственные связи смогут обеспечить производство необходимыми ресурсами и организовать сбыт новой продукции.
Такой вариант диверсификации должен быть изучен с точки зрения величины и особенностей освоения нового рынка. Изучение возможностей реализации данного варианта диверсификации производится следующим образом: измеряется и прогнозируется спрос; сегментируется новый рынок; устанавливаются целевые сегменты; позиционируется данный вид изделия на рынке.
Предполагая выход на рынок производства изделия «X», строительное предприятие должно провести более точную оценку нынешнего и будущего размеров рынка. Для оценки нынешнего состояния рынка предприятию необходимо выявить имеющиеся на рынке подобные изделия или изделия-аналоги (заменители) и оценить объем продаж каждого из них.
Предпочтительно, чтобы реализация нового изделия «X» строительного предприятия происходило на растущем рынке. Поэтому специалистам отдела маркетинга следует определить перспективы нового рынка.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.203 с.)