Клиническое обследование органов мочевыделительной системы у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиническое обследование органов мочевыделительной системы у детей



Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения. Схема обследования больного. При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на наиболее частые жалобы: болезненность при мочеиспускании и др.; изменения цвета и прозрачности выделенной мочи; изменения частоты мочеиспускания (частые, редкие) и объема выделенной мочи (разового и суточного); появление отеков, пастозности; изменение цвета кожных покровов (бледный), бледносерый); снижение аппетита; наличие субфебрилитета, кратковременное повышенно температуры до фебрильных цифр; боли в пояснице, боли в животе; головные боли, повышение АД; наличие ночного энуреза и дневного недержания мочи.

Далее уточняют:

- сроки появления симптомов заболевания;

- что предшествовало настоящему заболеванию (переохлаждение, прививки, ОРВИ, ангина, скарлатина и т.д.);

 - если заболевание хроническое, то лечение предыдущих обострений, степень выздоровления;

- наличие в семье и у ближайших родственников заболеваний мочевыделительной системы;

- имелось ли отставание в физическом развитии.

При осмотре ребенка следует обратить внимание на:

- положение ребенка в постели, сознание, реакцию на осмотр;

- физическое развитие, состояние питания и телосложение;

 - цвет кожи и видимых слизистых оболочек;

- наличие отечности лица; - форму и величину живота;

- поясничную область (отечность, гиперемия кожи);

- цифры артериального давления; - границы сердца и напряжение тонов при выслушивании;

 - специфический запах от больного (изо рта и от кожи);

 - состояние наружных половых органов.

При осмотре обращать внимание на:

 • Бледность, одутловатость лица — fades nephritica. Для выявления скрытых отеков используется систематическое взвешивание больного и определение гидрофильности тканей методом «волдырной пробы» Мак-Клюра-Олдрича. Шприцем с тонкой иглой вводят в/кожно в предплечье 0,2 мл физ. раствора, после чего на коже образуется волдырь, который у Здорового ребенка первого года жизни рассасывается за 15-20 мин, от 1 года до 5 лет — за 20-25 мин, у детей старшего возраста и взрослых - после 40 мин.

• Форма и величина живота (асцит или наполненный мочевой пузырь).

• Гипертония (при диффузных поражениях почек), которая может быть преходящей или держаться длительное время. В связи с гипертензией при нефритах нередко отмечается изменение границ сердца (расширение влево), прослушиваются напряженные тоны (особенно I на верхушке, а на аорте — акцент II тона).

При пальпации необходимо обратить внимание:

- имеются ли отеки в области поясницы, крестца, нижних конечностей;

 - пальпируются ли почки, и нет ли болезненности при их пальпации;

- имеется ли болезненность мочевого пузыря;

Пальпация. При пальпации живота можно прощупать почки только у детей раннего возраста и с пониженным питанием. У здоровых детей старшего возраста нормальных размеров почка не прощупывается. Поэтому прощупывание почки указывает на ее увеличение или смещение (гидро- или пионефроз, подвижная почка и т.д.).

Пальпацию почек проводят у ребенка в лежачем положении на спине, т.к. при этом максимально расслабляется брюшной пресс. Ребенок должен лежать со слегка согнутыми в коленях ногами, руки должны быть опущены. Сначала подводят левую руку со сложенными вместе пальцами под спину в области XII ребра, а правую руку кладут на живот. Правая рука продвигается к задней стенке брюшной полости, а левой рукой необходимо в это время оттеснять почку кпереди навстречу другой руке до соприкосновения. При этом определяются нижний полюс почки, характер ее поверхности (ровная, бугристая, плотноэластическая), а также болезненность.

 У детей можно использовать другую методику пальпации почек, когда кисть руки располагается на животе т.о., что большой палец исследователя лежит спереди, а 4 остальных пальца сзади. Сжимая пальцы и перемещая руку снизу вверх, можно прощупать почку. При этом желательно попросить ребенка глубоко вдохнуть (почка смещается вниз, что облегчает пальпацию). У детей раннего возраста прощупывается мочевой пузырь в наполненном состоянии, т.к. он несколько выходит из полости малого Таза. Перкуссия мочевого пузыря: палец-плессиметр кладут на переднюю брюшную стенку параллельно лобку на уровне пупка и перкутируют тихо сверху вниз по срединной линии живота.

При перкуссии необходимо обратить внимание:

- выступает ли мочевой пузырь над лобком и на сколько;

- на наличие симптома Пастернацкого.

Задания

Дайте определение следующим понятиям:

--гиперфункция

 --глюкозурия

--полиурия

--экзофтальм

--гипергликемия

--тремор

--акромегалия

--зоб

--гирсутизм

Тест

1. Склонность детей первого года жизни к срыгиванию обусловлена тем, что:

1) желудок расположен вертикально

2) дно желудка лежит ниже антрально-пилорического отдела

3) имеется высокий тонус кардиального сфинктера

4) слабая запирательная функция нижнего пищеводного

сфинктера

5) высокий тонус пилорического отдела желудка

6) тупой угол Гиса.

2. К функциональным особенностям желудка детей первого полугодия жизни относятся:

1) низкая кислотность (рН выше 4)

2) высокая кислотность (рН ниже 2)

3) высокая активность пепсина

4) высокая активность ренина и гастриксина

5) низкая протеолитическая активность

6) хорошо выражены защитные свойства.

3. У детей раннего возраста функциональными особенностями тонкой кишки являются:

1) интенсивность полостного пищеварения больше, чем

мембранного

2) всасывательная способность больше, чем у взрослого

3) дистантное пищеварение

4) низкая активность гидролитических ферментов

5) высокая проницаемость слизистой оболочки.

 

4. Транзит пищи по желудочно-кишечному тракту у детей 1 года жизни:

1) происходит быстрее

2) происходит медленнее

3) при искусственном вскармливании пища проходит

быстрее

4) при естественном вскармливании пища проходит

быстрее

5) вид вскармливания не имеет значения.

 

Выбрать один правильный ответ:

5. При грудном вскармливании преобладающей флорой кишечника являются:

1) бифидум-бактерии

2) ацидофильные палочки

3) кишечные палочки

4) энтерококки.

6. У здоровых детей нижний край печени выходит из-под правого края реберной дуги до:

1) 3-5 лет 2) 5-7 лет 3) 7-9 лет 4) 9-11 лет

 

Выбрать все правильные ответы.

7. К анатомическим особенностям печени у детей раннего возраста относятся:

1) большая величина относительно массы тела;

2) относительно большая правая доля;

3) относительно большая левая доля;

4) лябильность увеличения в размерах;

5) возможность пальпации нижнего края.

8. К функциональным особенностям поджелудочной железы у детей первого года жизни относятся:

1) высокая активность амилазы

2) низкая активность липазы

3) низкая активность трипсина

4) с возрастом сначала увеличивается активность амилазы,

затем трипсина, позднее липазы

5) с возрастом сначала увеличивается активность трипсина,

затем амилазы, липазы

6) становление ферментативной активности зависит от

вида вскармливания.

9. Причины затрудненного усвоения жиров у детей раннего возраста:

1) низкая активность липазы;

2) хорошее эмульгирование жира;

3) избыток желчных кислот;

4) низкая активность желчных кислот;

5) относительная гипопротеинемия.

10. В подвздошной кишке всасываются:

1) дисахариды; 2) аминокислоты;

3) витамин В12 4) желчные кислоты;

5) витамин Д

11. В проксимальных отделах тонкого кишечника всасываются:

1) витамин С; 2) витамин В1 и В2

3) витамин В12 4) желчные кислоты;

5) моносахариды.

 

12. Ферментами тонкого кишечника являются:

1) сахараза; 2) мальтаза 3) декстриназа

4) амилаза 5) катепсин

13. Ферменты панкреатического сока:

1) пепсин 2) трипсин 3) липаза

4) амилаза 5) лактаза



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.018 с.)