Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды адаптации в организации⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Виды адаптации нового сотрудника различаются по влиянию на его поведение, по воздействию на его личность; по причинам, вызвавшим не-обходимость такой адаптации; по направленности адаптации, по механиз-мам психологической защиты.
Изучение видов адаптации может помочь новому сотруднику понять свое поведение, скорректировать его и уяснить тот момент, что его поведе-ние в сложившейся ситуации не уникально, в той или иной мере оно свой-ственно всем людям при вхождении в новый коллектив.
Адаптация по влиянию на поведение нового сотрудника:
● пассивная – новый сотрудник выступает как пассивный объект адап-тационных процессов и мероприятий;
● активная – адаптационные процессы и мероприятия побуждают но-вого сотрудника стремиться к самостоятельному вхождению в организацию. По воздействию на личность нового сотрудника:
● прогрессивная – адаптация,способствующая развитию личности;
● регрессивная –не способствующая развитию личности новичка.
По причинам вызвавшим необходимость адаптации:
● начало трудовой деятельности (человек впервые приходит на по-
стоянную работу);
● повышение в должности (работник расширяет круг производственныхконтактов, повышая уровень решаемых задач и меру ответственности); ● понижение в должности (работник понижает свой статус,находит-ся в стрессовой ситуации, испытывает необходимость помощи при переква- лификации).
По направленности адаптации:
● профессиональная адаптация –заключается в освоении профес-сиональных навыков, уяснении специфики работы. Каждый новичок про-ходит стадию ученичества, форма которой зависит от характера органи-зации и предыдущего опыта работы. На производственных предприятиях практикуется наставничество (опытный работник передает знания и на-выки молодому в процессе делового общения на рабочем месте). Также на предприятиях распространен инструктаж – наглядная демонстрация при-
емов и навыков работы. Если новичок уже имеет опыт работы по данной специальности, то наставничество и инструктаж принимают форму обмена
131 профессиональными знаниями с целью выработать навыки, наиболее при-емлемые для достижения целей организации1.
В современных крупных корпорациях используют такую форму обу-чения на рабочем месте, как ротация2. Она заключается в краткосрочной ра-боте нового сотрудника на разных должностях в разных подразделениях. Это позволяет новичку относительно быстро изучить работу коллектива в целом
и приобрести многостороннюю квалификацию;
● психофизиологическая адаптация –приспособление сотрудника к ус-
ловиям труда и отдыха. Данная форма адаптации наиболее важна для про-изводственных предприятий и организаций, где используется сложная тех-нология и существует опасность получения производственных травм. Усло-вия труда в офисах и торговых фирмах, как правило, стандартны, но нович-ку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы и ин-тенсивность психофизических нагрузок. Сотрудник может облегчить свою пси-
хофизиологическую адаптацию на новом месте путем его обустройства по своему вкусу. Например, разложив необходимые инструменты, бумаги так, чтобы ему самому было удобно с ними работать, или прикрепив на стены постеры и календари (если это приветствуется в организации), или убрав
в шкафчики предметы туалета и посуду.
Психофизиологическая адаптация обычно проходит быстро и безбо-лезненно и определяется преимущественно состоянием здоровья и правиль-ной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми са-нитарно-гигиеническими нормами;
● социально - психологическая адаптация –предполагает установлениемежличностных и деловых отношений с сослуживцами, освоение ценностей и групповых норм поведения. Новичок знакомится с расстановкой сил в под-разделении, выясняет значимость того или иного сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп. Социально-психологическая адаптация может оказаться трудной и долгой, потому что коллектив встре-чает новичка настороженно, рассматривает «под микроскопом» каждый его шаг. Следовательно, новому сотруднику необходимо запастись терпе-нием (нужно помнить, что приход новичка может занимать всеобщее вни-
1 Управление организацией / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Са-
ломатина. М., 2000. С. 430. 2 Тарасов С. Г ., Суходольский Г. В. Организационная психология.Харьков, 2004.
С. 207.
132 мание не более нескольких недель), быть по возможности общительным, доброжелательным, демонстрировать готовность выслушивать советы;
● организационно - административная адаптация –предполагает озна-
комление со структурой организации, определение в ней собственной роли;
● экономическая адаптация –ознакомление со способами материаль-
ного стимулирования и выплаты заработной платы, ее периодичностью и свое-временностью1.
В зависимости от того, какие механизмы психологической защиты лежат в принятии новым членом организации корпоративных норм и цен-ностей, выделяют четыре типа адаптации.
Адаптация по механизмам психологической защиты:
● « отрицание » –сотрудник выражает активное несогласие с ценнос-тями фирмы, его ожидания находятся в непримиримом противоречии с ре-альностью. Обычно он увольняется в первые же месяцы;
● « конформизм » –полное принятие ценностей и норм организации,готовность подчиняться правилам игры. Такие работники составляют в кол-лективе основную массу;
● « мимикрия » –соблюдение второстепенных норм при неприятии ос-новных. Этот вид адаптации характерен для потенциальной группы риска, члены которой готовы в любой момент расстаться с фирмой;
● « адаптивный индивидуализм » –характеризуется согласием с основ-ными нормами и ценностями организации при неприятии второстепенных.
Сотрудник сохраняет некую индивидуальность, но по-своему неплохо ра-ботает в коллективе2.
Этапы адаптации
Адаптация в новом коллективе является важным аспектом трудовой жиз-ни. Этот процесс начинается с общей ориентации 3, включающей в себя инфор-мирование новичка о предприятии в целом и структурном подразделении, где ему предстоит работать. В результате новый сотрудник знакомится с истори-ей фирмы, характером деятельности, структурой управления, узнает имена ру-ководителей, правила внутреннего распорядка. Сориентировать новичка может
1 Упрвление оргнанизацией / под ред. А. Г. Поршева, З. П. Румянцевой, Н. А. Са-ломатина. С. 430.
2 Виханский О. С. Стратегичесоке управление.С. 131.
3 Школа карьеры / Л. В. Балабан [и др.]. URL: http://abc.vvsu.ru/books/up_shkola_karjer.
133 кадровая служба с участием непосредственного начальника подразделения, ис-пользуя как традиционные беседы и демонстрации, так и специальные видео-фильмы, брошюры и возможности компьютера.
Психологи отмечают, что адаптирующийся в новом коллективе чело-век сознательно и бессознательно использует некоторые приемы, с помощью которых он анализирует группу – свое новое окружение.
Прием первый – оценка новым сотрудником коллег по внешности,ма-нере поведения, стилю одежды.
Прием второй – социальная стратификация. С ее помощью коллектив
в сознании новичка распределяется на иерархические группы по уровню материального благосостояния, социальному статусу, определяются формаль-
ные и неформальные лидеры, изгои, общественники, шутники, первые кра-савицы, умники. Исходя из социальной стратификации, новый сотрудник вы-страивает свое поведение по отношению к разным членам коллектива. Ошиб-ки при стратификации приводят к конфликтам, неловким ситуациям и, в ко-нечном счете, осложняют адаптацию в коллективе.
Третий прием – групповая идентификация. Он заключается в отнесе-нии себя самого к одной из групп. При этом человек воспринимает прави-ла поведения, права и обязанности, статус группы. Работник ощущает общ-ность и защищенность, что дает ему уверенность, избавляет от одинокого противостояния большинству.
Четвертый прием тесно связан с третьим,он называется межгруппо - вой дискриминацией. Последняя предполагает возвеличивание своей груп-пы и критически-снисходительное отношение к другим. Регулярная крити-ка, ущемление в правах и низкие заработки могут нанести серьезный урон самооценке группы, что отрицательно скажется на ее мотивации к труду. Однако межгрупповая дискриминация порождает стремление к первен-ству, создает конкуренцию и является стимулом к повышению производи-тельности труда.
После освоения новым сотрудником норм и ценностей принимающей организации наступает завершающая стадия включения его в полноправные члены этой организации. Для человека этот переход заключается в том, что организация признает его своим полноправным членом и соответствующим образом указывает ему на это1.
1 Виханский О. С. Стратегическое управление.С. 130.
134 Форма перевода нового сотрудника в полноправные члены организа-ции в разных компаниях неодинакова. Однако можно указать на некоторые наиболее распространенные формы осуществления процесса такого пере-хода. Это может быть наделение определенными полномочиями по приня-тию решений, или допуск к конфиденциальной информации, или к участию в определенных мероприятиях для ограниченного круга лиц и т. п. Сотруд-нику следует знать что мероприятие по переводу в полноправные члены ор-ганизации необязательно должно носить публичный характер и быть извест-но широкому кругу лиц. Но независимо от степени публичности и формы процесса этот переход должен быть проведен таким образом, чтобы ново-му сотруднику самому стало ясно, что он окончательно принят организаци-ей и стал ее полноправным членом.
Правила успешной адаптации
Специалисты по подбору кадров советуют новичкам выполнять де-сять главных правил, которые свойственны «идеальному сотруднику» 1.
Четко представлять цель профессиональной деятельности. Сотруд-нику необходимо понимать, чего нужно достичь в результате выполнения производственных заданий, почему это важно, в какие сроки необходимо уло-житься, какими стандартами качества следует руководствоваться, кто мо-жет ему помочь, какие промежуточные этапы в работе могут быть, какие должны быть последствия работы, как данный проект встроен в общую матрицу проектов всего подразделения. Сотрудник не должен бояться за-давать дополнительные вопросы и уточнять у руководителя цели работы – на начальном этапе вполне естественно.
Нести ответственность за результат. Эффективный сотрудник,на-строенный на результат, в трудных ситуациях берет ответственность на се-бя, не жалуется, не тратит время на оправдания и поиски виноватых, а пред-лагает варианты решения проблем.
Освежать и пополнять свои знания. Эффективный работник–это тот,кто знает свое дело, является профессионалом, экспертом в своей области. Новому сотруднику необходимо набирать практический опыт, участвуя в различных проектах, а также ходить на семинары и конференции, посе-
1 Справочник карьериста – 2013: приложение к газете «Ведомости». С. 142.
135 щать тренинги, самостоятельно повышать квалификацию, читать профессио-
нальную литературу и периодические издания, просматривать профессиональ-
ные сайты, вступать в интернет-сообщества.
Планировать, расставлять приоритеты и завершать работу в срок.
Новому сотруднику важно помнить, что нужно оговаривать реальные сро-ки выполнения работы, составлять личный график своих дел и неукоснитель-но следовать этому графику. Следует избегать одной из распространенных ошибок новичков – откладывания срочных, но нужных дел на потом и кон-центрации на несложных, рутинных вещах. Наоборот, самые сложные и сроч-ные дела должны всегда стоять на первом месте.
Держать руководителя в курсе дела. Эффективный сотрудник регуляр-но сообщает руководителю о статусе работы. В случае возникновения про-блемы ее нельзя замалчивать и тянуть до последнего, нужно проработать варианты, поставить руководителя в известность и совместно принять реше-ние, куда и как двигаться.
Уметь работать в команде. Успех проекта зависит от слаженностиработы всех членов команды. Если сотрудник желает, чтобы ему помога-ли, он должен начинать с себя. Ему следует делиться полезной информа-цией, предлагать свою помощь, строить неформальные отношения с клю-чевыми людьми, быть в курсе того, чем занимаются коллеги, какая у кого специализация и какие интересы, запрашивать обратную связь и конструк-тивно реагировать на критику.
Совершенствовать коммуникативные навыки. Руководителям частоне хватает времени, поэтому они ценят краткое и четкое изложение ин-формации. Чтобы быть эффективным и успешным, новичку нужно научить-ся выражать свои мысли ясным языком, уметь делать выводы и логичес-кие обобщения. Даже самая интересная идея не будет принята, если она изложена плохо, путано и нечетко.
Проявлять инициативу и творческий подход. Эффективный сотрудникотслеживает последние тенденции и лучшие практики на рынке, находится
в курсе положения дел коллег и конкурентов и думает о том, что можно взять на заметку, чтобы сделать работу быстрее и лучше. Например, несомненным преимуществом для молодого сотрудника будет свободное владение компью-
тером, оргтехникой, Интернетом и другими новыми информационными техно-логиями, которые могут дать ему возможность проявить инициативу в поиске
136 необходимой информации и ее систематизации, а также облегчить многие другие виды работ (например, выполнение расчетов, бизнес-проектов) и, как следствие, повысить эффективность и качество работы новичка.
Не бояться совершить ошибку. Эффективность–это своего рода про-рыв в новое и неизведанное, поэтому молодому сотруднику нужно прояв-лять определенную смелость и не бояться оказаться в непредвиденной си-туации неправым. Новичку следует помнить, что страх совершить ошибку губит на корню все начинания и ни к какому прорыву не ведет.
Сохранять позитивный настрой. Одной из лучших форм мотивацииявляется самомотивация. Чтобы у новичка все получилось, ему нужно лю-бить свою работу, понимать чего он хочет добиться в итоге, сохранять по-зитивный настрой в сложных ситуациях и бесконечно верить в себя и свои возможности.
Вопросы для самопроверки
1. В какие случаях возникает ситуация адаптации на рабочем месте?
2. Какая информация об организации важна при вхождении в трудо-вой коллектив?
3. Какие виды адаптации имеют место при вхождении в трудовой кол-
лектив?
4. Какие правила необходимо соблюдать для эффективной адаптации на рабочем месте?
5. Какие приемы анализа трудового коллектива использует новичок
в процессе адаптации?
137
Заключение
Для современного профессионально мобильного человека чрезвычайно важно умение быстро и адекватно ориентироваться на рынке труда, владение эффективными методами и приемами трудоустройства, знание системы доку-ментирования при устройстве на работу и т. д. Для выпускника университета, прошедшего длительный период сложной теоретической и практической мно-гоуровневой профессиональной подготовки, трудоустройство фактически яв-ляется условием и средством его самореализации и саморазвития как субъекта профессиональной деятельности, т. е. основой его успешной жизни.
Данное пособие было написано для того, чтобы помочь будущим вы-пускникам эффективно проявить активную позицию в жизни благодаря ус-пешному выбору карьеры. При этом авторы стремились неформально по-мочь студентам, с которыми они работали с самого первого курса, сориенти-ровать их в поиске работы, предупредить о возможных ошибках, дать реко-мендации адекватного поведения в психологически сложных и противоре-чивых ситуациях.
В настоящее время достаточно много литературы, посвященной тру-доустройству, и каждая книга описывает важные приемы поиска работы. Однако трудно найти источник, в котором эти актуальные и личностно зна-чимые проблемы были бы представлены в системе, отражающей техноло-гии поведения.
В данном учебном пособии проанализированы эффективные и опти-мальные технологии поведения выпускника вуза в процессе трудоустрой-ства, начиная с анализа рынка труда, стратегии и тактики выбора вакансий, разработки резюме, подготовки и прохождения собеседования с работода-телем, подписания трудового договора и заканчивая адаптацией на рабо-чем месте.
Авторы надеются, что материал учебного пособия будет полезен вы-пускникам Российского государственного профессионально-педагогическо-
го университета для активного профессионального позиционирования себя на рынке труда.
Успехов вам, выпускники! В добрый путь!
138
Список используемой литературы
Бендюков М. А. Как стать профессионалом.Путеводитель по рынкутруда [Электронный ресурс] / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. Режим дос-
тупа: http://www.knigil.disser.ru/books/library2/2849.
Богдан Н. Н. Виды резюме[Электронный ресурс] /Н.Н.Богдан,Е. А. Могилевкин. Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/ up_tehnol_karjery/ detault.asp.
Богдан Н. Н. Технология карьеры:учебное пособие/Н.Н.Богдан,
Е. А. Могилевкин. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 152 с.
Большая советская энциклопедия:в30томах/гл.ред А.Н.Прохо-
ров. 3-е изд. Москва: Советская энциклопедия, 1973. Т. 11. 608 с.
Виханский О. С. Стратегическое управление/О.С.Виханский.Мо-
сква: Гардарики, 1998. 296 с.
Государственная служба Российской Федерации:основы управления
персоналом / под общей ред. В. П. Иванова. Москва: Известия, 2003. 410 с.
Екомасов В. В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов[Элек-тронный ресурс] / В. В. Екомасов // Официальный сайт журнала «Кадры предприятия». Режим доступа: http://www.kapr.ru/articles/2003/3/513.html.
Зырянова М. И. Как найти работу за14дней.Практическое пособиедля тех, кто ищет работу / М. И. Зырянова. Санкт-Петербург: Речь, 2009. 168 с.
Искусство переписки с работодателем[Электронный ресурс] //Пор-тал о среднем и высшем образовании в России, образовании за рубежом,
а также о вопросах построения карьеры. Режим доступа: http://www.znanie. info›_portal/ec/1-letter-iskusstvo-perepiski.pdf.
Карнеги Д. Б. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
[Электронный ресурс] / Д. Б. Карнеги. Режим доступа: http://karnegi.ru. Лукьянов А. Н. Как создать пробивное резюме/А.Н.Лукьянов.Рос-
тов-на-Дону: Феникс, 2010. 156 с.
Любимова Н. Г. Менеджмент–путь к успеху/Н.Г.Любимова.Мо-
сква: Слово и дело, 2003. 420 с.
Малешин В. Г. Собеседование при приеме на работу[Электронныйресурс] / В. Г. Малешин // Портал о среднем и высшем образовании в Рос-сии, образовании за рубежом, а таже о вопросах построения карьеры. Ре-
жим доступа: http://www.znanie.info›_portal/ec/1-letter-iskusstvo.
139 Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера/Е.Г.Молл.Санкт-Пе-тербург: Питер, 2012. 390 с.
Мухин Л. Н. Как вести себя на рынке труда/Л.Н.Мухин,О.Ю.Суд-нева. Томск: Скорость цвета, 2009. 88 с.
Носкова О. Г. Психология труда:учебное пособие для студентоввысших учебных заведений / О. Г. Носкова; под ред. Е. А. Климова. Москва: Академия, 2004. 384 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка:около57000слов/С.И.Оже-гов; под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. Москва: Русский язык, 1987. 750 с.
Почебут Л. Г. Организационная социальная психология/Л.Г.Поче-бут, В. А. Чикер. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 298 с.
Румянцева Е. В. Руководство по поиску работы,самопрезентации и раз-витию карьеры / Е. В. Румянцева. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008. 197 с.
Сергеев А. А. Модель специалиста в условиях непрерывного профес-сионального образования: монография / А. А. Сергеев, М. Г. Сергеева. Тверь: Изд-во ВА ВКО, 2009. 203 с.
Скопылатов И. А. Управление персоналом/И.А.Скопылатов,О.Ю.Еф-ремов. Санкт-Петербург: Изд-во Смольного ун-та, 2000. 400 с.
Справочник карьериста– 2013:приложение к газете«Ведомости».
2012. № 10. 300 с.
Тарасов С. Г. Организационная психология/С.Г.Тарасов,Г.В.Су-ходольский. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. 256 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации.Москва:Проспект:КноРус,2012. 224 с.
Управление организацией/под ред.А.Г.Поршнева,З.П.Румянце-вой, Н. А. Саломатина. Москва: ИНФРА-М, 2000. 669 с.
Управление персоналом:словарь-справочник[Электронный ресурс] //Информационный ресурсный центр по научной и практической психоло-гии «ПСИ-ФАКТОР». Режим доступа: http://www.psyfactor.org/personal23.htm.
Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство/Э.Х.Шейн;пер.
с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 336 с. Школа карьеры[Электронный ресурс] /Л.В.Балабан[и др.] //Сайт
цифровых учебно-методических материалов Центра Образования ВГУЭС.
Режим доступа: http://www.abc.vvsu.ru/books/up_shkola_karjer/.
140
Список рекомендуемой литературы
Адамчук В. В. Экономика труда/В.В.Адамчук.Москва:ИНФРА-М,2009. 415 с.
Акишина А. А. Этикет русского телефонного разговора/А.А.Аки-шина, Т. Е. Акишина. Москва: КомКнига, 2007. 119 с.
Алехина И. В. Имидж и этикет в бизнесе/И.В.Алехина.Москва:Де-ло, 2003. 111 с.
Алехина И. В. Имидж и этикет делового человека/И.В.Алехина;Центрправовой защиты. Москва: ЭНН, 1996. 126 с.
Аллин О. Н. Кадры для эффективного бизнеса.Подбор и мотивацияперсонала / О. Н. Аллин, Н. И. Сальникова. Москва: Генезис, 2005. 248 с.
Анисимов В. М. Кадровая служба и управление персоналом организа-
ции: практическое пособие кадровика / В. М. Анисимов. Москва: Экономи-
ка, 2003. 704 с.
Архангельский Г. А. Тайм-драйв.Как успевать жить и работать/Г.А.Ар-хангельский. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2007. 246 с.
Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной эко-номики / А. М. Бабашкина. Москва: Финансы и статистика, 2009. 480 с.
Бавистер С. Основы НЛМ:Успех в профессиональной,обществен-ной и личной жизни / С. Бавистер, А. Викерс; пер. с англ. Т. Новиковой. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 336 с.
Бакирова Г. Х. Тренинг управления персоналом/Г.Х.Бакирова.Санкт-Петербург: Речь, 2006. 400 с.
Бакштанский В. Л. 10 000дней:менеджмент жизни/В.Л.Бакштан-
ский, О. И. Жданов. Москва: ПЕР СЭ, 2001. 576 с.
Барретт Дж. Выбор профессии:тесты способностей:тесты/Дж.Бар-
ретт; пер. с англ. А. В. Банкрашкова. Москва: АСТ: Астрель, 2007. 221 с.
Барретт Дж. Карьера:способности и выбор:тесты/Дж.Барретт;
пер. с англ. Ю. Р. Соколова. Москва: ACT: Астрель, 2006. 204 с.
Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств/А.В.Ба-таршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майоров. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 192 с.
Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению,или какопределить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Ба-таршев. Москва: ВЛАДОС, 1999. 174 с.
141 Безносов С. П. Профессиональная деформация личности/С.П.Без-носов. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 272 с.
Беляцкий Н. П. Менеджмент:Деловая карьера/Н.П.Беляцкий.Мос-
ква: Высш. шк., 2001. 303 с.
Бендюков М. А. Как стать профессионалом.Путеводитель по рынкутруда [Электронный ресурс] / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. Режим дос-
тупа: http://www.knigil.dissers.ru/books/library2/2849-24php.
Бендюков М. А. Ступени карьеры.Азбука профориентации/М.А.Бен-дюков, И. Л. Соломин. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 240 с.
Берг В. Карьера–суперигра:нетривиальные советы на каждый день/
В. Берг; пер. с нем. И. С. Борисова. Москва: Интерэксперт, 1998. 272 с.
Берд П. Продай себя.Тактика совершенствования вашего имиджа/П. Берд; пер. с англ. Т. А. Сивакова. Минск: Амалфея, 1996. 207 с.
Берк Д. Подготовка к собеседованию:как получить желанную работу/
Д. Берк. Москва: КОНСЭКО, 1994. 96 с.
Бессокирная Г. П. Удовлетворенность работой на предприятии и удов-летворенность жизнью / Г. П. Бессокирная, А. Л. Темницкий. Санкт-Петер- бург: Питер, 2004. 256 с.
Богдан Н. Н. Кадровый менеджмент в вузе:монография/Н.Н.Бог-
дан, Е. А. Могилевкин. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 244 с.
Богдан Н. Н. Технология карьеры/Н.Н.Богдан,Е.А.Могилевкин.
Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 152 с.
Бодалев А. А. Как становятся великими или выдающимися? /А.А.Бо-далев, Л. А. Рудкевич. Москва: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 287 с.
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности/В.А.Бод-ров. Москва: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
Болдырев В. А. Трудовое право России/В.А.Болдырев,В.А.Сысо-ев. Москва: Норма, 2006. 832 с.
Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала/Е.А.Борисова.Санкт-Петербург: Питер, 2002. 256 с.
Бороздина Г. В. Психология делового общения/Г.В.Бороздина.Моск-
ва: ИНФРА-М, 2005. 295 с.
Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений/Р.Н.Ботавина.Москва:
Финансы и статистика, 2001. 208 с.
Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала/В.Р.Веснин.Моск-
ва: Юристъ, 2003. 495 с.
142 Виханский О. С. Стратегическое управление/О.С.Виханский.Моск-
ва: Гардарики, 1998. 296 с.
Волкова Л. А. Женщина и карьера/Л.А.Волкова.Санкт-Петербург:
Питер Паблишинг, 1997. 288 с.
Воловская Н. М. Экономика и социология труда/Н.М.Воловская.
Москва: НОРМА; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. 256 с.
Государственная служба Российской Федерации:основы управления
персоналом / под общ. ред. В. П. Иванова. Москва: Известия, 2003. 410 с.
Грецов А. Г. 100популярных профессий:психология успешной карь-еры для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов, Т. А. Бедарева. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 270 с.
Грецов А. Г. Выбираем профессию:советы практического психолога/
А. Г. Грецов. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 214 с.
Гусов К. Н. Трудовое право России/К.Н.Гусов,В.Н.Толкунова.Моск-
ва: Проспект, 2005. 496 с.
Деркач А. А. Акмеологические основы становления психологической
и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, Л. Э. Орбан. Мос-ква: Изд-во РАГС, 1995. 208 с.
Деркач А. А. Психология развития профессионала/А.А.Деркач,В.Г.За-зыкин, А. К. Маркова. Москва: Изд-во РАГС, 2000. 124 с.
Джонс Р. Как сделать карьеру/Р.Джонс;пер.с англ.В.Звонарева.Челябинск: Урал, 1999. 313 с.
Долгорукова О. А. Построение карьеры/О.А.Долгорукова.Санкт-Пе-тербург: Питер, 2006. 96 с.
Дуракова И. Б. Управление персоналом:отбор и найм.Исследованиезарубежного опыта / И. Б. Дуракова. Москва: Центр, 2002. 156 с.
Егоршин А. П. Основы управления персоналом/А.П.Егоршин.Мо-
сква: ИНФРА-М, 2008. 352 с.
Ежова Н. Н. Новые тесты для отбора персонала/Н.Н.Ежова.Рос-тов-на-Дону: Феникс, 2008. 286 с.
Жув Д. Подбор персонала/Д.Жув,Д.Массони;пер.с фр.Г.Яковле-ва; под ред. И. В. Андреевой. Санкт-Петербург: Нева, 2003. 96 с.
Зайцев Г. Г. Управление деловой карьерой/Г.Г.Зайцев,Г.В.Чер-касская. Москва: Академия, 2007. 256 с.
Зеер Э. Ф. Психология профессий:учебное пособие для студентов вузов/Э. Ф. Зеер. Москва: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 330 с.
143 Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития/Э.Ф.Зеер.Мо-
сква: Академия, 2009. 240 с.
Зиглар З. Умение добиваться успеха для«чайников» /З.Зиглар.Мос-
ква: Диалектика, 1999. 224 с.
Зырянова М. И. Как найти работу за14дней.Практическое пособиедля тех, кто ищет работу / М. И. Зырянова. Санкт-Петербург: Речь, 2009. 168 с.
Ибарра Э. Обретая«Я».Неординарные стратегии,изменяющие карь-еру / Э. Ибарра; пер. с англ. И. Матвеева. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 237 c.
Иванова К. А. Бесценные советы для настоящегоPR-менеджера:уст-
ная коммуникация / К. А. Иванова. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 144 с.
Иванова С. В. Искусство подбора персонала:Как оценить человека за
час / С. В. Иванова. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2004. 160 с.
Иванова С. В. Кандидат,новичок,сотрудник:инструменты управле-ния пе
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.277 с.) |