Эволюция государства в государство социальной справедливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция государства в государство социальной справедливости



Как развивалось, как эволюционировало государство? Как сфор- мировалась драматическая коллизия между либеральным взглядом на государство, путинским упорством в уродовании нашей страны, и воз- можной другой моделью, другим устроением российского государства, которое предлагаем мы?

Когдародилосьпротогосударство в видесемей, родов, племен, то мало- помалу, но находящееся внизу пирамиды большинство стало задаваться естественным вопросом: «А чем мы хуже, чем жрец, начальник, князь, феодал, царь-батюшка, генеральный секретарь или президент наверху? Он — такой же человек. Но почему он кушает лучше, а нам остается по остаточному принципу?». Эта распределительная проблема материаль- ной справедливости по мере созревания человеческого самоосознания своего индивидуального достоинства становилась все более актуальной. Протогосударство родилось как правовое государство первого типа.

Табу, сакральные, легитимизирующие традиции, закрепляющиеся  уже

в культурном наследии, — все это были порядки и протоправо, но оно тоже было основано на праве сильного, на силе силы, на принципиальной распределительной и иной несправедливости. По мере развития самосо- знания индивидов и общества в целом требования социальности, прежде всего в материально-распределительном отношении, нарастали. Это по- родило конфликт по вертикали, который после социализирующих и со- циалистических революций и потрясений привел к переменам, которые воплотились в концепте социального государства, или, точнее сказать, — государства welfare state, т. е. государства всеобщего благосостояния. Включились перераспределительные механизмы. Стала нарастать доля


государственных бюджетных расходов в общих материальных и финан- совых потоках в сообществе. Стала рождаться система социального вспо- моществования. Стали зарождаться пенсионные системы. И это породило социальное государство, которое сейчас эволюционирует в государство социальной справедливости. Но тут важно чувствовать тонкий нюанс. Социальность — понятие шире, чем только материальное распредели- тельное содержание, в нем есть и нематериальная важная компонента. Обычно это упускают из виду. Социальное понимают только как welfare state. И социальность как истинно человеческую организацию общежи- тельства.

Значит, социальная справедливость имеет два компонента. Первый

компонент — это распределительная материальная справедливость. А второй компонент — справедливость как таковая, что является более глубокой категорией, но не для только индивида, а и для системы взаи- моотношений «индивид-общество», «индивид-государство», «общество- государство», «государство-общество».

Сейчас, наверное, самый правильный момент, как обычно, чтобы на- помнить вам о той научно-учебной литературе, на базе которой я и про- вожу наше занятие. Прежде всего, это шеститомная работа, которая на- зывается «Национальная идея России».

Диск «Наука, государства и вызовы современной России», который содержит курс лекций.

Книга «Нравственное государство. От теории к проекту».

Книга «Государство справедливости — праведное государство». В ней подробнейшим образом рассмотрено, что такое «справедливость», что такое «социальная справедливость», что такое «государство социаль- ное», что такое «государство социальной справедливости», и что такое

«государство справедливости» или «праведное государство».

Социальное государство, welfare state, пришло после социальных ре- волюций, нашей российской Великой Октябрьской социалистической революции, и создало распределительные механизмы, которые в матери- альном, меркантильном смысле начали тяготеть к социальной справед- ливости пока только в этом отношении. Но не хлебом единым жив че- ловек. Эволюционное развитие, безусловно, привело к относительному насыщению, где-то выполнению пороговых условий потребления благ, которые позволяют жить, позволяют быть здоровым, позволяют в мате- риальном смысле чувствовать себя достаточно комфортно. Но все пере- численное еще не позволяет чувствовать себя комфортно в нематериаль- ной сфере бытия. Хотя для человека истинного это очень важно. Когда мы разбирали с вами тему «Человек истинный. Нравственность, добро и зло», то увидели, что имеет место гораздо больше обстоятельств жизни человека, которые вытекают не из его биологической предыстории и при-


роды человека и животных, а из великого звания человека — быть чело- веком истинным, быть человеком по образу и подобию, быть человеком настоящим. В этом пространстве не хлебом единым достигается корень справедливости. И хотя мы к этому еще в десятом занятии придем, я, опережая события, дам наше определение.

Справедливость — это психологическое ощущение человека соот- ветствия ожидаемого им, соразмерного представлению о самом себе и о своем достоинстве, от соседа, от общества и от государства, и возда- ваемого ему реально. Когда знак равенства возникает между ожидаемым в силу моих собственных представлений, чего я достоин, и воздаваемым мне, то возникает состояние справедливости, а у человека психологиче- ски комфортное состояние (все правильно, живем по правильному). Но у общества тоже есть ожидаемое от индивида — его обязанности, его от- ветственность, его долг — работать, быть нравственным, быть законо- послушным, защищать свою страну, священный долг защиты Отечества, и его отдача обществу. А общество — еще и в смысле государство.

 

Государство — это социальная оболочка, созданная человеком для максимизации всеобщего блага

Вот мы и подходим к нашему ключевому определению, что же такое

«государство», в отличие от института насилия в интересах эксплуата- торского правящего класса (левая догматика) или института ночного сторожа, обеспечивающего безопасность и администрирование по со- временным либеральным представлениям (право-либеральная дог- матика). Государство в этом большом контексте, при отталкивании от природы явления — это социальная оболочка, созданная человеческим сообществом для максимизации успешности страны или государства в широком смысле, достижения всеобщего блага (то есть человека, обще- ства, государства). Общество эту оболочку изобрело во имя всеобщего блага общества, т. е. большинства народонаселения страны. Эта оболочка формируется, наделяется ресурсами, управленческими властными ман- датами и обслуживает большинство и все общество. Вот, что такое госу- дарство в точном, истинном, эволюционно нацеленном на бесконечное будущее и итоги развития смысле.

Функция насилия у него конечно есть, в том числе функция лишения

жизни правонарушителей, негодяев и преступников. Для чего? Для того, чтобы права и порядки в этом правовом, социальном, нравственном, справедливом устроении были бы обеспечены.

Почему мы настаиваем на том, что либеральная доктрина глубоко ошибочна, лукава и преступна? Либерализм — явление в истории дина- мичное, так же, как и эволюционная история самого государства. Когда


государство еще только-только подходило к этапу социализирующих преобразований (XVIII–XIX вв., в XVII веке первые исторические намеки начали возникать), то государство превратилось в то время в Левиафана. Мыслители видели, что оно подавило человека, его достоинство, его инди- видуальность. Японское протогосударство, например, предполагало, что у человека даже имени нет, его именовали по тем общественным функци- ям, рабочим профессиям, которыми он занимался. Человек был подавлен, человек действительно не был человеком в виду этого монстра — государ- ства античеловеческого. Из этого противоречия и родился первичный, изначальный либерализм, который сыграл, конечно же, позитивную роль в истории, когда сделал заявление: «Каждый человек, а не только наверху альфа-самец, князь, феодал и власть предержащий кардинал, имеет чело- веческое достоинство». Оформилось это понимание, в конце концов, во Всеобщей декларации прав и свобод человека, в которой и принят важ- нейший принцип равенства человеческого достоинства, на чем мы сей- час строим нашу модель социализма настоящего, истинного, нашу новую Конституцию. Облик будущей России построен не на принципе равенства материального (это welfare state), не на принципе лукавого современного либерального подставного механизма обмана и эксплуатации якобы ра-

венства возможностей без учета стартовых условий, а на принципе равен -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.006 с.)