Тема №7. Психология внимания, воли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №7. Психология внимания, воли.



Внимание.

Вниманием называется произ­вольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обна­руживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внима­ние к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внима­ние обусловливает избирательность, сознательный или полу­сознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект, а при сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз — "отсутствующий взор".

Функции внимания:

1. Отбор значимых, соответствующих данной деятель­ности, воздействий

2. Игнорирование (торможение, устранение) несущественных, побочных, конкурирующих воздей­ствий.

3. Удержа­ние (сохранение) данной деятельности (образов, предметного содержания) до момента завершения деятельности.

4. Регуляция и контроль деятель­ности.

Формы и уровни внимания:

Внимание способствует селективности (избирательности) протекания любых психических процессов. В силу этого можно выделить несколько форм внимания:

а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и другие);

б) моторное (двигательное) внимание;

в) эмоциональное внимание (связано с эмоционально-значимыми стимулами, с процессами запечатления информации);

г) интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания).

Иногда просто говорят о внешнем внимании (направленность сознания на предметы, явления внешней среды и свои внешние действия) и внутреннем внимании (направленность внимания на явления и состояния внутренней среды организма).

Свойства внимания:

1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, ко­торые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыс­лу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объе­диненные. У взрослого человека объем внимания равен 5—7 объектам. (закон памяти 7+- 2)

2. Концентрация внимания -  степень сосредоточения созна­ния на объекте. Чем меньше круг объектов или воспринимаемый участок, тем концен­трированнее внимание. Концентрация обеспечивает углубленное изучение.

3. Распределение внимания -  умение одновремен­но выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Очень важно для профессии шофера, летчика, педагога, врача.

4. Устойчивость внимания - об­щая направленность внимания в процессе деятельности. На ус­тойчивость влияет интерес, разнообразие действий (впечатлений), активная деятельность с объектом.

5. Отвлекаемость -  выражается в колебаниях внима­ния, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Противоположна устойчивости. Наблюдается даже при очень сосредоточенной работе, приводит к отвлечению от объекта через 15-20 мин.

6. Переключение внимания - перестройка внимания, перенос его с одного объекта на другой. Различают переключе­ние преднамеренное (произвольное) и непреднамерен­ное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Выделяют ряд показателей переключаемости внимания:

1) время, затрачиваемое на переключение внимания;

2) продуктивность (производительность) работы по сравнению с объемом ее или временем выполнения определенного объема работы без переключения внимания;

3) качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.

В отличие от полного (завершенного) переключения, неполное (незавершенное) переключение не сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для нового дела или объекта внимания. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности чаще проявляется в том, что новая работа может выполняться по правилам, отвечающим специфике старой.

Виды внимания:

Различают три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

1. Непроизвольное внимание - само собой воз­никающее внимание, вызванное действием сильного, контраст­ного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

2. Произвольное внимание -  это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Произвольно со­средоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса дея­тельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Утомление наступает через 15-20 минут. Произвольное сосредоточение облегчается при включении практического действия (конспектирование при чтении). Психическое утомление, эмоциональное возбуждение, вызванные причинами, посторон­ними для выполняемой работы (озабоченность какими-то дру­гими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), тоже значительно ослабляет произвольное внимание чело­века.

3. Послепроизволъное внимание – может продолжаться часами, является самым эффективным идлительным. Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в резуль­тате длительное время сохраняется целенаправленность, снима­ется напряжение, человек не устает.

При этом существует закономерность циркуляции, флуктуации внимания - через каждые 6—-10 сек мозг человека отключается от приема инфор­мации на доли секунды, в результате какая-то часть информа­ции может быть потеряна.

Расстройства внимания бывают как временные явления у совершенно нормальных людей при утомлении или эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и в этих случаях ее называют "невнимательностью" (в противовес "внимательности").

Типы невнимательности:

1. Рассеянность ("порхающее" внимание), определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным в результате сильного переутомления или болезни.

2. Чрезмерная сосредоточенность. Определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип "невнимательности ученого", сосредоточенного на своих мыслях.

3. Переутомленность. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей подобная невнимательность является временной в результате переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях кислородного голодания мозга, при церебральном атеросклерозе у пожилых людей ("стариковская рассеянность").

Возрастные особенности внимания:

Первые проявления начинают фиксироваться на 10-12-й день жизни, к концу первого месяца ребенок может следить в течение нескольких секунд за ярким блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз. Ребенка привлекают не только яркие, подвижные предметы, но и звуки, а начиная со 2-го месяца возрастает и длительность сосредоточения на звуках. На 2-3 месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекает человек и его голос.

К 2-му году жизни ребенок уже может сосредоточенно заниматься с разными предметами в течение 8-10 минут, однако устойчивость внимания у маленьких детей слабая. Внимание ребенка более легко привлекается ярким, сильным или новым раздражителем, и он еще не может сам, произвольно менять направленность внимания. У маленьких детей очень узкий объем внимания. Если ребенок держит в руках игрушку и ему показали другую, он отпускает первую и тянется за второй. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям недоступно.

В дошкольном возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости, формируется произвольное внимание. Ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, однако у 4-6-летних детей объем внимания еще недостаточен для различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков). Нарастание устойчивости внимания проявляется у детей в увеличении продолжительности игр. Если годовалые дети сохраняют устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних это время достигает 27 минут, а 5-6-летние дети могут играть на протяжении 96-100 минут. Если младшие дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие дошкольники тратят на те же картинки 12-19 секунд времени.

В детской практике часто встречается синдром дефицита внимания. Он проявляется внешне постоянными беспокойными движениями в кистях и стопах ("извиваются"), неусидчивостью, болтливостью с легкой отвлекаемостью на посторонние стимулы, нетерпеливостью (с трудом дожидается своей очереди во время игр), склонностью отвечать, не выслушав вопроса, вмешиваться во все дела, терять необходимые вещи (игрушки, карандаши и т.п.), совершать опасные действия, например, перебегать автодорогу (недоучет последствий).

 

Воля.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего по­ведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Внешние препятствия - это время, пространство, противодействия людей или физические свойства вещей. Внутренние препятствия — это собственные отношения и установки человека, болезненное состояние, усталость. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое представляет собой особое нервно-психическое состояние, создающее необходимый тонус и мобилизационную готовность физических, интеллектуальных и моральных сил для преодоления трудностей.

Все действия человека могут быть поделены на две катего­рии: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осоз­наваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером не­произвольных действий могут служить поступки людей в со­стоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева). Непроизвольные моторные действия следует отличать от рефлекторных и инстинктивных движений (сосательный, оборонительный, хватательный, ориентировочный и другие рефлексы). Произвольные действия предполагают осознание цели, пред­варительное представление тех операций, которые могут обес­печить ее достижение, их очередность.

Низшие уровни воли, такие как произвольное движение или задержка импульсивного действия, выделяются уже у животных, однако развитая воля является специфически человеческой функцией. Она является социальным новообразованием психики, возникла и формируется в процессе трудовой деятельности человека.

Волевые действия можно подразделять на сложные и простые. Сложное волевое действие — наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания. Простое волевое действие не требует специального осмысления, но требует при его выполнении постоянного активного внимания.

Функции воли:

1. Побудительная. Обеспечивает возможности человека для активизации своих действий, чтобы добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Побудительная функция воли связана с активностью человека, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью.

2. Тормозная функция воли заключается в возможностях человека удержаться от совершения каких-то действий, а если они начались, то замедлить или остановить их, направить по другому руслу. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Восприятие человеком собственного поведения и его последствий связано с понятием локуса контроля воли. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1. Интерналы. Интерпретируют значимые со­бытия как результат собственных усилий. Счи­тают, что большинство важных событий их жизни было ре­зультатом их собственных действий, чувствуют свою соб­ственную ответственность за эти события и за то, как скла­дывается их жизнь в целом. Считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, берут на себя ответственность и за все отрицательные собы­тия. Считают себя ответственными за собственные карьерные успехи (или неуспехи), за события семейной жизни, за складывающиеся отношения с другими людьми, за свое здоровье или болезнь. Такие больные активно принимают участие в процессе лечения, четко выполняют рекомендации.

2. Экстерналы. Полагают, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, судьбы, действий других людей и т.п. Чаще пассивны, пессимистич­ны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — «пешки» в этой жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним об­стоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Пассивные больные, полностью «зависящие» от действий врача, который должен нести полную ответственность за их здоровье.

Проявления воли зависят от трудностей внешнего мира и сложности собственного внутреннего мира человека. В зависимости от этого можно выделить 4 варианта проявления воли.

Таблица 7.1

Варианты проявления воли

 

 

Простой внутренний мир

Легкий внешний мир

 

 

 

Сложный внутренний мир

1. В легком мире воля практически не требуется (желания человека просты, любое желание осуществимо) 3. Требуются волевые усилия по преодолению внут­ренних противоречий, сомнений, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при приня­тии решения
2. В трудном мире, где существуют препятствия, требуются волевые усилия но сам человек внутренне спокоен. 4. Требуются интенсивные волевые усилия для пре­одоления внутренних сомнений при выборе решения и для осу­ществления действий в условиях объективных помех и труд­ностей.

 

Трудный внешний мир

 

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

 1) трудных ситуаций «трудного мира»

 2) сложного, противо­речивого внутреннего мира в самом человеке.

Воля и волевые качества могут у человека не сформироваться при условии:

1) ребенок избало­ван, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется);

2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам ре­шения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.035 с.)