Способы восприятия человека человеком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы восприятия человека человеком.



При восприятии нового для себя человека человек выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, привычки и манеры поведения. Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами:

1. Эмоциональным способом – социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности (симпатия).

2. Интуитивно-эмоциональным способом – социальные качества приписываются индивиду по способности вызывать бессознательное доверие (эмпатия).

3. Аналитическим способом – каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы – злой человек).

4. Перцептивно-ассоциативным способом – человеку приписываются качества внешне сходного с ним человека.

5. Социально-ассоциативным способом – человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам (в шинели – военный)

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.

 

Представление – субъективный собирательный образ предыдущих восприятий предмета или явления, хранящийся в памяти.

Представление носит обобщенный, расплывчатый характер. Например, представление «Стул» есть собирательный зрительно-кинестетический образ всех стульев, с которыми человеку приходилось взаимодействовать в своей жизни. Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждения, которые образовались при восприятии предметов или явлений.

Классификация представлений.

По видам анализаторов. Зрительные (образ человека, предмета, пейзажа). Слуховые (представление мелодии). Тактильные (тактильный образ предмета). Обонятельные (представление запахов), двигательные (образ движения своего тела при прыжке) и другие.

По степени обобщённости. Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

По степени проявления волевых усилий. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По продолжительности. Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания, для обслуживания оперативных (текущих) интересов его деятельности. Кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой–то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть. Долговременные – представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Определение ощущений.

2. Какие виды ощущений вам известны?

3. Какие свойства предметов или явлений отражаются в ощущении?

4. Каковы характеристики ощущений?

5. Определение восприятия.

6. Классификация восприятий.

7. Каковы характеристики восприятия?

8. Как воспринимает человека человек?

9. Определение представлений.

10. Классификация представлений.

 

Тема №4. Психология памяти.

Память – способность к запечатлению, сохранению и произвольному воспроизведению сенсорной информации.

Также память есть способность к воспроизведению прошлого опыта, психический процесс отражения, выражающийся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Формами, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение информации, являются образы и слова. В слове можно сохранять описание, а в представлении – обобщенный образ о том, чего в наличной ситуации нет.

Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранения, воспроизведение и забывание.

Структуры памяти локализованы в различных участках мозга. Наследственная память локализована в таламо-гипоталамическом комплексе. Здесь находятся центры инстинктивных программ поведения (пищевых, оборонительных и половых) и центры глубинных биологических эмоций (страха, тоски, радости, гнева, удовольствия).

Долговременная поведенческая память индивида (подсознательно-субъективный опыт) локализована в лимбической системе. Здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы – эмоциональные установки, привычки и психические комплексы.

Словесно-логическая память локализована в лобных долях мозга. Все, что связано с сонательно-производственной деятельностью, хранится в неокортексе, различных зонах мозговой коры.

Характеристики памяти:

Объем – это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и её отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Скорость – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенного темпа её обработки и использования.

Точность – это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.

Длительность – важнейшая характеристика памяти человека в целом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

Виды памяти.

по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая) - связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5сек. Это память - образ.

2. Kpaтковременная - способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. Здесь сохраняется обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала, кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее подается только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека. (20 сек - длительность удержания информации).

3. Оперативная - рассчитана на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется задачей, и рассчитан только на решение данной задачи.

4. Долговременная – предназначена для хранения информации в течении практически неограниченного срока. Эта информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты. Этот вид памяти тесно связан с мышлением и волей.

5. Генетическая - информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На этот вид памяти мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

По преобладающему в процессах памяти анализатору:

1. Зрительная - связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

2. Слуховая - это запоминание и воспроизведение разнообразных звуков. Особенную разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью, логикой.

3. Осязательная, обонятельная и вкусовая - их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру вовлечённых психических процессов:

1. Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

2. Эмоциональная - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала.

По характеру участия воли в процессах памяти:

1. Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной анемической задачи.

2. Произвольная – запоминание и воспроизведение, которое происходит при постановке задач, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.01 с.)