Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие памяти в онтогенезе.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредовательное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных механических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого превращается в произвольное. В онтогенезе все виды памяти формируется у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности позже всех складывается логическая память («память - рассказ») она имеется уже у ребенка 3-4 лет в элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование связано с обучением. Формирование образной памяти связывается со 2 годом жизни, вершины она достигает к юношескому возрасту. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие других подвидов (осязательная, обонятельная, вкусовая) связано с различиями профессиональной деятельности, например у дегустаторов. Образная память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная, иногда называемая символическая, семантическая память или словесно–логическая память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т. п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка – это память на абстрактный, отвлеченно–символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память в онтогенезе формируется вслед за образной памятью и достигает своего расцвета к 10–13 годам. От образной памяти она отличается большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.
Законы памяти: 1. Эффект Зейгарник – незавершенные действия запоминаются лучше завершенных. 2. Кривая забывания Эббингауза – забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. 3. Простые события в жизни, сопровождающиеся сильными переживаниями, запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше. 4. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец (эффект края) 5. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные.
Эффективность произвольной памяти зависит от цели запоминания и приёмов заучивания. Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется. Если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. Приемы заучивания: 1. Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. 2. Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти. 3. Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память 4. Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Вопросы для контроля знаний. 1. Определение памяти. 2. Каковы физиологические основы памяти? 3. Какие характеристики памяти вы знаете? 4. Что такое запечатление, сохранение и воспроизведение информации? 5. Чем отличаются произвольное и непроизвольное запоминание? 6. Какие законы памяти вы знаете? 7. От чего зависит эффективность произвольной памяти? 8. Какие приёмы заучивания вам известны? 9. Как развивается память в онтогенезе?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.004 с.) |