Тема №5. Психология мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №5. Психология мышления.



Мышление – психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Операции процесса мышления:

Мыслительная деятельность протекает в виде особых умственных операций с последующим переходом к образованию понятий.

Анализ мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое путем изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон.

Синтез мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.

Сравнение мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или их качественными особенностями.

Обобщение мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

Абстракция (отвлечение) мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений.

Конкретизация мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.

Систематизация (классификация) мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий друг с другом (деление категорий по существенному признаку).

Виды мышления:

Наглядно-действенное (практическое) мышление вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятие). Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года преобладает этот тип мышления. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Вместе с наглядными образами используются и знания, полученные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени.

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление вид мышления, которое опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь мышление, благодаря абстрагированию, позволяет создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. Они становятся содержанием мышления, и с ними могут совершаться все основные мыслительные операции.

По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов выделяют два вида мышления. А налитическое (логическое) мышлениеразвернуто во времени, имеет четкие и осознанные этапы и осуществляется путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности. Интуитивное мышлениехарактеризуется быстротой протекания, малой осознанностью многих его этапов и осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, своеобразное «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения.

Основные формы мышления:

Понятие форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словом. В самом упрощённом виде понятие – это название предмета или явления. В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Умение мыслить всегда есть умение оперировать понятиями, как первичными элементами знания. Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нем мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), и абстрактным, когда в нем мыслится свойство предмета или отношения между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Суждение форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Обычно суждение состоит из двух понятий двух терминов суждения: субъекта (от лат. subjektum подлежащее), и предиката (от лат. praedikatum сказуемое). Например, суждение «роза красная». Субъектом является «роза», т.е. понятие, относительно которого строится утверждение или отрицание. Предикатом «красная», т.е. словесное выражение самого утверждения или отрицания.

Умозаключение это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем путем выведения из уже имеющихся знаний. Оно состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение, которое называется заключением. Результатом окончательной мыслительной переработки заключения становится вывод. Умозаключения характеризуются универсальностью, и точно отражают уровень знаний человечества в определённый исторический период. Умозаключения собраны в энциклопедиях.

Методы мышления.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio выведение) ход рассуждений от более общего знания к частному, от множества к единичному, от большого к малому. При этом переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio наведение) рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делается вывод о его принадлежности всем явлениям данного класса.

Типы мышления.

Механически-ассоциативный тип мышления. Ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое «свободное», хаотически-механическое ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативный тип мышления отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой цели понятие «Руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подсознательному подбору необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера, тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.005 с.)