Кто принадлежит и кто не принадлежит к Церкви Христовой? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто принадлежит и кто не принадлежит к Церкви Христовой?



Согласно определению «Пространного христианского катехизиса», Церковь – это «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами» (О вере, о девятом члене Символа веры).

«Мы веруем, – говорится в догматическом определении Иерусалимского собора 1672 года, – что членами Кафолической Церкви являются все верные, и только они – то есть, те, которые, действительно получив непорочную веру Спасителя Христа от Самого Христа, от апостолов, и Святых Вселенских Соборов, несомненно исповедуют ее, несмотря на то, что некоторые из них могут быть виновны во всевозможных грехах» (Исповедание православной веры Восточной Церкви, определение 11). «Хотя Церковь видима, поскольку она пребывает на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время она и невидима, поскольку она есть и на Небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости» – утверждается в «Пространном христианском катехизисе». Таким образом, к Церкви Христовой принадлежат все православно-верующие, не одни только праведники, но вместе и грешники, включая умерших в покаянии и вере (см. Простр. христ. катехизис. О вере, об одиннадцатом члене Символа веры).

На основании этих определений можно сказать, что к Церкви не принадлежат:

• безбожники, иноверцы и еретики, которых никак нельзя назвать православно-верующими, а соответственно и членами Церкви;

• отступники и раскольники, которые фактически не находятся в единстве с Церковью. Однако и о них Церковь заповедует молиться «чтобы они обратились к православной вере до своего последнего дня» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 92);

• нераскаянные грешники, которые «или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви» (Простр. христ. катехизис. О вере, о девятом члене Символа веры).

Однако, в рассуждении о непринадлежности еретиков и раскольников к Церкви, следует помнить, что речь идет не о тех «из них, которые держатся ереси или раскола в тайне, стараясь казаться принадлежащими к Церкви, и наружно исполняя еe уставы; или – увлекаются еретическими и раскольническими заблуждениями по невежеству и без всякой злонамеренности и упорства: ибо очевидно, что они ни сами видимо не отлучили еще себя от общества верующих, ни отлучены властию Церкви, – хотя, быть может, и отлучены уже сокровенным от нас и от них судом Божиим: таковых людей всего лучше предоставлять суду Того, который ведает самые помышления человеческие, и испытует сердца и утробы» (митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. СПб., 1857. С. 156-157).

Не работать – это грех?

Четвертая заповедь закона Божия предписывает: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх. 20. 8-10). Как отмечается в «Пространном христианском катехизисе», «когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности» (О любви, о четвертой заповеди).

«Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол пишет: "Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17). Всем памятны слова апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3. 10)» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.4).

В Слове Божием встречается немало увещаний к труду. «Пойди к муравью, ленивец, - говорится в Книге притчей царя Соломона, - посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?» (Прит. 6. 6-9). И еще: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло тёрном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок» (Прит. 24. 30-32).

Тунеядство, то есть когда люди «получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалованье или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать; также когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого, живут милостыней» считается Церковью грехом (Простр. христ. катехизис. О любви, о восьмой заповеди).

В тоже время, для того чтобы дать нравственную оценку ситуации, в которой человек не работает, нужно учитывать ряд факторов. Если в основе такого выбора лежит только лень и желание жить за чужой счет, то, разумеется, это грех. Однако бывают ситуации, когда человек не может трудиться по объективным причинам. Тогда «заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, — о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах — и делиться с ними плодами труда, "чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих" (Втор. 24. 19-22)» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.004 с.)