Как соотносится библейское учение о происхождении жизни, человека и теория эволюции. Возможен ли здесь компромисс, который предлагают сторонники концепции теистического эволюционизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как соотносится библейское учение о происхождении жизни, человека и теория эволюции. Возможен ли здесь компромисс, который предлагают сторонники концепции теистического эволюционизма.



Прежде всего, нужно заметить, что теория эволюции с самого начала своего появления является попыткой предложить объяснение зарождения и развития жизни на Земле, альтернативное библейскому. Если Библия говорит о Боге, как о Творце всего, то в представлении об эволюции, живые существа появляются естественным образом, а Бог, если и существует, то мог бы годится лишь на роль двигателя эволюционного процесса. По словам английского биолога Джулиана Хаксли, здесь «нет ни места, ни необходимости в сверхъестественном. Земля не была создана, она возникла в результате эволюции. То же самое можно сказать и о животных, и о растениях, которые ее населяют, включая нас, людей, наше сознание и душу, а также наш мозг и наше тело» (Цит. по: Tax S. Evolution alter Darwin. University of Chicago Press, 1960. Р. 252-253).

Попытка компромисса, употребляемая некоторыми богословами понятна, хотя и не выдерживает критики. Но если мы обратимся к официальным документам учительства Церкви, станет вполне ясно, что библейское учение и эволюционная теория отражают две глубоко различных картины мира.

В «Пространном христианском катехизисе» – официальном изложении основ веры и нравственности в Русской Церкви, мы читаем следующее: «Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразовавшаяся и пустая. Затем Бог постепенно сотворил все, что на небе и на земле. В первый день бытия мира – свет. Во второй день – твердь, или видимое небо. В третий вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый – солнце, луну и звезды. В пятый – рыб и птиц. В шестой – животных четвероногих, живущих на суше, и, наконец, человека. <...> Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно. Известны особенности сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). И сотворил Бог тело первого человека – Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену – Еву (Быт.2, 21–22). <...> Дыхание жизни – это душа, существо духовное и бессмертное. Слово «рай» означает «сад». Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытие как подобное саду. Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души – духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. <...> Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом и чтобы поэтому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга» (О вере, о первом члене Символа веры)

Также следует добавить, что учение об историчности праотца Адама и грехопадения в Едемском саду неоднократно провозглашалось православными соборами, имеющими вселенский авторитет (см. 123 и 124 правило Карф. собора; Посл. вост. патриархов, чл. 6; Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 24). Как отмечает прот. Олег Давыденков, «догматически важно показать происхождение от Адама и Евы всего человеческого рода, потому что тем самым утверждается единосущие всех людей между собой. А на этой истине, в свою очередь, основывается учение о первородном грехе и об искуплении: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5:12)» (Догматическое богословие).

Таким образом, можно со всей уверенностью сказать, что библейское повествование о творении и его традиционное понимание, которое мы находим в документах учительства Церкви, несовместимо с теорией эволюции.

Кем и когда был создан ад?

Когда был создан ад неизвестно. Но создал его, как и все остальное, именно Бог. Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что Бог "геенну уготовал для того, чтобы страх наказания и нестерпимая тяжесть мучений побуждали нас (стремиться) к царствию" (Беседы на книгу Бытия, 23).

Свт. Григорий Палама обращаясь как бы от лица Христа к грешникам, говорит: "Не для этого Я сотворил вас, не для вас создал этот огонь; сей неугасимый огонь зажжен для неизменных в состоянии зла бесов, к которым и вас причислила, подобная им, нераскаянная ваша воля" (Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении).

Таким образом, Бог, хотя и не желает никому этих вечных мук, является их Создателем, зная наперед о том, что найдутся существа, добровольно отвергнувшие Его любовь к ним. Христос освобождает верующих в Него от власти ада и смерти, но те, кто не воспользуются спасительным шансом, не смогут их избежать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.007 с.)